ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-278840/18 от 09.07.2019 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-34424/2019

г. Москва Дело № А40-278840/18

09 июля 2019 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

судьи Яковлевой Л.Г. (единолично),

рассмотрев апелляционную жалобу ЗАО «УЗ «НОРДИНЖИНИРИНГ»

на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.04.2019 по делу № А40-278840/18,

принятое судьей Блинниковой И.А., в порядке упрощенного производства

по заявлению ЗАО «УЗ «НОРДИНЖИНИРИНГ»

к Москомстройинвесту

об оспаривании постановления,

без вызова сторон,

У С Т А Н О В И Л:

ЗАО «УЗ «НОРД-ИНЖИНИРИНГ» (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании постановления Москомстройинвеста (ответчик, администратиный орган, комитет) №1 от 31.10.2018г. по делу №05-07- 18-492 об административном правонарушении по ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Решением от 12.04.2019 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.

Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.

В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе «Картотека арбитражных дел» в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 АПК РФ.

Как усматривается из материалов дела, ЗАО «УЗ «Норд-Инжиниринг» получено разрешение на строительство многофункционального делового центра по адресу г. Москва, СЗАО, ул. Народного Ополчения, вл. 33. № 77-212000-011845-2015 от 12.11.2015, срок действия до 15.03.2020г.

В рамках реализации Объекта ЗАО «УЗ «Норд-Инжиниринг» оформлены земельно-правовые отношения по земельному участку с кадастровым номером 77:08:0010003:1 (договор аренды земельного участка № М-08-004099 от 19.01.1996, срок действия до 19.01.2045),в том числе разрешение на строительство 77-212000- 011845-2015 от 12.11.2015 (срок действия с учетом продления до 15.01.2019).

Первый договор участия в долевом строительстве по объекту недвижимости заключен 13.01.2016.

Таким образом, ЗАО «УЗ «Норд-Инжиниринг» имеет на праве аренды земельный участок и получено разрешение на строительство Объекта в установленном порядке, следовательно, в соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, ЗАО «УЗ «Норд-Инжиниринг» является застройщиком Объекта.

Административным органом в период с 30.07.2018г. по 24.08.2018г. на основании приказа от 25.07.2018 № 01-06-174/8 проведена внеплановая документарная проверка ЗАО «УЗ «Норд-Инжиниринг» (143402, <...>, ИНН <***> КПП 502401001 ОГРН <***>; исполнительный орган ЗАО «УЗ «Норд-Инжиниринг» - управляющая организация АО «Агора Проджект») на предмет соблюдения требований Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ и деятельности застройщика, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства многофункционального делового центра по адресу г. Москва, СЗАО, ул. Народного Ополчения, вл. 33 (далее – Объект).

Административным органом, в ходе внеплановой документарной проверки ЗАО «УЗ «Норд-Инжиниринг» установлено следующее.

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 16.08.2011 № 366- ПП, на основании ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в адрес государственной регистрации ЗАО «УЗ «Норд-Инжиниринг» посредством ФГУП «Почта России» 30.07.2018 направлен запрос от 25.07.2018 № 77-21-2102/8 (почтовый идентификатор 12500925099295) о необходимости предоставления в Москомстройинвест в течение 10 рабочих дней с даты получения запроса необходимых сведений и документов.

Дополнительно копия запроса от 25.07.2018 № 77-21-2102/8 направлена по юридическому адресу управляющей организации ЗАО «УЗ «Норд-Инжиниринг» - АО «Агора Проджект» (<...>, офис 304.11) (почтовый идентификатор 12500925099233) о необходимости предоставления в Москомстройинвест в течение 10 рабочих дней с даты получения запроса необходимых сведений и документов.

Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 12500925099295, сформированному на официальном сайте ФГУП «Почта России», 03.08.2018 произошла неудачная попытка вручения.

Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 12500925099233, сформированному на официальном сайте ФГУП «Почта России», 01.08.2018 произошла неудачная попытка вручения.

Также копия запроса от 25.07.2018 № 77-21-2102/8 направлена курьером по адресу фактического местонахождения юридического лица (<...>) и вручена 30.07.2018г. бухгалтеру управляющей организации «АО «Агора Проджект» под роспись.

