ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-239362/19 от 16.06.2020 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, дом 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 09АП-5210/2020

город Москва

16.06.2020

дело № А40-239362/19

резолютивная часть постановления оглашена 16.06.2020

постановление изготовлено в полном объеме 16.06.2020

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Кочешкова М.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Дунай»

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.11.2019 по делу № А40-239362/19

по заявлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом,

ООО «Дунай» (ОГРН 1107746179859)

к Правительству г. Москвы (ОГРН 1027739813507)

третьи лица: Акимов М.И., Минобрнауки России, ФГУП «Управление служебными зданиями»

при участии:

от Федерального агентства по управлению государственным имуществом – не явился, извещен; от ООО «Дунай» – не явился, извещен;

от заинтересованного лица – Васипёнок Ю.В. по доверенности от 10.02.2020;

от третьих лиц - Акимов М.И. не явился, извещен; от Минобрнауки России представитель не явился, извещен; от ФГУП «Управление служебными зданиями» – Ермачков А.С. по доверенности от 30.01.2020;

установил: Росимущество и ООО «Дунай» обратились в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.06.2019 № 268-РП.

Определением суда по делу № А40-238664/19-149-2035 производство по делам № А40-239362/19-84-1957 и № А40-238664/19-149-2035 объединены для совместного рассмотрения.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.11.2019 принят отказ Росимущества от заявленных требований в части признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: Москва, улица Часовая, дом 27/12 аварийным и подлежащим сносу, производство по делу № А40-239362/19-84-1957 по заявлению Росимущества в указанной части прекращено; в остальной части в удовлетворении заявленных требований, отказано.

ООО «Дунай» не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.

Представители заявителей, Акимов М.И., представитель Минобрнауки России в судебное заседание не явились, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представители лиц, явившиеся в судебное заседание, поддержали свои доводы и возражения.

Из материалов дела следует, что Российская Федерация является собственником жилых и нежилых помещений, общей площадью 2.504,6 кв.м., расположенных в многоквартирном доме по адресу: Москва, улица Часовая, дом 27/12, балансодержателем указанных площадей является ФГУП «Управление служебными зданиями» (ФГУП «УСЗ).

В ноябре 2013 в результате строительства Алабяно-Балтийского тоннеля указанный дом поврежден.

На основании заключения межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда г. Москвы от 23.04.2019 № 18-13-127/9-4 Правительством г. Москвы издано распоряжение от 05.06.2019 № 268-РП, согласно которому в том числе многоквартирный дом, расположенный по адресу: Москва, улица Часовая, дом 27/12, признан аварийным и подлежащим сносу.

Департаменту городского имущества г. Москвы предписано осуществить освобождение помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством г. Москвы.

Не согласившись с указанным распоряжением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из фактических обстоятельств и правовых оснований.

Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.

Из материалов дела следует, что 05.06.2019 Правительством г. Москвы принято распоряжение № 268-РП «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу».

Пунктом 1 оспариваемого распоряжения многоквартирные дома по адресам: 9-я улица Соколиной Горы, дом 9, улица Дубиниская, дом 57, корп. 2, Ленинградское шоссе, дом 248, улица Часовая, дом 27/12 признаны аварийными и подлежащими сносу.

Освобождение помещений в аварийных многоквартирных домах осуществляется Департаментом городского имущества г. Москвы в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством г. Москвы (п. 2 распоряжения).

Основанием для принятия оспариваемого распоряжения послужили заключения Городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда г. Москвы от 23.04.2019 № 18-13-127/9-1, № 18-13-127/9-3, № 18-13-127/9-4.

Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.

В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также иных жилых помещений в случаях, установленных настоящим Положением.

В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации или многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, в состав комиссии с правом решающего голоса включается представитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества. В состав комиссии с правом решающего голоса также включается представитель государственного органа Российской Федерации или подведомственного ему предприятия (учреждения), если указанному органу, либо его подведомственному предприятию (учреждению) оцениваемое имущество принадлежит на соответствующем вещном праве (правообладатель).

Постановлением Правительства г. Москвы от 18.06.2012 № 274-ПП «Об организации работы Городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда г. Москвы» создана Городская межведомственная комиссия по использованию жилищного фонда г. Москвы и утверждено Положение о ней.

23.04.2019 проведено заседание Городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда г. Москвы (протокол от 23.04.2019 № 18- 13-127/9), на котором рассматривался, в том числе, и вопрос об аварийности многоквартирного дома по адресу: Москва, улица Часовая, дом 27/12.

