ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
24.03.2022
Дело № А40-239407/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2022 года
Постановление в полном объеме изготовлено 24 марта 2022 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего – судьи Филиной Е.Ю.,
судей Красновой С.В., Лазаревой И.В.,
при участии в заседании:
от истца: ФИО1, доверенность от 31.12.2020;
от ответчиков:
от Правительства Москвы: ФИО2, доверенность от 11.08.2021;
от Департамента городского имущества города Москвы: ФИО2, доверенность от 13.12.2021;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы,
на решение Арбитражного суда города Москвы от 15.10.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2021
по делу №А40-239407/2020 по иску ООО «Специализированный застройщик «Милвертин»
к Правительству Москвы, Департамента городского имущества города Москвы
по встречному исковому заявлению и объединенному делу №А40-61019/2021 Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы
к ООО «Специализированный застройщик «Милвертин»
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Специализированный застройщик «Милвертин» (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы и Правительству Москвы (далее – ответчики) об обязании принять в собственность города Москвы возведенные инвестором объекты капитального строительства и автомобильные дороги совместно с земельными участками, на которых они находятся, а именно: дошкольное образовательное учреждение на 9 групп (220 мест), находящееся на земельном участке с кадастровым номером 77:17:0100107:4892, по адресу: г. Москва, <...>; индивидуальный тепловой пункт дошкольного образовательного учреждения, находящийся на земельном участке с кадастровым номером 77:17:0100107:4894, по адресу: г. Москва, <...>; общеобразовательная школа на 600 учащихся, находящаяся на земельном участке с кадастровым номером: 77:17:0100107:4906, по адресу: г. Москва, <...>; автомобильная дорога, проектируемый проезд №982, находящаяся в границах и совпадающая с границами земельного участка №77:17:0100107:4840 и земельного участка №77:17:0100107:4907 по адресу: г. Москва, п. Внуковское, в районе д. Ликова; автомобильная дорога в однополосном исчислении, Проектируемый проезд №982, расположенная в границах и совпадающая с границами земельных участков с кадастровым номером 77:17:0100107:4864 и с кадастровым номером 77:17:0100107:4893 по адресу: г. Москва, п. Внуковское, в районе д. Ликова путем подписания актов о результатах частичной реализации инвестиционного проекта в следующей редакции: о результатах частичной реализации инвестиционного проекта согласно инвестиционному контракту от 12.11.2007 № 159 (реестровый № 15-000013-0000-0000-00000-07) в редакции дополнительных соглашений от 09.02.2012 № 1, от 18.10.2016 № 2, от 16.03.2018 № 3 в части строительства дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) на 9 групп (220 мест) по адресу: г. Москва, <...>.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 24.02.2021 для совместного рассмотрения с настоящим делом принят встречный иск Правительства Москвы об обязании ООО «Милвертин» исполнить обязательство в натуре путем подписания акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта в предложенной редакции, с учетом принятых судом уточнений исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 29.04.2021 в соответствии со статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело №А40-61019/21-61-408 по иску Правительства Москвы к ООО «Специализированный застройщик «Милвертин» об обязании подписать акт о результатах частичной реализации инвестиционного проекта согласно инвестиционному контрактует 12.11.2007 № 159 (реестровый № 15-000013-0000-0000-00000-07) в редакции дополнительных соглашений от 09.02.2012 № 1, от 18.10.2016 № 2, от 16.03.2018 № 3 в части строительства дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) на 9 групп (220 мест) по адресу: г. Москва, <...> (строительный адрес: Москва, НАО, поселение Внуковское в районе д. Ликова), объединено с настоящим делом, с присвоением номера дела №А40-239407/20-77-1644.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.10.2021 исковые требования ООО «Специализированный застройщик «Милвертин» удовлетворены частично, суд обязал Правительство Москвы подписать акты о результатах частичной реализации инвестиционного проекта в редакции истца, в части требований к Департаменту, а также в удовлетворении встречного иска Правительства Москвы к обществу отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2021 решение Арбитражного суда города Москвы от 15.10.2021 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой на решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, в которой просят обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований ООО «Специализированный застройщик «Милвертин» и удовлетворению исковых требований Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы.
