ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-29309/2019
г. Москва Дело № А40-260091/18
16 июля 2019 года
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2019 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2019 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: | ФИО1, Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола | секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО «Рус Фуд Групп»
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.03.2019 по делу № А40-260091/18
принятое судьей Уточкиным И.Н.
по заявлению ООО «Рус Фуд Групп»
к Московской областной таможне
о признании незаконными действия при рассмотрении обращения ООО «Рус Фуд Групп» № 03/05/М от 03.05.2018г., устранить допущенные нарушения путем принятия таможенной стоимости товара по ДТ с применением 1 метода оценки таможенной стоимости и возврата излишне уплаченных таможенных платежей в размере 134 182 руб. 20 коп.,
в присутствии:
от заявителя: | ФИО2 по дов. от 30.11.2018; |
от заинтересованного лица: | ФИО3 по дов. от 05.02.2019, ФИО4 по дов. от 22.05.2019; |
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Рус Фуд Групп» (далее – Заявитель, ООО «Рус Фуд Групп», Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Московской областной таможне (далее - Заинтересованное лицо, МОТ, Таможня) о признании незаконными действия при рассмотрении обращения ООО «РФГ» №03/05/М от 03.05.2018г., устранить допущенные нарушения путем принятия таможенной стоимости товара по ДТ с применением 1 метода оценки таможенной стоимости и возврата излишне уплаченных таможенных платежей в размере 134 182 руб. 20 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.03.2019г. в удовлетворении заявления ООО «Рус Фуд Групп» отказано.
ООО «Рус Фуд Групп» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ООО «Рус Фуд Групп» доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представители МОТ с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что ООО «Рус Фуд Групп» (Россия, далее - декларант), ИНН <***>, в рамках исполнения внешнеторгового контракта от 25.07.2016г. №2, заключенного с компанией «R&B FOOD SUPPLY CO.,LTD» (Таиланд) ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза и задекларировало на Черноголовском таможенном посту товары, сведения о которых заявлены в ДТ № 10130190/160217/0001800.
При проведении проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза ООО «Рус Фуд Групп» по ДТ №10130190/160217/0001800 проведена проверка наличия документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость.
При осуществлении контроля таможенной стоимости товаров учитывались положения Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (далее – Соглашение).
Таможенным органом осуществлен сравнительный анализ заявленной таможенной стоимости с имеющейся в таможенном органе ценовой информацией с использованием ИАС «Мониторинг-Анализ», системы управления рисками.
Таможенная стоимость товаров была заявлена ООО «Рус Фуд Групп» в соответствии с методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами, установленным статьей 4 Соглашения.
При проведении контроля таможенной стоимости товаров, по указанной ДТ обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости являются недостоверными либо должным образом не подтверждены, также было установлено значительное отличие заявленной цены товара, от цены идентичного товара, ввезенного в адреса других получателей. Кроме того, были выявлены обстоятельства сделки и сведения в представленных документах, требующие пояснений и предоставления дополнительных документов, в том числе документов в отсканированном виде.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» от 12.05.2016г. № 18 (далее - Постановление) следует, что в соответствии с пунктом 4 статьи 65 3 ТК ТС и пунктом 3 статьи 2 Соглашения лицо, декларирующее таможенную стоимость ввозимых товаров, обязано подтвердить соответствие заявленных им сведений действительности (достоверность), представив в таможенный орган количественно определяемую и документально подтвержденную информацию.
Исходя из пункта 5 Постановления одним из правил таможенной оценки является наделение таможенных органов правом убеждаться в достоверности декларирования таможенной стоимости исходя из действительной стоимости ввозимых товаров, которое реализуется при проведении таможенного контроля (статья 17 Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994, пункт 5 статьи 2 Соглашения).
Из пункта 8 Постановления следует, что исходя из положений статей 1, 16 Федерального закона от 27.11.2010г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», согласно которым к целям таможенного регулирования и обязанностям таможенных органов относится обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию, при проведении дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенный орган обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости.
В результате таможенного контроля МОТ было принято решение о проведении дополнительной проверки согласно Порядку контроля таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза № 376 от 20 сентября 2010 года «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров».
Пунктом 14 Порядка контроля таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза № 376 от 20 сентября 2010 года «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» установлено, что при проведении дополнительной проверки должностное лицо запрашивает у декларанта (таможенного представителя) дополнительные документы, сведения и пояснения, перечень которых указывается в решении о проведении дополнительной проверки.
У Заявителя были запрошены дополнительные документы и произведен расчет размера суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов по товарам, задекларированным в ДТ 10130190/160217/0001800.
