ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-243039/20 от 27.10.2021 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва

02 ноября 2021 года                                                                         Дело № А40-243039/20

Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2021 года.

Арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,

судей: Ананьиной Е.А., Гречишкина А.А.,

при участии в заседании:

от заявителя: Моисеева Е.В., доверенность от 31.12.2020;

от заинтересованного лица: Коптева К.В., доверенность от 01.09.2021;

от третьего лица: Коптева К.В., доверенность от 18.01.2021;

рассмотрев 27 октября 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу

заявителя - ООО «Мистраль алко»

на решение от 20 апреля 2021 года

Арбитражного суда города Москвы,

на постановление 23 июля 2021 года

Девятого арбитражного апелляционного суда

по делу № А40-243039/20

по заявлению ООО «Мистраль алко»

об оспаривании решения

к Центральной акцизной таможне,

третье лицо: ФТС России,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Мистраль алко» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной акцизной таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения от 07.10.2020 № 134 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее - ДТ), которым отменены тарифные преференции (режим свободной торговли).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФТС России.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 апреля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО «Мистраль алко» обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.

Представитель заинтересованного лица и третьего лица возражал против удовлетворения кассационной жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, обществом на Алабинском таможенном посту таможни (далее - таможенный пост) в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления задекларированы товары по ДТ №:

