ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
06.09.2023
Дело № А40-244933/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 31.08.2023
Полный текст постановления изготовлен 06.09.2023
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от Общероссийской спортивной общественной организации Федерация пулевой стрельбы и стендовой стрельбы «Стрелковый союз России»: ФИО1 по доверенности от 12.12.2022, удостоверению;
от Министерства спорта Российской Федерации: ФИО2 по доверенности от 24.03.2023, паспорту, ФИО3 по доверенности от 19.12.2022, паспорту;
рассмотрев 31.08.2023 в судебном заседании кассационную жалобу Министерства спорта Российской Федерации
на постановление от 08.06.2023 Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу № А40-244933/2022
по заявлению Общероссийской спортивной общественной организации Федерация пулевой стрельбы и стендовой стрельбы «Стрелковый союз России»
к Министерству спорта Российской Федерации
о признании незаконным решение,
УСТАНОВИЛ:
Общероссийская спортивная общественная организация Федерация пулевой стрельбы и стендовой стрельбы «Стрелковый союз России» (далее – «Стрелковый союз России», организация) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Министерству спорта Российской Федерации (далее – Министерство) о признании незаконным решения, оформленного письмом от 07.10.2022 № Исх-02-3-13/15668, об отказе «Стрелковому союзу России» в согласовании проектов программ развития по видам спорта «пулевая стрельба» и «стендовая стрельба» в Российской Федерации на 2022-2024 гг., о признании незаконным решения об отказе «Стрелковому союзу России» в предоставлении грантов в форме субсидий из федерального бюджета на 2023 год, оформленного протоколом заседания комиссии № 3 от 14.10.2022 по рассмотрению и оценке заявок на предоставление грантов в форме субсидии из федерального бюджета общероссийским спортивным федерациям, имеющим государственную аккредитацию, и общероссийским общественным организациям, наделенным правами и обязанностями общероссийской спортивной федерации, на развитие видов спорта, а также по расчету размера грантов в форме субсидий (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ и принятых судом).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.02.2023 отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023 решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство просит отменить данный судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель организации возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве (приобщен к материалам дела).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, кассационная инстанция полагает, что имеются основания для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что 22.08.2022 «Стрелковый союз России» письмами № 22/630-08 и № 22/631-08 направил в Министерство проекты программ развития.
08.09.2022 Министерство письмом № Исх-02-3-04/14149 возвратило проекты программ развития, указав следующие несоответствия:
1) информация об объемах и источниках финансирования в части бюджетных ассигнований за счет средств федерального бюджета нуждается в корректировке;
2) в проекте программы по стендовой стрельбе не учтены замечания в части структуры спортивной сборной команды Российской Федерации;
3) проекты программ развития не соответствуют срокам их реализации, поскольку направлены на развитие видов спорта с 2021 года.
«Стрелковый союз России» 20.09.2022 письмом № 22/736-09 повторно направил в Министерство проекты программ развития.
07.10.2022 «Стрелковый союз России» получил от Министерства письмо № Исх-02-3-13/15668, которым «Стрелковому союзу России» было отказано в согласовании программ развития в связи с выявлением следующих несоответствий:
1) не отражены ключевые направления деятельности Федерации, направленные на достижение целевых показателей (индикаторов) и мероприятия по их реализации, сведения органе Федерации, исполнителе или соисполнителях, ответственных за реализацию мероприятия;
2) предложения по изменению нормативных правовых актов не являются предметом проектов программ развития;
3) проекты программ развития не откорректированы с учетом Приказов Министерства от 22.09.2022 № 756 и от 29.09.2022 № 777;
4) в проектах программ развития якобы не учтены замечания Министерства в части объемов и источников финансирования проектов программ развития.
28.09.2022 «Стрелковый союз России» на имя Министра спорта Российской Федерации ФИО5 направил заявку (исх. № 22/786-09) на получение грантов в форме субсидий из федерального бюджета на 2023 год.