В заседании комиссии принимали участие, в том числе, и представитель Территориального управления Росимущества в г. Москве, представитель ФГУП «УСЗ», что подтверждается протоколом заседания от 23.04.2019. Возражений по рассматриваемому вопросу ими не заявлено.

Многоквартирный жилой дом по адресу: Москва, улица Часовая, дом 27/12 - 6-ти этажный, 6-ти секционный, П-образный в плане, построен в 1938 году по индивидуальному проекту, стены кирпичные; общая площадь здания 7.368 кв.м (в том числе жилая – 4.860 кв.м., нежилая – 2.508 кв.м.). В подъезде № 1 расположены офисные помещения, подъезды № 2, № 3, № 4, № 5 - жилые. В подъезде № 6 на 1 и 2 этажах расположены офисные помещения, в части 1 этажа располагается ресторан, с 3 по 6 этажи помещения используются под гостиницу (общежитие). Жилые помещения площадью 1.394 кв.м. находятся в собственности Российской Федерации (хозяйственное ведение ФГУП «УСЗН»); площадью 3.490,5 кв.м. (53 квартиры): 45 квартир в частной собственности, 8 квартир - в собственности г. Москвы, нежилые помещения площадью 2.504,6 кв.м. находятся в собственности Российской Федерации (хозяйственное ведение ФГУП «УСЗ»).

Таким образом, многоквартирный дом по указанному адресу не является исключительно собственностью Российской Федерации, а состоит из разных форм собственности (федеральной, субъекта Российской Федерации и частной).

В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).

В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном п. 47 настоящего Положения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 не предусмотрен порядок принятия решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в случае наличия в нем различных форм собственности.

Поскольку обязательства по отселению граждан в другие жилые помещения, предоставлению в качестве компенсации жилых и нежилых помещений Российской Федерации и сносу объекта принял на себя город Москва, решение о признании дома аварийным принималось в порядке, установленном постановлением Правительства г. Москвы от 18.06.2012 № 274-ПП, в соответствии с п. 1 которого решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается Правительством г. Москвы на основании заключения Городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда г. Москвы, что не противоречит требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.

Пунктом 1 ст. 44 Закона г. Москвы от 28.06.1995 «Устав г. Москвы» установлено, что Правительство г. Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти г. Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти г. Москвы.

При таких обстоятельствах Правительство г. Москвы, как высший постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган государственной власти г. Москвы, наделено достаточной компетенцией и полномочиями для принятия оспариваемого ненормативного правового акта.

В соответствии со ст. 19 Закона г. Москвы от 20.12.2006 № 65 «О Правительстве г. Москвы» правовые акты по вопросам организационно-распорядительного характера и не являющиеся нормативными принимаются в форме распоряжений Правительства г. Москвы.

Таким образом, оспариваемый ненормативный правовой акт соответствует форме, установленной региональным законодательством.

Из материалов дела следует, что на заседании комиссии рассмотрены Техническое заключение о состоянии конструкций и инженерных систем здания, разработанного ГУП г. Москвы «МосжилНИИпроект» 2018, Научно-технический отчет о мониторинге технического состояния несущих конструкций, подготовленный НИИОСП им. Н.М. Герсеванова, иные заключения органов в соответствии с п. 26 Положения о комиссии, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 18.06.2012 № 274-ПП.

По результатам мониторинга несущих конструкций здания, установлено, что несмотря на выполненное усиление грунтов, отдельный участок здания находится в аварийном состоянии и не должен эксплуатироваться. Требуется выполнение противоаварийных мероприятий по усилению конструкций.

Согласно техническому заключению о состоянии конструкций и инженерных систем здания, разработанного в 2018 ГУП г. Москвы «МосжилНИИпроект», фундаменты под стенами здания ленточные, под опорами столбчатые, выполнены из кирпича, камня известняка, монолитного железобетона. Фундаменты не имеют достаточного заглубления от пола подвала. На отдельных участках продолжается неравномерная осадка. Фундаменты находятся в зоне 6 подъезда в аварийном техническом состоянии, в остальной части в ограниченно работоспособном состоянии. Наружные и внутренние стены здания кирпичные несущие. В кладке стен выявлены деформационные сквозные и несквозные трещины, отслоение и обрушение штукатурного слоя, в отдельных местах значительное. В габаритах 6 и 5 подъезда имеется развитие на отдельных участках сквозных деформационных трещин, расслоение кирпичной кладки в подвале. По совокупности выявленных дефектов стены здания в районе 6 подъезда находятся в аварийном техническом состоянии, в других частях в ограничено работоспособном и требуют срочных противоаварийных мероприятий по усилению в полном объеме. Перекрытия над подвалом, 1 этажом и чердаком железобетонные, между 2-5 этажами деревянные с участками из монолитного железобетона над санузлами и кухнями. В плитах перекрытий над подвалом имеются пробоины, коррозия арматуры, сколы и отслоение защитного слоя бетона. В плитах перекрытий над 1 этажом имеются трещины и зазоры в местах сопряжения со стенами. Перекрытия находятся в ограниченно-работоспособном, над подвалом в отдельных местах в аварийном техническом состоянии. Колонны, отдельные надоконные перемычки в зоне 6 подъезда, стропильная система кровли и 26 балконов находятся в аварийном состоянии.

