ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 09АП-8857/2019
город Москва Дело № А40-260534/18
22.04.2019
Судья Т.Т. Маркова, рассмотрев вопрос о принятии к производству апелляционной жалобы МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 6
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.01.2019
по делу № А40-260534/18, принятое судьей Нагорной А.Н.
по заявлению ПАО «Банк «Санкт-Петербург» (ОГРН <***>)
к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 6
о признании недействительным решения;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.01.2019, принятым в порядке упрощенного производства, признано недействительным, принятое в отношении ПАО «Банк «Санкт-Петербург» решение МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 6 от 10.04.2018 № 308 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговый орган не согласился с выводами суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, по мотивам, изложенным в жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 10.04.2018 МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 6 вынесено решение № 308 о привлечении ПАО «Банк «Санкт-Петербург» к ответственности, предусмотренной ст. 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 10.000 руб.
Общество, полагая, что данное решение принято с нарушением норм налогового законодательства и нарушают его права и законные интересы, обратилось с апелляционной жалобой в Федеральную налоговую службу России.
Решением Федеральной налоговый службы России № СА-4-9/16881@ от 31.08.2018 оспариваемое решение инспекции оставлено без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения, что послужило основанием для обращения заявителя с настоящим заявлением в суд.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, 24.08.2017 по телекоммуникационным каналам связи в Банк поступил запрос Инспекции от 23.08.2017 № 10022 о предоставлении выписок по операциям на счетах ООО «Монолит» ИНН <***> за период 01.01.2017 - 30.06.2017 (файл ZSV14030790_997620170824_007467.xml).
28.08.2017 банком по телекоммуникационным каналам связи направлен ответ, состоящий из файлов: BVSl_ZSV14030790_997620170824_007467_20170828_0000.xml; В VD1 _ZS V14030790_997620170824_007467_20170828_0000_000001 000001.xml; В VD1 ZSV14030790 997620170824 007467 20170828_0000_000001 000002.xml, с представлением выписок по операциям на счете №40702810527000004071 ООО «Монолит».
30.08.2017 заявителем получены квитанции содержащие информацию, что «файл не принят» (KWTFCB_BVSl_ZSV14030790_997620170824_007467_20170828_0000.xml WTFCBBVD1 _ZS V14030790 997620170824_007467_20170828_0000_000001 000001 .х ml; KWTFCB BVD1 _ZS V14030790 997620170824_007467_20170828 0000 000001 000002.x ml).
В этот же день 30.08.2017 по телекоммуникационным каналам связи Банк
повторно направил в электронной форме ответ, состоящий из файлов:
BVSl_ZSV14030790_997620170824_007467_20170830_0000.xml BVD1 ZSV14030790
997620170824 007467 20170830 0000 000001 000001.xml;
BVDl_ZSV14030790_997620170824_007467_20170830_0000_000001_000002.xml, снова представив выписки по операциям на счете №40702810527000004071 ООО «Монолит».
01.09.2017 по телекоммуникационным каналам связи в получены квитанции с
информацией о положительных результатах проверки сообщения Банка (о чем
свидетельствует Код результата проверки «01»), подписанные электронной подписью
ФНС, KWTFCB_BVSl_ZSV14030790_997620170824_007467_20170830_0000.xml в архивном файле AFN_MIFNS00_4030790_20170901_00047.ARJ в транспортной посылке:mzl3y_30.790, KWTFCBBVD1ZSV14030790_997620170824_007467_20170830_0000_000001_000001 .х ml в архивном файле AFN_MIFNS00_4030790_20170901_00041.ARJ в транспортной посылке mzl3s_30.790, KWTFCBBVD1 _ZS V14030790_997620170824 007467 20170830 0000 000001 000002.x ml в архивном файле AFN_MIFNS00_4030790_20170901_00041 ARJ в транспортной посылке mzl3s_30.790, что не отрицается налоговым органом.
22.11.2017 в банк поступило требование инспекции от 15.11.2017 № 12-13/13917 о предоставлении пояснений в связи с неполучением ответа на запрос от 23.08.2017 № 10022, что послужило для направления 23.11.2017 по телекоммуникационным каналам связи банком повторно ответа на запрос инспекции, в котором снова повторно предоставлены выписки по операциям на счете ООО «Монолит».
Кроме того, общество указало налоговому органу, что обратившись к сайту Федеральной налоговой службы https://service.nalog.ru/bi.do «Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов» банк обнаружил, что положительные квитанции, поступившие в банк 01.09.2017, 06.09.2017 заменены на отрицательные.
24.11.2017 получены квитанции с положительными результатами проверки
сообщения банка.
В ответном письме от 04.12.2017 № 32/32676 заявитель
представил все копии документов, подтверждающих предоставление сведений по
запросу налогового органа в установленный законодательством срок и получение их
налоговым органом.
