ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-242488/19 от 11.06.2020 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, дом 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 09АП-15147/2020

город  Москва

11.06.2020

дело № А40-242488/19

резолютивная часть постановления оглашена 11.06.2020

постановление изготовлено в полном объеме  11.06.2020

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующий судья Т.Т. Маркова, судьи  О.С. Сумина, Д.Е. Лепихин,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ю.И. Любимовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Московской областной таможни на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.02.2020

по делу № А40-242488/19

по заявлению ООО «Омега» (ИНН 2543085480, ОГРН 1152543023830)

к Московской областной таможне (ИНН 7735573025, ОГРН 1107746902251)

о признании незаконным решения и возложении обязанности;

от заявителя – Ильичева А.С. по доверенности от 01.01.2019;

от заинтересованного лица – Ковалев Л.Н. по доверенности от 30.09.2019;

установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.02.2020 признано незаконным решение Московской областной таможни, оформленное письмом от 26.06.2019 № 16-12/21692 и на Московскую областную таможню возложена устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Омега» в течение тридцати дней с момента вступления решения в законную силу в установленном законе порядке.

Таможенный орган не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.

Представители таможенного органа и общества в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.

Из материалов дела следует, что 27.05.2019 ООО «Омега» через систему электронного декларирования по программе Альта-ГТД в адрес Московской областной таможни обратилось с заявлением о принятии решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения о таможенной стоимости, указанные в декларации на товары № 10130220/250516/0014311, принять рассчитанную декларантом таможенную стоимость товара в связи с выявлением после выпуска товара недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, в том числе в связи с неправильным выбором метода определения таможенной стоимости товаров, соответственно неправильно определена таможенная стоимость товаров задекларированных в декларации на товары № 10130220/250516/0014311.

Рассчитанная декларантом таможенная стоимость товаров подтверждена декларациями на товары; обращением декларанта о внесении изменений (дополнений) в таможенную декларацию № 10130220/250516/0014311; перепиской с поставщиком; инвойсом OM-JC-0037; приложением OM-JC-0037; ответом на заявку; прайс - листом на товары для рыбалки; прайс - листом на товары для туризма; прайс - листом на хозяйственные товары; экспортной декларацией 192520160256655329; актом сверки взаимных расчетов по контракту OM-JC/FISHING; заявлением на перевод № 13; заявлением на внесение изменений в валютный перевод; приложением к акту сверки взаимных расчетов по контракту OM-JC/FISHING; распорядительным письмом.

Указанные документы с заявлением от 27.05.2019 направлены, в том числе, на бумажном носителе посредством Почты России, о чем свидетельствуют соответствующие почтовые уведомления и чеки.

26.06.2019 Московской областной таможней в ответ на заявление                         ООО «Омега» (вх. МОТ от 04.06.2019 № 16323) в адрес декларанта направлено письмо № 16-12/21692, которым таможенным органом отказано во внесении изменений и (или) дополнений в декларацию на товары № 10130220/250516/0014311, по мотиву того, что отказ во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларацию на товары производится в случаях, указанных в п. 18 Порядка; обращение и документы, указанные в п. 12 Порядка, поступили в таможенный орган после истечения срока, предусмотренного ст. 99 Таможенного кодекса Таможенного союза (действовал на дату подачи декларации на товары                    № 10130220/250516/0014311), с учетом положений п. 1 ст. 444 Таможенного кодекса ЕАЭС. В связи с тем, что срок нахождения товаров под таможенным контролем истек и совершение каких-либо действий в отношении сведений, заявленных в декларациях на товары, таможенным законодательством не предусмотрено, таможенным органом отказано во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в данных декларациях.

Общество, не согласившись с выводами таможенного органа, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из несоответствия решения таможенного органа действующему законодательству и нарушения прав и законных интересов заявителя.

Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.

В соответствии со ст. 99 Таможенного кодекса Таможенного союза, действующего на момент подачи декларации на товары № 10130220/250516/0014311, таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Согласно п. 1 ст. 96 названного Кодекса, при ввозе на таможенную территорию таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.

В силу пп. 1 п. 2 ст. 96 Кодекса товары, указанные в п. 1 настоящей статьи, считаются находящимися под таможенным контролем до помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Аналогичные положения содержатся в ст. 14 Таможенного кодекса ЕАЭС (вступил в законную силу с 01.01.2018).

В соответствии с п. 3 ст. 112 Таможенного кодекса ЕАЭС после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и (или) определяемых Комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.

Форма решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров определяется Комиссией.

Сроки и порядок совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, после выпуска товаров определяются Комиссией.

В соответствии с п. 4 ст. 112 Таможенного кодекса ЕАЭС для изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, применяется корректировка декларации на товары, за исключением определяемых Комиссией случаев, когда сведения могут быть изменены (дополнены) без применения этого таможенного документа.

Форма корректировки декларации на товары, структура и формат корректировки декларации на товары в виде электронного документа и электронного вида корректировки декларации на товары на бумажном носителе, порядок их заполнения определяются Комиссией.

Согласно п. 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289, внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, данные сведения подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров по результатам таможенного контроля или иного вида контроля, осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств - членов, проведенного таможенным органом, в том числе, в связи с мотивированным обращением декларанта о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, в том числе, в случае выявления необходимости внесения дополнений в сведения, указанные в декларации.

Для внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров, декларантом представляются надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронный вид, документы, подтверждающие изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в декларации на товары, в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров - ДТС, а в случае необходимости уплаты таможенных, иных платежей - также документы и (или) сведения, подтверждающие их уплату (п. 12 Порядка).

