ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-279069/18 от 30.05.2019 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-14820/2019

г. Москва Дело № А40-279069/18

03 июня 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2019 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кочешковой М.В.,

судей:

Лепихина Д.Е., Суминой О.С.,

при ведении протокола

секретарем судебного заседания Омаровым А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

ООО «ПромМедЗакупка»

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.02.2019г. по делу № А40-279069/18,

принятое судьей Н.В. Дейна,

по заявлению ООО «ПромМедЗакупка»

к Федеральной антимонопольной службе

о признании незаконным и отмене постановления от 01.11.2018г. по делу № 4-14.32-505/00-22-18,

в присутствии:

от заявителя:

Горбанева В.В. по дов. от 03.09.2018;

от заинтересованного лица:

Соловьев П.А. по дов. от 19.02.2019;

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «ПромМедЗакупка» (далее – Заявитель, ООО «ПромМедЗакупка», Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее – Заинтересованное лицо, ФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления ФАС России по делу постановления от 01.11.2018г. по делу № 4-14.32-505/00-22-18.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.02.2019г. в удовлетворении заявления ПАО «МТС» отказано.

ООО «ПромМедЗакупка» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Общества при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.

В судебном заседании представитель ООО «ПромМедЗакупка» доводы апелляционной инстанции поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.

В судебном заседании представитель ФАС России с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Судом первой инстанции установлено, что Постановлением ФАС России № 4-14.32-505/00-22-18 от 01.11.2018г. ООО «ПромМедЗакупка» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.32 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 43 116 840 руб.

Отказывая в удовлетворении заявления Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.

Как следует из материалов дела, Решением ФАС России 08.12.2017г. по делу № 1-00-87/00-22-17 о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Решение ФАС России) ООО «Медпролайф», ООО «Проммедзакупка», ООО «Медторг», ООО «Инвамед», ООО «Микромед» признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Решением ФАС России установлено, что между ООО «Проммедзакупка», ООО «Медпролайф», ООО «Медторг», ООО «Инвамед», ООО «Микромед» заключено и реализовано антиконкурентное соглашение, которое привело к поддержанию цен на торгах в 360 открытых аукционах в электронной форме (далее - ОАЭФ) на поставку инструментов и оборудования, используемых в медицинских целях, расходных медицинских материалов, медицинских изделий, кардиостимуляторов для нужд учреждений здравоохранения Российской Федерации в 2015 -2017 гг.

Нарушение подтверждается совокупностью доказательств, полученных в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, а именно:

-поведением ООО «Микромед», ООО «Инвамед», ООО «Проммедзакупка», ООО «Медторг», ООО «Медпролайф» на торгах, из анализа которого следует, что конкуренты уступали победу в аукционах друг другу, поддерживая максимально возможную цену;

-использованием ООО «Микромед», ООО «Инвамед», ООО «Проммедзакупка», ООО «Медторг», ООО «Медпролайф» одних и тех же IP-адресов при подаче заявок на участие в ОАЭФ, подаче ценовых предложений, а также при подписании контрактов в электронной форме;

-использованием ООО «Микромед», ООО «Инвамед», ООО «Проммедзакупка», ООО «Медторг», ООО «Медпролайф» одинаковых учетных записей при создании и изменении файлов заявок на участие в ОАЭФ;

-осуществлением ООО «Микромед», ООО «Инвамед», ООО «Проммедзакупка», ООО «Медторг», ООО «Медпролайф» подачи заявок на участие в ОАЭФ с минимальной разницей во времени, составляющей не более 60 минут, практически во всех рассматриваемых ОАЭФ. При этом, срок подачи заявок на участие составляет 7 дней;

-выдачей ООО «Микромед», ООО «Инвамед», ООО «Проммедзакупка», ООО «Медторг», ООО «Медпролайф» доверенностей на право действовать в их интересах, а в частности, получать сертификаты ключей электронных цифровых подписей, представлять интересы в антимонопольном органе при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, одним и тем же лицам;

-материалами, полученными в рамках внеплановых выездных проверок ФАС России в отношении ООО «Инвамед» и ООО «Микромед», а именно электронными письмами и документами, свидетельствующими о совместной подготовке ответчиков к участию в торгах и имеющейся между ними договоренности об участии и победе в аукционе заранее определенной компании;

- результатом анализа состояния конкуренции, которым установлено, что ООО «Медпролайф», ООО «Проммедзакупка», ООО «Медторг», ООО «Инвамед», ООО «Микромед» являлись хозяйствующими субъектами — конкурентами.