В обоснование кассационной жалобы заявители указали на нарушение судами норм материального и процессуального права, считают судебные акты незаконными, необоснованными и подлежащими отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, считают, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам письменного отзыва, приобщенного судебной коллегией в материалы дела.
Обсудив заявленные доводы, заслушав присутствующих представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба – без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судами между Правительством Москвы (ответчик, Администрация) и ООО «Милвертин» (истец, инвестор) заключен инвестиционный контракт от 12.11.2007 № 159 (реестровый № 15-000013-0000-0000-00000-07) в редакции дополнительных соглашений от 09.02.2012 № 1, от 18.10.2016 № 2, от 16.03.2018 № 3 на реализацию инвестиционного проекта по адресу: г. Москва поселение Внуковское в районе д. Ликова.
Предметом контракта является реализация инвестиционного проекта по застройке объектами жилого, нежилого, смешанного типа, гаражами-стоянками, инженерными сетями и сооружениями, необходимыми для функционирования, а также объектами культурнобытового и социального назначения на земельном участке ориентировочной площадью 20,04 га расположенном по адресу: г. Москва, поселение Внуковское, в районе д. Литвякова.
В рамках реализации инвестиционного контракта инвестор обязуется за счет собственных и привлеченных средств произвести новое строительство жилых помещений, нежилых помещений (в том числе встроенно-пристроенных помещений в жилых домах и помещений в многофункциональных комплексах), детское образовательное учреждение (детский сад), общеобразовательная школа, (пункт 2.4 в редакции дополнительных соглашений № 1 и 3).
В соответствии с пунктом 3.1 контракта Администрации передается в собственность 100 % объекта - дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) на 9 групп (220 мест) по адресу: г. Москва, <...> (строительный адрес: Москва, НАО, поселение Внуковское в районе д. Ликова) с отделкой, оборудованием, мебелью и инвентарем в соответствии с нормами действующего законодательства, установленными для зданий указанного назначения.
Условиями инвестиционного контракта (пункт 2.4 в редакции дополнительного соглашения № 3) установлены поэтапные сроки ввода объектов в эксплуатацию: 1 пусковой комплекс - не позднее 01.08.2017; 2, 3 пусковые комплексы - не позднее 01.07.2018; 4 пусковой комплекс - не позднее 01.12.2020.
В соответствии с пунктом 3.1 контракта (в редакции дополнительных соглашений № 1 и 3) соотношение раздела имущества по реализации Контракта устанавливается между сторонами в пропорции: Администрации: 1,5% общей площади квартир (под ключ); ДОУ на 220 мест (с отделкой, оборудованием, мебелью и инвентарем); школа на 600 мест (с отделкой, оборудованием, мебелью и инвентарем); нежилое помещение площадью не менее 100 кв.м с обустроенным отдельным входом в составе 1 пускового комплекса для размещения ОПОП; инвестору: 98,5% общей площади квартир; 100% общей площади нежилых и подземных помещений, за исключением площади нежилых помещений, подлежащих передаче в собственность Администрации; 100% машино-мест и площади сервисных служб гаражей-стоянок.
Согласно пункту 3.6 инвестиционного контракта оформление имущественных прав сторон по результатам реализации проекта с учетом всех дополнительных соглашений к контракту производится после сдачи объекта в эксплуатацию и выполнения обязательств по контракту и дополнительным соглашениям к нему на основании акта о результатах реализации инвестиционного проекта согласно условиям контракта.
