ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-248100/18 от 10.06.2019 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, дом 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

                                      П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 № 09АП-12554/2019

город  Москва

13.06.2019

дело № А40-248100/18

резолютивная часть постановления оглашена 10.06.2019

постановление изготовлено в полном объеме  13.06.2019

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Кочешкова М.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО «Акционерный коммерческий банк «КОР» (АО «АКБ «КОР») 

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.01.2019

по делу № А40-248100/18, принятое судьей Девицкой Н.Е.

по заявлению АО «АКБ «КОР»  (ОГРН  <***>)

к Центральному Банку Российской Федерации (ОГРН  <***>)

о признании незаконными приказов об отзыве лицензии и о назначении временной администрации;

при участии:

от заявителя –  директор ФИО1, ФИО2  по доверенности от 22.11.2018;

от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности от 29.11.2018,
ФИО4 по доверенности от 22.08.2018, ФИО5 по доверенности от 27.03.2018, ФИО6 по доверенности от 11.01.2018;

установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.01.2019 в удовлетворении заявленных АО «АКБ «КОР» требований о признании  недействительными (незаконными) приказа Центрального банка Российской Федерации от 05.10.2018            № ОД-2586 «Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций и аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг у кредитной организации Акционерное общество «Акционерный коммерческий банк «КОР» (АО «АКБ «КОР» - Волгоград)», приказа от 05.10.2018        № ОД-2587 «О назначении временной администрации по управлению кредитной организацией Акционерное общество «Акционерный коммерческий банк «КОР»         АО «АКБ «КОР» (Волгоград), в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций» и обязании Банка России устранить допущенные нарушения прав и законных интересов кредитной организации Акционерное общество «Акционерный коммерческий банк «КОР», отказано.

            Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.

            Представители заявителя и Банка России в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.

            Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

            Из материалов дела следует, что приказом Банка России от 05.10.2018 № ОД-2586 у Акционерного общества «Акционерный коммерческий банк «КОР» отозвана лицензия на осуществление банковских операций. Приказом Банка России от 05.10.2018 № ОД-2587 в связи с отзывом у Акционерного общества «Акционерный коммерческий банк «КОР» лицензии на осуществление банковских операций с 05.10.2018 назначена временная администрация по управлению кредитной организацией АО «АКБ «КОР».

Не согласившись с приказами Банка, полагая, что они нарушают права и законные интересы АО «АКБ «КОР», создают непреодолимые препятствия для осуществления последним уставной деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в настоящем случае, учитывая законность и обоснованность оспариваемых актов, права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не могут быть признаны нарушенными.

Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителей, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.

Статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 75 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам их вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы Российской Федерации.

Частью 3 ст. 74 Закона о Банке России Банку России предоставлено право отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций по предусмотренным законодательством о банках и банковской деятельности основаниям.

Основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций установлены ст. 20 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Пунктом 6 ч. 1 ст. 20 Закона о банках предусмотрена обязанность Банка России отозвать лицензию на осуществление банковских операций за неисполнение федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Законом о Банке России.

Из материалов дела следует, что лицензия на осуществление банковских операций отозвана у АО «АКБ КОР» на основании ст. 19, п. 6.1 ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и ч. 11 ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в связи с неоднократным нарушением Банком в течение одного года требований, предусмотренных ст. 7 (за исключением п. 3 ст. 7 Федерального закона                                  «О противодействии легализации отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанным Федеральным законом.

Лицензия на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг аннулирована у АО «АКБ «КОР» в соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 39.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» в связи с отзывом у Банка лицензии на осуществление банковских операций.

Нарушения АО «АКБ «КОР», послужившие основанием для принятия решения об отзыве у Банка лицензии на осуществление банковских операций подтверждаются фактами, выявленными Банком России в рамках надзора за деятельностью банка, а также фактами, установленными в ходе проверки его деятельности и отраженными в промежуточном акте проверки от 28.08.2018 № А2КИ25-13/452ДСП и в акте проверки от 30.08.2018 № АЗКИ25-13/457ДСП.