Заключение антиконкурентного соглашения подтверждается заявлениями участников антиконкурентного соглашения, поступившими в ФАС России в порядке примечания к статье 14.32 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела № 1-11-8/00-22-18 о нарушении антимонопольного законодательства.

Факт нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции ООО «Проммедзакупка» не оспаривается.

Нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции предусматривает ответственность для хозяйствующих субъектов в соответствии с частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 17.04.2017 № 74-ФЗ).

Выявленное административное правонарушение было совершено в период с октября 2015 года по октябрь 2017 года, с октября 2015 года по апрель 2017 года действовала норма, предусмотренная частью 1 статьи 14.32 КоАП (в редакции Федерального закона от 17.09.2009 № 160-ФЗ) и устанавливающая административную ответственность за заключение хозяйствующим субъектом соглашения, признаваемого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации картелем. Санкция указанной нормы предусматривала наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Принимая во внимание, что внесенные Федеральным законом от 17.04.2017г. № 74-ФЗ изменения в статью 14.32 КоАП РФ не затронули санкцию для юридических лиц за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них, сохранив ее в размере от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, применению подлежит часть 2 статьи 14.32 КоАП РФ в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается Решением ФАС России, протоколом № 4-14.32-505/00-22-18 об административном правонарушении от 07.05.2018г., а так же другими материалами дела об административном правонарушении.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установленных обстоятельств, у ООО «Проммедзакупка» имелась возможность не совершать указанных действий, однако ООО «Проммедзакупка» этого не сделало, виновно совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое, на момент совершения правонарушения была установлена частью 1 статьи 14.32 КоАП в редакции Федерального закона от 17.07.2009г. № 160-ФЗ (в настоящее время частью 2 статьи 14.32 КоАП в редакции Федерального закона от 17.04.2017г. № 74-ФЗ).

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При рассмотрении дела об административном правонарушении № 4-14.32-505/00-22-18 в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, установлено, что ООО «Проммедзакупка» не является организатором ограничивающего конкуренцию соглашения и (или) получило обязательные для исполнения указания участвовать в нем, ООО «Проммедзакупка» добровольно сообщило о совершении административного правонарушения, а также ООО «Проммедзакупка» оказало содействие в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

При рассмотрении дела № 4-14.32-505/00-22-18 об административном правонарушении установлено, что правонарушение является длящимся (правонарушение длилось более года), таким образом, такое обстоятельство является обстоятельством, отягчающим административную ответственность .

Размер административного штрафа ООО «Проммедзакупка» рассчитан в соответствии с требованиями статьи 14.32 КоАП РФ и составил 43 116 840,00 руб.

С учетом изложенного, ФАС России правомерно привлек ООО «Проммедзакупка» к административной ответственности и назначил наказание в виде административного штрафа в размере 43 116 840,00.

Протокол ФАС России от 22.08.2018г. по делу № 4-00-1310/00-20-18 об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом ФАС России.

Письмом от 12.04.2018г. № 22/25574/18 (далее - Уведомление ФАС России) ФАС России уведомил ООО «Проммедзакупка» о составлении протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 14.32 КоАП РФ. Копия Уведомления ФАС России направлялась Заявителю заказным письмом с уведомлением, что подтверждается распечаткой из электронной системы документооборота ФАС России (почтовый идентификатор 12571721963813) и была получена им 24.04.2018г., что подтверждается распечаткой с официального сайта ФГУП «Почта России».

ФАС России соблюдены требования статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении в отношении Заявителя.

Законный представитель ООО «Проммедзакупка», извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте составления протокола, на его составление и подписание не явился.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол ФАС России от 07.05.2018г. по делу № 4-14.32-505/00-22-18 об административном правонарушении отвечает названным требованиям.

Копия протокола об административном правонарушении направлялась Заявителю заказным письмом с уведомлением, что подтверждается распечаткой из электронной системы документооборота ФАС России (почтовый идентификатор 12571719921481) и была получена им 18.06.2018г., что подтверждается распечаткой с официального сайта ФГУП «Почта России».