1) 10009020/040219/0002057 (товар № 1) - «вино виноградное натуральное ординарное игристое красное полусладкое «Лыхны», с избыт. давлением не менее 3,5 бар, креп. 12,0 об. %...», классификационный код 2204 10 980 1 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (далее - ТН ВЭД ЕАЭС); 2) 10009020/050219/0002178 (товары №№ 6, 7, 8, 9, 10) - «вино виноградное натуральное столовое сортовое «Лыхны», красное п/сладкое ординарное тихое, креп. 10,0 об. %...», классификационный код 2204 21 960 0 ТН ВЭД ЕАЭС; 3) 10009020/050219/0002199 (товар № 1) - «вино виноградное натуральное ординарное игристое красное полусладкое «Лыхны», с избыт. давлением не менее 3,5 бар., креп. 12,0 об. %...», классификационный код 2204 10 980 1 ТН ВЭД ЕАЭС; 4) 10009020/070219/0002345 (товар № 1) - «вино виноградное натуральное столовое сортовое «Лыхны», красное п/сладкое ординарное тихое, креп. 10.0 об. %...», классификационный код 2204 21 960 0 ТН ВЭД ЕАЭС; 5) 10009020/070219/0002389 (товары №№ 1, 2, 3, 4, 5) - «вино виноградное натур., столовое сортовое «Лыхны», красное п/сладкое ординарное тихое, креп. 10,0 об. %...», классификационный код 2204 21 960 0 ТН ВЭД ЕАЭС; 6) 10009020/120219/0002786 (товары №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10) - «вино виноградное натур, столовое сортовое «Лыхны», красное, п/сладкое ординарное тихое, креп. 10,0 об. %...», классификационный код 2204 21 960 0 ТН ВЭД ЕАЭС; 7) 10009020/210219/0003676 (товар № 2) - «вино виноградное натуральное столовое «ПСОУ», белое, п/сладкое, ординарное тихое, креп. 11,0 об. %...», классификационный код 2204 21 970 0 ТН ВЭД ЕАЭС; (товары №№ 6, 7, 8, 9, 10) - «вино виноградное натур., столовое сортовое «Лыхны», красное п/сладкое ординарное тихое, креп. 10,0 об. %...», классификационный код 2204 21 960 0 ТН ВЭД ЕАЭС; 8) 10009020/220219/0003750 (товары №№ 1, 2, 3, 4, 5) - «вино виноградное натуральное, столовое, сортовое «Лыхны», красное, п/сладкое, ординарное, тихое...», классификационный код 2204 21 960 0 ТН ВЭД ЕАЭС; 9) 10009020/260219/0003982 (товар № 1) - вино виноградное натуральное, столовое, тихое, «Апацха», ...», классификационный код 2204 21 970 0 ТН ВЭД ЕАЭС; 10) 10009020/280219/0004224 (товары №№ 1, 4) - «вино виноградное натур., столовое сортовое «Лыхны», красное п/сладкое ординарное тихое, креп. 10,0 об. %...», классификационный код 2204 21 960 0 ТН ВЭД ЕАЭС; 11) 10009020/120319/0005063 (товары №№ 1, 2, 3) - «вино виноградное натуральное столовое, «Амачар», красное, п/сладкое, ординарное тихое, креп. 11,5 об. %...», классификационный код 2204 21 980 0 ТН ВЭД ЕАЭС; 12) 10009020/190319/0005781 (товар № 1) - «винный напиток кагор «Новый Афон», ординарное, красное, тихое...», классификационный код 2204 21 980 0 ТН ВЭД ЕАЭС; (товары №№ 4, 8, 9, 10) - «вино виноградное натур, столовое сортовое «Лыхны», красное п/сладкое ординарное тихое, креп. 10,0 об. %...», классификационный код 2204 21 960 0 ТН ВЭД ЕАЭС; 13) 10009020/250419/0008005 (товар № 1) - «вино виноградное натуральное столовое «ПСОУ», белое, п/сладкое ординарное тихое...», классификационный код 2204 21 970 0 ТН ВЭД ЕАЭС; (товары №№ 3, 4, 5) - «вино виноградное натуральное столовое тихое «АПСНЫ»...» классификационный код 2204 21 870 0 ТН ВЭД ЕАЭС; 14) 10009020/300419/0008156 (товар № 1) - «вино виноградное столовое «Диоскурия», белое сухое ординарное тихое, креп. 10,0 об. %...», классификационный код 2204 21 970 0 ТН ВЭД ЕАС; 15) 10009020/300419/0008176 (товары №№ 4, 5) - «вино виноградное столовое «Диоскурия», белое п/сухое ординарное тихое, креп. 10,0 об.%...», классификационный код 2204 21 970 0 ТН ВЭД ЕАЭС; (товары №№ 6, 7) - «вино виноградное натуральное столовое «ПСОУ», белое, п/сладкое, ординарное тихое, креп. 11,0 об. %...», классификационный код 2204 21 970 0 ТН ВЭД ЕАЭС; (товар № 8) - «вино виноградное натуральное ординарное тихое столовое сухое красное «Чегем», креп. 11,0 об. %...», классификационный код 2204 21 980 0 ТН ВЭД ЕАЭС; 16) 10009020/070519/0008347 (товар № 1) - «вино виноградное натуральное ординарное тихое столовое сухое красное «Чегем», креп. 11,0 об.%...» классификационный код 2204 21 980 0 ТН ВЭД ЕАЭС»; (товар № 5) - «вино виноградное натуральное ординарное игристое красное полусладкое «Лыхны», с избыт. давлением не менее 3,5 бар. креп. 12,0 об. %...», классификационный код 2204 10 980 1 ТН ВЭД ЕАЭС; 17) 10009020/130519/0008392 (товар № 1) - «виноградная водка «Абхазская чача», «Очамчыра», сод. эт. СП. 40,0 %», классификационный код 2208 20 290 0 ТН ВЭД ЕАЭС»; (товар № 2) - «вино виноградное натуральное столовое «Диоскурия», белое сухое ординарное тихое, креп. 11,0 об. %...», классификационный код 2204 21 970 0 ТН ВЭД ЕАЭС»; 18) 10009020/150519/0008562 (товар № 1) - «вино виноградное натур, столовое сортовое «Лыхны», красное, п/сладкое, ординарное, тихое, креп. 10,0 об. %...», классификационный код 2204 21 960 0 ТН ВЭД ЕАЭС; 19) 10009020/210519/0008713 (товар № 2) - «вино виноградное натуральное ординарное тихое, столовое сухое красное «Чегем», креп. 11,0 об.%...», классификационный код 2204 21 980 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

Алабинским таможенным постом таможни обществу предоставлены тарифные преференции (режим свободной торговли).

07.10.2020 таможней в отношении общества вынесено решение № 134 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, подготовленное на основании акта проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 11.09.2020 № 10009000/206/110920/А0105.