Заявка на получение грантов была представлена в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства РФ от 30.09.2021 №1661 в целях финансово обеспечения мероприятий, направленных на развитие видов спорта, по следующим направлениям: - организация и проведение спортивных мероприятий, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий (далее - ЕКП), по виду спорта «Пулевая стрельба» в размере 235 159,40 тыс. руб., 883,00 тыс. евро (EUR), 136,60 тыс. долларов США (USD); - организация и проведение спортивных мероприятий, включенных ЕКП, по виду спорта «стендовая стрельба» в размере 157 408,50 тыс. руб., 851,80 тыс. евро (EUR), 637,20 тыс. долларов США (USD); - материально-техническому обеспечению сборных команд России по виду спорта «пулевая стрельба» в размере 3 912,90 тыс. руб., 154,50 тыс. евро (EUR); - материально-техническому обеспечению сборных команд России по виду спорта «стендовая стрельба» в размере 6 834 тыс. руб., 216,2 тыс. евро (EUR); - иные мероприятия, направленные на развитие вида спорта «пулевая стрельба» в целях достижения целевых показаний, в размере 20 000 тыс. руб.; - иные мероприятия, направленные на развитие вида спорта «стендовая стрельба» в целях достижения целевых показаний, в размере 20 000 тыс. руб.
Итоговая общая сумма заявки на получение грантов в форме субсидий по видам спорта «пулевая стрельба» и «стендовая стрельба» составила сумму в размере 443 314,75 тыс. руб., 2 105,49 тыс. евро (EUR) и 773,80 тыс. долларов США (USD). Общая сумма по заявке в рублях составляет 619 941,33 тыс. руб. (1 евро (EUR) = 60 руб.; 1 доллар США (USD) = 65 руб.).
Решением Министерства, оформленным письмом от 20.10.2022 № Исх-02-3-13/16472, «Стрелковому союзу России» было отказано в предоставлении гранта на 2023 год.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения организации в Арбитражный суд города Москвы с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые решения соответствуют положениям Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», постановлению Правительства Российской Федерации от 06.09.2021 № 1503 «Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета общероссийским спортивным федерациям, имеющим государственную аккредитацию, и общероссийским общественным организациям, наделенным правами и обязанностями общероссийской спортивной федерации, на развитие видов спорта», приказу Министерства спорта Российской Федерации от 30.06.2021 № 503 «Об утверждении Порядка разработки и представления общероссийскими спортивными федерациями в Министерство спорта Российской Федерации программ развития соответствующих видов спорта в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 329-ФЗ, постановление № 1503, Правила, приказ № 503) и не нарушают прав и законных интересов , который, претендуя на меры государственной поддержки в виде гранта, не выполнил обязательные условия, установленные Федеральным законом № 329-ФЗ, постановлением № 1503, Правилами и приказом № 503.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что в представленных проектах программ развития не отражены ключевые направления деятельности ССР, направленные на достижение целевых показателей (индикаторов), из проектов программ развития, невозможно определить достижение соответствующих показателей деятельности ССР, а также целевое использование средств федерального бюджета.
Также суд первой инстанции исходил из того, что в подразделах 6.9 «Материально-технического и финансового обеспечения подготовки спортивной сборной команды Российской Федерации» проектов программ ССР указана некорректная информация о том, что данное обеспечение основывается на принципе консолидации средств федерального бюджета предоставляемых по заявкам ССР в форме субсидии в соответствии с Правилами.
Суд первой инстанции указал, что сведения об отсутствии финансирования ССР со стороны Министерства в 2021 году не могли быть отражены в проектах программ, также как и предложения по изменению нормативных правовых актов, т.к. эти сведения и предложения не являются предметом проектов программ развития. ССР не внес изменения в проекты программ развития в части объемов финансирования за счет федерального бюджета мероприятий, которые не будут проведены. ССР в программах развития
при определении бюджетного финансирования на 2023-2024 гг. следовало руководствоваться объемом финансирования, выделенного Министерством на уровне 2022 г. ССР не предоставил документы, подтверждающие по состоянию на 01.08.2022 отсутствие в реестре дисквалифицированных лиц сведений о дисквалификации руководящего состава ССР.