В соответствии с пунктом 3.9 контракта (в редакции дополнительного соглашения № 3) создаваемые в процессе инвестирования и строительства Объекта объекты инженерного и коммунального назначения, включая объекты дорожного хозяйства и благоустройства, за исключением объектов инженерного и коммунального назначения, подлежащих передаче в собственность ресурсоснабжающим или сетевым организациям по договорам подключения, технологического присоединения, а также объектов, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирных жилых домах, оформляются в собственность города Москвы в лице Департамента городского имущества города Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 22.08.2000№ 660 «О порядке приемки объектов инженерного и коммунального назначения в собственность города Москвы».
Во исполнение условий контракта инвестор за счет собственных средств и/или привлеченных средств обеспечил в полном объеме строительство объектов дорожного хозяйства по строительному адресу: г. Москва, НАО, п. Внуковское, в районе д. Ликова.
Объекты введены в эксплуатацию, что подтверждается разрешениями Мосгосстройнадзора на ввод объектов в эксплуатацию: № 77-229000-007699-2016 от 28.12.2016 объект дорожного хозяйства (автомобильная дорога). Проектируемые проезд № 982. 3 этап строительства, с разметкой расположенный в границах и совпадающий с границами земельного участка № 77:17:0100107:4907 площадью 0,5402 га и земельного участка №77:17:0100107:4907 площадью 0,067 га; № 77-229000-008557-2018 от 14.09.2018 объект дорожного хозяйства (автомобильная дорога в однополосном исчислении). Проектируемый проезд №982. 4 этап строительства, с разметкой, расположенный в границах и совпадающий с границами земельного участка №77:17:0100107:4864 площадью 0,4701 гаи № 77:17:0100107:4893 площадью 0,1657 га.
Объекты введены в эксплуатацию на основании разрешения Мосгосстройнадзора на ввод объекта в эксплуатацию от 30.10.2018 № 77-229000-008603-2018.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы № 4203 от 12.02.2018 «О присвоении адреса объекту адресации» дошкольному образовательному учреждению (ДОУ) на 9 групп (220 мест) присвоен адрес: г. Москва, <...>.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы № 7597 от 14.03.2018 «О присвоении адреса объекту адресации» ИТП ДОУ присвоен адрес: г. Москва, <...>.
В соответствии со статьей 7 Закона РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» незавершенные объекты инвестиционной деятельности являются долевой собственностью субъектов инвестиционного процесса до момента приемки и оплаты инвестором (заказчиком) выполненных работ и услуг.
Согласно пункту 3.6 инвестиционного контракта оформление имущественных прав сторон по результатам реализации проекта с учетом всех дополнительных соглашений к контракту производится после сдачи объекта в эксплуатацию и выполнения обязательств по контракту и дополнительным соглашениям к нему на основании акта о результатах реализации инвестиционного проекта согласно условиям контракта.
Заключенным сторонами инвестиционным контрактом не регламентирован вопрос дальнейшей судьбы земельных участков, на которых находятся передаваемые Департаменту городского имущества города Москвы объекты недвижимого имущества.
Во исполнение условий инвестиционного контракта в адрес Департамента для согласования и подписания переданы акты о результатах частичной реализации инвестиционного проекта в части следующих объектов (далее — объекты): дошкольное образовательное учреждение на 9 групп (220 мест), находящееся на земельном участке с кадастровым номером 77:17:0100107:4892, площадью 7 534 кв.м, по адресу: г. Москва, <...> (акт о результатах частичной реализации инвестиционного проекта передан в Департамент 31.07.2020 письмом №01-05/4Г27 от 29.07.2020); индивидуальный тепловой пункт дошкольного образовательного учреждения, находящийся на земельном участке с кадастровым номером 77:17:0100107:4894, площадью 212 кв.м, по адресу: г. Москва, <...> (акт о результатах частичной реализации инвестиционного проекта передан в Департамент 31.07.2020 письмом №01-05/4627 от 29.07.2020); общеобразовательная школа на 600 учащихся, находящаяся на земельном участке с кадастровым номером: 77:17:0100107:4906, площадью 23 917 кв.м., по адресу: г. Москва, <...> (акт о результатах частичной реализации инвестиционного проекта передан в Департамент 31.07.2020 письмом №01-05/4667 от 31.07.2020). Земельные участки (77:17:0100107:4892, 77:17:0100107:4894, 77:17:0100107:4906), на которых расположены вышеуказанные объекты, принадлежат инвестору на праве собственности.
