ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-26630/2021 от 26.01.2022 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва

02 февраля 2022 года Дело № А40-26630/21

Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2022 года.

Арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,

судей: Петропавловской Ю.С., Шевченко Е.Е.,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1, доверенность от 29.12.2021;

от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;

от третьих лиц: представители не явились, извещены;

рассмотрев 26 января 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу

заинтересованного лица - Управления Росреестра по Москве

на решение от 16 июля 2021 года

Арбитражного суда города Москвы,

на постановление от 18 октября 2021 года

Девятого арбитражного апелляционного суда

по делу № А40-26630/21

по заявлению Департамента городского имущества города Москвы

об оспаривании решения

к Управлению Росреестра по Москве,

третьи лица: ФИО2, ФИО3, кадастровый инженер ФИО4, ФИО5,

УСТАНОВИЛ:

Департамент городского имущества города Москвы (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - Управление) о признании незаконным решения от 11.02.2021 № КУВД-001/2020-22463338/3 (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО2, ФИО3, кадастровый инженер ФИО4 и ФИО5

Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 июля 2021 года заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Росреестра по Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.

Заинтересованное лицо и третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 28.06.2018 в специальном выпуске № 29 в печатном издании «Вестник Мэра и Правительства Москвы» опубликовано сообщение о планируемом изъятии в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В целях строительства объекта городского заказа на основании обращений Департамента развития новых территорий города Москвы к изъятию заявлено 10 земельных участков, в том числе часть земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020454:756.

Департаментом выпущено распоряжение от 11.06.2019 № 22173 «Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества», предусматривающее изъятие для государственных нужд, в том числе земельного участка, подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020454:756.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020454:756, площадью 1.295 кв.м, по адресу: г. Москва, поселение Рязановское, вблизи п. Знамя Октября, СНТ «Березки», участок 7/5, принадлежит на праве собственности ФИО5 (запись от 05.06.2006 № 50-50-27/030/2006-151).

С целью реализации распоряжения департамента от 11.06.2019 № 22173 требовалось уточнение и последующий раздел земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020454:756.

В рамках реализации распоряжения об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества департаментом выпущены распоряжение от 24.06.2019 № 23890Б «Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020454:756» и распоряжение от 24.06.2019 № 23893Б «Об утверждении схемы расположения земельных участков по адресу: г. Москва, <...> влд. 7/5 на кадастровом плане территории», предусматривающее раздел указанного земельного участка.

При этом уточнение границ земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020454:756 необходимо для дальнейшего раздела с целью изъятия для государственных нужд.

Кадастровые работы в соответствии с данными распоряжениями выполняла подрядная организация ГБУ МосгорБТИ за счет средств бюджета города Москвы согласно государственному заданию.

Подрядной организацией в соответствии с распоряжением от 24.06.2019 № 23890Б «Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020454:756» подготовлен межевой план.

Местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020454:756 определено с учетом сведений, содержащихся на схеме расположения земельного участка и кадастровом плане территории, утвержденных в установленном порядке распоряжением департамента от 24.06.2019 № 23890Б.

Границы земельного участка соответствуют границам, сведения о которых содержатся в ЕГРН, а также закреплены на местности с помощью объектов искусственного происхождения (ограждение, металлические колышки).

В целях осуществления действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020454:756 департамент обратился в Управление.

По результатам рассмотрения представленных документов Управлением принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета от 11.11.2020 № КУВД-001/2020-22463338/1 в связи с тем, что нарушен установленный федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с федеральным законом не считается согласованным: не проведено согласование местоположения границ уточняемого земельного участка с правообладателями смежных земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020454:759 и 50:27:0020454:701.

Согласно представленному акту согласования местоположения границ земельных участков в отношении согласования смежных границ с земельными участками с кадастровыми номерами 50:27:0020454:759 и 50:27:0020454:701 представлены возражения от 12.08.2020 и 10.10.2020. В данном случае граница не считается согласованной.

Также государственный кадастровый учет приостановлен Управлением в связи с тем, что характеристики частей с кадастровыми номерами 50:27:0020454:756/1 и 50:27:0020454:756/2 не соответствуют сведениям ЕГРН.

Уведомлением от 08.12.2020 № КУВД-001/2020-22463338/2 Управление сообщило о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета.

Ввиду не устранения причин, послуживших основанием для принятия Управлением уведомления от 11.11.2020 о приостановлении кадастрового учета, Управлением принято решение от 11.02.2021 № КУВД-001/2020-22463338/3 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.

С данным отказом департамент не согласился, в связи с чем обратился с соответствующим заявлением в Арбитражный суд города Москвы.

Удовлетворяя заявленные департаментом требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что департаментом полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены в Управление документы, достаточные для проведения регистрационных действий.

При этом суды правомерно руководствовались следующим.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу и содержанию Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ), государственная регистрация осуществляется на основании документов, поступивших в установленном порядке в регистрирующий орган, ответственность за подлинность документов, полноту и достоверность сведений в них содержащихся, а также за соответствие требованиям действующего законодательства (юридическую силу) лежит на лицах их предоставивших в регистрирующий орган, либо выдавших данные документы.

В силу пункта 2 статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения.

В соответствии с пунктом 4.2.14(1) Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 № 99-ПП, департамент принимает решение об изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд в целях комплексного развития территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы, а также в целях строительства (реконструкции) объектов капитального строительства в рамках реализации адресной инвестиционной программы города Москвы, в том числе для размещения на присоединенных территориях объектов регионального значения, обеспечивающих реализацию государственных задач в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, иных государственных задач и включенных в перечень объектов регионального значения, подлежащих размещению на присоединенных территориях.