Вместе с тем, согласно ст. 191 ГК РФ срок для представления сведений и документов по данной проверке в Москомстройинвест начинает проистекать с 31.07.2018 и последний день приходится на 13.08.2018г.

Документы и сведения согласно уведомлению от 25.07.2018 № 77-21-2102/8 представлены застройщиком 15.08.2018 (вх. № 77-21-2102/8-5, 77-21-2102/8-1, 77-21- 2102/8-2, 77-21-2102/8-3, 77-21-2102/8-4), 24.08.2018 (вх. № 77-21-2102/8-6).

По результатам анализа представленных застройщиком документов установлено, что документы представлены не в полном объеме.

Представление ЗАО «УЗ «Норд-Инжиниринг» части запрашиваемых документов в Москомстройинвест 15.08.2017 (то есть до момента получения уведомления посредством ФГУП «Почта России») свидетельствует о том, что юридическое лицо было надлежащим образом уведомлено в результате вручения копии запроса Москомстройинвеста представителю ЗАО «УЗ «Норд-Инжиниринг» нарочно курьером 30.07.2018г под роспись, в связи с чем, отсчет срока предоставления документов целесообразно осуществлять с 31.07.2018.

Таким образом, административным органом установлено, что по состоянию на 13.08.2018г. (последний день для предоставления документов) застройщиком ЗАО «УЗ «Норд-Инжиниринг» не представлены документы/информация в установленный срок в орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (документы по запросу от 25.07.2018 № 77-21-2102/8 представлены с нарушением установленного срока, а именно 15.08.2018г.).

В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, установлено, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность застройщика подлежит обязательному аудиту. Застройщик составляет промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность на ежеквартальной основе за следующие промежуточные отчетные периоды - первый квартал, полугодие и девять месяцев. Застройщик в порядке, определенном ч. 2 ст. 3.1 настоящего Федерального закона, раскрывает промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность в срок не позднее тридцати календарных дней после окончания соответствующего промежуточного отчетного периода и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторское заключение в срок не позднее ста двадцати календарных дней после окончания соответствующего отчетного года.

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 16.08.2011 № 366- ПП (в ред. Постановления Правительства Москвы от 26.09.2017 № 696-ПП) перечень сведений и документов, представляемых лицами, осуществляющими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в уполномоченный орган Правительства Москвы, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства, в сроки, определенные ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 2008г. № 294-ФЗ, включает в себя в том числе: - аудиторское заключение за последний год осуществления предпринимательской деятельности (п. 16 Постановления Правительства Москвы от 16.08.2011 № 366-ПП).

Согласно запросу от 25.07.2018 № 77-21-2102/8 Москомстройинвестом запрошены вышеуказанные сведения и документы с целью осуществления полноценной и объективной проверки, а именно - аудиторское заключение за последний год (2017г.) осуществления предпринимательской деятельности.

В соответствии с сопроводительными письмами с прилагаемой описью, а также в составе документов, представленных застройщиком от 15.08.2018 (вх. № 77-21- 2102/8-5,77-21-2102/8-1, 77-21-2102/8-2, 77-21-2102/8-3, 77-21-2102/8-4), 24.08.2018 (вх. № 77-21-2102/8-6) установлено отсутствие аудиторского заключения за последний год (2017г.) осуществления предпринимательской деятельности.

Таким образом, административным органом установлено, что по состоянию на 24.08.2018г. (дата составления акта) застройщиком ЗАО «УЗ «Норд-Инжиниринг» представлены документы/информация не в полном объеме, а именно не представлено аудиторское заключение за 2017 год.

Административным органом, в рамках проведения внеплановой документарной проверки проведен анализ ЕИСЖС путем анализа сайта, расположенного в сети Интернет по адресу www.наш.дом.рф, в ходе которого установлено, что застройщик ЗАО «УЗ «Норд-Инжиниринг» по состоянию на 23.08.2018, а также по состоянию на 08.10.2018г. не размещает документы и информацию, указанную в п. 2, 4, 5, 6, 7, 8, в ч. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, что подтверждается скриншотами от 08.10.2018 с указанного сайта, что подтверждается скриншотами от 23.08.2018г, от 08.10.2018г. сайта ЕИСЖС, расположенного в сети Интернет по адресу www.наш.дом.рф.