Налоговый орган, получив ответ Банка, 19.01.2018 обратился в ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России с просьбой подтвердить или опровергнуть данную информацию, предоставленную Банком на требование о предоставлении пояснении, а также установить, в чем заключалась ошибка, с целью правомерности применения штрафных санкций, предусмотренных ст. 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении заявителя за непредставление выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах) в отношении всех счетов (специальных банковских счетов) организации ООО «Монолит» в установленный законодательством срок.
26.01.2018 налоговым органом от ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России получен ответ от 25.01.2018, согласно которому указано, что сформированные в банке
30.08.2017 и поступившие в филиал в ФКУ 31.08.2017 в архивах AFN_4030790_MIFNSOO_20170830_00358.ARJHAFN_4030790_M1FNSOO_20170830_0361.ARJ в составе сводного архива SAFN_40_NO_20170831_00012.ARJ, были не
приняты в федеральный информационный ресурс «Банк-Обмен» АИС ФЦОД в связи с
непрохождением форматно-логического контроля (Некорректный тип информации,
версия формата, кодировка (требуется WINDOWS-1251).
ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России сообщило инспекции, что 31.08.2017 в программном обеспечении АИС ФЦОД допущена ошибка в части обработки файлов банка по 440-П, в результате которой сформировались положительные квитанции на фактически непринятые ЭД банка. 06.09.2017 квитанции на подобные ЭД банка сформированы заново и направлены в банки.
Удовлетворяя заявленные требований, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
Налоговым органом 23.08.2017 в банк направлен запрос № 10022 в соответствии с п. 2 и п. 3 ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговый орган указывает, что ответ на запрос от 23.08.2017 № 10022 банком не представлен до 24.11.2017, что не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Приказом ФНС России от 25.07.2012 № ММВ-7-2/520@ утвержден Порядок представления в банки (операторам по переводу денежных средств) документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации по запросам налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (Порядок ФНС № 520).
Согласно подп. 5 п. 4 и подп. 3 п. 5 Порядка ФНС № 520 предусмотрено, что данный Порядок применяется при представлении банками в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи документов по мотивированным запросам налоговых органов, в частности, выписок по операциям на счетах организаций.
В соответствии с п. 6 Порядка ФНС № 520, представление в налоговые органы электронных сообщений, содержащих документы банков (филиалов банков), в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через Центральный банк Российской Федерации осуществляется в сроки, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, и в соответствии с порядком, установленным Положением Центрального банка Российской Федерации от 06.11.2014 № 440-П «О порядке направления в банк отдельных документов налоговых органов, а также направления банком в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах».
Пунктами 1.3-1.8 Положения Банка России № 440-П предусмотрено направление документов и сведений в электронной форме; заключение с Банком России соответствующего договора; определены лица, через которые осуществляется направление соответствующих сведений; предусмотрено заключение между уполномоченной организацией ФНС России и ЦИТ Банка России регламента взаимодействия; использование средств криптографической защиты информации при обмене сообщениями, шифрование, коды аутентификации.
Взаимодействие уполномоченной организации ФНС России, ЦИТ Банка России, подразделений информатизации ТУ Банка России, банков, подразделений Банка России в соответствии с порядком направления в банк документов налоговых органов, а также порядком направления банком в налоговый орган документов банка, установленными Положением БР № 440-П, осуществляется путем обмена электронными сообщениями и (или) пакетами (группами) электронных сообщений (далее - сообщения), содержащими составленные в электронной форме документы налогового органа, документы банка, а также извещения, квитанции, подтверждения, уведомления.
Для защиты сообщений от несанкционированного доступа используется шифрование, для подтверждения подлинности и контроля целостности сообщений используются коды аутентификации.
При приеме сообщений ЦИТ Банка России от уполномоченной организации ФНС России, а также при приеме сообщений подразделением информатизации ТУ Банка России от банка (филиала банка) проводится проверка КА сообщения.
После завершения проверки КА сообщения ЦИТ Банка России направляет уполномоченной организации ФНС России, а подразделение информатизации ТУ Банка России направляет банку (филиалу банка) сообщение, содержащее извещение с информацией о положительных либо отрицательных результатах проверки КА сообщения.
Уполномоченная организация ФНС России в случае получения от ЦИТ Банка России, а банк (филиал банка) в случае получения от подразделения информатизации ТУ Банка России сообщения, содержащего извещение с информацией об отрицательных результатах проверки КА сообщения, выясняет причину, которая привела к отрицательному результату проверки КА сообщения, и принимает меры по устранению данной причины (при необходимости совместно с ЦИТ Банка России или подразделением информатизации ТУ Банка России).
Также Банком России утвержден Регламент взаимодействия участников информационного обмена при направлении в банк (филиал банка), подразделение Банка России отдельных документов налоговых органов, а также направления банком (филиалом банка), подразделением Банка России в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (версия от 25.08.2016).