Указанным решением отменены в порядке ведомственного контроля решения Алабинского таможенного поста таможни о предоставлении тарифных преференций (режима свободной торговли) в отношении товаров общества, задекларированных по ДТ №№ 10009020/040219/0002057 (товар № 1), 10009020/050219/0002178 (товары №№ 6, 7, 8, 9, 10), 10009020/050219/0002199 (товар № 1), 10009020/070219/0002345 (товар № 1), 10009020/070219/0002389 (товары №№ 1, 2, 3, 4, 5), 10009020/120219/0002786 (товары №№ 1, 2. 3, 4, 5, 6. 7, 8, 9, 10), 10009020/210219/0003676 (товары №№ 2, 6, 7, 8, 9, 10), 10009020/220219/0003750 (товары №№ 1, 2, 3, 4, 5), 10009020/260219/0003982 (товар № 1), 10009020/280219/0004224 (товары №№ 1, 4), 10009020/120319/0005063 (товары №№ 1, 2, 3), 10009020/190319/0005781 (товары №№ 1, 4, 8, 9, 10), 10009020/250419/0008005 (товары №№ 1, 3, 4, 5), 10009020/300419/0008156 (товар № 1), 10009020/300419/0008176 (товары №№ 4, 5, 6, 7, 8), 10009020/070519/0008347 (товары №№ 1, 5), 10009020/130519/0008392 (товары №№ 1, 2), 10009020/150519/0008562 (товар № 1), 10009020/210519/0008713 (товар № 2) и предписано произвести корректировку ДТ, а в случае уплаты таможенных, иных платежей - предоставить документы и (или) сведения, подтверждающие их уплату.

Основанием для принятия решения об отмене тарифных преференций (режима свободной торговли) послужил тот факт, что на момент принятия таможенным органом решений о предоставлении режима свободной торговли в отношении задекларированных товаров отсутствовал образец оттиска печати Торгово-промышленной палаты Республики Абхазии.

Общество, считая решение таможенного органа об отмене тарифных преференций незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, полно и всесторонне исследовав имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, пришли к обоснованному выводу об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных обществом требований, правомерно руководствуясь следующим.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Отсутствие предусмотренной статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ в удовлетворении заявленных требований.

Согласно пункту 1 статьи 28 Таможенного кодекса Евразийской экономической комиссии (далее - ТК ЕАЭС), определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе, подписанным в г. Астане 29.05.2014.

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 ТК ЕАЭС, происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.

Пункт 5 статьи 29 ТК ЕАЭС устанавливает, что в целях проверки соблюдения законодательства государства - члена ЕАЭС, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, таможенные органы государства - члена ЕАЭС вправе требовать в случаях и порядке, определенных законодательством этого государства - члена ЕАЭС, подтверждение происхождения товар.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 289-ФЗ), таможенные органы осуществляют контроль правильности определения происхождения товаров в целях обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования и иных мер в случаях, если применение таких мер зависит от происхождения товаров, до выпуска товаров и после их выпуска в соответствии с особенностями, установленными статьей 314 ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 1 статьи 314 ТК ЕАЭС, при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.

Согласно пункту 6 статьи 29 ТК ЕАЭС, документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ТК ЕАЭС, сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.

Требования к сертификату о происхождении товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.

Согласно статье 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия о режиме торговли товарами, заключенного в г. Москве 28.05.2012, происхождение товаров определяется в соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров (далее - Правила), применяемыми Российской Федерацией в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 (далее - Соглашение).

