ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-27855/2023 от 24.10.2023 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва

31 октября 2023 года Дело № А40-27855/23

Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2023 года.

Арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,

судей: Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1, доверенность от 15.05.2023; ФИО2, доверенность от 15.05.2023;

от заинтересованного лица: ФИО3, доверенность от 23.12.2022;

от третьих лиц: от ТСЖ ОКСИДЖЕН: ФИО4, протокол от 12.12.2021; от ООО «Юнисервис»: представитель не явился, извещен;

рассмотрев 24 октября 2023 года в судебном заседании кассационную жалобу

заявителя - ООО «АС-лайф»

на решение от 25 мая 2023 года

Арбитражного суда города Москвы,

на постановление от 21 августа 2023 года

Девятого арбитражного апелляционного суда

по делу № А40-27855/23

по заявлению ООО «АС-лайф»

об оспаривании распоряжения

к Мосжилинспекции,

третьи лица: ТСЖ ОКСИДЖЕН, ООО «Юнисервис»,

УСТАНОВИЛ:

ООО «АС-лайф» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Мосжилинспекции (далее - инспекция) о признании незаконным распоряжения от 21.11.2022 № 13054-РЛ об отказе во внесении изменений в реестр лицензий и возвращении заявления, об обязании включить в реестр лицензий города Москвы сведения об управлении ООО «АС-лайф» многоквартирным домом по адресу: <...>.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ТСЖ ОКСИДЖЕН и ООО «Юнисервис».

Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 мая 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО «АС-лайф» обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.

Третье лицо - ООО «Юнисервис», извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заявителя и третьего лица - ТСЖ ОКСИДЖЕН поддержали доводы кассационной жалобы.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения кассационной жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество 27.09.2022 обратилось к инспекции с заявлением о включении в реестр лицензий города Москвы на основании заключенного договора управления многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>.

В целях исполнения положений части 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации по внесению изменений в реестр лицензий города 30.09.2022 Управлением организации лицензионного контроля и жилищного надзора проведена проверка заявлений и прилагаемых документов.

В результате проверки сделано заключение, согласно которому:

- выявлена недостоверность сведений, содержащихся в заявлении и представленных документах (к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий города Москвы не представлены сведения о размещении в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <...>, о выборе или изменении способа управления указанным многоквартирным домом; в приложениях №№ 1-3 к представленному и размещенному в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства договору управления указанным многоквартирным домом от 26.09.2022 № 48 не указана дата договора управления);

- выявлено противоречие сведений, представленных обществом, сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления (многоквартирный дом по адресу: <...>, находится в реестре лицензий города Москвы в списке многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Юнисервис», заявление о расторжении договора управления указанным многоквартирным домом от ООО «Юнисервис» в инспекцию не поступало).

Распоряжением от 10.10.2022 № 12773-РЛ рассмотрение заявления общества приостановлено на срок до 21.11.2022.

В соответствии с пунктом 15 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр (далее - Порядок № 938/пр), и Положением о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 № 336-ПП (далее - Положение), инспекцией направлены запросы о предоставлении дополнительных доказательств, послуживших основанием для приостановления рассмотрения заявления, в адрес ООО «АС-лайф», ТСЖ ОКСИДЖЕН и ООО «Юнисервис».

Распоряжением инспекции от 21.11.2022 № 13054-РЛ по результатам рассмотрения заявления от 27.09.2022 и приложенных документов к заявлению обществу отказано во внесении изменений в реестр лицензий города Москвы.

Общество, не согласившись с распоряжением инспекции, обратилось в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.

Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что оспариваемое распоряжение действующему законодательству не противоречит, доказательств нарушения прав и законных интересов общества не представлено, а также правомерно руководствовались следующим.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 6.3 Положения, в целях осуществления своих полномочий инспекция ведет реестр многоквартирных домов, находящихся в управлении лицензиатов.

В соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.

Решение о внесении изменений в реестр лицензий принимается по результатам рассмотрения заявления и документов, в соответствии с требованиями Порядка № 938/пр.

Согласно пунктам 4-6 Порядка № 938/пр, рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка № 938/пр, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 Порядка № 938/пр, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов. В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения условий, предусмотренных пунктом 5 Порядка № 938/пр.

По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка № 938/пр, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка № 938/пр.

Суды установили, что 07.11.2022 согласно установленным законом срокам инспекцией проведена проверка заявления, сделано заключение и в соответствии с частью 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпунктом «б» пункта 7, подпунктом «б» пункта 9, пунктом 17 Порядка № 938/пр, и 21.11.2022 изготовлено распоряжение об отказе во внесении изменений в реестр лицензий города Москвы и возврате заявления в связи с несоответствием заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «б» и «г» пункта 5 Порядка № 938/пр, выявленным по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка № 938/пр, а именно: в нарушение пункта 5 Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор, утвержденного приказом Минстроя России от 28.01.2019 № 44/пр (далее - Приказ № 44/пр, Порядок № 44/пр), в открытом доступе в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) не размещены скан-образы решений собственников, относящиеся к общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <...>, оформленному протоколом от 26.09.2022 № 2.

Суды указали, что общество, настаивая на отсутствии обязанности по размещению спорных сведений, ссылалось на то, что оно не являлось инициатором проведения общего собрания сособственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <...>.

Признавая отказ во внесении изменений законным и обоснованным, а указанный довод общества ошибочным, суды правомерно исходили из следующего.