Руководствуясь вышеизложенными требованиями Налогового кодекса Российской Федерации и нормативных актов Банка России и ФНС России, на запрос инспекции от 23.08.2017 № 10022 (поступивший в банк 24.08.2017 по телекоммуникационным каналам связи в электронной форме - файл ZSV14030790_997620170824_007467.xml), банк направил по телекоммуникационным каналам связи в электронной форме ответ, на который 01.09.2017 по телекоммуникационным каналам связи в банк поступили квитанции с информацией о положительных результатах проверки сообщения банка, подписанные электронной подписью ФНС.
В соответствии с п. 3.12 Положения Банка России № 440-П датой направления банком (филиалом банка), подразделением Банка России налоговому органу сообщения считается дата направления сообщения подразделению информатизации ТУ Банка России, соответствующего требованиям п. 3.10 Положения Банка России № 440-П, если по сообщению уполномоченной организацией ФНС России банку (филиалу банка), подразделению Банка России направлена квитанция с информацией о положительных результатах проверки формата сообщения в соответствии с п. 3.14 Положения Банка России № 440-П.
Согласно п. 3.3 «Описание форматов сообщений, используемых при электронном обмене между банками (филиалами банков), подразделениями Банка России и налоговыми органами (Описание форматов «Налог») (Версия от 23.05.2017)», размещенных на официальном сайте Банка России, квитанция формируется в Уполномоченной организации ФНС России и содержит информацию о положительном или отрицательном результате проверки сводного архивного файла, архивного файла, зашифрованного файла, сообщения, содержащего электронный документ банка, подразделения Банка России.
Учитывая, что в банк 01.09.2017 поступили квитанции с информацией о положительных результатах проверки сообщения Банка, подписанные электронной подписью ФНС, в ответ на своевременно направленные Банком и адресованные в инспекцию сообщения (при этом статус сообщений изменился на конечный), выписки по операциям на счетах ООО «Монолит» (ИНН <***>) по запросу от 23.08.2017 № 10022 предоставлены банком в налоговый орган в срок, установленный п. 2 ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговый орган указывая, что на основании представленных в инспекцию материалов, следует, что несвоевременное представление банком запрашиваемых выписок по счетам налогоплательщиков, которое вызвано ошибками форматно-логического контроля. В извещениях об ошибке форматно-логического характера указано на наличие недопустимого значения «//» и несуществующего реквизита «ККПППП».
Кроме того, налоговый орган, указывая на ошибки заявителя при формировании ответа на запрос посредством телекоммуникационных каналов связи, не указывает отраженное в письме-ответе ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России сообщение, что 31.08.2017 в программном обеспечении АИС ФЦОД именно на стороне налогового органа допущено ошибка в части обработки файлов банка по Положению Банка России № 440-П, в результате которой сформировались положительные квитанции на фактически непринятые ЭД банка.
Также налоговым органом не учено, что в течение переходного периода (определен Банком России по согласованию с ФНС России на срок с 23.08.2017 по 05.09.2017) осуществлялся поэтапный переход на электронный документооборот на форматы «Описание форматов «Налог» (версия от 23.05.2017) (письмо Северо-Западного главного управления Банка России от 18.07.2017 № Т2-31-1 -7/23127 и письмо Банка России от 14.07.2017 № 16-2-6-2/7147 «О переходном периоде на форматы «Описание форматов «Налог» версии от 23.05.2017.
В срок, установленный для переходного периода (с 23.08.2017 по 05.09.2017), между банками, налоговыми органами и подразделениями Банка России осуществлялся обмен электронными документами и электронными сообщениями, сформированными в соответствии с форматами «Описание форматов «Налог» (версия от 25.02.2015) и в соответствии с форматами «Описание форматов «Налог» (версия от 23.05.2017). Начиная с 06.09.2017 электронный документооборот осуществляется в соответствии с форматами «Описание форматов «Налог» (версия от 23.05.2017).
Сведениями, размещенными на официальном форуме Федеральной налоговой службы https://forum.gnivc.ru/, где представитель ФНС неоднократно подтверждает наличие ошибок в программном обеспечении АИС ФЦОД ФНС России при приеме и обработке ответов банков в период август-сентябрь 2017 года при изменении версий форматов электронного документооборота).
В данном конкретном случае в банк 01.09.2017 поступили квитанции с положительными результатами проверки сообщения банка, подписанные электронной подписью ФНС. Следовательно, с момента поступления в Банк данных положительных квитанций обязательства банка по предоставлению в налоговый орган выписок по счетам являются надлежаще исполненными в установленный ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации срок.
06.09.2017 квитанции с положительными результатами проверки сообщения банка, поступившие в банк 01.09.2017, заменены налоговым органом на квитанции с отрицательными результатами проверки сообщения банка.
