ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-250784/20 от 25.05.2022 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-904/2022

г. Москва Дело № А40-250784/20

02 июня 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2022 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Проценко А.И.,

судей Алексеевой Е.Б., Валюшкиной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киселевым А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО «НИИ Вакуумной техники им. С.А. Векшинского» на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.12.2021 по делу № А40-250784/20 по иску АО «НИИ Вакуумной техники им. С.А. Векшинского» (ОГРН <***>, ИИН 7726722129) к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН <***>, ИНН <***>) третьи лица: Управление Росреестра по Москве, ООО «Геодезия и кадастр», Москомархитектура, Департамент транспорта и развития Дорожно-Транспортной инфраструктуры города Москвы об установлении границ участка,


при участии в судебном заседании представителей:
от истца: ФИО1 по доверенности от 11.10.2021, диплом ИВС 0394759 от 01.06.2003;

от ответчика: ФИО2 по доверенности от 29.12.2021, диплом 1077704 0188307 от 20.07.2020;

от третьих лиц: Департамент транспорта и развития Дорожно-Транспортной инфраструктуры города Москвы: ФИО3 по доверенности от 19.01.2022, диплом ВСВ 0195922 от 22.02.2005; остальные не явились, извещены;

УСТАНОВИЛ:

АО «НИИ Вакуумной техники им. С.А. Векшинского» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 77:05:0003001:1003 расположенного по адресу: <...>.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 03 декабря 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, поскольку выводы суда не соответствуют материалам дела, кроме того, при принятии решения по делу, судом нарушены нормы материального и процессуального права.

Определением от 17 февраля 2022 года Девятый арбитражный апелляционный суд приостановил производство по делу № А40-250784/20 до разрешения судом первой инстанции вопроса о принятии дополнительного решения по настоящему делу.

Определением Арбитражного суда г. Москвы от 5 апреля 2022 года, суд отказал в удовлетворении заявления АО «НИИ Вакуумной техники им. С.А. Векшинского» о вынесении дополнительного решения по делу № А40-250784/20.

Определением от 25 мая 2022 года арбитражный апелляционный суд возобновил производство по делу.

Представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

Представители ответчика и Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы в судебном заседании против доводов жалобы возражали, отзыв на жалобу не направили.

Иные лица, участвующие в деле, уведомленные судом о времени и месте слушания дела, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет о принятии апелляционной жалобы к производству и назначению к слушанию, в судебное заседание не явились, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм ст. 156 АПК РФ.

Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 03 декабря 2021 года на основании следующего.

Как следует из материалов дела, АО «Научно-исследовательский институт вакуумной техники им. С.А. Векшинского» является собственником земельного участка по адресу: <...>, кадастровый номер 77:05:0003001:1003, ранее присвоенные: условный номер: № М-05-800179с, кадастровый номер: 77:05:0003001:22, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от «23» ноября 2020 № КУВИ-002/2020-41799214.

Земельный участок истца с кадастровым номером 77:05:0003001:1003, общей площадью 19 469 кв.м., поставлен на кадастровый учет 28.04.2012.

Право собственности АО «НИИВТ им. С.А. Векшинского» зарегистрировано № 77-77/012-77/012/008/2016- 547/4 от 14.06.2016 (копия свидетельства прилагается).

В 2019 году по заказу истца проведены кадастровые работы по определению границ земельного участка истца, составлен межевой план (дата подготовки межевого плана 08.04.2019 г.).

11.04.2019 г. истец обратился в Департамент городского имущества г. Москвы - правообладателю смежного земельного участка с кадастровым номером 77:05:0003001:26 с заявлением о согласовании межевого плана границ земельного участка истца.

Межевой план земельного участка был подготовлен ООО «Геодезия и кадастр» в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка.

Решением Департамента городского имущества г. Москвы от 17.04.2019 г., № 33-5-43045/19-(0)-1 было отказано в согласовании межевого плана земельного участка истца.

Отказ мотивирован пунктом 2.10.1.5. Административного регламента предоставления государственной услуги г.Москвы «Согласование межевого плана границ земельного участка», а именно - местоположение границ земельного участка истца, в отношении которого подготовлен межевой план, определено с нарушением прав и законных интересов г. Москвы.

Заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы к Департаменту городского имущества г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Департамента городского имущества г. Москвы № 33-5-43045/19-(0)-1 от 17.04.2019 г. об отказе в согласовании межевого плана земельного участка по адресу: <...>, с кадастровым номером 77:05:0003001:1003, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО «Научно-исследовательский институт вакуумной техники им. С.А. Векшинского» путем оказания государственной услуги «Согласование межевого плана земельного участка».

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.02.2020 по делу № А40- 174588/2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2020, постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16.11.2020 в удовлетворении требований заявителя отказано.

При этом, судами установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 77:05:0003001:1003, в отношении установления которых общество испрашивало согласование департамента, пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 77:05:0003001:26 улично-дорожной сети города Москвы, с адресными ориентирами: Нагорный пр., вл. 7, включенного в перечень земельных участков улично-дорожной сети города Москвы, утвержденный Законом города Москвы от 21.03.2007 № 8.

В рамках настоящего спора была проведена судебная землеустроительная экспертиза для установления границ земельного участка с кадастровым номером 77:05:0003001:1003, расположенным по адресу: <...>, которая поручена судом ООО «Абсолют» Центр независимых экспертиз, исследований и аудита» (129337, Москва, ул. Дудинка, д.2, кор.2, эт.1, пом. и ком. 14), эксперту ФИО4

Перечень земельных участков улично-дорожной сети города Москвы утвержден Законом города Москвы от 21.03.2007 № 8 «О перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы».

Земельный участок с кадастровым номером 77:05:0003001:26 указан в перечне земельных участков улично-дорожной сети, содержащемся в приложении к указанному закону (п. 5642).

Статья 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности, в том числе к ним относится подготовка и утверждение документов территориального планирования субъектов Российской Федерации.

Статьей 14 ГрК РФ предусмотрено, что документами территориального планирования субъектов Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 15 ГрК РФ схема территориального планирования субъекта Российской Федерации, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.

В соответствии с п. 3 ст. 63 ГрК РФ документами территориального планирования субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт Петербурга являются генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Согласно п. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Статьей 7 закона города Москвы от 25.06.2008 № 28 «Градостроительный кодекс города Москвы» утверждение документации по планировке территорий относится к полномочиям Правительства Москвы.

Согласно ст. 23 закона города Москвы от 25.06.2008 № 28 «Градостроительный кодекс города Москвы» документом территориального планирования города Москвы является Генеральный план города Москвы.

Генеральный план города Москвы является основой градостроительного зонирования и планировки территорий в городе Москве.

Генеральный план города Москвы утвержден законом г. Москвы от 05.05.2010 № 17 «О Генеральном плане города Москвы».

Земельный участок с кадастровым номером 77:05:0003001:26 входит в территорию улично-дорожной сети Москвы, что установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.02.2020 по делу № А40- 174588/2019.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона города Москвы № 17 изменения в указанный закон вносятся посредством принятия законов города Москвы, предусматривающих приведение настоящего Закона в соответствие с изменениями границ административных округов города Москвы, особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия, I зон с особыми условиями использования территории, в том числе зон охраны объектов культурного наследия, границ и наименований районов города Москвы, наименований станций метрополитена, объектов улично-дорожной сети, иных наименований, отображенных на картах, схемах территориального планирования.

В соответствии со ст. 23 Закона города Москвы от 20.12.2006 № 65 «О Правительстве Москвы» Правительство Москвы может создавать постоянные и 4 временные комиссии, советы и другие рабочие органы, занимающиеся изучением различных вопросов и их внесением в Правительство Москвы. Положение о рабочем органе утверждается Правительством Москвы.

В целях оперативного рассмотрения вопросов в области градостроительства, использования земельных участков, предназначенных под строительство (реконструкцию) градостроительных объектов, совершенствования порядка реализации инвестиционных проектов на территории города Москвы, постановлением Правительства Москвы от 16.11.2010 № 1019-1111 создана Градостроительно-земельная комиссия города Москвы и утверждено положение о данной комиссии.

Согласно п. 2.2 Положения о Градостроительно-земельной комиссии города Москвы одной из функций комиссии является рассмотрение и принятие решений в области градостроительной деятельности, в том числе, о необходимости внесения изменений в Генеральный план города Москвы.