Администртаинвым органом установлено, что Банком в течение одного года нарушены требования подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона о противодействии легализации, п. п. 2.5, 2.8 Положения № 321-П, Указания Банка России от 09.08.2004 № 1485-У               «О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях», выразившиеся в неисполнении обязанности по документальному фиксированию и направлению в уполномоченный орган сведений об операциях (от 08.12.2017 на сумму 1.650, 0 тыс. руб. и от 06.03.2018 на сумму 800, 0 тыс. руб.) клиента ООО Ломбард «Меридиан», подлежащих обязательному контролю по кодам вида операции 1007 («обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства»); об операции (от 21.03.2018 по зачислению денежных средств в размере 4.079 Евро) клиента Некоммерческая организация ОО ВОГК «Динамо», подлежащей обязательному контролю по коду вида операции 9001 («операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества»).

Банком в нарушение указанной обязанности не направлены сведения об ИНН представителя участника операции в составе ОЭС № 1803 от 16.11.2017 по операции, подлежащей обязательному контролю по коду вида операции 4006 («зачисление на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, в случае если операции по указанному счету не производились с момента его открытия»); о реквизитах документа, удостоверяющего личность представителя         ООО «АРКТУР» в составе ОЭС № 1028 от 13.06.2018 по операции, подлежащей обязательному контролю по коду вида операции 5005 («скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий»); об ИНН представителя участника операции в составе ОЭС (№ 1341 от 23.07.2018, № 1472, № 1473 от 06.08.2018) по операциям, подлежащим обязательному контролю по коду вида операции 9002 («операция по расходованию некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества»); идентифицирующие получателя денежных средств по операции, подлежащей обязательному контролю по коду вида операции 9002 («операция по расходованию некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества») в составе ОЭС № 1376 от 01.08.2018.

В нарушение требований подп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона о противодействии легализации Банком  представлены недостоверные сведения о месте регистрации и пребывания, реквизитах документа, удостоверяющего личность представителя клиента в составе ОЭС № 1829 от 22.11.2017 по операции, подлежащей обязательному контролю по коду вида операции 8001 («сделки с недвижимым имуществом, подлежащие обязательному контролю»).

Подпунктом 4 п. 1 ст. 7 Закона о противодействии легализации установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) не позднее 3-х рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.

Данные операции требуют повышенного внимания со стороны контрольных органов, и в силу этого организация, осуществляющая операции с денежными средствами, обязана формировать и направлять сообщения в установленные сроки.

В соответствии с п. 7 ст. 7 Закона о противодействии легализации порядок представления информации в уполномоченный орган устанавливается Правительством Российской Федерации, а в отношении кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.

Положением Банка России от 29.08.2008 № 321-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установлен порядок представления кредитной организацией (филиалом кредитной организации) в уполномоченный орган сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю.

Согласно п. 2.1 Положения № 321-П направление кредитной организацией в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Законом о противодействии легализации, осуществляется в виде ОЭС через территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации.

Отчет в виде электронного сообщения (ОЭС) - сообщение, формируемое кредитной организацией для представления в уполномоченный орган, содержащее сведения об операциях, предусмотренных Законом о противодействии легализации, представленное в электронной форме и снабженное зарегистрированным кодом аутентификации (п. 1.1 Положения № 321-П).

Сообщения в уполномоченный орган в соответствии с п. 2.5 Положения № 321-П должны направляться только в соответствии с описанием структуры файла ОЭС, которая приведена в положениях 3 и 4 настоящего Положения.

В соответствии с п. 2.8 Положения № 321-П ОЭС, доставляемый кредитной организацией (ее филиалом) в территориальное учреждение Банка России, должен быть подготовлен в соответствии с п. п. 2.4 - 2.6 данного Положения.

При этом ответственность за содержание данных, включаемых в ОЭС, несет кредитная организация.

В нарушение п. п. 2.5, 2.8 Положения № 321-П Банком не представлены в уполномоченный орган сведения о наименовании клиентов, совершающих операции, и Ф.И.О. их представителей в составе 10 ОЭС (№ 1633 от 13.10.2017, № 1786 от 14.11.2017, № 1940 от 15.12.2017, № 1979 от 21.12.2017, № 60 от 20.01.2018, № 114 от 26.01.2018, № 270 от 16.02.2018, № 405 от 13.03.2018, № 1914 от 12.12.2017, № 200 от 09.02.2018) по операциям, подлежащим обязательному контролю по кодам вида операции 4005 («зачисление на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации») и 4006 («зачисление на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, в случае если операции по указанному счету не производились с момента его открытия»).