Данная замена квитанций произведена по причине того, что квитанции от 01.09.2017 направлены налоговым органом в Банк ошибочно из-за наличия 31.08.2017 ошибок в программном обеспечении АИС ФЦОД ФНС России, сопровождение которой осуществляет ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России.
Налоговый орган осведомлен о том, что 31.08.2017 в программном обеспечении налоговых органов АИС ФЦОД ФНС России имелись ошибки, по причине которых налоговый орган направил в банк квитанции с недостоверными результатами проверки сообщения банка, но посчитал возможным привлечь банк к ответственности за нарушение срока предоставления сведений по запросу налогового органа, установленного п. 2 ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации, которого в действительности заявитель не допускал. Неполучение налоговым органом сведений, своевременно направленных банком, произошло не по вине банка, а из-за наличия ошибок в программном обеспечении налоговых органов АИС ФЦОД ФНС России.
Вместе с тем, положением Банка России № 440-П, Порядком ФНС № 520, Описанием форматов «Налог» (версия от 23.05.2017) не предусмотрено направление в банки повторных квитанций с измененной информацией о результатах проверки (с положительного на отрицательный), также не установлена обязанность банков проверять все направленные в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи ответы на запросы налоговых органов, по которым в банки поступили квитанции с положительными результатами проверки сообщения банка.
В квитанциях от 06.09.2017 содержатся сведения: «Файл не принят. Ошибка форматно-логического контроля». При этом в данных квитанциях не указано, какие конкретно допущены ошибки форматно-логического контроля.
Статьей 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность только за нарушение срока представления документов, либо за отказ от представления документов, либо за представление в налоговые органы справок (выписок), содержащих недостоверные сведения. Иные нарушения, связанные с порядком представления сведений, в том числе ошибок в программном обеспечении уполномоченной организации ФНС России (АИС ФЦОД ФНС России в части обработки файлов банка), не образуют состава правонарушения, предусмотренного ст. 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Наличие ошибок в программном обеспечении уполномоченной организации ФНС России (АИС ФЦОД ФНС России в части обработки файлов банка) и выявленная инспекцией ошибка форматно-логического контроля не свидетельствует о факте неисполнения банком обязанности по представлению сведений либо о представлении недостоверных сведений. Первоначально сформированное банком сообщение направлено в налоговый орган в установленный п. 2 ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации срок и содержало достоверные выписки по операциям по счете № 40702810527000004071 ООО «Монолит».
Согласно п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, основные начала законодательства о налогах и сборах, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
В соответствии со ст. 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Пунктом 6 ст. 108 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В пункте 1 ст. 111 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень обстоятельств, исключающих вину, однако данный перечень не является исчерпывающим.
Согласно подп. 4 п. 1 указанной статьи судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть приняты иные обстоятельства, не указанные в перечне обстоятельств, исключающих вину.
Отсутствие события налогового правонарушения и вины лица в совершении
налогового правонарушения являются обстоятельствами, исключающими привлечение
лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Доводы инспекции являются необоснованными и неправомерными и противоречат фактическим обстоятельствам дела, а именно: в порядке электронного документооборота сведения на запрос налогового органа от 23.08.2017 № 10022 направлены банком в срок, установленный п. 2 ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации, что подтверждается полученной 01.09.2017 банком квитанцией о положительных результатах проверки сообщения банка; у банка и его должностных лиц отсутствуют правовые основания и возможности неоднократно проверять результаты проверок сообщений банка, по которым в банк из налоговых органов поступили квитанции с положительными результатами проверки сообщений банка; обмен электронными сообщениями между банком и налоговым органом о предоставлении сведений по запросу налогового органа от 23.08.2017 № 10022 осуществлялся в переходный период (установленный Банком России по согласованию с ФНС России на срок с 23.08.2017 по 05.09.2017 для поэтапного перехода на электронный документооборот в форматах «Описание форматов «Налог» (версия от 23.05.2017)), в течение которого в программном обеспечении АИС ФЦОД ФНС России имелись ошибки, о которых банк не извещен налоговым органом (сложности переходного периода, которые также обозначены на официальном форуме ФНС России https://forum.gnivc.ru/); наличие ошибок в программном обеспечении уполномоченных организаций ФНС России не зависит от воли банка и подтверждает отсутствие вины Банка.
Таким образом, арбитражный суд пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 6 от 10.04.2018 № 308 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации), в виду отсутствия в действиях банка признаков налогового правонарушения, предусмотренных ст. 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении непредставления в установленный п. 2 ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации срок сведений по запросу налогового органа от 23.08.2017 № 10022.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы отклоняются, оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 229, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.01.2019 по делу № А40-260534/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья Т.Т. Маркова