В соответствии с п. п. 13 - 15 Порядка внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании обращения, составленного в произвольной форме, с указанием регистрационного номера декларации на товары, перечня вносимых в нее изменений и (или) дополнений и обоснования необходимости внесения таких изменений и (или) дополнений. К обращению прилагаются надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронная копия, документы, подтверждающие изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в декларации на товары, в том числе документы и подтверждающие уплату таможенных, иных платежей, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС и ее электронная копия.

При необходимости внесения изменений и (или) дополнений исключительно в записи (отметки) в графах декларации на товары, заполняемых должностным лицом, представление КДТ и ее электронной копии не требуется.

В случае внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары в виде электронного документа, обращение, КДТ, ДТС при корректировке таможенной стоимости товаров, документы, подтверждающие вносимые изменения и (или) дополнения, в том числе документы, подтверждающие уплату таможенных, иных платежей, могут быть представлены декларантом в виде электронных документов с использованием информационных систем в порядке, установленном законодательством государств - членов.

Согласно п. 16 Порядка обращение должно быть зарегистрировано в таможенном органе с указанием даты подачи, в том числе с использованием информационных систем таможенного органа.

Рассмотрение таможенным органом обращения производится в соответствии с законодательством государства - члена в установленный законодательством этого государства - члена срок, который не может превышать 30 календарных дней со дня регистрации обращения в таможенном органе.

Согласно п. 17 Порядка, в случае если в ходе проверки документов, представленных в виде электронных документов, выявлена необходимость представления на бумажных носителях документов, подтверждающих изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в декларации на товары, декларанту направляется требование о представлении таких документов с использованием информационных систем таможенного органа в порядке, установленном законодательством государств - членов.

Пунктом 18 Порядка определены основания для отказа во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары и установлена обязанность таможенного органа информировать в письменной форме декларанта об отказе во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары.

В соответствии с требованиями п. 19 Порядка при отсутствии оснований для отказа во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, предусмотренных п. 18 Порядка, должностное лицо в пределах установленного в соответствии с законодательством государств - членов срока для рассмотрения обращения принимает решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары.

Такое решение принимается путем регистрации КДТ с присвоением ей регистрационного номера.

При этом должностное лицо производит соответствующие записи (проставляет отметки) в ДТ и КДТ, а при корректировке таможенной стоимости товаров - в ДТС.

Принятие решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, осуществляется должностным лицом в переделах сроков, установленных п. 16 Порядка.

Пунктом 20 Порядка установлено, что заверенная таможенным органом копия декларации на товары с внесенными должностным лицом изменениями и (или) дополнениями в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня внесения изменений и (или) дополнений, вручается декларанту под роспись либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В силу п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства», внесенные в декларацию на товары сведения могут быть изменены (дополнены) после выпуска товаров по инициативе декларанта, если им выявлена недостоверность сведений, в том числе влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных платежей (п. 2 ст. 191 ТК ТС и п. 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного решением Комиссии от 10.12.2013 № 289).

С учетом данных положений, принятие решения о корректировке таможенной стоимости в рамках таможенного контроля до выпуска товаров не является препятствием для последующего изменения по инициативе декларанта сведений о таможенной стоимости.

Положениями приведенных правовых норм установлена прямая обязанность таможенного органа в срок не позднее 30 дней с даты регистрации обращения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, рассмотреть его и по результатам рассмотрения при отсутствии оснований для отказа, предусмотренных п. 18 Порядка, принять решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, путем регистрации КДТ с присвоением ей регистрационного номера и внесением соответствующих записей в ДТ и КДТ.

В качестве основания для отказа во внесении изменений и (или) дополнений в сведения в декларацию на товары, таможенным органом указано поступление заявления ООО «Омега» от 27.05.2019 после истечения срока, предусмотренного      ст. 99 Таможенного кодекса Таможенного союза (письмо МОТ от 26.06.2019 № 16-12/21692).

Вместе с тем, такое основание является незаконным, поскольку на момент поступления заявления ООО «Омега» от 27.05.2019 срок, установленный ст. 99 Таможенным кодексом Таможенного союза не истек.

В соответствии со ст. 99 Таможенного кодекса Таможенного союза (действовал на момент подачи декларации на товары № 10130220/250516/0014311), таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Согласно сведениям программы Альта-ГТД, о чем имеется протокол осмотра № 25АА 2793209 от 17.07.2019, заверенный нотариусом, датой выпуска товаров (таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления) по декларации на товары № 10130220/250516/0014311 является 18.07.2017.

Таким образом, 19.07.2017 является датой начала течения срока проведения таможенного контроля после выпуска товаров по декларации на товары                              № 10130220/250516/0014311.

При этом, срок проведения такого контроля, истекает только 19.07.2020 и срок, предусмотренный Таможенным кодексом ЕАЭС на проведение таможенного контроля, не истек.

С учетом изложенного, оспариваемое решение Московской областной таможни, оформленное письмом от 26.06.2019 № 16-12/21692 является незаконным.

В порядке п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции правомерно возложена на таможенный орган обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке и сроки исходя из заявленных обществом требований путем повторного рассмотрения заявления общества.

Неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной  инстанции не установлено.

  Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

            Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.02.2020 по делу № А40-242488/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья                                                      Т.Т. Маркова

Судьи                                                                                               О.С. Сумина                                                                                                           

                                                                                                           Д.Е. Лепихин