Во исполнение условий инвестиционного контракта в адрес Департамента письмом № 01-05/4584 от 28.07.2020 для согласования и подписания передан акт о результатах частичной реализации инвестиционного проекта в части следующих объектов дорожного хозяйства: автомобильная дорога, проектируемый проезд №982, находящаяся в границах и совпадающая с границами земельного участка №77:17:0100107:4840 площадью 5402 кв.м и земельного участка №77:17:0100107:4907 площадью 670 кв.м по адресу: г. Москва, п. Внуковское, в районе д. Ликова; автомобильная дорога в однополосном исчислении, проектируемый проезд №982, расположенная в границах и совпадающая с границами земельных участков с кадастровым номером 77:17:0100107:4864 площадью 4701 кв.м и с кадастровым номером 77:17:0100107:4893 площадью 1 657 кв.м по адресу: г. Москва, п. Внуковское, в районе д. Ликова.
Находящиеся под автомобильной дорогой земельные участки: 77:17:0100107:4840, 77:17:0100107:4907, 77:17:0100107:4864, 77:17:0100107:4893 принадлежат инвестору на праве собственности.
Открытие дошкольного образовательного учреждения ГБОУ «Школа №1788» по адресу: г. Москва, <...> состоялось 26.08.2019, что подтверждается информацией, размещенной на официальном сайте ГБОУ «Школа №1788», в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (протокол осмотра доказательств № 50 АБ 5749156).
Открытие общеобразовательной школы ГБОУ «Школа №1788» по адресу: г. Москва, <...> состоялось 04.10.2019, что подтверждается информацией, размещенной на официальном сайте ГБОУ «Школа №1788», в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (Протокол осмотра доказательств № 50 АБ 5749156).
Информация об открытии ДОУ и Школу также содержится на официальном сайте Управы района Внуково в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (протокол осмотра доказательств №50 АБ 5749163).
В порядке досудебного урегулирования спора инвестор письмом №01-05/3569 от 10.06.2020 обратился к Департаменту о необходимости принятия возведенных инвестором объектов капитального строительства и автомобильных дорог совместно с земельными участками, на которых они находятся.
Письмом №ДГИ-1-4753 3/20-1 от 14.07.2020 Департамент выразил готовность рассмотреть проекты актов о результатах частичной реализации инвестиционного проекта с передачей объектов капитального строительства и автомобильных дорог совместно с земельными участками под ними.
По результатам проведённого 26.08.2020 совещания с участием представителей Департамента и ООО «СЗ «Милвертин» в адрес Департамента письмом № 01-05/3569 от 02.09.2020 направлен проект дополнительного соглашения №4 к инвестиционному контракту, в рамках которого в соответствии с действующим законодательством объекты капитального строительства и объекты дорожного хозяйства передаются в собственность Департамента одновременно с занятыми такими объектами земельными участками на основании актов о результатах частичной реализации инвестиционного проекта.
Указанный проект дополнительного соглашения №4 направлен также в Департамент инвестиционной и промышленной политики города Москвы на основании пункта 4.2.14 постановления Правительства Москвы от 26.07.2011 № 334-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте инвестиционной и промышленной политики города Москвы», согласно которому Департамент инвестиционной и промышленной политики города Москвы принимает решение о подготовке проектов дополнительных соглашений к инвестиционным контрактам (исх. № 01-05/6819 от 03.11.2020).
Инвестором 12.10.2020 получен ответ Департамента городского имущества города Москвы № ДГИ-1-72085/20-2 от 24.09.2020, согласно которому Департамент отказался от принятия объектов недвижимого имущества совместно с занятыми такими объектами земельными участками, также Департамент указал, что инвестору целесообразно обратиться в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии путем подачи заявления об отказе о праве собственности на землю.
