ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-265896/2021-84-1994 от 02.08.2022 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва                                                                 Дело № А40-265896/21-84-1994

05 августа 2022 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2022 года

Полный текст постановления изготовлен 05 августа 2022 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,

судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,

при участии в заседании:

от истца (заявителя) АНО ОШ «АГ - Фили»: ФИО1 (дов. № 1 от 22.09.2021 г.);

от ответчика (заинтересованного лица) Департамента образования и науки города Москвы: ФИО2 (дов. № 01-38-22-32 от 21.04.2022 г.);

рассмотрев 02 августа 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу АНО ОШ «АГ - Фили»

на решение Арбитражного суда города Москвы от 23 февраля 2022 г.,

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2022 г.,

по делу № А40-265896/21-84-1994

по заявлению Автономной некоммерческой организации общеобразовательная школа «Академическая гимназия – Фили»

к Департаменту образования и науки города Москвы

о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ: Автономная некоммерческая организация общеобразовательная школа «Академическая гимназия – Фили» (далее - АНО ОШ «АГ - Фили», заявитель) обратилась в Департамент образования и науки города Москвы (далее - Департамент) посредством УАИС «Бюджетный учет» с заявками на предоставление субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования в периоды с 1 сентября по 31 декабря 2021 года, с 1 января по 31 августа 2022 года.

Из приказа Департамента № 571 от 14 октября 2021 г. «О предоставлении субсидии из бюджета города Москвы частным образовательным организациям» заявителю стало известно, что денежные средства предоставлены не в полном (заявленном) объеме.

Департамент образования и науки города Москвы не принял решение о предоставлении субсидии АНО ОШ «АГ – Фили» в общей сумме 9 250 000 руб., а именно: по заявке за период с 1 сентября по 31 декабря 2021 года в размере 3 083 334 руб., с 1 января по 31 августа 2022 года в размере 6 166 666 руб.

В приказе разъяснено, что субсидии предоставлены на основании решения Отраслевой комиссии по рассмотрению заявок частных образовательных организаций на получение субсидий из бюджета города Москвы (протокол 9 от 22 сентября 2021 г.).

Считая свои права нарушенными, АНО ОШ «АГ – Фили» обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту образования и науки города Москвы о признании незаконным его бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования по заявкам в периоды с 1 сентября по 31 декабря 2021 года, с 1 января по 31 августа 2022 года (Заседание Отраслевой комиссии - сентябрь 2021 г.) и об обязании принять решение о предоставлении АНО ОШ «АГ – Фили» субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования по заявкам в периоды с 1 сентября по 31 декабря 2021 года в размере 3 083 334 руб., с 1 января по 31 августа 2022 года в размере 6 166 666 руб. (Заседание Отраслевой комиссии - сентябрь 2021 г.) на общую сумму 9 250 000 руб.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 23 февраля 2022 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2022 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе АНО ОШ «АГ – Фили» просит об отмене принятых судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку оснований для отказа в предоставлении не имелось, также указано на то, что судом неправильно распределено бремя доказывания.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

В заседании кассационной инстанции представитель АНО ОШ «АГ – Фили» поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Департамента образования и науки города Москвы возражал против ее удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебных актов.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, действий закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что субсидия была предоставлена Департаментом в соответствии с приказом на основании тех документов и сведений, которые подтвердил заявитель при направлении соответствующих документов, а также в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Между тем, судами не учтено следующее.

Постановлением Правительства города Москвы от 18 сентября 2012 г. № 489-ПП «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы частным образовательным организациям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования» (далее - Порядок) установлен порядок предоставления субсидий частным дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат в связи предоставлением гражданам дошкольного образования.

Субсидии предоставляются организациям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам, имеющим место жительства в городе Москве (далее - воспитанники), дошкольного образования. Субсидии предоставляются Департаментом образования города Москвы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Департаменту законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год или плановый период на указанные цели (пункты 1.3, 1.4 Порядка).

Приказом Департамента образования города Москвы от 15 марта 2019 г. № 87 «О предоставлении субсидий из бюджета города Москвы частным образовательным организациям» (далее - Приказ № 87) определен порядок рассмотрения заявок на получение субсидии из бюджета города Москвы (приложение № 3).

Из пункта 2 Приложения № 3 к Приказу № 87 следует, что организация, претендующая на получение субсидии (далее - претендент), оформляет заявку на получение субсидии по форме, утвержденной Департаментом образования города Москвы, и направляет ее в Государственное казенное учреждение города Москвы Центр финансового обеспечения Департамента образования города Москвы.

При этом в заявке указывается численность контингента, внесенного претендентом в Комплексную информационную систему «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде».