В соответствии с пунктом 5.1 раздела 5 «Предоставление режима свободной торговли» Правил, товар пользуется режимом свободной торговли на таможенных территориях государств - участников Соглашения, если:

а) товар вывозится на основании договора/контракта между резидентом одного государства - участника Соглашения и резидентом другого государства - участника Соглашения с таможенной территории одного государства - участника Соглашения и ввозится на таможенную территорию другого государства - участника Соглашения;

б) право собственности на товар в соответствии с внешнеторговым договором/сделкой, а также в иных случаях, предусмотренных национальным законодательством государств - участников Соглашения, принадлежит лицу, которое является резидентом государства - участника Соглашения;

в) товар вывозится (ввозится) физическим лицом - резидентом государства - участника Соглашения с таможенной территории одного государства - участника Соглашения на таможенную территорию другого государства - участника Соглашения;

г) товар не покидает территорий государств - участников Соглашения, за исключением случаев, когда товар находится или перемещается по территориям третьих стран под таможенным контролем, документально подтвержденным таможенными органами стран, через территории которых осуществляется доставка товара. При этом товар должен находиться в неизменном состоянии, и над ним не должны производиться какие-либо операции, за исключением операций по обеспечению сохранности и перегрузки товара;

д) товар соответствует критериям определения страны происхождения товаров, установленным Правилами;

е) в отношении товара представлен документ о происхождении товара в соответствии с пунктами 6.1 или 6.2 Правил.

Согласно пункту 6.1 раздела 6 «Подтверждение страны происхождения товаров» Правил, для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве - участнике Соглашения в целях предоставления режима свободной торговли необходимо предоставление таможенным органам страны ввоза оригинала сертификата формы СТ-1 или декларации о происхождении товара.

В соответствии с пунктом 6.5 раздела 6 Правил, государства - участники Соглашения обмениваются образцами бланков сертификатов формы СТ-1, образцами подписей лиц, имеющих право удостоверять сертификаты, оттисками печатей уполномоченных органов, а также информацией о наименованиях и адресах уполномоченных органов. Без предоставления указанных сведений сертификаты не признаются таможенными органами страны ввоза для целей предоставления режима свободной торговли.

Требования и порядок заполнения сертификата о происхождении товара формы СТ-1 определены в разделе 7 Правил.

Согласно пункту 7.4 раздела 7 Правил, заполнение графы 12 «Удостоверение» сертификата о происхождении товара формы СТ-1 должно отвечать следующим требованиям: заполняется уполномоченным органом и содержит его наименование, адрес, печать и дату выдачи сертификата, а также подпись, фамилию и инициалы лица, уполномоченного заверять сертификат. Допускается внесение даты, а также фамилии и инициалов уполномоченного лица от руки или проставление штампом.

Судами установлено, что в графе 15 «Страна отправления» спорных ДТ обществом указано: «Абхазия», в графе 16 «Страна происхождения» указано: «Абхазия», в графе 34 «Код страны происхождения» указано: «АВ» - Абхазия.

В графе 36 «Преференция» рассматриваемых ДТ указано: «ООЭРООО».

В соответствии с Классификатором льгот по уплате таможенных платежей, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов» (далее - Решение № 378), «ООЭРООО» - тарифная преференция в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины в отношении товаров, происходящих и ввозимых из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли (за исключением тарифной преференции, определенной кодом ЛЛ).

Классификатором видов документов и сведений, утвержденным Решением № 378, в разделе «Документы о происхождении товаров, предварительное решение о происхождении товара» определен код сертификата о происхождении товаров формы СТ-1 - 06011.

Суды установили, что в графе 44 «Дополнительная информация/представленные документы» указаны сведения о следующих сертификатах происхождения товаров формы СТ-1 под кодом вида документа 06011:

- ДТ № 10009020/040219/0002057 (товар 1) - от 25.01.2019 № АВ RU 19014000116;

- ДТ № 10009020/050219/0002178 (товар 6) - от 24.01.2019 № АВ RU 19014000098; (товар 7) - от 24.01.2019 № АВ RU 19014000094; (товар 8) - от 24.01.2019 № АВ RU 19014000096; (товар 9) - от 24.01.2019 № АВ RU 19014000095; (товар 10) - от 24.01.2019 № АВ RU 19014000102;

- ДТ № 10009020/050219/0002199 (товар 1) - от 24.01.2019 № АВ RU 19014000093;

- ДТ № 10009020/070219/0002345 (товар 1) - от 24.01.2019 № АВ RU 19014000097;