Не согласившись с доводами Департамента, инвестор 23.10.2020 направил в адрес Правительства города Москвы и Департамента городского имущества города Москвы претензию с требованием о принятии возведенных объектов капитального строительства и автомобильных дорог совместно с земельными участками, на которых они находятся, на основании актов о результатах частичной реализации инвестиционного проекта.
Письмом №ДГИ-Э-130791/20-1 от 18.11.2020 Департамент отказал в удовлетворении претензии инвестора, указав, что условиями инвестиционного контракта передача прав на земельные участки не предусмотрена, инвестору в рамках действующего законодательства целесообразно обратиться в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии путем подачи заявления об отказе о праве собственности на землю.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
В обоснование исковых требований по встречному иску и объединенному делу, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы ссылаются на то, что поскольку условия и обязательства сторон по инвестиционному контракту в части финансирования и строительства объекта выполнены в полном объеме, Правительство Москвы обратилось к инвестору с проектом акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта в части объектов дорожного хозяйства.
Подписанный со стороны города Москвы проект акта о результатах частичной реализации данного инвестиционного проекта в части строительства объектов дорожного хозяйства по адресу г. Москва, НАО, п. Внуковское, в районе д. Ликова был направлен в адрес ООО «Милвертин» письмом от 30.12.2021 № ДГИ-И-95 849/20, однако инвестор от исполнения данного обязательства уклонился, до настоящего момента проект акта не подписан.
Также подписанный со стороны города Москвы проект акта о результатах частичной реализации данного инвестиционного проекта в части строительства объектов дорожного хозяйства по адресу г. Москва, НАО, п. Внуковское, в районе д. Ликова был направлен в адрес ООО «Милвертин» письмом от 27.01.2021 № ДГИ-И-4889/21, однако инвестор от исполнения данного обязательства уклонился, до настоящего момента проект акта не подписан.
Редакция актов, представленная истцом, полностью соответствует редакциям актов Правительства Москвы за исключением включения инвестором в текст актов условия об одновременной передаче в собственность города Москвы земельных участков, на которых находятся передаваемые в собственность города Москвы объекты в силу статьи 273 Гражданского кодекса РФ, статей 1, 35 Земельного кодекса РФ, согласно которым в случае принадлежности объектов недвижимости и земельного участка, на котором они расположены, одному лицу, в обороте объекты недвижимости и участок выступают совместно.
Суды пришли к выводу, что заявленные исковые требования являются, по существу, требованиями о понуждении участников к исполнению данного контракта.
Исходя из условий контракта, составление акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта является обязанностью сторон, неисполнение которой влечет невозможность регистрации участниками инвестиционных отношений права собственности на инвестиционный объект, поскольку Федеральным законом от 12.12.2011 № 427-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены дополнительные требования к документам, необходимым для регистрации права собственности на объект недвижимости, созданный по договору, заключенному с публично-правовым образованием либо унитарным предприятием до 01.01.2011.
Таким образом, уклонение стороны инвестиционного контракта, в котором участвует публично-правовое образование, от подписания акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта представляет собой неисполнение договорного обязательства, препятствующее другим его участникам оформить права на объект.
Суды, исследовав представленные доказательства, по существу заявленных требований пришли к выводам, что акт реализации в редакции Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы не соответствует условиям контракта, противоречит действующему законодательству и нарушает права инвестора. Во исполнение основополагающего принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, зафиксированного в ст.1 Земельного кодекса РФ, одновременно с передачей объектов в муниципальную собственность должны быть также переданы находящиеся под ними и необходимые для их эксплуатации земельные участки.
Учитывая, что акт о результатах реализации инвестиционного контракта не подписан, исковые требования ООО «СЗ «Милвертин» на основании статей 11, 12, 218, 219, 244, 252, 421, 431 ГК РФ, Закона РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1, Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляемой в форме капитальных вложений», Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» удовлетворены в отношении Правительства Москвы.