Постановлениями Правительства Москвы от 04.07.2017 № 402-ПП «Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - магистральной улицы «Варшавское шоссе - деревня Андреевское - деревня Яковлево» с учетом прохождения линии трамвая», от 09.10.2018 № 1233-ПП «Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2018-2021 годы» предусмотрены реконструкция и строительство автомобильной дороги Варшавское шоссе - деревня Андреевское - деревня Яковлево.

В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В силу пункта 7 части 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ, одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке. Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 22 Федерального закона № 218-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

В силу статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом № 218-ФЗ, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

Для образования земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов залогодержателей исходных земельных участков не требуется (подпункт 3 пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).

По правилам статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, в том числе со строительством (реконструкцией) автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

Статья 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации также предусматривает, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

В соответствии с пунктом 1 статьи 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии выступают заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению.

Согласие правообладателей изымаемой недвижимости на осуществление действий, указанных в пункте 1 статьи 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации, не требуется (пункт 2 статьи 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Особенности государственной регистрации прав и (или) государственного кадастрового учета при изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд определены статьей 60 Федерального закона № 218-ФЗ.

В силу названной нормы, с заявлением о государственном кадастровом учете от имени лиц, права на недвижимое имущество которых подлежат прекращению в соответствии с решением об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, вправе обратиться орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие данное решение, или организацию, на основании ходатайства которой принято данное решение.

Государственный кадастровый учет земельных участков, образованных на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, осуществляется на основании:

1) решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд;

2) правоустанавливающего документа на исходный земельный участок, если сведения о таком земельном участке отсутствуют в ЕГРН;

3) проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, если в соответствии с требованиями Земельного кодекса образование земельных участков допускается исключительно при наличии таких утвержденных документов и в соответствии с ними.

Судами установлено, что в соответствии с подготовленным межевым планом местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020454:756 определено с учетом сведений, содержащихся на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной в установленном порядке распоряжением департамента от 24.06.2019 № 23890Б «Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020454:756» и представленной в приложении.

Руководствуясь положениями части 10 статьи 22 Федерального закона № 218-ФЗ и пунктом 70 приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (далее - Приказ № 921), в качестве сведений, подтверждающих право на земельный участок, использовалось свидетельство о государственной регистрации права от 05.06.2006 № 50-50-27/030/2006-151 (согласно пункту 70 Приказа № 921 копия указанного документа в состав межевого плана не включена).

Площадь фактически используемого земельного участка не превышает площадь ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020454:756.

В связи с этим представляется возможным проведение кадастровых работ по уточнению местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020454:756, а также устранение пересечений с земельными участками с кадастровыми номерами 50:27:0020454:759 (граница 10-8), 50:27:0020454:753 (граница 6-4).

Координаты точек 1, 10, 8, 7, 6, 4, 3, 2 определены с требуемой точностью, границы 8-6, 4-10 остались без изменений и соответствуют границам, сведения о которых содержатся в ЕГРН.

Границы земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020454:756 8-6 закреплены на местности с помощью объектов искусственного происхождения (ограждение), 6-8 закреплены на местности с помощью объектов искусственного происхождения (металлические колышки) позволяющих определить местоположение границ земельного участка, а также границы 1-1 существуют на местности более 15 лет. Раздел «Абрисы узловых точек границ земельных участков» на точки 6, 4, 3, 2, 1, 7 не составлен, так как в радиусе 40 метров от данных узловых точек нет трех долговременных, четко опознаваемых объектов местности.

В ходе выполнения кадастровых работ в связи с уточнением земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020454:756, расположенного по адресу: г. Москва, поселение Рязановское, вблизи п. Знамя Октября, СНТ «Березки», участок 7/5, правообладателями смежных земельных участков с кадастровым номером 50:27:0020454:759 - ФИО2 и с кадастровым номером 50:27:0020454:701 - ФИО3 представлены возражения относительно местоположения границ уточняемого земельного участка.

Вместе с тем, как обоснованно заключили суды, учитывая, что образование земельного участка осуществляется в связи с его изъятием для государственных нужд, согласие землепользователей исходных земельных участков не требуется.

Кроме того, суды установили, что границы земельного участка соответствуют границам, сведения о которых содержатся в ЕГРН, а также закреплены на местности с помощью объектов искусственного происхождения (ограждение, металлические колышки).

В связи с изложенным суды пришли к правомерному выводу о том, что образуемый земельный участок соответствует требованиям действующего законодательства.

Таким образом, суды правомерно заключили, что департаментом при обращении в Управление полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены все необходимые документы для государственного кадастрового учета, в связи с чем у Управления отсутствовали правовые основания для принятия решений об отказе для государственного кадастрового учета, соответственно, оспариваемое решение Управления является незаконным и необоснованным.

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных департаментом требований.

Кроме того, суды правомерно отметили, что для образования земельных участков, в том числе раздел земельного участка, в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков не требуется (подпункт 3 пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласие правообладателей изымаемых земельных участков на осуществление действий, указанных в пункте 1 статьи 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации, не требуется (пункт 2 статьи 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Кроме того, как следует из материалов дела и установлено судами, границы земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020454:756 соответствуют границам, сведения о которых содержатся в ЕГРН, а также закреплены на местности с помощью объектов искусственного происхождения.

Таким образом, суды правомерно заключили, что согласование границ формируемого для целей изъятия земельного участка с его собственником, а, следовательно, и смежными собственниками, действующим законодательством не предусмотрено.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.

Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.

Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.

Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.

Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 16 июля 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2021 года по делу № А40-26630/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.

Председательствующий-судья В.В. Кузнецов

Судьи Ю.С. Петропавловская

Е.Е. Шевченко