В отношении отказа в удовлетворении заявки на получение субсидий суд первой инстанции указал, что заявка не учитывала положения Приказа Министерства от 29.09.2022 № 777 «О тренировочных мероприятиях и спортивных соревнованиях спортивных сборных команд Российской Федерации», а также, что на момент направления ССР заявки на получение субсидий отсутствовали утвержденные программы развития по видам спорта «пулевая стрельба» и «стендовая стрельба».
Отменяя решение суда первой инстанции, Девятый арбитражный апелляционный суд установил, что заявляя требования в порядке главы 24 АПК РФ, организация по существу оспаривает два самостоятельных решения Министерства, а именно:
- Решение об отказе ССР в согласовании проектов программ развития по видам спорта «пулевая стрельба» и «стендовая стрельба» в Российской Федерации на 2022-2024 гг.;
- Решение об отказе ССР в предоставлении грантов в форме субсидий из федерального бюджета на 2023 год.
Согласно п. 2.6 приказа Министерства спорта Российской Федерации от 30.06.2021 № 503 «Об утверждении порядка разработки и представления общероссийскими спортивными федерациями в Министерство спорта Российской Федерации программ развития соответствующих видов спорта в Российской Федерации» ключевые направления деятельности спортивной федерации, направленные на достижение целевых показателей (индикаторов), должны содержаться в разделе программ развития под названием «Перечень и описание основных программных мероприятий, сроки их выполнения по этапам реализации. Объемы и источники финансирования».
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что данный раздел в проекте программы развития по виду спорта «пулевая стрельба» содержится на страницах 135-165. В проекте программы развития по виду спорта "стендовая стрельба" - на страницах 119-141. В данных разделах указанных программ отражены следующие ключевые направления деятельности ССР: 1) подготовка и обеспечение сборных команд РФ; 2) подготовка и обеспечение всероссийских соревнований; 3) проведение мероприятий, направленных на популяризацию видов спорта; 4) административное и общехозяйственное обеспечение деятельности ССР и далее.
Между тем, судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
Согласно положениям пункта 10.1 статьи 2 Федерального закона № 329-ФЗ программой развития вида спорта в Российской Федерации или субъекте Российской Федерации является программа, которая разрабатывается соответствующей общероссийской или региональной спортивной федерацией сроком на четыре года в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, устанавливает перечень мероприятий, цели, задачи и целевые показатели деятельности соответствующей общероссийской или региональной спортивной федерации по развитию определенного вида спорта в Российской Федерации или субъекте Российской Федерации и утверждается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В подпунктах 1 и 5 части 3 статьи 16 Федерального закона № 329-ФЗ закреплены обязанности общероссийских спортивных федераций по обеспечению во взаимодействии с иными субъектами физической культуры и спорта развития соответствующих видов спорта в Российской Федерации в соответствии с программами развития видов спорта в Российской Федерации, а также разработке и представлению в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта программ развития соответствующих видов спорта в Российской Федерации в порядке, установленном этим органом.
Приказом № 503 утвержден порядок разработки и представления федерациями в Министерство спорта Российской Федерации программ развития соответствующих видов спорта в Российской Федерации (далее – порядок).
В силу пункта 8 порядка в случае подачи в Министерство спорта Российской Федерации проекта программы, не соответствующего пунктам 2, 4 порядка, Министерство спорта Российской Федерации в течение срока, установленного пунктом 6 порядка, возвращает его в федерацию с указанием причин возврата.
В пунктах 2, 2.1-2.7, 2.7.1-2.7.9 порядка приведены обязательные требования к структуре программ развития, содержанию их разделов и подразделов.
В соответствии с пунктом 4 порядка федерация представляет в Министерство спорта Российской Федерации проект программы развития не позднее 1 октября года, в котором проводятся Игры Олимпиады, для видов спорта, включенных в их программу. Пунктом 3 порядка установлено, что в случае переноса или отмены соревнований, поименованных в данном пункте, срок представления проекта программы не меняется.