Банком в нарушение указанных норм представлены некорректные сведения в уполномоченный орган о Ф.И.О. участника операции в составе 15 ОЭС (№ 1356 от 25.07.2018, № 1489 от 06.08.2018, №№ 1518, 1519 от 14.08.2018, № 1336 от 23.07.2018, № 1358 от 26.07.2018, №№1431, 1438, 1440 от 02.08.2018, № 1449 от 03.08.2018,                 № 1471 от 06.08.2018, № 1490 от 07.08.2018, № 1506 от 09.08.2018, №№ 1509, 1510 от 14.08.2018) по операциям, подлежащим обязательному контролю по кодам вида операции 4005 («зачисление на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации») и 9002 («операция по расходованию некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества»).

Кроме приведенных нарушений заявителем допущены нарушения принятого в соответствии с Законом о противодействии легализации Указания № 1485-У, а именно п. 1.3 Указания № 1485-У в связи с невнесением в план Программы обучения сотрудников Банка в области противодействия отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма на 2018 (утвержден председателем Правления Банка 26.01.2018) изменений, в связи принятием 03.05.2018 на работу лица, ответственного за проведение обучения (ответственного сотрудника Банка).

Согласно ст. 3 Закона о противодействии легализации под внутренним контролем понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

В этой же статье определено, что к осуществлению внутреннего контроля относится реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

Положения указанной нормы устанавливают не только обязанность кредитных организаций своевременно представлять в уполномоченный орган соответствующие сведения, но и обеспечивать достоверность представляемых сведений путем надлежащего заполнения предусмотренных нормативными правовыми актами форм отчетности (в рассматриваемом случае - ОЭС).

Таким образом, обязанность, возложенная на кредитную организацию нормами Закона о противодействии легализации (в частности, подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона и Положением Банка России № 321-П), не содержит исключений и требует, чтобы во всех необходимых случаях в уполномоченный орган были представлены достоверные сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, надлежащим образом, в установленном порядке и в установленный срок.

Непредставление информации по операциям, подлежащим обязательному контролю, является прямым нарушением закона и ведет к невозможности оперативного реагирования со стороны уполномоченного органа, тем самым замедляя работу по выявлению и пресечению деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Принимая во внимание цели Закона о противодействии легализации и его сферу применения, любое его нарушение является существенным и может привести к нарушению прав и законных интересов граждан, общества и государства, в силу чего положения указанного Закона не содержат разграничений нарушений его норм на существенные и незначительные.

 С учетом того, что законодательством установлена обязанность организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами, сами по себе допущенные нарушения, выявленные в деятельности Банка, относятся к категории неустранимых.

В соответствии с п. 6.1 ч. 1 ст. 20 Закона о банковской деятельности неоднократное нарушение Банком в течение одного года требований, предусмотренных ст. ст. 6, 7, 7.2, 7.3 и 7.5 Закона о противодействии легализации, и (или) неоднократного в течение одного года нарушения требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанным Федеральным законом является основанием для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Согласно ч. 11 ст. 74 Закона о Банке России Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Законом о банковской деятельности.

Статьей 13 Закона о противодействии легализации также установлено, что нарушение организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и действующими на основании лицензии, требований, предусмотренных ст. ст. 6, 7, 7.2, 7.3 и 7.5 настоящего Федерального закона, за исключением п. 3 ст. 7 настоящего Федерального закона, может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, для отзыва у кредитной организации лицензии достаточно факта неоднократного нарушения в течение одного года любого из требований, предусмотренных как нормами Закона о противодействии легализации, в частности требований, установленных ст. 7 так и нормативными актами Банка России, изданными в соответствии с указанным Федеральным законом.

Для отзыва лицензии по основанию, предусмотренному п. 6.1 ч. 1 ст. 20 Закона о банковской деятельности, не требуется соблюдение условия об одновременном нарушении ст. ст. 6, 7 Закона о противодействии легализации.

Статья 6 Закона о противодействии легализации содержит перечень признаков, при соответствии которым совершаемые операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат обязательному контролю.

