ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-246488/17 от 13.09.2018 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

дело № А40-246488/17

Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2018 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи: Кузнецовой Е.Е.,

Судей: Тетюка В.И., Семикиной О.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Гавриковой А.С.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Истца

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.07.2018г. (резолютивная часть от 18.06.2018г.)

по делу № А40-246488/17,

принятое судьей Чекмаревой Н.А.

по иску Минпромторга России (ОГРН <***>)

к Акционерному обществу «ЛИИ им. М.М. Громова» (ОГРН <***>)

третье лицо Росимущество

о взыскании,

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1 по доверенности от 14.12.2017,

от ответчика: ФИО2 по доверенности от 09.01.2018.

от третьего лица: не явился, извещен

У С Т А Н О В И Л:

Минпромторг России (далее – истец) предъявило Акционерному обществу «ЛИИ им. М.М. Громова» (далее – ответчик) иск о взыскании штрафа за нарушение ввода объекта в эксплуатацию по договорам № 01-09/526/330/АО от 29.12.2014г., № 01-09/15/330/АО от 19.03.2015г. в размере 55 105 000 руб.

Решением Арбитражного суда г. Москвы, объявленным в порядке ч. 2 ст. 176 АПК РФ 18.06.2018г., изготовленным в полном объеме 06.07.2018г., в удовлетворении исковых требований отказано.

На состоявшееся решение суда, Истцом подана апелляционная жалоба.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Истец требования и доводы жалобы поддержал, Ответчик по ним возражал, неявившееся третье лицо уведомлено о времени и месте рассмотрения дела посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте суда в сети Интернет (т. 2 л.д. 85).

Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим оставлению без изменения.

Установлено, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2001 № 728 утверждена федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года».

Согласно паспорту Программы Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) является государственным Заказчиком Программы.

Приложением № 4 к Программе предусмотрены капитальные вложения Бшпромторга России в реконструкцию и техническое перевооружение - экспериментальной аэродромной базы, летно-моделирующих стендов и летающих лабораторий Открытого акционерного общества «Летно-исследовательский институт I имени М.М. Громова», г. Жуковский, Московская область, 2-й этап АО «ЛИИ им. М.М. Громова»). Сроки реализации Мероприятия 2014-2015 годы.

Размер финансирования Мероприятия за счет средств федерального бюджета определен в размере 1 102 100 000 руб.

В целях выполнения Программы Минпромторг России и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), вступающие от имени Российской Федерации, заключили с АО «ЛИИ им. М. М. Громова» (далее - Заказчик (застройщик)) договоры об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций № 01-09/526/33О/АО от 29.12.2014г., №01-09/15/330/АО от 19.03.2015.

В соответствии с пунктом 1.1 вышеуказанных договоров Российская Федерация предоставляет Заказчику (застройщику) бюджетные инвестиции на условиях, установленных настоящими договорами, для чего Заказчик (застройщик) передает, а Российская Федерация принимает и оплачивает акции Заказчика (застройщика) в следующем количестве: по договору № 01-09/526/330/АО от 29.12.2014 - 434 000 штук; по договору № 01-09/15/330/АО от 19.03.2015 - 668 100 штук.

Согласно п. 3.1 вышеуказанных договоров бюджетные инвестиции предоставляются Заказчику (застройщику) на осуществление работ по объекту капитального строительства «Реконструкция и техническое перевооружение экспериментальной аэродромной базы, летно-моделирующих стендов и летающих лабораторий, 2 этап» АО «ЛИИ им. М.М. Громова», г. Жуковский, Московская область».

В соответствии с пунктами 2.3, 4.1.1 договоров Минпромторг России предоставил в адрес ответчика бюджетные инвестиции в следующих размерах: 434 000 000 руб. по договору № 01-09/526/330/АО от 29.12.2014г., что подтверждается платежным поручением № 803590 от 30.12.2014; 668 100 000 руб. по договору № 01- 09/15/330/АО от 19.03.2015, что подтверждается платежным поручением № 63528 от 14.04.2015.

Сумма предоставленных истцом ответчику бюджетных инвестиций на реализацию проекта в целом составляет 1 102 100 000 рублей. Указанная сумма также подтверждается сведениями об Объекте, опубликованными на сайте интернет - проекта «Федеральная адресная инвестиционная программа России».

Согласно п. 4.2.12 договора № 01-09/526/33О/АО от 29.12.2014 и п. 4.2.14 договора № 01-09/15/330/АО от 19.03.2015 Заказчик (застройщик) обязался ввести в эксплуатацию объект в срок, предусмотренный Федеральной адресной инвестиционной программой.

В соответствии с п. 4.2.15 договора № 01-09/526/330/АО от 29.12.2014 и п. 4.2.17 договора № 01-09/15/330/АО от 19.03.2015 Заказчик (застройщик) обязался по завершении работ по Объекту представить в Минпромторг России акт приемки оконченного строительством объекта приемочной комиссией (форма № КС-14).

В сведениях об Объекте, опубликованных на сайте интернет - проекта Федеральная адресная инвестиционная программа России», срок ввода указан 2015 год.

