ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва Дело № А40-259437/19-84-2093
15 декабря 2020 года
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2020 года
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2020 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) конкурсного управляющего ООО «Стройформат» ФИО1: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Центрального таможенного управления: ФИО2 (дов. № 81-19/369 от 24.11.2020 г.);
рассмотрев 09 декабря 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу Центрального таможенного управления
на решение Арбитражного суда города Москвы от 10 февраля 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2020 г.
по делу № А40-259437/19-84-2093
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Стройформат»
к Центральному таможенному управлению
о взыскании авансовых платежей,
УСТАНОВИЛ: решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 марта 2017 г. по делу № А56-43460/2016 общество с ограниченной ответственностью «Стройформат» (далее – ООО «Стройформат», общество, заявитель) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 декабря 2018 г. по делу № А56-43460/2016 конкурсным управляющим утвержден ФИО1 (далее – ФИО1).
В целях установления сведений о суммах авансовых платежей, внесенных ООО «Стройформат» на счета таможенных органов и не востребованных в установленном порядке, конкурсный управляющий ФИО1 обратился в Северо-Западное таможенное управление (далее – СЗТУ) с заявлением от 08 апреля 2019 г. о расходовании денежных средств, внесенных обществом в качестве авансовых платежей.
Письмом от 24 апреля 2019 г. СЗТУ в адрес конкурсного управляющего ФИО1 направлен отчет о расходовании авансовых платежей, из которого следует, что расходование авансовых платежей ООО «Стройформат» осуществлено на сумму 1 127 523,63 руб., из перечисленных им ранее на счет таможенного органа в размере 1 637 101,40 руб.
Таким образом, сумма денежных средств в размере 509 577,77 руб. ООО «Стройформат» не использована и не востребована в установленном законом порядке.
07 июня 2019 г. конкурсный управляющий ООО «Стройформат» ФИО1 обратился в СЗТУ с заявлением о возврате авансовых платежей по форме, утвержденной приказом Федеральной таможенной службы от 22 декабря 2010 г. № 2520, действовавшей в период обращения в сумме 509 577,77 руб. на счет которого осуществлялось внесение денежных средств.
Письмом от 24 июня 2019 г. № 14-07-20/14408 СЗТУ сообщило об отсутствии правовых оснований для возврата денежных средств, поскольку администрирование Единого лицевого счета (ЕЛС) ООО «Стройформат» осуществляется региональным таможенным управлением, исходя из места налогового учета плательщика. Администрирование ООО «Стройформат» осуществляет Центральное таможенное управление, а также указано на необходимость представления оригиналов платежных документов, подтверждающих перечисление авансовых платежей.
05 июля 2019 г. ООО «Стройформат» в лице конкурсного управляющего ФИО1 направило заявление о возврате авансовых платежей в Центральное таможенное управление (далее – ЦТУ, таможенный орган).
Письмом ЦТУ от 30 июля 2019 г. № 78-12/20976 заявление о возврате оставлено без рассмотрения и возвращено заявителю с указанием на не представление платежного документа, подтверждающего перечисление денежных средств и отсутствием засвидетельствованной в нотариальном порядке копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (КПП 770401001), а также копии определения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-43460/2016, заверенной в нотариальном порядке, подтверждающей полномочия лица, подписавшего заявление.
Считая свои права нарушенными, ООО «Стройформат» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральному таможенному управлению о взыскании остатка авансовых платежей, перечисленных на счет Северо-Западного таможенного управления в размере 509 577,77 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10 февраля 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2020 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Центральное таможенное управление просит об отмене принятых судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношение, указывая на непредоставление обществом полного пакета документов, установленных частью 3 стати 122 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон о таможенном регулировании). Приведены доводы о пропуске обществом срока на подачу заявления о возврате авансовых платежей.
В отзыве на кассационную жалобу ООО «Стройформат» просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель Центрального таможенного управления поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ООО «Стройформат» в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя таможенного органа, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 48 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕЭС) авансовыми платежами признаются денежные средства (деньги), внесенные в счет уплаты предстоящих таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении конкретных товаров, если внесение таких авансовых платежей устанавливается в соответствии с законодательством государств-членов.
Денежные средства (деньги), внесенные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин либо денежных средств (денег), внесенных в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, иных платежей, указанных в пункте 2 настоящей статьи, до тех пор, пока лицо, внесшее авансовые платежи, не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматриваются представление им или от его имени таможенной декларации или заявления на возврат сумм авансовых платежей либо совершение в соответствии с законодательством государств-членов иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства (деньги) в качестве таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин либо обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (пункт 4 статьи 48 ТК ЕЭС).
Согласно статье 66 ТК ЕЭС излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов (статья 67 ТК ЕЭС).
Возврат авансовых платежей установлен статьей 122 Закона о таможенном регулировании.
В силу положений статьи 147 Закона о таможенном регулировании излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания (часть 1).
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 названного Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата (часть 2).
Если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 названного Федерального закона, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений (часть 3).
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании (часть 4).
Согласно части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
При возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со статьей 148 настоящего Федерального закона (часть 9 статьи 147 Закона о таможенном регулировании).
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из тех обстоятельств, что обществом при обращении с заявлением о возврате авансовых платежей прилагались документы, которые являются достаточными для возврата таких платежей на основании статьи 122 Закона о таможенном регулировании.
При этом судами указано на то, что возвращение без рассмотрения заявлений по формальным признакам в условиях отсутствия у конкурсного управляющего юридической и фактической возможности представления ряда документов, которые требуют таможенные органы в связи с признанием ООО «Стройформат» банкротом, создает препятствия для формирования конкурсной массы общества и удовлетворения требований кредиторов в деле о банкротстве.
Относительно указания таможенного органа о необходимости предоставления обществом копии свидетельства о государственной регистрации судами указано на то, что ЦТУ при наличии у него сомнений в правовом статусе общества самостоятельно имело возможность получить актуальные сведения о правоспособности заявителя, размещенные на сайте регистрирующего органа www.nalog.ru, либо получить их посредством межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2009 г. № 745 и от 25 декабря 2014 г. № 1494.
По требованию таможенного органа о наличии нотариально заверенного определения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-43460/2016 в подтверждение полномочий заявителя – конкурсного управляющего, судами указано на то, что официальная информация о движении дела № А56-43460/2016, а также все судебные акты по данному делу содержатся в картотеке арбитражных дел на сайте arbitr.ru в свободном доступе.
Относительно не представления платежных документов, доказывающих перечисление обществом денежных средств на счет таможенного органа, суды указали на то, что представление платежных документов, подтверждающих перечисление денежных средств на счет таможенного органа, является для конкурсного управляющего невыполнимым, поскольку данные документы исполнительными органами общества не переданы конкурсному управляющему. Однако конкурсным управляющим к заявлениям на возврат в таможенные органы представлялись копии отчета о расходовании денежных средств (авансовых платежей), сформированного СЗТУ, который отражает факты поступления и не востребование денежных средств в сумме 509 577,77 руб.
Довод таможенного органа о пропуске обществом срока на подачу заявления о возврате авансовых платежей также был отклонен судами, поскольку впервые общество за получением информации об остатках денежных средств на счетах таможенных органах обратилось в СЗТУ 08 апреля 2019 г., в связи с чем срок исковой давности не был пропущен заявителем.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10 февраля 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2020 г. по делу № А40-259437/19-84-2093 оставить без изменения, кассационную жалобу Центрального таможенного управления – без удовлетворения.
Председательствующий-судья Е.ФИО3
Судьи И.Ю.Григорьева
Е.Е.Шевченко