ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-24265/2019
г. Москва Дело № А40-277677/18
10 июня 2019 года
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2019 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2019 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л. Захарова,
судей:
Л.А. Москвиной, И.В. Бекетовой,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания М.Д. Раджабовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале № 13 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Пирс-Проект»
на решение Арбитражного суда города Москвы от 14.03.2019, принятое судьей Полукаровым А.В., по делу № А40-277677/18 (154-2897),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Пирс-Проект»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г. Москве
третьи лица: 1) федеральное государственное казенное учреждение «Центрреставрация», 2) федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации»
о признании недействительным приказа,
при участии:
от заявителя:
не явился, извещен;
от ответчика:
Русскина А.А. по дов. от 28.12.2018;
от третьих лиц:
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен;
У С Т А Н О В И Л :
Общество с ограниченной ответственностью «Пирс-Проект» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее – антимонопольный орган) о признании недействительным приказа от 30.11.2017 № 379.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное казенное учреждение «Центрреставрация» (далее – учреждение), федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации».
Решением суда 14.03.2019 в удовлетворении заявления было отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель антимонопольного органа против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Остальные лица, участвующие в деле, своих представителей для участия в нем не направили, извещены о времени и месте его проведения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя антимонопольного органа, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, между учреждением (государственный заказчик) и обществом (исполнитель) по результатам запроса котировок был заключен государственный контракт № 0159-ЦР/ 10-16 от 26.05.2016 на оказание услуг по осуществлению технического надзора за проведением реставрационных работ на объекте культурного наследия федерального значения «Ансамбль Новодевичьего монастыря» (Стрелецкая караульня у Никольской башни), г. Москва, Новодевичий монастырь, д. 1 (Р117).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 02.10.2017 по делу № А40-75182/2017 государственный контракт № 0159-ЦР/ 10-16 от 26.05.2016 расторгнут в связи с существенным нарушением обществом условий контракта.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения учреждения в антимонопольный орган для решения вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Приказом от 30.11.2017 № 379 общество включено в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
Согласно данным сайта zakupki.gov.ru сведения об обществе включены в реестр недобросовестных поставщиков 05.12.2017 записью № РНП.96594-17.
Не согласившись с приказом антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования суд первой инстанции признал, что оспариваемый приказ является законными, при этом указав, что расторжение контракта по решению суда в связи с существенным нарушением исполнителем условий контракта является безусловным основанием для включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
В апелляционной жалобе общество, выражая несогласие с выводами суда, ссылается на то, что информация о недобросовестном поставщике во всех случаях проверяется антимонопольным органом и включается в реестр недобросовестных поставщиков на основании решения антимонопольного органа. Вместе с тем в настоящем случае такая проверка антимонопольным органом не была проведена. При этом он указывает, что с его стороны не имелось нарушений условий государственного контракта, а выводы, изложенные в решении Арбитражного суда города Москвы от 02.10.2017 по делу № А40-75182/2017 в данной части являются ошибочными.
Апелляционный суд, рассмотрев данные доводы, отклоняет их в связи со следующим.
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1 статьи 104 Федерального закона № 44-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона № 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Содержание информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков, приведено в части 3 статьи 104 Федерального закона № 44-ФЗ.
В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Федерального закона № 44-ФЗ, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 4 статьи 104 названного Закона).
В силу части 7 статьи 104 Федерального закона № 44-ФЗ в течение десяти рабочих дней с даты поступления соответствующих документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
В соответствии с пунктом 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, реестр недобросовестных поставщиков ведет Федеральная антимонопольная служба в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 25.11.2013 № 1062 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно пункту 8 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков № 1062 в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в уполномоченный орган информацию и документы, предусмотренные частью 6 статьи 104 Федерального закона № 44-ФЗ.
Уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления (пункт 11 Правил № 1062).
Пунктом 12 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков № 1062 предусмотрено, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 названных Правил, выносится решение.
Уполномоченный орган включает информацию о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в течение 3 рабочих дней с даты вынесения решения о включении информации о таком лице в реестр (пункт 13 Правил).
Из системного толкования вышеприведенных положений следует, что порядок, установленный в пункте 12 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков № 1062, применяется при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации об участниках закупок в двух случаях: когда участники закупок уклонились от заключения контрактов, либо имеется односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.08.2016 № 310-КГ16-5426, пункт 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016).
Как установлено при рассмотрении настоящего дела, сведения об обществе как о недобросовестном поставщике включены в реестр на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда города Москвы от 02.10.2017 по делу № А40-75182/2017 о расторжении договора, которым установлен факт невыполнения обществом работ по государственному контракту.
Согласно части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда, являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Следовательно, у антимонопольного органа отсутствовала обязанность по проверке информации, содержащейся в названном судебном акте. Наличие судебного акта, установившего существенные нарушения условий договора, являлось достаточным для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков на основании приказа антимонопольного органа.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков на основании приказа управления без проведения проверочных мероприятий антимонопольным органом и вынесения решения по их результатам в связи с тем, что факт расторжения контракта был подтвержден судебным актом.
Доводы общества о том, что суд первой инстанции не дал оценку представленным им доказательствам отсутствия с его стороны нарушений государственного контракта подлежат отклонению, поскольку соответствующие обстоятельства установлены вступившим в законную силу судебным актом по вышеназванному делу, и не подлежали проверке в рамках настоящего дела предметом которого являлась проверка законности издания антимонопольным органом оспариваемого приказа.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.03.2019 по делу № А40-277677/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
С.Л. Захаров
Судьи
И.В. Бекетова
Л.А. Москвина