ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-266446/18 от 17.06.2019 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-19568/2019

г. Москва                                                                                Дело № А40-266446/18

  июня 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме июня 2019 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи              В.А. Свиридова,

судей:

Е.В. Пронниковой, Л.А. Москвиной,

при ведении протокола             

секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым,

Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАНО ВО «ВУиТ» г.Тольятти на решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.03.2019 по делу №А40-266446/18 (130-2804), принятое судьей Кукиной С.М.

по заявлению ОАНО ВО «ВУиТ» г.Тольятти

к Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки

о признании незаконным приказа,

при участии:

от заявителя:

Шишкина Ю.С. по дов. от 21.01.2019;

от ответчика:

Шадыев Е.Р. по дов. от 23.01.2019; Емельянов А.С. по дов. от 10.01.2019;

УСТАНОВИЛ:

ОАНО ВО «ВУиТ» г.Тольятти обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки о признании незаконными приказа от 24.04.2018 №517, акта от 17.05.2018г., предписания от 17.05.2018г. №07-55-52/15-3, акта от 19.07.2018г. №07-55-848, приказ о назначении документарной проверки № 1028 от 20.07.2018 г., приказ № 1060 от 27.07.2018 г. (получен ВУЗом 08.08.2018 г.), приказ о приостановлении от 29.05.2018г. №728, распоряжения от 02.10.2018г. №1436-07, акта №291/ВП/КП/З № КНМ 001808033187221 от 24.08.2018г., предписания № 07-55-124/14-3/ПП от 24.08.2018 г. 

Решением от 06.03.2019 арбитражный суд производство по делу в части требований признания незаконными актов Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17.05.2018, от 19.07.2018 №07-55- 848, № 291/ВП/КП/З №КНМ 001808033187221 от 24.08.2018 прекратил, в остальной части заявленных требований оставил без удовлетворения. При этом суд первой инстанции посчитал, что права и законные интересы заявителя не нарушены.

Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

Письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст.262 АПК РФ не представлен.

В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Представители ответчика поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласны, считают ее необоснованной, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы – отказать, изложили свои доводы.

Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд, заслушав объяснения сторон, с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены судебного акта.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с 15 мая по 17 мая 2018 на основании приказа руководителя Рособрнадзора от 24.04.2018 №517 с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 15.05.2018 №613, в ОАНО ВО «ВУиТ» г.Тольятти, ул.Ленинградская, 16, была проведена выездная плановая проверка образовательной деятельности организации.

По результатам работы комиссии был составлен Акт о выявленных нарушениях от 17.05.2018 г. №163/3/К.

17.05.2018г. главным специалистом-экспертом отдела проведения проверок было выдано Предписание об устранении выявленных недостатков в срок до 22.06.2018г.

Был рассмотрен отчет образовательной организации об исполнении Предписания, по результатам чего Приказом №728 от 29.05.2018г. руководителя Рособрнадзора было приостановлено действие государственной аккредитации на ведение образовательной деятельности, право на обжалование также не было разъяснено; 19.07.2018г. должностным лицом Рособрнадзора составлен акт от 19.07.2018 г. № 07-55-848.

Ввиду изложенного, ответчиком 20.07.2018г. был издан приказ №1028 о назначении документарной проверки.

Затем был составлен Акт №291/ВП/КП/З №КНМ 001808033187221 от 24.08.2078 г. и на его основании выдано новое Предписание № 07-55-124/14-3/ПП от 24.08.2018 г. с требованием устранить недостатки до 24.09.2018 г.

02.10.2018 г. должностным лицом Рособрнадзора было издано Распоряжение о запрете приема абитуриентов учебное заведение (поступило по Почте России 8.10.2018г.).

Не согласившись с указанным актами ответчика, посчитав их незаконными, необоснованными и нарушающими права и законные интересы организация обратилась с заявлением в арбитражный суд.

Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч.5 ст.200 АПК РФ с учетом ч.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 № 885 (далее - Положение о Службе), Рособрнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки.

В соответствии с частью 4 статьи 93 Федерального закона №273-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон №294-ФЗ) с учетом особенностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ.

В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона №294-ФЗ, части 6 статьи 93 Федерального закона № 273-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. В указанном предписании устанавливается срок его исполнения, который не может превышать шесть месяцев.

Согласно части 7 статьи 93 Федерального закона №273-ФЗ в случае неисполнения предписания (в том числе, если отчет, представленный органом или организацией, допустившими такое нарушение, не подтверждает исполнение предписания в установленный им срок или этот отчет до истечения срока исполнения предписания не представлен) орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения и запрещает прием в данную организацию полностью или частично.

В соответствии с частью 8 статьи 93 Федерального закона №273-ФЗ в случае вынесения судом решения о привлечении организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) должностных лиц этой организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания и в случае неустранения нарушений требований законодательства об образовании в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие лицензии на осуществление образовательной деятельности этой организации полностью или частично.

Во исполнение Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год, утвержденного 24.10.2017 руководителем Рособрнадзора С.С. Кравцовым, на основании приказа Рособрнадзор от 24.04.2018 №517 «О проведении плановой выездной проверки Образовательной автономной некоммерческой организации высшего образования «Волжский университет имени В.Н. Татищева» (института)» (копия прилагается), с учетом изменений, внесенных приказом Рособрнадзора от 15.05.2018 №613, в период с 15.05.2018 по 17.05.2018 была проведена плановая выездная проверка Образовательной автономной некоммерческой организации высшего образования «Волжский университет имени В.Н. Татищева» (института) (далее - Институт). О проведении данной проверки Институт уведомлен письмами Рособрнадзора от 08.05.2018 №07- 751, от 16.05.2018 № 07-783.

В ходе указанной проверки выявлены нарушения обязательных требований, несоответствия федеральным государственным образовательным стандартам содержания и качества подготовки обучающихся по образовательным программам высшего образования. Выявленные нарушения и несоответствия указаны в Акте проверки Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки юридического лица от 17.05.2018 № 161/3/К (далее - Акт проверки от 17.05.2018 № 161/3/К).

В соответствии с частью 6 статьи 93 Федерального закона № 273-ФЗ Институту было выдано предписание Рособрнадзора от 17.05.2018 №07-55-52/15-3 (далее - Предписание) (копия прилагается) со сроком устранения выявленных нарушений до 22.06.2018.

В связи с выявленными нарушениями в отношении Института:

было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и составлен протокол об административном правонарушении от 17.05.2018 №АП-161/3/К-1/19.30. Постановлением от 19.06.2018 по делу №5-328/2018 мирового судьи судебного участка №111 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области Институт освобождён от административной ответственности ввиду малозначительности правонарушения, Институту объявлено устное замечание, производство по делу прекращено;

было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 19.30 КоАП РФ и составлен протокол об административном правонарушении от 17.05.2018 № АП-161/3/К-5/19.30.

Постановлением от 19.06.2018 по делу № 5-329/2018 мирового судьи судебного участка № 111 Центрального судебного района г.Тольятти Самарской области (копия прилагается) Институт освобождён от административной ответственности ввиду малозначительности правонарушения, Институту объявлено устное замечание, производство по делу прекращено.

В соответствии с частью 9 статьи 93 Федерального закона №273-ФЗ и на основании Акта проверки от 17.05.2018 № 161/3/К был издан приказ Рособрнадзора от 29.05.2018 №728 «О приостановлении Образовательной автономной некоммерческой организации высшего образования «Волжский университет имени В.Н. Татищева» (институту) (копия прилагается) действия государственной аккредитации образовательной деятельности», согласно которому Институту приостановлено действие государственной аккредитации образовательной деятельности в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки:

