ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-241496/16 от 12.12.2017 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва Дело № А40-241496/2016

15 декабря 2017 года

Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2017 года

Постановление в полном объеме изготовлено 15 декабря 2017 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Денисовой Н.Д.,

судей Дунаевой Н.Ю., Петровой Е.А.

при участии в заседании:

от заявителя ТСЖ «Бараново» - ФИО1, дов. от 17.05.2015

от ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве – ФИО2, дов. от 26.10.2017 № 34543/2017

от третьего лица Департамент городского имущества города Москвы – ФИО3, дов. от 12.07.2017 № 33-Д-644/17,

рассмотрев 12 декабря 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - ТСЖ «Бараново»

на решение от 27.04.2017

Арбитражного суда города Москвы,

принятое судьей Селиверстовой Н.Н.,

и постановление от 12.09.2017

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Чеботаревой И.А., Захаровым С.Л., Москвиной Л.А.,

по заявлению ТСЖ «Бараново»

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве

третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы

о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Товарищество собственников жилья «Бараново» (далее - ТСЖ «Бараново, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра, ответчик) о признании незаконным отказа от 21.10.2016 года в государственной регистрации права собственности на линейный объект - газоснабжение 6-ти жилых домов № 61, 62, 63, 64, 70, кадастровый номер 77 18 0000000 37154, протяженностью 466 метров, местоположение: г. Москвы, поселение Первомайское, д. Бараново и обязании осуществить регистрацию права собственности.

Требования заявлены со ссылкой на статьи 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о государственной регистрации) и мотивированы тем, что отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности на газопровод высокого и среднего давления является незаконным, поскольку получение разрешения на ввод газопровода в эксплуатацию не требуется ввиду того, что газопровод является объектом вспомогательного назначения и предназначен для обеспечения снабжения газом принадлежащего заявителю на праве собственности здания, а также не требуется отвода земельного участка для его создания.

К участию в деле в качестве третьего лица на основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечен Департамент городского имущества города Москвы.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.04.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, заявитель - ТСЖ «Бараново» обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления. В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм процессуального и материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам.

В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы заявителя ТСЖ «Бараново» опубликована на официальном интернет-сайте суда: http://www.fasmo.arbitr.ru.

В заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы, просил решение и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.

Представители ответчика и третьего лица против удовлетворения кассационной жалобы возражали, просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции считает судебные акты подлежащими отмене с принятием своего судебного акта, исходя из следующего.

Как установлено судами и следует из представленных доказательств, ТСЖ «Бараново» создано 06.05.2011 решением собственников жилых домов, расположенных в д. Бараново п. Первомайское г. Москвы с целью газификации жилых домов № 61, 62, 63, 64, 67, 70 на участках в г. Москве п. Первомайское, д. Бараново, ТСЖ «Бараново».

ГУП «Мособлгаз» 07.07.2011 выданы технические условия № 2289-26/14 на газификацию 8-ми жилых строений ТСЖ «Бараново» в дер. Бараново Наро- Фоминского района с разработкой проекта схемы газоснабжения всего микрорайона застройки (1 этап - 6 жилых строений).

Согласно акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 19.07.2013 г., строительно-монтажные работы по строительству газопровода выполнены в соответствии с проектом и требованиями СНиП 42-01-2002, ТСН 26.05.2014 г.

Заявитель 04.04.2016 обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением о государственной регистрацией права собственности на линейный объект протяженностью 466 м с кадастровым номером 77:18:0000000:37154, расположенный по адресу: г. Москва, п. Первомайское, д. Бараново.

Обращаясь в Управление Росреестра по Москве, за регистрацией права собственности, заявителем в качестве правоустанавливающих документов были представлены:

- решение Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому надзору от 26.12.2012 № 01-20/32,277 об утверждении заключения экспертизы промышленной безопасности эксплуатации спорного объекта;

- декларация об объекте недвижимого имущества от 01.09.2016;

- технологические условия для присоединения № 2289-26/14 от 07.07.2011, выданное ГУП Мособлгазом, об объекте газификации восьми жилых строений ТСЖ «Бараново»;

- письма Мосгосстройнадзора от 10.01.2013 № 09-3970 и 12.03.2015 о том, что магистральный газопровод по адресу с.п. Первомайское, д. Бараново не требует получения разрешения на ввод в эксплуатацию;

- акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы газоснабжения 6-ти жилых домов № 61, 62, 63, 64, 67, 70 на участках в г. Москве п. Первомайское, д. Бараново, ТСЖ «Бараново».