Суды обоснованно отказали в удовлетворении в части требований к Департаменту городского имущества города Москвы, поскольку Департамент не является органом исполнительной власти, уполномоченным для подписания акта о результатах реализации инвестиционного проекта.
Устанавливая природу возникших правоотношений между сторонами, суды пришли к выводу, что действия сторон в рамках контракта направлены на достижение общей цели - осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений в виде финансирования строительства объекта с последующим распределением площадей в объекте в порядке, установленном контрактом, контракт предусматривает объединение его сторонами вкладов для достижения результата, содержит условия об обязанностях обеих сторон, в силу чего условия контракта признаны соответствующими положениям статей 1041, 1042 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суды указали, что по своей правовой природе контракт является договором простого товарищества и к урегулированию правоотношений сторон применяются положения главы 55 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 1043 Гражданского кодекса Российской Федерации товарищи обладают внесенным ими имуществом на праве собственности или по иным основаниям отличным от права собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права собственности на объект недвижимости, созданный по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 года и предусматривающему строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, объекта недвижимости с привлечением внебюджетных источников финансирования и последующим распределением площади соответствующего объекта недвижимости между сторонами такого договора, осуществляется после завершения строительства, реконструкции этого объекта недвижимости при наличии подписанного сторонами документа, подтверждающего исполнение ими обязательств по такому договору, и в соответствии с распределением площади соответствующего объекта недвижимости, предусмотренным данным документом.
Из анализа названных норм и условий контракта следует, что составление акта о результатах реализации инвестиционного проекта является обязанностью сторон контракта, неисполнение которой влечет невозможность регистрации инвестором права собственности на соответствующие объекты недвижимости, поэтому иск о понуждении исполнения этого обязательства является надлежащим способом защиты нарушенных прав инвестора.
Установлено, что находящиеся под автомобильной дорогой земельные участки: 77:17:0100107:4840, 77:17:0100107:4907, 77:17:0100107:4864, 77:17:0100107:4893 принадлежат инвестору на праве собственности.
В марте 2020 года инвестором получен оформленный со стороны Правительства Москвы акт о результатах частичной реализации инвестиционного проекта в части объектов дорожного хозяйства, который не содержал условия о передаче земельных участков, на которых расположена автомобильная дорога.
Инвестор подписал указанный акт о результатах частичной реализации инвестиционного проекта в части объектов дорожного хозяйства с протоколом разногласий, согласно которого инвестор включил в текст указанного акта условие об одновременной передаче земельных участков под автомобильной дорогой.
Подписанный акт о результатах частичной реализации инвестиционного проекта с протоколом разногласий передан на подписание Правительству Москвы сопроводительным письмом от 18.03.2020 Исх. №01-05/1945.
Указанный проект акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта с протоколом разногласий не был подписан со стороны Правительства Москвы.
Кроме того, как следует из искового заявления, инвестор письмом №01-05/4584 от 28.07.2020 повторно направил Департаменту городского имущества города Москвы подписанный акт о результатах частичной реализации инвестиционного проекта в части объектов дорожного хозяйства для согласования и подписания, который со стороны Департамента подписан не был.
Проект акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта в редакции Департамента городского имущества города Москвы от 30.12.2020 №ДГИ-И95849/20 также не содержал условия об одновременной передаче с автомобильной дорогой земельных участков.
Применение Правительством Москвы статьи 24.2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», которая была внесена ФЗ от 12.12.2011 №427-ФЗ, признано судами необоснованным, поскольку в данной статье речь идет о строительстве на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности.
По заключенному между инвестором и Правительством Москвы контракту инвестор является собственником земельных участков, кроме того, инвестор не уклоняется от подписания акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта.
Следовательно, доводы Правительства Москвы о том, что до обращения в арбитражный суд с исковым заявлением ни в Правительство Москвы, ни в Департамент подписанный инвестором проект акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта, а также отказ от его подписания не поступали, обоснованно признан судами несостоятельным.