Изменение границ земельных участков улично-дорожной сети, указанных в Генеральном плане города Москвы, требует внесения соответствующих изменений в Закон города Москвы № 17.

Согласно положениям постановления Правительства Москвы от 12.04.2011 № 118-ПП обязанности по корректировке границ улично-дорожной сети возложены на Департамент городского имущества г. Москвы.

Кроме того, данное постановление предусматривает, что в случаях, если устранение пересечений границ земельных участков путем уменьшения участка улично-дорожной сети повлечет ухудшение транспортной ситуации, а также в иных случаях, не урегулированных настоящим постановлением, вопросы об устранении пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами участков улично-дорожной сети подлежат рассмотрению Градостроительно-земельной комиссией города Москвы.

До настоящего момента данный вопрос Градостроительно-земельной комиссией рассмотрен не был.

Таким образом, суд первой инстанции указал, что корректировка границ земельных участков улично-дорожной сети должна быть осуществлена департаментом при принятии соответствующего решения Градостроительно-земельной комиссией города Москвы с последующим внесением изменений в законы города Москвы от 05.05.2010 № 17 О Генеральном плане города Москвы»; от 21.03.2007 № 8 «О перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы».

Однако, истец в Департамент городского имущества г.Москвы с целью вынесения вопроса на рассмотрение Градостроительно-земельной комиссии не обращался.

В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Тем не менее, проанализировав все обстоятельства по делу в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом не доказано, что при существующей конфигурации земельных участков с кадастровыми номерами 77:05:0003001:26 (УДС) и 77:05:0003001:1003 заявитель лишен права свободно пользоваться и распоряжаться своим имуществом (земельным участком с кадастровым номером 77:05:0003001:1003).

Также, истец не представил доказательств нарушения действующего законодательства со стороны ответчика и не доказал нарушение его прав действиями ответчика, в связи с чем, по данным и вышеприведенным основаниям, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно, проверив правильность выводов суда первой инстанции и обоснованность доводов апелляционной жалобы, полагает, что она не подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене, по следующим основаниям.

При рассмотрении дела, представителем истца было заявлено ходатайство о переходе суда апелляционной инстанции к рассмотрению дела по правилам, предусмотренным для суда первой инстанции.

В силу ч. 6.1 ст. 268 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, при наличии оснований для отмены решения суда в соответствии с ч. 4 ст. 270 АПК РФ.

Одновременно в соответствии с ч. 4 ст. 270 АПК РФ основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае являются: рассмотрение дела арбитражным судом в незаконном составе; рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; нарушение правил о языке при рассмотрении дела; принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; неподписание решения судьей или одним из судей, если дело рассмотрено в коллегиальном составе судей, либо подписание решения не теми судьями, которые указаны в решении; отсутствие в деле протокола судебного заседания или подписание его не теми лицами, которые указаны в статье 155 настоящего Кодекса; нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения.

Таким образом, суд апелляционной инстанции, рассмотрев заявленное ходатайство, не нашел оснований для его удовлетворения, поскольку не усмотрел оснований предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК для суда первой инстанции.

Согласно пункту 9 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

Разделом 2.10 Административного регламента утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. № 199-ПП "Административный регламент предоставления государственной услуги "Согласование межевого плана границ земельного участка" предусмотрены основания для отказа в предоставлении государственной услуги по согласованию межевого плана границ земельного участка, к числе которых отнесено определение местоположения границ земельного участка, в отношении которого подготовлен межевой плана, с нарушением прав и законных интересов города Москвы (пункт 2.10.1.5).

Из положений Постановления Правительства Москвы от 12 апреля 2011 г. № 118-ПП "О мерах по устранению пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами земельных участков улично-дорожной сети города Москвы" следует, что в случаях, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего постановления, если устранение пересечений границ земельных участков путем уменьшения участка УДС повлечет ухудшение транспортной ситуации, а также в иных случаях, не урегулированных настоящим постановлением, вопросы об устранении пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами участков УДС подлежат рассмотрению Градостроительно-земельной комиссией города Москвы (пункт 1.2).

В соответствии со ст. 1 ГрК РФ территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

На основании ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Если земельный участок не огорожен, либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

В соответствии с п. 11 ст. 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.