Срок дополнительной проверки в соответствии с пунктом 14 Порядка проведения дополнительной проверки, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза №376 от 20 сентября 2010 года «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» был установлен таможенным органом до 16 апреля 2017 года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 69 Таможенного кодекса таможенного союза «Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены».
В установленный срок запрошенные дополнительные документы и сведения декларантом не представлены, а также не предоставлены объяснения причин, по которым запрашиваемые документы не могут быть представлены.
По результатам дополнительной проверки было принято решение о корректировке таможенной стоимости в соответствии с Порядком корректировки таможенной стоимости утвержденного Решением № 376 от 18 ноября 2013 года в установленные законодательством сроки.
Данное решение, содержащее обоснование причин корректировки таможенной стоимости, было доведено до сведения декларанта с помощью электронных каналов связи, по средствам программы «АИСТ-М».
03.05.2017г. после истечения срока представления запрошенных в рамках проведения дополнительной проверки таможенной стоимости документов, а также после принятия решения о корректировке таможенной стоимости, ООО «Рус Фуд Групп» представило на Черноголовский таможенный пост документы в подтверждение заявленной таможенной стоимости.
29 мая 2018 года ООО «Рус Фуд Групп» письмом (вх. МОТ от 29.05.2018г. №19239) обратилось в Московскую областную таможню с просьбой о корректировке декларации на товары и возврата излишне уплаченных таможенных платежей, посчитав их, по своему мнению, излишне уплаченными, в чем Московской областной таможней Заявителю отказано.
При этом решение о корректировке таможенной стоимости по ДТ 10130190/160217/0001800 ООО «Рус Фуд Групп» вступило в силу, незаконным не признано.
Отказывая в удовлетворении заявления Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных пошлин, налогов осуществляется в соответствии с нормами статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010г. № 311 - ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон), принимая во внимание положения статьи 397 Федерального закона от 03.08.2018г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на основании заявления плательщика по форме, утверждённой приказом ФТС России от 22.12.2010г. № 2520 «Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога».
В соответствии с подпунктом 3 части 2 статьи 147 Закона одним из оснований для возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных пошлин, налогов является представление документа, подтверждающего факт излишней уплаты или излишнего взыскания указанных в заявлении денежных сумм.
Как правильно установлено судом первой инстанции, в представленном обращении Общества о корректировке декларации на товары и возврата излишне уплаченных таможенных платежей (далее - Обращение о возврате таможенных платежей) отсутствовали документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов по ДТ №10130190/160217/0001800.
В соответствии с пунктом 7 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Сведения, заявленные в декларации на товары, могут быть изменены и (или) дополнены, факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов может быть установлен по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров или рассмотрения мотивированного письменного обращения декларанта или таможенного представителя о корректировке сведений, заявленных в декларации на товары. В случае, когда исчисление таможенных пошлин, налогов осуществлялось в декларации на товары, документом, подтверждающим факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, представление которого предусмотрено пунктом 3 части 2 статьи 147 Закона, может являться оформленная корректировка декларации на товары.
В соответствии с подпунктами а) и б) пункта 11 Порядка сведения, указанные в ДТ, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров в следующих случаях: принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товаров в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010г. №376; выявление недостоверных сведений о классификации товаров, о стране происхождения товаров, о соблюдении условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей, а также об иных сведениях, в том числе влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных, иных платежей; выявление несоблюдения условий и требований заявленной таможенной процедуры; выявление фактов совершения действий с товарами в нарушение ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, установленных в связи с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов или в нарушение целей, соответствующих условиям предоставления таких льгот; выявление фактов совершения действий с товарами в нарушение ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, установленных законодательством государств-членов, за исключением случая, установленного абзацем пятым данного подпункта; применение (восстановление) режима предоставления тарифных преференций или режима наиболее благоприятствуемой нации; выявление необходимости внесения дополнений в сведения, указанные в ДТ; выявление несоответствия сведений, указанных в ДТ, сведениям, содержащимся в документах, представленных при таможенном декларировании товаров, и (или) подлежащим указанию в ДТ; выявление необходимости внесения изменений и (или) дополнений в записи (отметки) в графах ДТ, заполняемых должностным лицом; при наступлении обстоятельств, предусмотренных международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и (или) законодательством государств-членов, влекущих за собой внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров, в том числе при: продлении срока действия таможенной процедуры; отказе декларанта от использования льгот по уплате таможенных пошлин, налогов; отказе декларанта от соблюдения ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, установленных законодательством государств-членов; уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска); уплате таможенных пошлин, налогов, в отношении которых предоставлена отсрочка или рассрочка их уплаты; по результатам рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц либо на основании вступивших в законную силу решений судебных органов государств-членов.