В свою очередь, именно ст. 7 Закона о противодействии легализации устанавливает права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе и не связанные с операциями, перечисленными в статье 6 указанного закона.

Положения п. 6.1 ст. 20 Закона о банках не связывают основание для отзыва лицензии с наличием примененных к кредитной организации и неисполненных кредитной организацией предписаний Банка России или привлечением банка к административной ответственности.

Наличие или отсутствие фактов применения к кредитной организации иных мер, предусмотренных Законом о Банке России, не влияет на право Банка России по отзыву лицензии.

Банк России как орган банковского надзора, располагая совокупностью информации о кредитной организации, при наличии предусмотренных законом оснований, принимает решение о применении той или иной меры воздействия, в том числе об отзыве у нее лицензии на осуществление банковских операций.

Таким образом, Банк России при принятии решения об отзыве у АО «АКБ «КОР» лицензии на осуществление банковских операций и об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг действовал в соответствии с требованиями законодательства и в пределах полномочий, вследствие чего отсутствуют обстоятельства для признания приказа Банка России от 05.10.2018     № ОД-2586 недействительным.

Требование, заявленное в части признания недействительным приказа № ОД-2587 о назначении временной администрации по управлению АО «АКБ «КОР» обоснованно отклонено, поскольку назначение временной администрации обусловлено требованиями п. 2 ст. 189.26 Федерального закона о банкротстве и ст. 20 Закона о банках, обязывающими Банк России осуществить указанное действие после отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

В соответствии со ст. 20 Закона о банках, после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций Банк России не позднее рабочего дня, следующего за днем отзыва указанной лицензии, назначает в кредитную организацию временную администрацию в соответствии с требованиями Закона о банкротстве.

Таким образом, Банк России, издавая приказ о назначении временной администрации по управлению кредитной организацией в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций, исполнил обязанность, возложенную на него указанными федеральными законами.

Следует отметить, что нарушения заявителем п. п. 2.5, 2.8 Положения Банка России от 29.08.2008 № 321-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом                      «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» при формировании и направлении ОЭС № 1273 от 25.07.2017, № 1486 от 12.09.2017, № 1546 от 04.10.2017 не учитывались Банком России в качестве оснований для отзыва у заявителя лицензии, так как указанные нарушения совершены за пределами годичного срока, учитывавшегося при принятии решения об отзыве у заявителя лицензии.

В период, не превышающий одного года до отзыва у заявителя лицензии на осуществление банковских операций, обществом допущены иные неоднократные нарушения, как требований Закона о противодействии легализации, так и нормативных актов Банка России (Положения № 321-П, Указания Банка России от 09.08.2004            № 1485-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях»

Заявителем в составе ОЭС, направленных в уполномоченный орган (№ 1633 от 13.10.2017, № 1786 от 14.11.2017, № 1940 от 15.12.2017, № 1979 от 21.12.2017, № 60 от 16.01.2018, № 114 от 26.01.2018, № 270 от 16.02.2018, № 405 от 13.03.2018, № 1914 от 12.12.2017, № 200 от 09.02.2018) не представлены сведения о лице, совершающем операцию с денежными средствами (плательщик) либо о получателе по операции, являющихся клиентами Банка, а также сведения об их представителях, при перечислении денежных средств между собственными счетами таких клиентов заявителя (ЗАО «Народное Предприятие «Конфил» ИНН <***>,                        ООО «Система» ИНН <***>, ООО «Палитра вкуса» ИНН <***>).

Указание заявителем в составе ОЭС информации о клиенте по одной из сторон участников расчетов (получателя, либо плательщика) и заполнение отдельных полей ОЭС значением «0» в отношении одной из сторон -участника расчетов, учитывая, что плательщиком и получателем по данным операциям является одно и то же юридическое лицо, не соответствует требованиям, установленным Положением             № 321-П.

Согласно структуре файла передачи ОЭС, содержащейся в приложении 4 к Положению № 321-П, в ОЭС отражаются все сведения об участниках операций, а также их представителях, имеющиеся в распоряжении банка.

Указанный порядок представления сведений не содержит изъятий из требований к заполнению соответствующих полей ОЭС в случае, если операции совершались между собственными счетами юридических лиц - клиентов банка.