Согласно условиям ДДУ (заключенным до 10.04.2017) первоначальный срок ввода объектов недвижимости в эксплуатацию был запланирован на 12.05.2018, а срок передачи объектов долевого строительства участникам долевого строительства – до 31.12.2018.

22 мая 2018г. Мосгосстройнадзором продлен срок действия полученного ЗАО «УЗ «Норд-Инжиниринг» разрешения на строительство Объекта до 15.03.2020г.

Начиная с 10.04.2017 срок завершения строительства и срок передачи объектов долевого строительства участникам долевого строительства, указываемый в договорах участия долевого строительства, изменены на 28.06.2019 и 31.12.2019 соответственно.

Согласно Графику по итогам формирования отчетности за II квартал 2018г. планируемый срок получения разрешения на ввод в эксплуатацию определен до 15.03.2020, первоначальный предусмотренный договорами срок передачи помещений в Объекте – до 31.12.2018, а измененный срок передачи – до 31.12.2019.

Учитывая факт переноса срока окончания строительства, несоответствие значения фактической степени общестроительной готовности планируемой в отчетном периоде (II квартал 2018г.), целесообразно полагать, что по состоянию на 24.08.2018 (на дату составления акта проверки) имеются отклонения темпов строительства Объекта от первоначального срока ввода в эксплуатацию, предусмотренного условиями договора участия в долевом строительстве (п. 3.2).

Таким образом, административным органом установлено, что ввод объекта в эксплуатацию будет осуществляться с нарушением первоначального срока.

Также проверкой установлено, что в договорах долевого участия, заключенных до 10.04.2017, срок передачи объекта установлен - 31.12.2018, а в договорах долевого участия, заключенных после 10.04.2017, срок передачи объекта установлен - 31.12.2019.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ в случае, если строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости не может быть завершено в предусмотренный договором срок, застройщик не позднее чем за два месяца до истечения указанного срока обязан направить участнику долевого строительства соответствующую информацию и предложение об изменении договора. Изменение предусмотренного договором срока передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации. Предусмотренный договором первоначальный срок - 12.05.2018г.

Однако, по результатам анализа представленных ЗАО «УЗ «Норд-Инжиниринг» документов установлено, что уведомления об изменении сроков передачи Объекта по ДДУ заключенным до 10.04.2017, в отношении Объекта застройщиком не направлялись.

Таким образом, административным органом установлено нарушение п.п. 1 и 3 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ.

По результатам проверки составлен акт № 131/18 от 24.08.2018г. и с учетом допущенных застройщиком нарушений, в соответствии с п. 9 ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ Москомстройинвестом выдано предписание от 18.09.2018 № 77-21-3028/8 об устранении указанных нарушений в срок до 01.10.2018.

Предписание от 18.09.2018 № 77-21-3028/8 об устранении указанных нарушений направлено 20.09.2018 посредством ФГУП Почта России в адрес государственной регистрации ЗАО «УЗ «Норд-Инжиниринг» (143402, <...>), почтовый идентификатор 12500926045635, размещенный на сайте https://www.pochta.ru.

Дополнительно копия предписания от 18.09.2018 № 77-21-3028/8 (направлена по юридическому адресу управляющей организации ЗАО «УЗ «Норд-Инжиниринг» - АО «Агора Проджект» (<...>, офис 304.11), почтовый идентификатор 12500926045666.

Во исполнение предписания от 18.09.2018 № 77-21-3028/8 ЗАО «УЗ «НордИнжиниринг» представлено информационное письмо с документами (вх. от 01.10.2018 № 77-21-3028/8-1, исх. № 28/09-2018 от 28.09.2018), которым ЗАО «УЗ «НордИнжиниринг» устранены нарушения в части п. 4 ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, а именно застройщиком представлено аудиторское заключение за последний год осуществления предпринимательской деятельности.

