ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-252031/18 от 23.04.2019 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

30.04.2019

Дело № А40-252031/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 23.04.2019

Полный текст постановления изготовлен 30.04.2019          

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Григорьевой И. Ю.,   

судей Ананьиной Е. А., Шевченко Е. Е.,     

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1 по доверен. от 26.06.2018,

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверен. от 22.04.2019,

рассмотрев 23 апреля 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения Московской области «Мособлмедсервис»

на решение от 30 ноября 2018 года

Арбитражного суда города Москвы,

принятое судьей Кукиной С.М.,

на постановление от 19 февраля 2019 года

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Пронниковой Е.В., Захаровым С.Л., Бекетовой И.В. 

по заявлению Государственного бюджетного учреждения Московской области «Мособлмедсервис»

к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Москве и Московской области

об оспаривании предписания

УСТАНОВИЛ: Государственное бюджетное учреждение Московской области «Мособлмедсервис» (далее ГБУ МО «Мособлмедсервис», заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании предписания Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Москве и Московской области (далее Территориальный орган Росздравнадзора по г. Москве и Московской области, заинтересованное лицо) об устранении выявленных нарушений № 1166/18 от 26.09.2018.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.11.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.

ГБУ МО «Мособлмедсервис» подана кассационная жалоба, согласно которой заявитель просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

ГБУ МО «Мособлмедсервис» указывает, что исполнение оспариваемого предписания № 1166/18 поставлено в зависимость от воли третьего лица – Министерства здравоохранения Московской области, которое закупает лекарственные препараты для определенных категорий граждан и передает их в ГБУ МО  «Мособлмедсервис» для осуществления отпуска по рецептам. Заявляет, что факт отсутствия лекарственных препаратов подтвержден ведомостями по товарным остаткам. Считает, что Росздравнадзор неправомерно вменяет ГБУ МО «Мособлмедсервис» нарушения о нахождении рецептов на отсроченном обслуживании более 15 рабочих дней.

Заявитель жалобы указывает, что Росздравнадзором не представлены доказательства, подтверждающие, что  ГБУ МО «Мособлмедсервис» передает Министерству здравоохранения Московской области недостоверные данные, письма и других документы, подготовленные заявителем с недостоверными данными, в дело не представлены.

ГБУ МО «Мособлмедсервис» считает, что в данном случае исходя из существа вменяемых нарушений и формулировки предписанных действий, не представляется возможным определить, какие конкретные меры необходимо принять учреждению с целью устранения выявленного нарушения. Полагает, что оспариваемое предписание не может быть признано ясным, исполнимым и, соответственно, законным.

Представитель ГБУ МО «Мособлмедсервис» в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы жалобы.

Представитель Территориального органа Росздравнадзора по г. Москве и Московской области возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая решение Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда законными и обоснованными. Письменный отзыв на жалобу не представлен.

Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Судами установлено, что по результатам проведенной сотрудниками Территориального органа Росздравнадзора по г. Москве и Московской области в отношении ГБУ МО «Мособлмедсервис» внеплановой выездной проверки по исполнению ранее выданного предписания от 20.04.2018 № 313/18 выявлены нарушения, в отношении заявителя вынесено предписание об устранении выявленных нарушений № 1166/18 от 26.09.2018.

Указанным предписанием ГБУ МО «Мособлмедсервис» предписано в срок до 01.02.2019 исполнить предписание Территориального органа от 20.04.2018 № 313/18:  принять меры по соблюдению Приказа Минздрава России от 11.07.2017 № 403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность»; предоставлять в адрес Министерства здравоохранения Московской области полные и достоверные сведения о количестве рецептов в соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения Московской области от 23.01.2015 № 80 «Об утверждении Регламента взаимодействия участников системы льготного лекарственного обеспечения».

Полагая предписание № 1166/18 от 26.09.2018 незаконным, ГБУ МО «Мособлмедсервис» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).

Правила отпуска лекарственных препаратов регламентированы требованиями Приказа Минздрава России от 11.07.2017 № 403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность», в соответствии с которым рецепт на лекарственный препарат, отпускаемый бесплатно или со скидкой и не вошедший в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение десяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.

Судами установлено, что ГБУ МО «Мособлмедсервис» является субъектом фармацевтической деятельности в соответствии с имеющейся лицензией, у ГБУ МО «Мособлмедсервис» имеется обязанность предоставлять в адрес Министерства здравоохранения Московской области достоверные сведения, в том числе и о количестве рецептов, находящихся на отсроченном обеспечении.

Многочисленные факты необеспечения рецептов отдельных категорий граждан установлены в ходе проведения проверки исполнения требований предписания, о необходимости устранения указанных нарушений требований приказа Минздрава России от 11.07.2017 № 403н ГБУ МО «Мособлмедсервис» было указано в предписании от 20.04.2018 № 313/18, которое ГБУ МО «Мособлмедсервис» не оспаривалось.

Судами установлено, что в рамках еженедельного мониторинга ОНЛП Министерством здравоохранения Московской области в Территориальный орган по состоянию на 17.09.2018 представлены сведения о нахождении 535 рецептов граждан на отсроченном обеспечении по всей Московской области.

При этом в рамках проводимой в отношении ГБУ МО «Мособлмедсервис» проверки установлено, что только в двух аптечных пунктах (№ 103, 187) по состоянию на 18.09.2018 на отсроченном обеспечении находилось 1379 рецептов.

Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы и возражения сторон, суды, установив, что ранее выданное предписание от 20.04.2018 № 313/18 ГБУ МО «Мособлмедсервис» в полном объеме не исполнено, выявлены нарушения, выразившиеся в том, что на отсроченном обеспечении более 15 дней находились рецепты при наличии на складе ГБУ МО «Мособлмедсервис» лекарственных препаратов, выявлены значительные расхождения в сведениях о количестве рецептов, находящихся на отсроченном обеспечении, суды пришли к правильному выводу о том, что Территориальным органом обоснованно  выдано ГБУ МО «Мособлмедсервис» оспариваемое предписание о необходимости предоставления полных и достоверных данных о состоянии льготного лекарственного обеспечения.

            При таких обстоятельствах вывод судов об отказе в удовлетворении заявленных требований соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, сделан при правильном применении норм материального и процессуального права.

Доводы заявителя жалобы, приведенные им в обоснование несогласия с обжалуемыми судебными актами, ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в  силу норм статей 286, часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации недопустимо в кассационной инстанции.

Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь  статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 30 ноября 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2019 года по делу № А40-252031/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий-судья:                                    И. Ю. Григорьева

Судьи:                                                                                 Е. А. Ананьина     

Е. Е. Шевченко