- ДТ № 10009020/070219/0002389 (товар 1) - от 24.01.2019 № АВ RU 19014000101; (товар 2) - от 24.01.2019 № АВ RU 19014000106; (товар 3) - от 24.01.2019 № AB RU 19014000103; (товар 4) - от 24.01.2019 № АВ RU 19014000100; (товар 5) - от 24.01.2019 № АВ RU 19014000099;

- ДТ № 10009020/120219/0002786 (товар 1) - от 24.01.2019 № АВ RU 19014000105; (товар 2) - от 24.01.2019 № АВ RU 19014000104; (товар 3) - от 24.01.2019 № АВ RU 19014000092; (товар 4) - от 25.01.2019 № АВ RU 19014000114; (товар 5) - от 24.01.2019 № AB RU 19014000091; (товар 6) - от 24.01.2019 № АВ RU 19014000090; (товар 7) - от 24.01.2019 № АВ RU 19014000088; (товар 8) - от 24.01.2019 № АВ RU 19014000108; (товар 9) - от 24.01.2019 № АВ RU 19014000089; (товар 10) - от 24.01.2019 № AB RU 19014000107;

- ДТ № 10009020/210219/0003676 (товар 2) - от 28.01.2019 № AB RU 19014000121; (товар 6) - от 28.01.2019 № AB RU 19014000118; (товар 7) - от 25.01.2019 № AB RU 19014000112; (товар 8) - от 25.01.2019 № АВ RU 19014000113; (товар 9) - от 25.01.2019 № АВ RU 19014000111; (товар 10) - от 25.01.2019 № AB RU 19014000115;

- ДТ № 10009020/220219/0003750 (товар 1) - от 28.01.2019 № AB RU 19014000119; (товар 2) - от 28.01.2019 № АВ RU 19014000120; (товар 3) - от 29.01.2021 № АВ RU 19014000126; (товар 4) - от 29.01.2021 № АВ RU 19014000127; (товар 5) - от 29.01.2021 № АВ RU 19014000130;

- ДТ № 10009020/260219/0003982 (товар 1) - от 28.01.2019 № АВ RU 19014000122;

- ДТ № 10009020/280219/0004224 (товар 1) - от 29.01.2021 № AB RU 19014000128; (товар 4) - от 29.01.2021 № АВ RU 19014000129;

- ДТ № 10009020/120319/0005063 (товар 1) - от 28.01.2019 № AB RU 19014000123; (товар 2) - от 28.01.2019 № АВ RU 19014000124; (товар 3) - от 29.01.2019 № ABRU 19014000131;

- ДТ № 10009020/190319/0005781 (товар 1) - от 07.03.2019 № AB RU 19014000312; (товар 4) - от 07.03.2019 № АВ RU 19014000308; (товар 8) - от 07.03.2019 № АВ RU 19014000309; (товар 9) - от 07.03.2019 № АВ RU 19014000310; (товар 10) - от 07.03.2019 № АВ RU 19014000311;

- ДТ № 10009020/250419/0008005 (товар 1) - от 16.04.2019 № АВ RU 19014000505; (товар 3) - от 16.04.2019 № АВ RU 19014000503; (товар 4) -  от 15.04.2019 № АВ RU 19014000493; (товар 5) - от 15.04.2019 № АВ RU 19014000494;

- ДТ № 10009020/300419/0008156 (товар 1) - от 16.04.2019 № АВ RU 19014000498;

- ДТ № 10009020/300419/0008176 (товар 4) - от 16.04.2019 № АВ RU 19014000497; (товар 5) - от 16.04.2019 № АВ RU 19014000499; (товар 6) - от 16.04.2019 № АВ RU 19014000504; (товар 7) - от 15.04.2019 № AB RU 19014000495; (товар 8) - от 16.04.2019 № AB RU 19014000500;

- ДТ № 10009020/070519/0008347 (товар 1) - от 16.04.2019 № АВ RU 19014000502; (товар 5) - от 19.04.2019 № АВ RU 19014000512;

- ДТ № 10009020/130519/0008392 (товар 1) - от 19.04.2019 № AB RU 19014000511; (товар 2) - от 18.04.2019 № АВ RU 19014000509;

- ДТ № 10009020/150519/0008562 (товар 1) - от 25.04.2019 № АВ RU 19014000548;

- ДТ № 10009020/210519/0008713 (товар 2) - от 24.04.2019 № АВ RU 19014000531 (далее - сертификаты), выданные Торгово-промышленной палатой Республики Абхазия.