Учитывая, что предусмотренная подп. 1 п. 1 ст. 7 Закона о противодействии легализации идентификация заявителем в отношении вышеуказанных клиентов выполнена, общество обязано отразить соответствующие сведения в составе записей ОЭС, как по стороне плательщика, так и по стороне получателя средств по операциям, совершенным между собственными счетами организации.

В соответствии с абз. 7 подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона о противодействии легализации организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица.

Согласно абз. 12 п. 2 ст. 7 Закона о противодействии легализации требования к идентификации представителя клиента, в том числе идентификации единоличного исполнительного органа как представителя клиента, для кредитных организаций устанавливаются Банком России.

То есть, непосредственно Закон о противодействии легализации определяет, что в целях его применения единоличный исполнительный орган является представителем клиента, указанное следует и из норм Положения Банка России от 15.10.2015 № 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Уполномоченный единоличный исполнительный орган, осуществляет представление интересов юридического лица в силу своих должностных полномочий, предусмотренных федеральным законодательством.

Обязанность кредитной организации представлять в уполномоченный орган сведения о представителях клиентов - юридических лиц, совершивших операции, подлежащие обязательному контролю, установлена и в Положении № 321-П, нормы которого не содержат исключений по заполнению полей ОЭС и требуют, чтобы во всех необходимых случаях в уполномоченный орган были представлены достоверные сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, надлежащим образом, в установленном порядке и в установленный срок.

В ходе проверочных мероприятий установлено, с учетом того, что заявитель располагал идентификационными сведениями о единоличном исполнительном органе, являющемся представителем клиента, и не располагал сведениями о том, что конкретная операция совершается иным представителем клиента, в соответствующих полях указанных ОЭС подлежала отражению информация о единоличном исполнительном органе как о представителе клиента.

Не отражение в соответствующих полях ОЭС необходимых сведений при наличии у заявителя информации о клиенте и его представителе, полученной при их идентификации, является нарушением требований п. п. 2.5, 2.8 Положения № 321-П.

Обществом в составе записей ОЭС (№ 1356 от 25.07.2018, № 1489 от 06.08.2018, № 1519 от 14.08.2018, № 1518 от 14.08.2018, № 1336 от 23.07.2018, № 1358 от 26.07.2018, № 1431 от 02.08.2018, № 1438 от 02.08.2018, № 1440 от 02.08.2018, № 1449 от 03.08.2018, № 1471 от 06.08.2018, № 1490 от 07.08.2018, № 1506 от 09.08.2018,          № 1509 от 14.08.2018, № 1510 от 14.08.2018) в полях «NAMEU0» и/или «NAMEU3», помимо указания фамилии, имени, отчества участника операции, отражен статус физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно описанию структуры файла передачи ОЭС, содержащемуся в приложении 4 к Положению № 321-П, в полях «NAMEU0» и/или «NAMEU3» ОЭС должна быть отражена информация о фамилии, имени, отчестве (при наличии последнего) физического лица либо индивидуального предпринимателя полностью, в указанном порядке, с разделением слов символом «пробел».

Указание на то, что физическое лицо имеет статус индивидуального предпринимателя структурой файла не предусмотрено.

Несоблюдение указанного требования и отражение в соответствующих полях информации, не предусмотренной структурой файла, является нарушением требований п. п. 2.5, 2.8 Положения № 321-П.

Заявителем в составе ОЭС (№ 1341 от 23.07.2018, № 1472 от 06.08.2018, № 1473 от 06.08.2018) не зафиксированы и не представлены в уполномоченный орган сведения об ИНН представителя получателя по операциям с денежными средствами клиента заявителя при наличии у общества необходимой информации.

Данные операции являлись операциями по расходованию денежных средств некоммерческих организаций на сумму, превышающую 100.000 руб., которые в соответствии с п. 1.2 ст. 6 Закона о противодействии легализации подлежат обязательному контролю.

В соответствии со ст. 7 Закона о противодействии легализации сведения по таким операциям должны быть направлены в уполномоченный орган, в том числе сведения о представителе получателя по операции, включая информацию о его ИНН.