Письмом от 21.10.2016 за № 70/022/015/2016-2217 Управление Росреестра по Москве сообщило об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <...>, сославшись на абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В качестве обоснования отказа в государственной регистрации права собственности Управление Росреестра по Москве указало, что согласно данным государственного кадастра недвижимости, а также сведениям, содержащимся в техническом плане сооружения от 10.12.2013, объект недвижимого имущества, права на которые заявлены к государственной регистрации, представляет собой газопровод высокого и среднего давления, протяженностью 466,1 кв. м (в том числе, высокого давления - 66,3 мп, среднего давления - 399,8 мп) и МРП-1000. В соответствии с техническим планом вышеуказанный объект расположен на территории кадастровых кварталов с номерами: 77:18:0180512, 77:18:0180523, 77:18:0190401. Вместе с тем, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, а также правоустанавливающие документы на земельные участки в материалы регистрационного дела не представлены.

Считая решение об отказе от 21.10.2016 незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.

Судами установлено, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на момент принятия оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации права собственности осуществляло свою деятельность в порядке, установленном нормами действовавшего до 01.01.2017 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон № 122-ФЗ, Закон о регистрации).

В п. 2 ст. 16 Закона № 122-ФЗ установлено, что к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав (п. 1 ст. 17 Закона о регистрации).

Однако в соответствии с п. 1 ст. 18 Закона о регистрации, действовавшем на момент принятия оспариваемого решения об отказе, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

Судами указано, что в случае применения ст. 25.3 Закона о регистрации, следует, что основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство являются: - документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; - правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии с техническим планом вышеуказанный объект расположен на территории кадастровых кварталов с номерами: 77:18:0180512, 77:18:0180523, 77:18:0190401.

Суды указали, что правоустанавливающие документы на земельные участки, на котором расположен газопровод, заявителем в Управление не представлены.

Кроме того, судами указано, что в соответствии с п. 17 ст. 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство не требуется, в том числе, в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

В соответствии с п. п. 1, 2, 19 Приказа Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 № 624 (зарегистрирован в Минюсте РФ 15.04.2011 № 16902) устройство наружных сетей газоснабжения относится к перечню работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и требуют получения разрешения на строительство в установленном законом порядке.

Кроме того, в силу подпункта 11 статьи 1 ГрК РФ газопровод является линейным объектом недвижимого имущества.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» газопровод относится к опасным производственным объектам.

Пунктом 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае строительства линейных объектов необходимо наличие разрешения на строительство, подтверждающее соответствие проекту планировки территории и проекту межевания территории. Проектная документация линейного объекта разрабатывается в соответствии с требованиями технических регламентов, технических условий, разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Так как в рассматриваемом споре газопровод протяженностью 466 п. м, местоположение: г. Москва п. Первомайское, д. Бараново, ТСЖ «Бараново», органом кадастрового учета определен как самостоятельное сооружение, имеющее коммуникационное назначение (газоснабжение), что следует из кадастрового паспорта от 22.04.2014 указанного объекта, следовательно, для ввода объекта в эксплуатацию спорного объекта необходимо получение соответствующего разрешения уполномоченного органа.

Суды пришли к выводу, что представленная заявителем документация не может являться основанием для государственной регистрации права собственности на вышеуказанный линейный объект (сооружение).

Однако суды не учли следующее.

Положения п. 1 ст. 25 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» о том, что право регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, не учитывают специфику регистрации линейных сооружений, в том числе инженерных коммуникаций, после строительства которых у собственников линейных сооружений права на земельные участки не возникают.

Согласно пункту 3.9. «СП 62.13330.2011. Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002» (утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 № 780) (ред. от 10.12.2012), подземный газопровод - наружный газопровод, проложенный ниже уровня поверхности земли или по поверхности земли в обваловании.

Согласно техническому паспорту сооружения от 14.02.2014, наименование объекта - газопровод среднего и низкого давления, назначение - газоснабжение индивидуальных жилых домов. Согласно экспликации к плану сооружения технического паспорта, плану расположения, газопровод является подземным.

В соответствии с Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878 (далее - Правила), «распределительные газопроводы» -газопроводы, обеспечивающие подачу газа от газораспределительных станций магистральных газопроводов или других источников газоснабжения до газопроводов-вводов или организаций - потребителей газа.

Согласно п. 47 Правил, земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются и могут быть использованы ими с учетом ограничений (обременении), устанавливаемых настоящими Правилами и налагаемых на земельные участки в установленном порядке.

Согласно п. 48 Правил, установление охранных зон газораспределительных сетей не влечет запрета на совершение сделок с земельными участками, расположенными в этих охранных зонах.