В рамках обследования установлено, что образовавшиеся повреждения и деформация несущих стен привели к снижению эксплуатационных характеристик здания и исчерпанию несущей способности конструкций.

Предварительный анализ возможного технологического решения по усилению несущих конструкций, разработанный Департаментом строительства г. Москвы, показал потребность в отселении жителей всего дома, а также возможные негативные последствия после завершения работ при сохранении элементов усиления в квартирах и на фасадах.

Вследствие проведения работ по строительству Алабяно-Балтийского тоннеля 27.08.2013 произошла подвижка грунтов основания здания с образованием деформаций в строительных конструкциях здания. После первичной подвижки грунтов со стороны фасада выполнены металлические сваи, препятствующие дальнейшим подвижкам грунтов. Однако деформации не стабилизировались. За период с 09.2015 по настоящее время выявлено развитие деформаций в стенах здания в габаритах 6 подъезда, что свидетельствует о возможном продолжении во времени неравномерных осадок фундаментов в этой зоне.

Несущие конструкции здания не соответствуют положению Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», нарушена механическая безопасность строительных конструкций и основания здания, при которой имеется недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью граждан, и их имуществу вследствие возможного разрушения или потери устойчивости здания или его частей.

Комиссия пришла к выводу об отсутствии необходимости в дополнительном обследовании многоквартирного дома по адресу: Москва, улица Часовая, дом 27/12 и о наличии оснований для признания указанного дома аварийным и подлежащим сносу, что соответствует п. п. 9, 31.1 Положения о комиссии, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 18.06.2012 № 274-ПП, п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.

По результатам рассмотрения вопросов о соответствии состояния многоквартирного дома установленным законодательством требованиям Комиссией подготовлено заключение от 23.04.2019 № 18-13-127/9-4 по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, о выявлении оснований для признания многоквартирного дома по адресу: Москва, улица Часовая, дом 27/12 аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с п. 38 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, в результате других сложных геологических явлений, признаются непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу.

Таким образом, решение Комиссии соответствует основаниям для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, установленным разделом III Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.

В соответствии с п. 43 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Довод заявителя о том, что согласно техническому заключению ООО «ТехСтройЭкспертиза» № 2-07-06/19 в аварийном состоянии находится только центральная (основная) часть здания, отклоняется, поскольку на Комиссии данное заключение не рассматривалось, представленные технические заключения не содержали вывод об аварийности всего здания.

Комиссия не ограничена выводами, изложенными в Технических заключениях специализированных организаций, и принимает решения исходя из обстоятельств, установленных после изучения всех имеющихся материалов в их совокупности.

Кроме того, Комиссией принят во внимание факт того, что многоквартирный жилой дом имеет П-образную форму, состоит из центральной, северной и южной части, однако является единым объектом и с учетом неравномерной просадки грунтов должен быть снесен полностью.

На основании изложенного, процедура принятия решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, оспариваемое распоряжение Правительства г. Москвы от 05.06.2019 № 268-РП принято уполномоченным органом, соответствует Жилищному кодексу Российской Федерации и постановлению Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, которое регулирует порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Вместе с тем, порядок принятия решение Комиссией, а также заключение Комиссии не являются предметом настоящего спора, в судебном порядке не оспорены и недействительными не признаны, в связи с чем оснований для признания оспариваемого распоряжения недействительным не имеется.

Доказательств нарушения прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности заявителем не представлено.

Из материалов дела следует, что заявитель является арендатором помещений, вещным правом на объект не обладает. Оспариваемое распоряжение не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя, не возлагает на него каких-либо обязанностей.

Распоряжение не содержит разрешения вопросов собственности и содержащиеся в нем предписания фактически направлены на признание жилого дома аварийным, освобождение помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством г. Москвы.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются в полном объеме, неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.11.2019 по делу № А40-239362/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья Т.Т. Маркова

Судьи М.В. Кочешкова

О.С. Сумина