05.00.00

Науки о земле

Высшее образование - бакалавриат

06.00.00

Биологические науки

Высшее образование -

бакалавриат

09.00.00

Информатика и вычислительная техника

Высшее образование -

бакалавриат

15.00.00

Машиностроение

Высшее образование -бакалавриат

38.00.00

Экономика и управление

Высшее образование -бакалавриат

39.00.00

Социология и социальная работа

Высшее образование -бакалавриат

40.00.00

Юриспруденция

Высшее образование -бакалавриат

42.00.00

Средства массовой информации

и информационно-библиотечное

дело

Высшее образование -бакалавриат

45.00.00

Языкознание и литературоведение

Высшее образование -бакалавриат

38.00.00

Экономика и управление

Высшее образование -специалитет

40.00.00

Юриспруденция

Высшее образование -специалитет

52.00.00

Сценические искусства и литературное творчество

Высшее образование -специалитет

38.00.00

Экономика и управление

Высшее образование -подготовка кадров высшей

квалификации

40.00.00

Юриспруденция

Высшее образование -подготовка кадров высшей

квалификации

45.00.00

Языкознание и литературоведение

Высшее образование -подготовка кадров высшей квалификации

Согласно пункту 2 Приказа от 29.05.2018 №728 Институту установлен срок один месяц для устранения несоответствий, указанных в Акте проверки от 17.05.2018 № 161/3/К, в части содержания и качества подготовки обучающихся.

Об издании вышеуказанного приказа Институт уведомлен письмом Рособрнадзора от 31.05.2018 № 07-872.

Институт письмом от 19.06.2018 № 295 представил в Рособрнадзор уведомление об устранении несоответствий, указанных в Акте проверки от 17.05.2018 №161/3/К (вх. № 07-55-848 от 20.06.2018).

В результате проверки информации, содержащейся в уведомлении Института, составлен акт по результатам проверки документов и сведений юридического лица Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 19.07.2018 №07-55- 848 (далее - Акт по результатам проверки от 19.07.2018 №07-55-848), устанавливающий факт не устранения выявленного несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования.

Суд первой инстанции отметил, что порядок реализации мероприятий по контролю за устранением выявленного в ходе проверки несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам, установленный частью 9 статьи 93 Федерального закона №273-ФЗ, Административным регламентом исполнения Рособрнадзором государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля качества образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.07.2016 №822, не содержит положений, предусматривающих обязательство Рособрнадзора об ознакомлении образовательной организации, представившей уведомление, с результатами проверки содержащейся в нем информации, а также о предоставлении организации копии акта проверки документов и сведений, составленного по результатам анализа прилагавшихся к нему документов.

В соответствии с частью 24 статьи 92, частью 9 статьи 93 Федерального закона №273-ФЗ и на основании Акта по результатам проверки от 19.07.2018 № 07-55-848 был издан приказ Рособрнадзора от 27.07.2018 №1060 «О лишении государственной аккредитации образовательной деятельности Образовательной автономной некоммерческой организации высшего образования «Волжский университет имени В.Н. Татищева» (институт)» (копия прилагается) в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки:

05.00.00

Науки о земле

Высшее       образование бакалавриат

06.00.00

Биологические науки

Высшее       образование бакалавриат

09.00.00

Информатика  и  вычислительная техника

Высшее       образование бакалавриат

15.00.00

Машиностроение

Высшее       образование бакалавриат

38.00.00

Экономика и управление

Высшее       образование бакалавриат

39.00.00

Социология и социальная работа

Высшее       образование бакалавриат

40.00.00

Юриспруденция

Высшее       образование бакалавриат

42.00.00

Средства  массовой   информации и   информационно-библиотечное дело

Высшее       образование бакалавриат

45.00.00

Языкознание                                   и литературоведение

Высшее       образование бакалавриат

38.00.00

Экономика и управление

Высшее       образование специалитет

40.00.00

Юриспруденция

Высшее       образование специалитет

52.00.00

Сценические искусства и литературное творчество

Высшее       образование специалитет

38.00.00

Экономика и управление

Высшее       образование подготовка    кадров    высшей квалификации

40.00.00

Юриспруденция

Высшее       образование подготовка    кадров    высшей квалификации

45.00.00

Языкознание                                   и литературоведение

Высшее образование подготовка   кадров   высшей квалификации

Об издании вышеуказанного приказа Институт уведомлен письмом Рособрнадзора от 27.07.2018 № 07-1157.