Так, частью 19 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что протоколы собрания собственников многоквартирного дома передаются в орган государственного жилищного надзора с использованием ГИС ЖКХ и подлежат размещению в этой системе с 01.07.2016 (либо по истечении четырех месяцев со дня вступления в силу соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ на территории субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.07.2016).

В соответствии с пунктом 36 части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ), в ГИС ЖКХ должна размещаться информация о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов товариществ собственников жилья, общего собрания членов жилищного кооператива, общего собрания членов жилищно-строительного кооператива или иных специализированных потребительских кооперативов, а также решения таких собраний по вопросам, поставленным на голосование, и итоги такого голосования.

Согласно части 18 статьи 7 Федерального закона № 209-ФЗ, лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21-25, 28-33, 35-40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Информация размещается в ГИС ЖКХ в структурированном виде в электронной форме, в том числе с приложением электронных документов либо электронных образов документов (пункт 158 Порядка и способов размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней, утвержденных приказом Минкомсвязи России № 589, Минстроя России № 944/пр от 28.12.2015).

В соответствии с частью 1.1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет.

Пунктами 3 и 5 Порядка № 44/пр установлено, что направление подлинников решений, протоколов должно осуществляться способами, позволяющими подтвердить факт и дату их получения органом государственного жилищного надзора, а также путем размещения в открытом доступе в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренной Федеральным законом № 209-ФЗ, скан-образов решений, протоколов не позднее пяти рабочих дней со дня направления подлинников решений, протоколов в орган государственного жилищного надзора.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Порядка № 938/пр, к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, уведомлению о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведениям о прекращении управления многоквартирным домом прилагаются, в том числе, следующие документы: сведения о размещении копии протокола общего собрания собственников помещений или членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, или правления товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива о заключении договора управления многоквартирным домом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по указанному вопросу в орган государственного жилищного надзора.

Таким образом, суды правомерно указали, что порядок размещения управляющими компаниями сведений в системе ГИС ЖКХ (о «своих» домах) определен приказом Минкомсвязи России № 368, Минстроя России № 691/пр от 29.09.2015 «Об утверждении состава сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Состав сведений), порядок направления сведений в орган государственной жилищной инспекции - Порядком № 44/пр. При этом пункт 2 Состава сведений требует разместить в ГИС ЖКХ, в том числе, и электронный образец протокола общего собрания собственников о выборе управляющей компании.

Документы общего собрания собственников подлежат размещению в ГИС ЖКХ не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников инициатором, в том числе управляющей организацией или товариществом собственников жилья (часть 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, часть 18 статьи 7 Федерального закона № 209-ФЗ, пункт 19 раздела 10 Состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016).

В подпункте «ж» пункта 20 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных Приказом № 44/пр, указано, что решения собственников помещений в случае проведения общего собрания в форме очно-заочного или заочного голосования являются обязательными приложениями к протоколу. Они подлежат размещению в системе (письмо Минстроя России от 22.01.2019 № 1327-00/06).

Также частью 1.1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управляющие компании, правление ТСЖ, ЖК, ЖСК в течение пяти дней с момента получения копий решений и протокола обязаны в порядке, установленном Минстроем России, направить копии указанных решений и протокола, в том числе с использованием ГИС ЖКК, в орган государственной жилищной инспекции для хранения в течение трех лет.

Таким образом, суды правомерно указали, что из приведенных положений следует, что обязательным условием для внесения изменений в реестр лицензий является размещение в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства скан-образов решений, протоколов, которыми подтверждается выбор собственниками многоквартирных домов способа управления ими, а обязанность по размещению указанных документов возложена на управляющие организации, выбранные собственниками таких многоквартирных домов.

Суды указали, что данные выводы подтверждаются определениями Верховного Суда Российской Федерации от 27.07.2021 № 309-ЭС21-4948, от 19.04.2021 № 303-ЭС20-23313 и от 13.07.2022 № 305-ЭС22-11908.

Так, в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.04.2021 № 303-ЭС20-23313 по делу № А51-21536/19 указано, что изменение перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, может иметь место в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, при этом названные обстоятельства обязывают лицензиата в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора разместить эти сведения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (части 1 и 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, статья 2, часть 18 статьи 7 Федерального закона № 209-ФЗ).

Исходя из изложенного, суды правомерно заключили, что не разместив в открытом доступе в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства скан-образы решений и протокола общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме от 26.09.2022 № 48, общество нарушило установленную обязанность, в связи с чем заявление общества признано не соответствующим требованиям подпункта «б» пункта 5 Порядка № 938/пр (выявлена недостоверность сведений, содержащихся в заявлении и представленных документах).

Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что инспекцией правомерно принято решение в форме распоряжения от 21.11.2022 № 13054-РЛ об отказе во внесении изменений в реестр лицензий города Москвы.

Кроме того, суды обоснованно отметили, что на момент рассмотрения дела по существу спорные сведения размещены в ГИС ЖКХ, однако новых заявлений о включении в реестр от общества в инспекцию не поступало.

Доводы общества об отсутствии обязанности размещать решения собраний в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства правомерно отклонены судами, так как основаны на неверном толковании норм права.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ненормативный правовой акт может быть признан судом недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поскольку указанная совокупность оснований судами не установлена, заявленные обществом требования правомерно оставлены судами без удовлетворения.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.

Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.

Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.

Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.

Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 25 мая 2023 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2023 года по делу № А40-27855/23 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «АС-лайф» - без удовлетворения.

Председательствующий-судья В.В. Кузнецов

Судьи Е.А. Ананьина

Е.Е. Шевченко