Товары, задекларированные по вышеуказанным ДТ, выпущены Алабинским таможенным постом таможни в соответствии с заявленной процедурой выпуска для внутреннего потребления с освобождением от уплаты таможенной пошлины в отношении товаров, происходящих и ввозимых из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли (с предоставлением тарифных преференций).

В рамках таможенного контроля после выпуска в отношении правильности определения страны происхождения и обоснованности представления тарифных преференций (режима свободной торговли) таможней проведена проверка достоверности сведений, содержащихся в сертификатах о происхождении товаров формы СТ-1, представленных обществом, а также правильность их оформления и (или) заполнения.

По результатам проверки выявлены отличия в оттисках печати, проставленных в графе 12 сертификатов, от образца оттиска печати, направленного Торгово-промышленной палатой Республики Абхазия в рамках административного сотрудничества с ФТС России информационным письмом от 06.11.2018 № 581.

Указанный оттиск печати, а также образец подписи лица, уполномоченного удостоверять сертификаты о происхождении товаров формы СТ-1, выдаваемые Торгово-промышленной палатой Республики Абхазия, доведены до таможенных органов письмом ФТС России от 26.11.2018 № 06-89/73863дсп. Образец оттиска печати компетентных органов Республики Абхазия, уполномоченных в соответствии с законодательством заверять сертификаты о происхождении товаров формы СТ-1, соответствующий печати, содержащейся в графе 12 рассматриваемых сертификатов, в таможне отсутствовал.

Результаты проверки отражены таможней в акте проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 11.09.2020 № 10009000/206/110920/АО105.

По результатам проведенного таможенного контроля таможней принято решение от 07.10.2020 № 134 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ.

Копия решения от 07.10.2020 № 134, а также копия акта проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 11.09.2020 № 10009000/206/110920/АО105 направлены в адрес общества письмом таможенного органа от 08.10.2020 № 15-12/19204.

В рамках проведенной таможенным органом проверки установлено, что оттиск печати, проставленный на представленных обществом сертификатах, визуально отличается буквенными символами (6 символов) и изображением, размещенным в центре печати, от оттиска печати, направленного Торгово-промышленной палатой Республики Абхазия в рамках административного сотрудничества с ФТС России информационным письмом от 06.11.2018 № 581, который доведен до таможенных органов письмом ФТС России от 26.11.2018 № 06-89/73863дсп.

Письмом ФТС России от 28.08.2019 № 06-94/53018 вышестоящий таможенный орган проинформировал таможню о том, что образец подписи и оттиск печати лица, уполномоченного удостоверять сертификаты о происхождении товаров формы СТ-1, выдаваемые Торгово-промышленной палатой Республики Абхазия с 01.10.2018, направлен Торгово-промышленной палатой Республики Абхазия в ФТС России информационным письмом от 24.05.2019 № 283 и доведен до таможенных органов письмом ФТС России от 28.06.2019 № 06-95/38539дсп.

Согласно абзацу 8 пункта 9.1 раздела 9 «Основания для не предоставления режима свободной торговли» Правил, таможенный орган страны ввоза не предоставляет режим свободной торговли при выпуске товаров в случае, если проставленные в сертификате формы СТ-1 оттиски печатей и/или подписи уполномоченных лиц, и/или адрес уполномоченного органа, и/или бланк представленного сертификата формы СТ-1 не соответствуют информации и/или образцам, доведенным до таможенных органов страны ввоза государством - участником Соглашения.

Также суды установили, что на момент таможенного декларирования товаров (период: 04.02.2019-21.05.2019) в распоряжении таможенных органов имелся образец подписи и оттиск печати лица, уполномоченного удостоверять сертификаты о происхождении товаров формы СТ-1, выдаваемые Торгово-промышленной палатой Республики Абхазия, направленные Торгово-промышленной палатой Республики Абхазия в рамках административного сотрудничества с ФТС России информационным письмом от 06.11.2018 № 581, который доведен до таможенных органов письмом ФТС России от 26.11.2018 № 06-89/73863дсп.