Как установлено судами согласно пункту 3.4 контракта по завершении строительства право пользования земельным участком будет установлено и оформлено после государственной регистрации права (доли в праве) на здание инвестору. Согласно пункту 3.6 контракта оформление имущественных прав сторон по результатам реализации проекта производится после сдачи объекта в эксплуатацию и выполнения обязательств по контракту на основании акта о результатах инвестиционного проекта.
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федераций от 11.07.2011 № 54 «О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем», при рассмотрении споров, вытекающих из договоров, связанных с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, судам следует устанавливать правовую природу соответствующих договоров и разрешать спор по правилам глав 30 («Купля-продажа»), 37 («Подряд»), 55 («Простое товарищество») Гражданского кодекса и т.д.
В случае принадлежности объектов недвижимости и земельного участка, на котором они расположены, одному лицу, в обороте объекты недвижимости и участок выступают совместно (пункт 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016).
Согласно статье 3 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
По смыслу приведенной правовой нормы, под линейными объектами в положениях градостроительного законодательства понимаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, которые выступают как единый объект вещных прав, их раздел в натуре невозможен без изменения их назначения, в связи с чем такие линии представляют собой неделимую вещь, отдельные составные части которой (в частности, опоры) не являются самостоятельными объектами недвижимости.
Согласно статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как на одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
Из приведенных правовых норм следует, что составная часть единого недвижимого комплекса не является самостоятельным объектом недвижимости и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу.
В Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 января 2012 года № 4777/08 и от 28 мая 2013 года № 17085/12 сформулированы позиции, из которых следует, что объекты, которые, хотя прочно связаны с землей, но не имеют самостоятельного функционального назначения, не признаются недвижимостью.
Соответствующие сооружения рассматриваются в качестве улучшения земельного участка, для обслуживания которого возведены, а потому следуют его юридической судьбе. Не являются недвижимым имуществом сооружения, представляющие собой улучшения земельного участка, заключающиеся в приспособлении его для удовлетворения нужд лиц, пользующихся участком.
Такие сооружения не являются самостоятельными недвижимыми вещами, а представляют лишь неотъемлемую составную часть земельного участка, на котором они расположены, и применительно к статье 135 Гражданского кодекса должны следовать судьбе этого земельного участка.
Поскольку любое твердое покрытие не имеет самостоятельного функционального назначения, создано исключительно в целях улучшения качества земель и обслуживает только земельный участок, на котором расположено, суды обоснованно пришли к выводу о том, что покрытие - неотъемлемая часть земельного участка и в соответствии с нормами статей 128 и 130 Гражданского кодекса РФ.
Замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (пункт 1 статьи 133 Гражданского кодекса).
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Следовательно, автомобильная дорога и находящийся под ней земельный участок являются составной частью единого недвижимого комплекса и в обороте выступают совместно.
Здание общеобразовательной организации должно быть обеспечено земельным участком, нормы площади которого указаны в «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-898 (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр), которые являются обязательными к применению в силу Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Постановление Правительства РФ от 04.07.2020 № 985).
Согласно СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» организации, реализующие программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, размещаются на собственной территории в отдельно стоящих зданиях. По тексту данного СП также приводятся требования к территории образовательной организации.
Следовательно, без земельного участка здание общеобразовательной организации эксплуатироваться не может.
При указанных обстоятельствах акт о результатах реализации инвестиционного проекта должен соответствовать как условиям контракта, так и нормам действующего законодательства.
Установленные судами фактические обстоятельства соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы судов сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования доказательств, представленных сторонами в дело, и им не противоречат.
Доводы кассационной жалобы основаны на иной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, а поэтому они не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов. Переоценка установленных судом первой или апелляционной инстанций обстоятельств и доказательств по делу находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15.10.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2021 по делу № А40-239407/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий – судья Е.Ю. Филина
Судьи: С.В. Краснова
И.В. Лазарева