Во исполнение Предписания Институт письмом от 20.06.2018 №07-55-848 представил отчет об устранении выявленных нарушений законодательства об образовании с приложением документов.

Анализ отчета и документов Института не позволил сделать обоснованный вывод об исполнении Предписания.

В связи с невозможностью установления факта исполнения или неисполнения Предписания в полном объеме и в связи с истечением срока исполнения Предписания Рособрнадзором, по основаниям, установленным пунктом 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», было принято решение о проведении в отношении Института внеплановой документарной проверки с целью проверки исполнения Предписания.

В результате внеплановой документарной проверки, проведенной в соответствии с приказом Рособрнадзора от 20.07.2018 №1028 «О проведении внеплановой документарной проверки Образовательной автономной некоммерческой организации высшего образования «Волжский университет имени В.Н. Татищева» (института)» (копия прилагается), установлен факт неисполнения Институтом Предписания, что зафиксировано в Акте проверки Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки юридического лица от 24.08.2018 № 291/ВП/КП/З (далее - Акт проверки от 24.08.2018).

В связи с неисполнением Предписания в соответствии с частью 7 статьи 93 Федерального закона №273-ФЗ в установленном законодательством Российской Федерации порядке:

Институту выдано повторно предписание Рособрнадзора от 24.08.2018 № 07-55- 124/14-3/ПП (далее - Повторное предписание) со сроком устранения нарушений до 20.09.2018;

издано распоряжение Рособрнадзора от 02.10.2018 № 1436-07 «О запрете приема в Образовательную автономную некоммерческую организацию высшего образования «Волжский университет имени В.Н. Татищева» (институт)»;

в отношении ректора Института было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, составлен протокол об административном правонарушении от 25.09.2018 № АП-291/ВП/КП/3- 19.5.1. О дате, месте и времени составления протокола должностное лицо было уведомлено извещением Рособрнадзора от 24.08.2018 №07-1265. Постановлением мирового судьи судебного участка №11 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области от 05.10.2018 ректор Института был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1 000 (одной тысячи) рублей. По результатам рассмотрения жалобы ректора решением Центрального районного суда г. Тольятти постановление от 25.10.2018 отменено, дело возвращено на новое рассмотрение.

Учитывая вышеуказанное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что проверка в отношении проведена с соблюдением действующего законодательства, процессуальных не установлено, оспариваемые акты - приказ от 24.04.2018 №517, предписание от 17.05.2018г. №07-55-52/15-3, приказ о назначении документарной проверки №1028 от 20.07.2018г., приказ №1060 от 27.07.2018 г., приказ о приостановлении от 29.05.2018г. №728, распоряжение от 02.10.2018г. №1436-07, предписание № 07-55-124/14-3/ПП от 24.08.2018 г., законны и обоснованны.

На основании вышеизложенного, апелляционному суду представляется правомерным вывод суда первой инстанции о прекращении производства по делу в части признания незаконными актов Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17.05.2018, от 19.07.2018 №07-55- 848, № 291/ВП/КП/З №КНМ 001808033187221 от 24.08.2018 прекратить, в остальной части об отказе в удовлетворении заявленных требований, ввиду своей необоснованности и недоказанности.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.

Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права. Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы, указанные в обжалуемом судебном решении.

В соответствии с ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное предписание, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.03.2019 по делу №А40-266446/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья:                                                       В.А. Свиридов

Судьи:                                                                                                Л.А. Москвина

                                                                                                            Е.В. Пронникова

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.