Согласно абзацу 1 пункта 13 Порядка в обращении указываются, помимо регистрационного номера ДТ и перечня вносимых в нее изменений и (или) дополнений, также обоснование необходимости внесения таких изменений и (или) дополнений.
При этом обоснования необходимости внесения изменений и (или) дополнений в декларацию Обществом ни в Обращении, ни при рассмотрении настоящего дела не указано.
Факт несогласия декларанта с решением таможенного органа в области таможенного дела не содержится в пункте 11 Порядка и не является соответствующим основанием для внесения изменений в ДТ.
Приведённым в мотивированном обращении декларанта фактам, либо установленным обстоятельствам, даётся оценка таможенным органом в рамках таможенного контроля или иного вида контроля, осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов (абзац 1 подпункта а) пункта 11 Порядка).
Кроме того, к обращению прилагаются надлежащим образом заполненная корректировка декларации на товары (далее - КДТ), ее электронная копия, документы, подтверждающие изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ, в том числе документы и (или) сведения, подтверждающие уплату таможенных, иных платежей, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС и ее электронная копия (пункт 14 Порядка).
КДТ заполняется в соответствии с Инструкцией по заполнению формы корректировки декларации на товары, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013г. № 289, и на основании установленных фактов. Произвольное заполнение КДТ данной нормой не предусмотрено.
На основании подпункта б) пункта 18 Порядка таможенный орган отказывает во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, в том числе в случаях, когда не выполнены требования, предусмотренные пунктами 3,4, 11 - 15 Порядка.
В соответствии с пунктом 19 Порядка в иных случаях таможенный орган принимает решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ. Принятие решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, осуществляется должностным лицом в переделах сроков, установленных в соответствии с абзацами вторым - четвертым пункта 16 данного Порядка. Такое решение принимается путем регистрации КДТ с присвоением ей регистрационного номера. При этом должностное лицо производит соответствующие записи (проставляет отметки) в ДТ и КДТ, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также в ДТС.
Вместе с тем, КТД с информацией о дате их составления декларантом в программном средстве не содержат отметки об их регистрации в таможенном органе, которая проставляется после представления в таможенный орган КТД в виде электронных документов с использованием информационных систем в порядке, установленном правом ЕАЭС.
В соответствии с разделом IV Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утверждённым Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013г. № 289 (далее – Порядок внесения изменений), к обращению о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, в том числе представляются документы, подтверждающие вносимые изменения (дополнения).
Таким образом, при соответствии представленной декларантом КДТ и оснований в обращении таможенный орган в рамках таможенного контроля и срока, предусмотренного пунктом 16 Порядка внесения изменений, производит необходимые отметки в ДТ и/или ДТС.
При этом Обращение Общества не содержало предусмотренные указанной нормой Порядка внесения изменений данные о документах, которыми установлен факт незаконности решений о корректировке таможенной стоимости товаров.
В Обращении указана документально неподтверждённая причина внесения изменений в сведения, заявленные в ДТ, выражающая несогласие Заявителя с решением таможенного органа, вынесенным в 2017 году. В заявлении Общества указана ДТ № 10130190/160217/0001800. Сведения в ДТ соответствуют принятому в отношении задекларированных товаров решению таможенного органа. Иные решения государственных органов, обязывающие внести изменения в ДТ, в распоряжении таможни отсутствуют, к заявлению Общества не приложены.
Обращение декларанта о проведении таможенного контроля в отношении товаров без мотивированного обоснования, в том числе, ввиду несогласия с принятыми таможенным органом решением по таможенной стоимости товаров для внесения изменений и (или) дополнений в ДТ положениями Порядка внесения изменений не предусмотрено. Право на обжалование решений в области таможенного дела предусмотрено Конституцией Российской Федерации, а также Федеральным законом.
В соответствии с положениями статьи 36 Закона любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.
Таким образом, в случае несогласия Общества с решением таможенного органа о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ № 10130190/160217/0001800, оно может быть обжаловано в порядке главы 3 Закона в вышестоящий таможенный орган или в суд согласно нормам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявление ООО «Рус Фуд Групп» обжалования решения о корректировке таможенной стоимости по ДТ № 10130190/160217/0001800 не содержит.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления ООО «Рус Фуд Групп».
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.03.2019 по делу № А40-260091/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья: М.В. Кочешкова
Судьи: Л.Г. Яковлева
ФИО1
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.