Согласно пункту 2.6 порядка раздел «Перечень и описание основных программных мероприятий, сроки их выполнения по этапам реализации программы. Объемы и источники финансирования» должен содержать ключевые направления деятельности федерации, направленные на достижение целевых показателей (индикаторов) (далее - ключевые направления деятельности) и мероприятия по их реализации, сведения об органе федерации, исполнителе или соисполнителях, ответственных за реализацию мероприятия, срок реализации мероприятия по этапам (годам), документ, в соответствии с которым реализуется мероприятие, предполагаемые объемы и источники финансирования (бюджетные и внебюджетные), необходимые для реализации запланированных мероприятий.
С учетом того, что, как верно установлено судом первой инстанции, в разделах V «Перечень и описание основных программных мероприятий, сроки их выполнения по этапам реализации программы. Объемы и источники финансирования» проектов программ развития по виду спорта «пулевая стрельба» (стр. 135-165) и по виду спорта «стендовая стрельба» (стр. 119-141) ключевые направления деятельности ССР, а также сведения об органе ССР, исполнителе или соисполнителях, ответственных за реализацию мероприятий, направленных на достижение целевых показателей (индикаторов) программ развития, не указаны, выводы суда апелляционной инстанции являются ошибочными.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что к ключевым направлениям деятельности ССР относится подготовка и обеспечение сборных команд Российской Федерации, подготовка и обеспечение всероссийских соревнований, проведение мероприятий, направленных на популяризацию видов спорта, административное и общехозяйственное обеспечение деятельности ССР, сделан без учета и анализа как положений приказа № 503, так и самих проектов программ развития.
Согласно подпункту «ж» пункта 2.1 порядка раздел «Паспорт программы» должен содержать целевые показатели реализации программы развития. Содержание подпункта «ж» пункта 2.1 порядка определяется на основе анализа состояния и перспектив развития видов спорта в мире и Российской Федерации в соответствии с подпунктами 2.2 и 2.3 порядка.
Как установлено судами, в проектах программ развития ССР определены следующие целевые показатели (индикаторы): планируемая динамика численности занимающихся видами спорта «пулевая стрельба» и «стендовая стрельба» и численности тренеров (тренеров-преподавателей), количество региональных федераций, развивающих виды спорта «пулевая стрельба» и «стендовая стрельба» как базовые виды спорта, количество физкультурных мероприятий среди различных групп населения и т.д. (страницы 125-134 проекта программы развития по виду спорта «пулевая стрельба», страницы 111-118 проекта программы развития по виду спорта «стендовая стрельба»). Такие же целевые показатели указаны ССР в проектах программ развития по виду спорта «пулевая стрельба» (страницы 7-11) и по виду спорта «стендовая стрельба» (страницы 8-13).
Однако, как верно установлено судом первой инстанции, информация о ключевых направлениях деятельности ССР, направленных на достижение каждого показателей, обозначенных ССР в качестве целевых, и мероприятиях по их реализации, в проектах программ отсутствует, а административное и общехозяйственное обеспечение деятельности ССР, указанное в разделах V проектов программ, к ключевым направлениям деятельности ССР не относится.
Таким образом, в нарушение пункта 2.6 порядка в разделах V проектов программ развития ключевые направления деятельности и мероприятия по их реализации ССР не приведены, а в решении суда первой инстанции обоснованно указано о невозможности определить ключевые показатели деятельности ССР, а также целевое использование ССР средств федерального бюджета, выделенных на их софинансирование.
Кроме того, согласно Порядку целевые показатели (индикаторы) должны напрямую коррелироваться с ключевыми направлениями деятельности федерации и мероприятиями по их реализации, то есть показатели (индикаторы) разделов IV «Целевые показатели (индикаторы) деятельности федерации по развитию вида спорта в Российской Федерации, сроки и этапы реализации Программы. Основные ожидаемые конечные результаты реализации программы» (пункт 2.4 порядка) должны быть достигнуты посредством реализации ключевых направлений деятельности и мероприятий, изложенных в Разделе V (пункт 2.6. Порядка).
