ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-265032/18 от 01.04.2019 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-4000/2019

г. Москва Дело № А40-265032/18

01 апреля 2019 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захарова С.Л.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стар Бет»

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.01.2019, принятое судьей Аксеновой Е.А., по делу № А40-265032/18 (121-2815), рассмотренному в порядке упрощенного производства,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Стар Бет»

к Инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по г. Москве

об оспаривании постановления № 9-25/2018 о назначении административного наказания от 24.10.2018, представления № 9-25/2018 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 24.10.2018

без вызова сторон

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Стар Бет» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по г. Москве, в котором просило признать незаконными и отменить постановление № 9-25/2018 о назначении административного наказания от 24.10.2018, представление № 9-25/2018 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 24.10.2018.

Решением суда от 17.01.2019 (резолютивная часть подписана 09.01.2019) в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, установленном статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, Инспекцией по результатам проведенной в отношении общества проверки соблюдения лицензионных требований было установлено, что оно в период с 09.11.2017 по 16.11.2017, с 29.11.2017 по 05.12.2017, с 20.12.2017 по 13.02.2018 не использовало при осуществлении операции по приему ставок и выплате выигрышей размещенный в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности (далее также – Перечень).

По данному факту Инспекция составила в отношении общества протокол об административном правонарушении № 9-25/2018 от 11.10.2018 по части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вынесла постановление № 9-25/2018 от 24.10.2018, в соответствии с которым общество было привлечено к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. Также инспекцией в порядке части 1 статьи 29.13 КоАП РФ выдано обществу представление № 9-25/2018 от 24.10.2018, которым на него возложена обязанность принять необходимые меры с целью обеспечения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, финансированию терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля.

Не согласившись с привлечением его к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в его удовлетворении суд первой инстанции, исходил из того, что административным органом в действиях общества доказан состав административного правонарушения, процедура и срок давности привлечения его к ответственности соблюдены.

В апелляционной жалобе общество выражает несогласие с выводами суда. Указывает, что неиспользование Перечня само по себе не образует объективной стороны вмененного ему нарушения, в свою очередь инспекция не установила фактов совершения им в указанные периоды операций подлежащих обязательному контролю. Также оно ссылается на отсутствие полномочий у налогового органа на привлечение к ответственности за неиспользование перечня при совершении операций с денежными средствами, поскольку в его компетенцию не входит осуществление контроля за его использованием.

Апелляционный суд полагает данные доводы необоснованными, а выводы суда первой инстанции правильными исходя из следующего.

Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.

При рассмотрении дела было установлено, что общество осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации.

Частью 5 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что организатор азартных игр обязан соблюдать установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным законом правила совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр.

В соответствии с пунктом 3 Правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2007 № 441 организатор азартных игр при совершении операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр в игорном заведении должен обеспечить соблюдение требований о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 6 Федерального Закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» предусмотрено, что операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с данным Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

В целях реализации приведенной нормы Федеральной службой по финансовому мониторингу сформирован и поддерживается в актуальном состоянии перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

При организации работы с Перечнем необходимо руководствоваться пунктом 21 постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 804 «Об утверждении Правил определения Перечня, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей», в соответствии с которым Перечень до субъектов Федерального закона № 115-ФЗ доводится только через их личные кабинеты на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Таким образом, из приведенных норм в их взаимосвязи следует, что субъекты Федерального закона № 115-ФЗ в целях выполнения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации и осуществления внутреннего контроля при совершении операций с денежными средствами обязаны пользоваться Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, размещенным в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа (Федеральной службы по финансовому мониторингу) актуальным на дату совершения операций с денежными средствами.

Поскольку общество в период с 09.11.2017 по 16.11.2017, с 29.11.2017 по 05.12.2017, с 20.12.2017 по 13.02.2018 при осуществлении операции по приему ставок и выплате выигрышей не использовало размещенный в личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга актуальный перечень, у общества отсутствовала принципиальная возможность выявления операций, подлежащих обязательному контролю, поименованных в пункте 2 статьи 6 Федерального закона №115-ФЗ и, соответственно, осуществления предусмотренных статьей 7 названного Закона мер по осуществлению контроля за данными операциями.

В этой связи судом первой инстанции был сделан обоснованный вывод о доказанности события административного правонарушения и факта его совершения обществом, а его ссылки на недоказанность инспекцией совершения обществом в спорный период операций, подлежащих обязательному контролю, правомерно отклонены, поскольку они не опровергают факт неисполнения им законодательства в части осуществления внутреннего контроля за осуществлением операций с денежными средствами.

Указанные выводы подтверждены сложившейся судебной практикой рассмотрения аналогичных дел (определения Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2018 № 305-АД18-10527, от 01.08.2018 № 305-АД18-10369).

Поскольку общество имело возможность для соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, финансированию терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля, но им не были предприняты для этого все зависящие от него меры оно применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ является виновным в совершении указанного правонарушения.

Судом правомерно установлено наличие у инспекции полномочий на принятие оспариваемого решения о привлечении общества к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 23.5 КоАП РФ.

Довод общества о том, что к полномочиям налогового органа не отнесено осуществление контроля за использованием Перечня при осуществлении организациями, содержащими тотализаторы и букмекерские конторы операций по приему ставок и выплате выигрышей, является необоснованным, поскольку использование данного перечня является составной частью осуществления данными организациями внутреннего контроля в соответствии с положениями Федерального закона № 115-ФЗ, полномочиями по контролю и надзору за надлежащим осуществлением которого наделены налоговые органы (пункт 5.1.10 Положения о Федеральной налоговой службе).

Процедура привлечения общества к административной ответственности не нарушена, срок давности привлечения к ответственности соблюден, административное наказание в виде штрафа назначено обществу в минимальном размере санкции нормы части 1 статьи 15.27 КоАП РФ, оснований для освобождения от ответственности применительно к статье 2.9 КоАП РФ не установлено.

При указанных обстоятельствах апелляционный суд полагает, что оспариваемое постановление инспекции является законным и обоснованным, в связи с чем обществу было правомерно отказано в удовлетворении заявленного требования.

Учитывая изложенное, Учитывая изложенное, руководствуясь частью 3 статьи 229, статьями 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.01.2019 по делу № А40-265032/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья С.Л. Захаров