Довод общества о том, что в рамках административного сотрудничества Торгово-промышленной палатой Республики Абхазия в ФТС России направлено информационное письмо о том, что с 01.10.2018 лицом, уполномоченным удостоверять сертификаты о происхождении товара по форме СТ-1, выдаваемые Торгово-промышленной палатой Республики Абхазия, является вице-президент Торгово-промышленной палаты Республики Абхазия Гагулия А.Г., обоснованно отклонен судами.

Суды установили, что письмо № 283, направленное Торгово-промышленной палатой Республики Абхазия в ФТС России, датировано 24.05.2019 и доведено до таможенных органов письмом ФТС России от 28.06.2019 № 06-95/38539дсп, тогда как товары, в отношении которых обществом представлены сертификаты о происхождении товаров формы СТ-1, предъявлены к таможенному декларированию в период с 04.02.2019 по 21.05.2019.

Таким образом, до 24.05.2019 образец оттиска печати, содержащийся в графе 12 сертификатов, в таможенных органах Российской Федерации отсутствовал, поскольку не доведен абхазской стороной в рамках административного сотрудничества.

На момент принятия таможенным постом решения о предоставлении режима свободной торговли в отношении задекларированных товаров до таможенного органа не доведен актуальный образец оттиска печати в порядке, предусмотренном пунктом 6.5 раздела 6 Правил, в связи с чем как правомерно заключили суды, товар, предъявленный к декларированию, не может пользоваться режимом свободной торговли.

Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона № 289-ФЗ, при не подтверждении происхождения товаров, заявленного декларантом таможенному органу при таможенном декларировании товаров, таможенный орган направляет (вручает) декларанту требование о внесении изменений в сведения, заявленные в таможенной декларации до выпуска товаров, или решение таможенного органа о внесении изменений в сведения, заявленные в таможенной декларации после выпуска товаров.

В соответствии с пунктом 7.4 раздела 7 «Требования и порядок заполнения сертификата о происхождении товара формы СТ-1» Правил, в графе 9 «Критерий происхождения» указываются следующие критерии происхождения товаров:

«П» - товар, полностью произведенный в государстве - участнике Соглашения;

«Д1905» - товар, подвергнутый достаточной обработке/переработке, с указанием первых четырех цифр кода товарной позиции по ТН ВЭД конечной продукции, например - 1905;

«К» - товар, страна происхождения которого определена на основе кумулятивного принципа.

Суды установили, что в большей части сертификатов о происхождении товара по форме СТ-1, представленных обществом при оформлении товаров (за исключением сертификатов от 28.01.2019 № АВ RU 19014000123, от 28.01.2019 № АВ RU 19014000124, от 29.01.2019 № АВ RU 19014000131), указаны критерии происхождения товаров, которые не предусмотрены требованиями - «П2204», «П2206», «П2208».

Абзацем 2 пункта 9.2 раздела 9 «Основания для непредоставления режима свободной торговли» Правил предусмотрено, что таможенный орган страны ввоза не предоставляет режим свободной торговли после выпуска товаров в случае, если имеются основания, предусмотренные пунктом 9.1 Правил.

Согласно абзацу 4 пункта 9.1 раздела 9 Правил, одним из оснований, при наличии которого таможенный орган страны ввоза не предоставляет режим свободной торговли при выпуске товаров, является факт заполнения представленного сертификата формы СТ-1 с нарушениями требований разделов 7 и 8 Правил.

Таким образом, суды установили, что на момент таможенного декларирования товаров представлены сертификаты, заверенные оттисками печатей, не доведенными до таможенных органов Российской Федерации, а также то, что сертификаты содержали критерии происхождения товара, не предусмотренные требованиями, указанными в соглашении, то есть фактически товары не соответствуют критериям определения страны происхождения товаров, установленным Соглашением.

