ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва Дело № А40-247494/16-144-2297
31 октября 2017 года
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2017 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО «СК «Дантист-Сервис»: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: ФИО1 (дов. № ИА/59268/17 от 28.08.2017 г.);
рассмотрев 24 октября 2017 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО «СК «Дантист-Сервис»
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21 апреля 2017 г.,
принятое судьей Папелишвили Г.Н.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 августа 2017 г.,
принятое судьями Чеботаревой И.А., Москвиной Л.А., Захаровым С.Л.,
по делу №А40-247494/2016-144-2297
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Стоматологическая компания «Дантист-Сервис»
к Федеральной антимонопольной службе
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью «Стоматологическая компания «Дантист-Сервис» (далее – ООО «СК «Дантист-Сервис», общество, заявитель) обратилось в Федеральную антимонопольную службу (далее – ФАС России, ответчик, антимонопольный орган) по вопросу ограничения конкуренции ФМБА России и АО «Концерн Росэнергоатом» на рынке медицинских услуг.
В данном обращении заявитель указал на то, что осуществление медицинского обслуживания указанных в нем атомных электрических станции ФМБА России и учреждениями, подведомственными ФМБА России, ограничивает конкуренцию и доступ заявителя на рынок медицинских услуг.
По результатам рассмотрения указанного обращения ФАС России принято решение от 19 октября 2016 г. № АК/71754-ПР/16, которым отказано ООО «СК «Дантист-Сервис» в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием в действиях ФМБА России и АО «Концерн Росэнергоатом» признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Считая свои права нарушенными, ООО «СК «Дантист-Сервис» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о признании указанного решения незаконным.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 апреля 2017 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 августа 2017 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО «СК «Дантист-Сервис» просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу ФАС России просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судом норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель ФАС России возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Представитель ООО «СК «Дантист-Сервис» в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ФАС России, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26 июня 2006 г. № 135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 Закона о защите конкуренции), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.
Из Указа Президента Российской Федерации от 11 октября 2004 г. № 1304 «О Федеральном медико-биологическом агентстве» следует, что ФМБА России образовано в целях развития системы специализированного санитарно-эпидемиологического надзора и медико-санитарного обеспечения работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда.
Согласно пункту 4 Положения «О Федеральном медико-биологическом агентстве», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. № 206, ФМБА России осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы, а также через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. № 206 «О Федеральном медико-биологическом агентстве» предусмотрено, что перечень организаций и территорий, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства здравоохранения Российской Федерации, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 № 1156-р (далее - Распоряжение № 1156-р) утвержден перечень организаций, подлежащих обслуживанию ФМБА России (далее - Перечень).
В пункте 162 Перечня указано открытое акционерное общество «Концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях», г. Москва, с филиалами в Натальинском муниципальном образовании Балаковского района, Саратовская область, г. Заречном, Свердловская область, г. Билибино, Чукотский автономный округ, г. Волгодонске-28, Ростовская область, г. Удомля, Тверская область, г. Полярные Зори, Мурманская область, г. Курчатове, Курская область, г. Сосновый Бор, Ленинградская область, г. 4 Нововоронеже, Воронежская область, г. Десногорске, Смоленская область, пос. Чистые Боры, Буйский район Костромской области, г. Железногорске, Красноярский край, г. Агидели, Республика Башкортостан, г. Москве, г. Воронеже.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку медицинское обслуживание работников ряда электрический станций, являющихся филиалами АО «Концерн Росэнергоатом», ФМБА России и учреждениями, подведомственными ФМБА России, осуществляется на основании нормативных актов, проверка издания которых не входит в полномочия ФАС России.
Отклоняя доводы заявителя о том, что в действиях ФМБА России содержатся признаки нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, суды правомерно указали на то, что ФМБА России не является хозяйствующим субъектом, следовательно, не состоит в конкурентных отношениях с медицинскими организации, в том числе с заявителем.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы ООО «СК «Дантист-Сервис», изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21 апреля 2017 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 августа 2017 г. по делу № А40-247494/2016-144-2297 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «СК «Дантист-Сервис» – без удовлетворения.
Председательствующий-судья Е.ФИО2
Судьи В.В.Кузнецов
Р.Р.Латыпова