Апелляционный суд отметил, что рассматриваемые в рамках настоящего спора проекты программ развития направлены в Министерство 20.09.2022 письмом № 22/736-09 повторно после устранения ранее выявленных замечаний, поэтому на дату изменения нормативного регулирования рассматриваемых правоотношений в связи с изданием Приказов Министерства от 22.09.2022 № 756 и от 29.09.2022 № 777 проекты программ развития уже находились на рассмотрении в Министерства.
Изменение нормативного регулирования после поступления проектов программ развития на рассмотрение в федеральный орган исполнительной власти не может приводить к отказу в удовлетворении такого заявления по мотиву изменения применимых норм, поскольку организация не могла их учитывать на стадии подготовки и подачи документов.
Однако судом апелляционной инстанции не учтено, что требование о необходимости корректировки проектов программ развития с учетом приказов Министерства спорта Российской Федерации от 22.09.2022 № 756 и от 29.09.2022 № 777 (далее - приказ № 756, приказ № 777), изданных после поступления проектов программ развития в Министерство спорта Российской Федерации, но действующих на момент рассмотрения Министерством спорта Российской Федерации проектов программ развития, обусловлено следующим.
Приказы № 756 и № 777 изданы в целях исполнения пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» (далее - Указ) и касались проработки Министерством спорта Российской Федерации совместно с федерациями вопросов организации и проведения спортивных мероприятий с участием спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта на территории Российской Федерации или дружественных Российской Федерации стран.
Приказ № 756 признан утратившим силу пунктом 3 приказа № 777.
Принимая во внимание, что согласно пункту 6 порядка проекты программ рассматриваются Министерством спорта Российской Федерации в течение 30 рабочих дней со дня их поступления, Министерство спорта Российской Федерации при рассмотрении проектов программ не могло не учитывать положения Указа, которые являлись обязательными, в том числе для спортсменов, тренеров и специалистов спортивных сборных команд Российской Федерации в случае их призыва на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил установлено, что гранты предоставляются в рамках Программы в целях финансового обеспечения мероприятий, направленных на развитие соответствующих видов спорта в Российской Федерации, по следующим направлениям: а) организация и проведение спортивных мероприятий, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий; б) материально-техническое обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации; в) иные мероприятия, направленные на развитие видов спорта в Российской Федерации в целях достижения целевых показателей (индикаторов), установленных в утвержденных Министерством спорта Российской Федерации программах развития соответствующих видов спорта, за исключением расходов инвестиционного характера.
Следовательно, при подаче соответствующей заявки о предоставлении гранта у лица, претендующего на получение гранта должна быть утвержденная в соответствии с действующим законодательством программа развития соответствующих видов спорта.
Таким образом, в отношении оспаривания действий Министерства по отказу в предоставлении субсидий в виде грантов суд первой инстанции правомерно указал, что к заявке не были приложены утвержденные в установленном порядке программы развития. Вопреки выводам суда апелляционной инстанции основанием для принятия Министерством спорта Российской Федерации решения об отказе в предоставлении субсидии послужило не отсутствие лимитов бюджетных ассигнований, а предоставление организацией заявки и документов, не соответствующих Правилам. При этом судом первой инстанции установлено, что обязанность по рассмотрению заявки и принятию решения Министерство исполнило надлежащим образом и в установленные сроки.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает, что у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Учитывая изложенное постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023 подлежит отмене, а решение Арбитражного суда города Москвы от 20.02.2023 - оставлению в силе.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023 по делу № А40-244933/2022 отменить, решение Арбитражного суда города Москвы от 20.02.2023 оставить в силе.
Председательствующий судья Ю.С. Петропавловская
Судьи Е.А. Ананьина
Р.Р. Латыпова