В соответствии с пунктом 12 ст. 85 ЗК РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Законом г. Москвы от 21.03.2007 № 8 "О Перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы" земельные участки, границы которых пересекаются с земельным участком заявителя включен в перечень земельных участков общего пользования существующей улично-дорожной сети.

Земельный участок улично-дорожной сети города Москвы был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет во исполнение постановления Правительства Москвы от 13.07.2004 № 490-ПП «О ходе выполнения работ по формированию перечней земельных участков, изымаемых из оборота, ограниченных в обороте, обременяемых сервитутами и резервируемых для государственных нужд города Москвы» согласно красных линий градостроительного регулирования территорий общего пользования (статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, конфигурация границ земельного участка улично-дорожной сети города Москвы (УДС) с кадастровым номером 77:05:0003001:26, с адресными ориентирами: Нагорный пр., вл. 7, в отношении которого подготовлен межевой план, необоснованно изменена, поскольку земельный участок УДС с кадастровым номером 77:05:0003001:26 включен в перечень земельных участков улично-дорожной сети города Москвы, утвержденный законом города Москвы от 21.03.2007 № 8.

Кроме того, в соответствии с решением Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и Москомархитектуры, корректировка границ УДС с кадастровым номером 77:05:0003001:26 считается нецелесообразной.

В данном случае, в пределах земельных участков УДС расположена проезжая часть дороги, что указывает на невозможность устранения пересечений границ земельных участков в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 12 апреля 2011 года № 118-ПП.

Если местоположение границ земельного участка, в отношении которого подготовлен межевой план, определено с нарушением прав и законных интересов города Москвы, то данное обстоятельство является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги "Согласование межевого плана границ земельного участка" (п. 2.10.1.5 Приложения 2 к Постановлению Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. № 199-ПП "Административный регламент предоставления государственной услуги "Согласование межевого плана границ земельного участка".

Согласно пункту 1.2 указанного выше постановления в случаях, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего постановления, если устранение пересечений границ земельных участков путем уменьшения участка УДС повлечет ухудшение транспортной ситуации, а также в иных случаях, не урегулированных настоящим постановлением, вопросы об устранении пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами участков УДС подлежат рассмотрению Градостроительно-земельной комиссией города Москвы.

Заявителем указанный порядок соблюден не был, вопрос об устранении пересечений границ земельных участков Градостроительно-земельной комиссией города Москвы не разрешался, доказательства обратного в материалах дела не имеются.

Кроме того, суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что координаты, установленные в рамках проведенной по настоящему делу экспертизой, идентичны координатам, которые содержатся в межевом плане истца, а, следовательно, подтверждают пересечение с улично-дорожной сетью города Москвы.

При таких обстоятельствах, в случае установления границ земельного участка по координатам указанным истцом, будет иметь место задвоение земельных участков, что не является допустимым, а потому, восстановление нарушенного права не представляется возможным.

В данном случае истцу следует воспользоваться административным порядком обращения и внести изменения в нормативно-правовые акты, которые устанавливают помимо границы улично-дорожных сетей, красные линии, для восстановления нарушенного права.

Ссылка заявителя жалобы на постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.11.2020 по делу № А40-174588/19, также несостоятельна, в силу того, что суд также указал, что «в рассматриваемом случае идет речь о наложении границ земельного участка общества на границы земельного участка с кадастровым номером 77:05:0003001:26, и о разногласиях по вопросу их установления, возникших между истцом и ответчиком.

Заявление об установлении границ земельного участка подлежит рассмотрению в порядке искового производства с участием всех заинтересованным лиц, привлеченных в соответствующем процессуальном статусе.

Итогом рассмотрения заявления об установлении границ земельного участка должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек (либо иным способом, предусмотренным законодательством).

Такое требование не было предметом рассмотрения по настоящему делу, в связи с чем, истец не лишен возможности защищать свои права и законные интересы в рамках отдельного производства», в данном случае речь идет об административном порядке внесения изменений в нормативно-правовые акты для разрешения настоящего дела.

Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что истец не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы.

При совокупности изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для отмены либо изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 03.12.2021 по делу
№ А40-250784/20
оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья А.И. Проценко

Судьи: В.В. Валюшкина

Е.Б. Алексеева