Таким образом, как правомерно заключили суды, у таможенного органа имелись основания, предусмотренные абзацем 2 пункта 9.2 раздела 9 Правил, для отказа в предоставлении тарифных преференций в связи с выявлением случаев, предусмотренных абзацами 4 и 8 пункта 9.1 раздела 9 Правил.

Суды указали, что в соответствии с разделом 9-1 Правил, в случае возникновения сомнений относительно подлинности документа о происхождении товара или достоверности содержащихся в нем сведений, а также выполнения критерия определения страны происхождения товаров в соответствии с Правилами таможенный орган государства ввоза товара может направить в уполномоченный или проверяющий (верифицирующий) орган страны вывоза запрос с мотивированной просьбой сообщить дополнительные либо уточняющие сведения, включая запросы, связанные с простыми выборочными проверками, ответ на который должен быть представлен в течение 3 месяцев с даты регистрации таможенным органом такого запроса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 314 ТК ЕАЭС, таможенный орган вправе направлять запрос (запросы) в государственный орган или уполномоченную организацию, выдавшую и (или) уполномоченную проверять сертификат о происхождении товара, в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара и (или) получения дополнительных документов и (или) сведений в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров.

Таким образом, суды правомерно заключили, что нормами действующего таможенного законодательства установлено право (а не обязанность) таможенного органа направлять запросы о верификации в уполномоченный орган, выдавший сертификаты.

Соответствующие доводы общества правомерно отклонены судами, так как основаны на неверном толковании норм права.

С учетом вышеизложенного суды пришли к правомерному выводу о том, что принятое таможенным органом решение от 07.10.2020 № 134 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, соответствует действующему законодательству относительно правильности определения страны происхождения и обоснованности представления тарифных преференций и основано на результатах проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификатах о происхождении товаров формы СТ-1, представленных обществом.

Суды установили, что образцы печати и подписи лиц, имеющих право удостоверять сертификаты о происхождении товара по форме СТ-1, выдаваемых Торгово-промышленной палатой Республики Абхазия, доведены Торгово-промышленной палатой Республики Абхазия в рамках административного сотрудничества с ФТС России письмом Торгово-промышленной палатой Республики Абхазия от 24.04.2018 № 207 и доведены до таможенных органов письмом ФТС России от 07.05.2018 № 06-89/26086дсп.

Письмом Торгово-промышленной палаты Республики Абхазия от 06.11.2018 № 581 в рамках административного сотрудничества с ФТС России направлены образцы подписи вице-президента Торгово-промышленной палаты Республики Абхазия Гагулия А.Г., уполномоченного удостоверять сертификаты о происхождении товара по форме СТ-1. Указанный образец подписи доведен до таможенных органов письмом ФТС России от 26.11.2018 № 06-89/73863дсп.

Письмом Торгово-промышленной палаты Республики Абхазия 06.11.2018 № 581 доведены лишь новые образцы подписи, при этом образец оттиска печати остался прежним, то есть указанным в письме Торгово-промышленной палаты Республики Абхазия от 24.04.2018 № 207.

При осуществлении сравнительного анализа оттисков печатей, проставленных на представленных обществом сертификатах и образцов оттиска печатей, направленных письмом Торгово-промышленной палаты Республики Абхазия от 24.04.2018 № 207 выявлены следующие отличия:

- в оттиске печати на представленных сертификатах указано «Ахеаахетра», в образце оттиска печати, указанного в письме Торгово-промышленной палаты Республики Абхазия от 24.04.2018 № 207 - «Ахехахетра»;

- в оттиске печати на представленных сертификатах указано «Ааглыхрате», в образце оттиска печати, указанного в письме Торгово-промышленной палатой Республики Абхазия от 24.04.2018 № 207 «Ааглыхра»;

- отличие в центре оттиска печати.

При таких обстоятельствах, а также с учетом вышеуказанных норм и документов, представленных в материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что решение таможенного органа от 07.10.2020 № 134 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, является законным.

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.

Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.

Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.

Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.

Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 20 апреля 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2021 года по делу № А40-243039/20 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «Мистраль алко» - без удовлетворения.

Председательствующий-судья                                                          В.В. Кузнецов

Судьи                                                                                            Е.А. Ананьина

А.А. Гречишкин