Пунктом 3 Приложения № 3 к Приказу № 87 предусмотрено, что одновременно с заявкой на получение субсидии из бюджета города Москвы претендент направляет необходимые для получения субсидии документы. Заявка может быть направлена посредством универсальной автоматизированной системы бюджетного учета (далее - УАИС Бюджетный учет) с приложением документов в цветном отсканированном виде в формате PDF и подписанных электронной подписью (пункт 4 Приложения № 3 к Приказу № 87).

В соответствии с пунктами 5, 6.3 Приложения № 3 к Приказу № 87 Департамент в срок не позднее десяти календарных дней со дня регистрации заявок с приложенными документами проводит анализ заявок с приложенными документами, претендентов, подавших заявки, на соответствие требованиям, установленным постановлением Правительства Москвы от 18 сентября 2012 г. № 489-ПП. В случае отказа в приеме заявки к рассмотрению в срок не позднее десяти календарных дней со дня регистрации заявки с приложенными документами направляет претенденту, подавшему заявку, письменное уведомление (приложение 2) об отказе в приеме заявки на получение субсидии к рассмотрению с указанием причин такого отказа; осуществляет анализ заявок, принятых к рассмотрению; готовит представление по форме, определяемой Департаментом образования города Москвы; осуществляет расчет размера субсидии; направляет пакет документов на рассмотрение Отраслевой комиссии по рассмотрению заявок на получение субсидии из бюджета города Москвы частными образовательными организациями (далее - Отраслевая комиссия).

Согласно пункту 2.2 Постановления Правительства города Москвы от 18 сентября 2012 г. № 489-ПП одновременно с заявкой претендент представляет в Департамент копии учредительных документов организации, копию документа, подтверждающего назначение на должность руководителя организации, или доверенность, подтверждающую полномочия физического лица на подписание договоров от лица этой организации, копии приказов о зачислении воспитанников в организацию для получения дошкольного образования в текущем учебном году, копии приказов о переводе воспитанников в другую возрастную группу, копию годовой бухгалтерской отчетности за последний отчетный год (с приложениями) или документ, заменяющий ее в соответствии с законодательством Российской Федерации, за последний отчетный период (с отметкой налогового органа или с квитанцией о приеме в электронном виде).

Основанием для отказа в приеме заявки к рассмотрению является несоответствие заявки и прилагаемых к ней документов установленным требованиям (в том числе наличие неполного комплекта документов, представляемых претендентом) и (или) несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 1.2 настоящего Порядка (пункт 2.5 Порядка).

Для рассмотрения заявок претендентов и прилагаемых к ним документов, а также определения размера субсидий Департаментом создается отраслевая комиссия по рассмотрению заявок на получение субсидии (далее - Отраслевая комиссия) (пункт 2.6 Порядка).

Судами установлено, что приказом № 571 от 14 октября 2021 г. заявителю предоставлены денежные средства не в полном объеме.

При этом Департаментом не представлены в материалы дела доказательства, на основании которых он пришел к выводу о неполном представлении документов либо неправильном заполнении форм. Факт того, что часть детей, включенная в заявки на момент рассмотрения Отраслевой комиссией по рассмотрению заявок частных образовательных организаций на получение субсидии из бюджета города Москвы, не была надлежащим образом внесена в Комплексную информационную систему «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде», не подтвержден документально.

Таким образом, Департамент не обосновал отказ в предоставлении субсидии.

Выводы судов не основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах.

Принимая во внимание, что обязанность доказывания соответствия действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту возлагается на Департамент, суд кассационной инстанции полагает, что у судов не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявлении заявленных требований.

При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты при неправильном применении норм материального права.

Учитывая, что дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, в данном случае не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В качестве способа устранения нарушенных прав заявителя суд кассационной инстанции полагает возможным обязать Департамент образования и науки города Москвы рассмотреть заявление АНО ОШ «АГ - Фили» о предоставлении субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования по заявкам в период с 01 сентября по 31 декабря 2021 г., с 01 января по 31 августа 2022 г., поскольку какое-либо решение не было принято.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 23 февраля 2022 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2022 г. по делу № А40-265896/21-84-1994 отменить.

Признать незаконным бездействие Департамента образования и науки города Москвы, выразившееся в непринятии решения о предоставлении АНО ОШ «АГ - Фили» субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования по заявкам в период с 01 сентября по 31 декабря 2021 г., с 01 января по 31 августа 2022 г.

Обязать Департамент образования и науки города Москвы рассмотреть заявление АНО ОШ «АГ - Фили» о предоставлении субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования по заявкам в период с 01 сентября по 31 декабря 2021 г., с 01 января по 31 августа 2022 г.

Председательствующий-судья                                                 Е.ФИО3

Судьи                                                                                                          Р.Р.Латыпова

                                                                                                          Е.Е.Шевченко