ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва Дело № А40-250084/20-148-1214
28 октября 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2021 года
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2021 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО «Почта России»: ФИО1 (дов. от 19.05.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: ФИО2 (дов. № МШ/29337/21 от 13.04.2021 г.);
рассмотрев 21 октября 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу ФАС России
на решение Арбитражного суда города Москвы от 04 марта 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2021 г.
по делу № А40-250084/20-148-1214
по заявлению акционерного общества «Почта России»
к Федеральной антимонопольной службе
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 11/04/19.5-59/2020 от 04 декабря 2020 г.
УСТАНОВИЛ: решением Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, антимонопольный орган) от 07 августа 2019 г. по делу № 11/01/10-14/2019 Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» (далее – ФГУП «Почта России», в настоящее время АО «Почта России», общество, заявитель) признано нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), что выразилось в навязывании невыгодных условий договора путем ограничения возможности оплаты услуг по пересылке уведомлений о вручении регистрируемых почтовых отправлений ФГУП «Почта России» марками на территории Российской Федерации.
На основании решения ФАС России ФГУП «Почта России» выдано предписание от 07 августа 2019 г., в соответствии с которым ФГУП «Почта России» необходимо устранить нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в навязывании невыгодных условий договора путем ограничения возможности оплаты услуг по пересылке уведомлений о вручении регистрируемых почтовых отправлений марками.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 ноября 2019 г. по делу № А40-208922/2019, оставленным без изменения постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 июня 2020 г. и Арбитражного суда Московского округа от 22 сентября 2020 г., отказано в удовлетворении требований АО «Почта России» о признании недействительными решения и предписания ФАС России от 07 августа 2019 г. № 11/01/10-14/2019.
В связи с неисполнением предписания от 07 августа 2019 г. в установленный срок определением начальника отдела антимонопольного регулирования связи Управления регулирования связи и информационных технологий Федеральной антимонопольной службы от 26 октября 2020 г. в отношении АО «Почта России» возбуждено дело № 11/04/19.5-59/2020 об административном правонарушении.
14 ноября 2020 г. ФАС России в отношении АО «Почта России» составлен протокол об административном правонарушении № 11/04/19.5-59/2020.
Постановлением ФАС России от 04 декабря 2020 г. по делу об административном правонарушении № 11/04/19.5-59/2020АО «Почта России» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.2 статьи 19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, АО «Почта России» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04 марта 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2021 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ФАС России просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку допущенное АО «Почта России» нарушение, выразившееся в невыполнении предписания антимонопольного органа, в силу прямого указания закона является нарушением антимонопольного законодательства, за которое частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ установлен годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
В отзыве на кассационную жалобу АО «Почта России» просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель ФАС России поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель АО «Почта России» против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Действия, связанные с невыполнением в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке и совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий, направленных на обеспечение конкуренции, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2.2 статьи 19.5 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
При рассмотрении настоящего спора, суд первой инстанции применил положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, сделав вывод об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения. Кроме того, суд первой инстанции сделал вывод о том, что постановление от 04 декабря 2020 г. вынесено за истечением срока давности привлечения к административной ответственности, который составляет два месяца.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции об истечении срока давности привлечения к административной ответственности. Также судом апелляционной инстанции указано на то, что поскольку срок привлечения общества к административной ответственности на момент принятия административным органом оспариваемого постановления истек, то возможность правовой оценки действий лица, в отношении которого было возбуждено дело об административном правонарушении, на предмет доказанности состава административного правонарушения утрачена.
Суд кассационной инстанции полагает, что вывод судов об истечении срока давности привлечения к административной ответственности сделан при неправильном применении норм материального права.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о защите конкуренции предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний.
Часть 2 статьи 51 Закона о защите конкуренции устанавливает, что неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о защите конкуренции под неисполнением в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения. Неисполнение в срок указанного предписания является нарушением антимонопольного законодательства.
Данная правовая норма была включена в часть 4 статьи 51 Закона о защите конкуренции Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 164-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с целью исключения различного подхода в исчислении срока давности привлечения к административной ответственности за неисполнение законных предписаний антимонопольного органа в указанной сфере, что свидетельствует о достаточно определенной воле законодателя.
Таким образом, невыполнение в установленный срок упомянутого предписания антимонопольного органа в силу прямого указания Закона о защите конкуренции является нарушением антимонопольного законодательства. При этом в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства установлен в один год.
Данная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 08 октября 2021 г. № 305-ЭС21-6561 по делу № А40-90920/2020.
На дату принятия оспариваемого постановления годичный срок давности не истек.
Следовательно, вывод судов об истечении срока давности привлечения к административной ответственности не мог служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд апелляционной инстанции по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Выводы суда первой инстанции об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.2 статьи 19.5 КоАП РФ, не были предметом обсуждения суда апелляционной инстанции, в связи с чем постановление суда апелляционной инстанции не может быть признано законным и обоснованным.
Принимая во внимание изложенное, постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2021 г. по делу № А40-250084/20-148-1214 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Председательствующий-судья Е.А.Ананьина
Судьи В.В.Кузнецов
Р.Р.Латыпова