Исходя из данных норм, никаких прав на земельные участки, по которым проложен газопровод, у истца не возникает в силу прямого указания.

Исходя из смысла ст. 51 ГрК РФ при строительстве линейных объектов разрешение на строительство выдается в соответствии с проектом планировки территории и проектом межевания территории, при этом составление градостроительного плана земельного участка не требуется.

В соответствии с п. 8 ст. 90 ЗК РФ земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов.

При этом после ввода в эксплуатацию объектов трубопроводного транспорта земельные участки, предоставленные на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов, возвращаются собственникам земельных участков.

На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.

Газопровод среднего давления, документы для регистрации права собственности на который были предоставлены заявителем, является линейным сооружением - подземным газопроводом. В связи с этим, указанный газопровод может располагаться на земельных участках иных собственников (правообладателей) без каких-либо договорных отношений с ними.

Закон Московской области № 124/2014-03 «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области» внес принципиальное новшество - для газопроводов давлением до 1,2 МПа (включительно) отменяется необходимость получения разрешения на строительство. В действовавшей до 29 октября 2015 года редакции закона получения разрешения на строительство не требовало сооружение газопроводов давление до 0,6Мпа.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание положения ст. 51 ГрК РФ, ЗК РФ, а также то, что инженерные коммуникации, строительство которых осуществлялось в строгом соответствии с законом и введенные в эксплуатацию в порядке, предусмотренном действующим законодательством, могут располагаться на земельных участках иных собственников (правообладателей) без каких-либо договорных отношений с ними, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве не имело право требовать от заявителя предоставления правоустанавливающих документов на все земельные участки, по которым проходят инженерные коммуникации. Отсутствие возможности обязанности предоставить разрешение на строительство, на ввод сооружения в эксплуатацию, на земельные участки, по которым проходит газораспределительная сеть, полностью отвечает требованиям законодательства, действующим на момент подачи документов для государственной регистрации.

В соответствии с пунктом 4 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 № 870 (далее -технический регламент), его требования не распространяются на сеть газопотребления жилых зданий.

Строительные нормы и правила Российской Федерации «Газораспределительные системы СНиП 42-01-2002» (далее - СНиП 42-01-2002), принятые и введенные в действие постановлением Госстроя России от 23 декабря 2002 г. № 163, устанавливают требования только к газораспределительным системам, в состав которых не входят сети газопотребления.

Суд апелляционной инстанции сослался на Письмо Минрегиона России от 25 июня 2009 г. №19669-ИП/08, указывая на перечень установленных данным Письмом вспомогательных объектов наружных сетей инженерно-технического обеспечения, однако, данным письмом установлены нормы для объектов, расположенные на земельном участке, предоставленном для осуществления строительства, а спорный газопровод находится вне пределов земельных участков, принадлежащих членам ТСЖ.

В этом же письме указано, что проектная документация сетей инженерно-технического обеспечения, строящихся за пределами границ элемента планировочной структуры, разрабатывается как проектная документация линейных объектов в соответствии пунктом 33 Положения, где не содержится упоминания о получении разрешения на строительство.

Газопровод является объектом вспомогательного использования, в связи с чем получение разрешения на строительство согласно пункту 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и последующий ввод в эксплуатацию газопровода в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется, а поскольку газопровод высокого давления - 66,3 мп, среднего давления - 399,8 мп Мпа, то для размещения газопровода предоставление земельного участка не требуется.

Таким образом, истцом были представлены на регистрацию все документы, необходимые для регистрации газопровода на момент его сооружения и введения в эксплуатацию. Поскольку судами не применены подлежащие применению нормы материального права, что в силу части 1 статьи 288 АПК РФ является основанием для отмены принятых по делу судебных актов. Исходя из обстоятельств, установленных судами, суд кассационной инстанции считает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.

Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 27.04.2017 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2017 по делу № А40-241496/2016 отменить.

Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в регистрации права собственности на линейный объект – газоснабжение 6-ти жилых домов №№61,62,63,64,70 кадастровый номер 77 18 0000000 37154, протяженностью 466 метров, местоположение : Москва, поселение Первомайское, д.Бараново, ТСЖ «Бараново» ( сообщение об отказе в государственной регистрации 70/022/015/2016-2217)

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве зарегистрировать право собственности на линейный объект – газоснабжение 6-ти жилых домов №№61,62,63,64,70 кадастровый номер 77 18 0000000 37154, протяженностью 466 метров, местоположение : Москва, поселение Первомайское, д.Бараново, ТСЖ «Бараново» за ТСЖ «Бараново» ОГРН <***>.

Председательствующий-судья Н.Д. Денисова

Судьи: Н.Ю. Дунаева

Е.А. Петрова