Операция, сведения о которой представлены в ОЭС № 1472 от 06.08.2018 совершена клиентом заявителя «Общественная организация «Федерация гандбола Волгоградской области» («ФГВО»); сумма операции – 400.000 руб., дата операции - 03.08.2018; денежные средства получены главным бухгалтером данной организации - клиента заявителя - ФИО7

По данной подлежащей обязательному контролю операции представителем получателя по операции заявителем определена ФИО7 (в полях блока «У2» ОЭС, в которых должна отражаться идентификационная информация о представителе получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом, отражена информация о представителе «ФГВО» ФИО7), являющаяся фактическим получателем наличных денежных средств по денежному чеку, оформленному «ФГВО».

В материалах проверки содержится «анкета представителя клиента «ФГВО» - физического лица», оформленная на ФИО7 в соответствии с требованиями Положения № 499-П. При этом заявитель обладал сведениями об ИНН ФИО7, что подтверждается информацией из юридического дела клиента заявителя «ФГВО» - в нем имеются выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 05.02.2016, от 03.02.2017, от 01.02.2018, в которых содержится информация об ИНН ФИО7

Кроме того, в соответствии с требованиями Положения № 499-П (п. 2.2) кредитные организации при идентификации и обновлении сведений о клиентах, представителях клиентов обязаны использовать сведения из ЕГРЮЛ, иную информацию из открытых информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо Единой системе межведомственного электронного взаимодействия.

Вместе с тем, поле «ND2» блока «У2», в котором должна быть отражена информация об идентификационном номер участника операции - представителе получателя по операции, заполнено заявителем значением «0» при наличии у заявителя информации об ИНН данного участника операции.

Операции, сведения о которых представлены в ОЭС № 1341 от 23.07.2018 и           № 1473 от 06.08.2018 совершены клиентом заявителя «Общественная организация «Волгоградский городской спортивный клуб «Динамо» («ОО «Динамо»); суммы и даты операций соответственно - 200.000 руб. (20.07.2018) и 500.000 руб. (03.08.2018); наличные денежные средства получены в кассе заявителя по денежному чеку, оформленному «ОО «Динамо», главным бухгалтером данной организации - клиента заявителя - ФИО7, которая также определена заявителем в качестве представителя «ОО «Динамо». Поля блока «У2» ОЭС № 1341 и № 1473 заполнены сведениями о ФИО7, за исключением поля «ND2». Сведения об ИНН ФИО7 у заявителя имелись, что подтверждается выписками из ЕГРЮЛ по клиенту «ОО «Динамо».

Таким образом, обществом нарушены требования подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона о противодействии легализации.

Вместе с тем, обществом по приведенным случаям нарушений Закона о противодействии легализации и Положения № 321-П, выявленным Банком России в ходе проверки по факту обнаружения Банком России совершенных нарушений, направлены в уполномоченный орган запросы на замену записи указанных ОЭС.

Таким образом, обществом не отрицается факт нарушения им требований Закона о противодействии легализации и Положения № 321-П.

Доводы заявителя о том, что нарушения носят незначительный характер, штрафам заявитель не подвергался, в связи с чем, основания для отзыва лицензии отсутствовали, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку Закон о противодействии легализации не содержит исключений, позволяющих кредитной организации                         не соблюдать требования указанного Закона в целях предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, независимо от характера осуществляемой кредитной организацией деятельности.

Довод о том, что в рассматриваемом случае следует применить меру наказания в виде штрафа, отклоняется, поскольку в соответствии со ст. 13 Закона о противодействии легализации нарушение организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и действующими на основании лицензии, требований, предусмотренных ст. ст. 6 и 7 указанного Федерального закона (за исключением п. 3 ст. 7 Закона), влечет отзыв (аннулирование) лицензии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Кроме того, указанное в п. 6 ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» основание - является самостоятельным основанием независимо от иных оснований, предусмотренных данным пунктом Закона, и не требует обязательного неоднократного применения к банку в течение года мер, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».

Следует отметить, что Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций как за нарушение ст. ст. 6 и 7 Закона о противодействии легализации одновременно, так и за однократные нарушения каждой из указанных статей.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает мотивированными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемые приказы соответствуют действующему законодательству, приняты Банком России в пределах его компетенции и не нарушает прав АО «АКБ «КОР».

  Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

            Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.01.2019 по делу № А40-248100/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья                                                      Т.Т. Маркова

Судьи                                                                                               М.В. Кочешкова

                                                                                                                      О.С. Сумина