В части устранения нарушения норм п. 1 и п. 3 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ застройщиком в представленном письме указано, что уведомления об изменении сроков строительства участникам долевого строительства не направлялись в связи с тем, что срок передачи объекта долевого строительства не наступил, данный срок наступает 31.12.2018. В установленном порядке застройщик не позднее, чем за два месяца до истечения указанного срока, направит соответствующую информацию и предложения об изменении договоров участникам долевого строительства.

По факту устранения нарушения в части норм ч. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ застройщиком представлены пояснения, согласно которым застройщик по состоянию на 01.10.2018 зарегистрирован в системе ЕИСЖС, однако испытывает технические трудности по размещению информации в полном объеме.

Информация застройщиком представлена в составе сопроводительного письма от 01.10.2018 №77-21-3028/8-1 заверенная копия скриншота от 28.09.2018, где отражена переписка между физическим лицом и службой поддержки ЕИСЖС.

Также представлен скриншот с сайта Минстрой о зарегистрированном ДДУ в системе от 29.08.2018.

По результатам анализа скриншота переписки между физическим лицом и службой поддержки ЕИСЖС от 28.09.2018 установлено, что физическим лицом направлено информационное письмо в службу поддержки ЕИСЖС с просьбой выгрузить декларации, а не полный перечень необходимых к размещению документов в соответствии с ч. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ документов.

Каких-либо доказательств (подтверждающих документов - информационных писем и т.п.) в отношении выгрузки на сайте ЕИСЖС полного перечня документов в соответствии с ч. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ в материалы дела не представлено.

По состоянию на 08.10.2018 предписание от 18.09.2018 №77-21- 3028/8 ЗАО «УЗ «Норд-Инжиниринг» не исполнено в части устранения нарушения норм ч. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, а именно ЗАО «УЗ «Норд-Инжиниринг» по состоянию на 08.10.2018 не размещает документы и информацию, указанную в п. 2, 4, 5, 6, 7, 8, в ч. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, на сайте ЕИСЖС, расположенного в сети Интернет по адресу www.наш.дом.рф (подтверждается скриншотами от 08.10.2018 с указанного сайта), что нарушает п. 9 ч. 6 ст. 23 Федерального Закона от 30.12.004 № 214 –ФЗ.

По факту выявленного нарушения в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 22.10.2018 № 05-07-18-492-01 по ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ.

Постановлением № 1 по делу об административном правонарушении №05-07-18-492 от 31.10.2018, ЗАО «УЗ «НОРД-ИНЖИНИРИНГ» было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.

Не согласившись с оспариваемым постановлением в части назначения административного наказания, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.

Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд первой инстанции правомерно посчитал, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10, судом не установлено. Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком соблюдены.

Согласно п. 6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Суд апелляционной инстанции, с учетом установленных в ходе рассмотрения дела фактических обстоятельств, считает, что судом первой инстанции выполнены предписания ст. 210 АПК РФ.

С учетом вышеизложенного, судом первой инстанции верно применены нормы процессуального права исходя из субъективного состава возникших отношений и характера применяемого в данном случае законодательства.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях заявителя события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст. 19.5 КоАП РФ, поскольку, исходя из положений ч. 2 статьи 2.1 КоАП РФ, у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Размер ответственности в рассматриваемом случае административным органом определен, с учетом правил, определенных ч. 3, ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, по минимальной санкции административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ. Вопреки доводам жалобы оснований для уменьшения штрафа на основании ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ ни административным органом, ни судом не установлено. Наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к ответственности лица соответствующими доказательствами не подтверждается.

Довод апелляционной жалобы о малозначительности совершенного административного правонарушения подлежит отклонению как неподтвержденный.

Согласно п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения, статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Суд апелляционной инстанции, с учетом обстоятельств и материалов дела, приходит к выводу об отсутствии подобных оснований для квалификации вмененного административного правонарушения как малозначительного.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.

Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.04.2019 по делу № А40-278840/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа, только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.

Судья: Л.Г. Яковлева