АРБИТРАЖНЫЙ СУД
МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ул. Селезнёвская, д. 9, г. Москва, ГСП-4, 127994,
официальный сайт: http://www.fasmo.arbitr.ru e-mail: info@fasmo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Резолютивная часть постановления объявлена 12.09.2023
Полный текст постановления изготовлен 18.09.2023
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от АО «Мега-Холд»: ФИО1 по доверенности от 03.12.2020, паспорту;
от ФНС России: Голосная И.В. по доверенности от 23.12.2022, паспорту;
от АО «Новый Регистратор»: не явился, извещён;
рассмотрев 05.09.2023, после перерыва 12.09.2023 в судебном заседании кассационную жалобу ФНС России
на решение от 17 марта 2023 года Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 29 мая 2023 года Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу № А40-273074/22
по заявлению АО «Мега-Холд»
к ФНС России
о признании незаконными действий (бездействий),
третье лицо: АО «Новый Регистратор»
УСТАНОВИЛ:
АО «Мега-Холд» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФНС России (далее - служба) о признании незаконными действия службы по исключению общества из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства как малое предприятие; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем включения общества в реестр малого и среднего предпринимательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО «Новый Регистратор»; (далее – акционерное общество) и Региональная энергетическая комиссия Свердловской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17 марта 2023 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2023 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе служба просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представитель службы поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве (приобщен к материалам дела).
Иные лица, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направили, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция полагает, что имеются основания для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что общество включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в период с 10.08.2017 по 10.08.2019.
С 10.08.2019 общество исключено из Единого реестра субъектов МСП.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.12.2021 по делу № А40106015/2021 действия службы по исключению общества из Единого реестра МСП как малое предприятие признаны незаконными, суд обязал службу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества в установленном законом порядке в течение 10 дней со дня вступления судебного акта в законную силу.
На дату обращения в суд сведения, содержащиеся в Едином реестре субъектов МСП в отношении общества отсутствуют.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в Арбитражный суд города Москвы с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались следующим.
Условия отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства определены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (далее - Закон № 209-ФЗ).
Федеральным законом от 29.12.2015 № 408-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты РФ» Закон № 209-ФЗ был дополнен, в частности, ст. 4.1, предусматривающей ведение Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Положения пп. 1 п. 5 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ предусматривают присвоение статуса и категории субъекта малого и среднего предпринимательства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, соответствующим условиям, установленным ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, на основании сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 01 июля текущего календарного года.
Федеральным законом № 408-ФЗ также были изменены критерии отнесения к субъектам малого и среднего, предпринимательства: вместо критерия выручки используется критерий дохода, вместо критерия средней численности сотрудников - критерий среднесписочной численности сотрудников. Соответствующие изменения вступили в силу с 01.01.2016.
В силу п. п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться условия по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия - 120 млн. рублей; малые предприятия
- 800 млн. рублей; средние предприятия - 2 млрд. рублей.
Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства впервые сформирован 01.08.2016 на основе сведений за предшествующий календарный год исходя из новых критериев.
Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого предпринимательства, установленным ст. 4 Закона № 209-ФЗ, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, размещаемый в сети Интернет на официальном сайте ФНС России (ч. 1, 2, 9 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ, Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506). Реестр формируется автоматически на основе тех сведений, которые поступают в ФНС России в рамках представления налоговой отчетности, без введения административных процедур, связанных с представлением дополнительных документов.
В силу ч. 2 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ ведение Единого реестра возложено на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. В качестве такого органа выступает Федеральная налоговая служба - ФНС России.
Письмом ФНС России от 07.09.2016 № СД-4-3/16672@ разъяснен порядок изменения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства. Налоговая служба сообщила, что впервые категория субъекта малого и среднего предпринимательства может быть изменена при формировании Единого реестра 10.08.2019 по состоянию на 01.07.2019 в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в п. п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209- ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в п. п. 2 и 3 ч. 1.1 статьи 4 указанного Закона, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено указанной статьей.
Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - это
размещенная в открытом доступе база данных о субъектах малого и среднего предпринимательства, при обращении к которой можно подтвердить принадлежность того или иного хозяйствующего субъекта к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ).
К субъектам малого предпринимательства относятся хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Закона № 209-ФЗ, к малым предприятиям, сведения о которых внесены в реестр (ст. 3 Закона № 209-ФЗ).