Следовательно, ответчик обязан представить в Минпромторг России акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма - КС-14) не позднее 31.12.2015 г.

Поскольку вышеуказанный акт до настоящего времени в адрес Минпромторга России не представлен, истец начислил ответчику штраф в соответствии с п. 5.4 договора в размере 55 105 000 руб.

В соответствии с п.5.4 договоров в случае нарушения сроков ввода объекта в эксплуатации в срок, предусмотренный Федеральной адресной инвестиционной программой, Заказчик (застройщик) уплачивает штраф в размере 5% от суммы предоставленных бюджетных инвестиций, предусмотренных ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года» на реализацию инвестиционного проекта в целом.

Истцом в адрес ответчика были направлены претензии исх. № 51986/18 от 19.08.2016г., № 68469/18 от 19.10.2017 с требованием о взыскании штрафа, однако требования истца были оставлены ответчиком без удовлетворения.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований, т.к. пришел к выводу, что ответчик принял все меры для надлежащего исполнения обязательства по договорам.

Суд апелляционной инстанции, поддерживает выводы суда первой инстанции, на основании следующего.

Установлено, что в процессе выполнения работ на завершающем участке МРД в конце сентября 2015г. были выявлены обстоятельства, не позволяющие продолжить работы.

В месте производства работ обнаружены не выявленные в процессе ранее выполненных инженерных изысканий нестабильные мягкопластичные грунты с большим содержанием и высоким уровнем грунтовых вод. Дальнейшее продолжение работ требовало существенных изменений технологических решений.

Письмами № 01-3899а/033 от 01.12.2015г., № 01-4122/033 от 14.12.2015г. АО «ЛИИ им. М.М.Громова» просило рассмотреть вопрос о продлении договора № 01-09/15/330/АО от 19.03.2015г. и переносе срока ввода в эксплуатацию объекта на июнь 2016г. (т. 1 л.д. 79-81)

Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации № 490 от 26.02.2016г. «О принятии решения об использовании в 2016г. полностью остатков бюджетных инвестиций, предоставленных АО «ЛИИ им. М.М. Громова» г. Жуковский, Московская область» ответчику было разрешено использовать в 2016г. полностью остатки средств источником образования которых являются неиспользованные средства федерального бюджета. Департаменту авиационной промышленности было дано указание подготовить дополнительное соглашение к договору № 01-09/15/330/АО от 19.03.2015г. о внесении соответствующих изменений (т. 1 л.д. 82-83).

Письмами № 01-793/033 от 14.03.2016г., № 01-1392/033 от 18.04.2016г. АО «ЛИИ им. М.М. Громова» просило рассмотреть вопрос о внесении изменений в задание на разработку проектной документации «Реконструкция и техническое перевооружение экспериментальной аэродромной базы, летно-моделирующих стендов и летающих лабораторий, 2 этап» АО «ЛИИ им. М.М. Громова» г. Жуковский, Московская область» и ее корректировку с последующим утверждением в ФАУ «Главгосэкспертиза России» (т. 1 л.д. 84-87).

24.05.2016г. Приказом Минпромторга России № 1653 «О внесении изменений в задание на разработку проектной документации «Реконструкция техническое перевооружение экспериментальной аэродромной базы, летно-моделирующих стендов и летающих лабораторий, 2 этап» ОАО «ЛИИ им. М.М. Громова» г. Жуковский, Московская область» были утверждены изменения в Задание на разработку проектной документации (т. 1 л.д. 88-90).

Письмом № 01-5030/033 от 14.12.2016г. АО «ЛИИ им. М.М. Громова» уведомило Департамент авиационной промышленности Минпромторга России о том, что работы предусмотренные Договором № 01-09/15/330/АО от 19.03.2015г. выполнены и представлены отчетные документы, в том числе и Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией, форма КС-14 (т. 1 л.д. 91-92).

Письмом № 63493/18 от 28.09.2017г. Минпромторг России просит представить в Департамент авиационной промышленности Минпромторга России актуальную информацию о ходе реализации мероприятий, предусмотренных ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года», срок ввода объектов по которым перенесен за пределы срока действия программы (т. 1 л.д. 93-94).

Таким образом, факт возникновения в процессе выполнения работ обстоятельств, не позволяющих продолжить работы, и не зависящих от подрядчика, установлен, что исключает ответственность подрядчика.

В силу п. 3 ст. 405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.

Следовательно, по настоящему делу подрядчик не считается просрочившим, в связи с чем у заказчика не возникло право требования к подрядчику уплаты неустойки за просрочку в работе (штрафа за нарушение ввода объекта в эксплуатацию).

В связи с чем исковые требования заказчика являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Доводы апелляционной жалобы заказчика повторяют доводы, положенные им в обоснование иска и изложенные выше, признанные судами необоснованными.

Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам является необоснованной и удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 06.07.2018г. (резолютивная часть от 18.06.2018г.) по делу № А40-246488/17оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья Е.Е. Кузнецова

Судьи В.И. Тетюк

О.Н. Семикина