К основным критериям отнесения юридических лиц к субъектам малого предпринимательства относятся (ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265) структура уставного капитала (пп. «а» п. 1); среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год (до 100 человек для малых предприятий, и среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек) (пп. «а» п. 2); размер доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (не более 120 млн. руб. для микро предприятий и 800 млн. руб. для малых предприятий) (п. 3).
Суды указали, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.12.2021 по делу № А40-106015/21 установлено, что общество соответствует предусмотренным Законом № 209-ФЗ критериям включения в реестр МСП.
Суды пришли к выводу, что отсутствие в ЕГРЮЛ сведений о держателе реестра акционеров общества не является основанием для исключения из реестра МСП в силу положений Закона № 209-ФЗ, а, следовательно, действия по
исключению общества из реестра МСП и не восстановлению в нем после обращения общества являются незаконными и необоснованными.
Однако судами не учтено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с настоящей статьей.
Частью 6.1 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ установлено, что в целях ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства держатели реестров акционеров акционерных обществ, которые созданы до 1 декабря года, предшествующего текущему календарному году, и в составе сведений о которых в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о соответствующем держателе реестра акционеров акционерных обществ, ежегодно до 5 июля представляют в уполномоченный орган перечень акционерных обществ, соответствующих условиям, установленным подпунктом «а» пункта 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона № 209-ФЗ. Указанный перечень формируется держателями реестров акционеров акционерных обществ на основании имеющихся у них данных, содержащихся в списках лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров соответствующего акционерного общества, проведенном в текущем календарном году.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о государственной регистрации) в государственном реестре содержатся сведения об учредителях или участниках юридического лица, а в отношении акционерного общества - сведения о том, что общество состоит из единственного участника (акционера), сведения о таком участнике, а также сведения о держателе реестра акционеров.
Юридическое лицо в течение семи рабочих дней со дня изменения сведений, указанных в подпункте «д» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган
по месту своего нахождения. Данная обязанность установлена пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ.
При определении дня изменения вносимых сведений следует исходить из даты заключения договора между обществом и регистратором.
Для внесения указанных сведений в ЕГРЮЛ акционерное общество должно представить в регистрирующий орган заявление по форме № Р13014, утвержденной приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (зарегистрирован в Минюсте России 15.09.2020 № 59872).
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
В силу подпункта «а» пункта 1.3 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ заявителем при внесении изменений в ЕГРЮЛ является руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (генеральный директор АО «Мега-Холд»).
Внесение в ЕГРЮЛ сведений об организациях является одной из процедур легитимации предпринимательской деятельности. Единый государственный реестр юридических лиц — это база данных, содержащая исчерпывающую информацию о юридических лицах, ведущих деятельность на территории Российской Федерации.
Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, права и обязанности держателей реестра владельцев ценных бумаг регламентируется положениями статей 8, 8.6, 8.6.1 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
Основания для исключения сведений о юридическом лице из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства установлены частью 4 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ. В соответствии с данной нормой внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом с 10 июля по 10 декабря текущего календарного года в порядке, установленном частью 5 настоящей статьи, на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 6 - 6.5 и 7.1 настоящей статьи.
АО «Новый регистратор» (ИНН <***>) 4 июля 2022 года в целях ведения Реестра МСП представлены в ФНС России сведения об АО «Мега- Холд».
Между тем, в составе сведений в ЕГРЮЛ отсутствовали сведения об АО «Новый регистратор» как о держателе реестра акционеров указанного акционерного общества, в связи с чем у службы отсутствовала возможность установить достоверность сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 6 - 6.5 и 7.1 статьи Закона № 209-ФЗ.
Поскольку в нарушение требований законодательства о государственной регистрации АО «Мега-Холд» не представлены документы о наличии в ЕГРЮЛ сведений о реестродержателе данного юридического лица, и соответственно, невозможно проверить сведения, являющиеся основанием для включения общества в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, сведения об АО «Мега-Холд» правомерно исключены из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства 10 июля 2022 года.
При этом ссылка судов на судебные акты по делу № А40-106015/21 не является обоснованной, поскольку в указанном деле оспаривались иные действия службы за иной период.
Таким образом, у судов не имелось оснований для вывода о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
В связи с этим обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ ввиду неправильного применения судами норм материального права с принятием в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований общества.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17 марта 2023 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2023 года по делу № А40-273074/2022 отменить.
В удовлетворении требований АО «Мега-Холд» отказать.
Председательствующий судья Ю.С. Петропавловская
Судьи В.В. Кузнецов
Р.Р. Латыпова