Дело об административном правонарушении в отношении ООО «Проммедзакупка» рассмотрено уполномоченным лицом в отсутствие законного представителя, уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В случае необходимости в дополнительном выявлении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен должностным лицом, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц.

В связи с тем, что на момент рассмотрения дела № 4-14.32-505/00-22-18 Заявителем не была получена копия протокола об административном правонарушении, и необходимостью в дополнительном выяснении обстоятельств дела, ФАС России было вынесено определение о продлении срока и об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-14.32-505/00-22-18 от 21.05.2017г. (исх. от 23.05.2018г. № АЦ/36789/18).

Копия определения о продлении срока и об отложении рассмотрения дела № 4-14.32-505/00-22-18 об административном правонарушении от 21.05.2018г. (исх. От 23.05.2018 № АЦ/36789/18) направлялась Заявителю заказным письмом с
уведомлением, что подтверждается распечаткой из электронной системы
документооборота ФАС России и распечаткой с официального сайта ФГУП «Почта
России» (почтовый идентификатор 12571923351135).

В связи необходимостью в дополнительном выяснении обстоятельств дела № 4-14.32-505/00-22-18 об административном правонарушении, ФАС России было вынесено определение о продлении срока и об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-14.32-505/00-22-18 от 18.06.2018г. (исх. от 19.06.2018г. № АЦ/45354/18).

Копия определения о продлении срока и об отложении рассмотрения дела № 4-14.32-505/00-22-18 об административном правонарушении от 18.06.2018г. (исх. от 19.06.2018г. № АЦ/45354/18) направлялась Заявителю заказным письмом с уведомлением, что подтверждается распечаткой из электронной системы документооборота ФАС России и распечаткой с официального сайта ФГУП «Почта России» (почтовый идентификатор 12571924619678, 12571924575608).

Далее ФАС России было вынесено определение о продлении срока и об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-14.32-505/00-22-18 от 16.07.2018г. (исх. от 06.08.2018г. № АЦ/61418/18).

Копия определения о продлении срока и об отложении рассмотрения дела № 4-14.32-505/00-22-18 об административном правонарушении от 16.07.2018г. (исх. от 06.08.2018 № АЦ/61418/18) направлялась Заявителю заказным письмом с уведомлением, что подтверждается распечаткой из электронной системы документооборота ФАС России (почтовый идентификатор 12571925178440) и была получена Заявителем 21.08.2018г., что подтверждается распечаткой с официального сайта ФГУП «Почта России».

В связи необходимостью в дополнительном выяснении обстоятельств дела № 4-14.32-505/00-22-18 об административном правонарушении, ФАС России было вынесено определение о продлении срока и об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-14.32-505/00-22-18 от 13.08.2018г. (исх. от 03.09.2018г. № АЦ/70287/18).

Копия определения о продлении срока и об отложении рассмотрения дела № 4-14.32-505/00-22-18 об административном правонарушении от 13.08.2018г. (исх. от 03.09.2018г. № АЦ/70287/18) направлялась Заявителю заказным письмом с уведомлением, что подтверждается распечаткой из электронной системы документооборота ФАС России и распечаткой с официального сайта ФГУП «Почта России» (почтовый идентификатор 12571926105025).

В связи необходимостью в дополнительном выяснении обстоятельств дела № 4-14.32-505/00-22-18 об административном правонарушении, ФАС России было вынесено определение о продлении срока и об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-14.32-505/00-22-18 от 10.09.2018г. (исх. от 01.10.2018г. № АЦ/78449/18).

Копия определения о продлении срока и об отложении рассмотрения дела № 4-14.32-505/00-22-18 об административном правонарушении от 10.09.2018 (исх. от 01.10.2018 № АЦ/78449/18) направлялась Заявителю заказным письмом с уведомлением, что подтверждается распечаткой из электронной системы документооборота ФАС России (почтовый идентификатор 12571927032559) и было получено Заявителем 09.10.2018, что подтверждается распечаткой с официального сайта ФГУП «Почта России».

В связи необходимостью в дополнительном выяснении обстоятельств дела № 4-14.32-505/00-22-18 об административном правонарушении, ФАС России было вынесено определение о продлении срока и об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-14.32-505/00-22-18 от 08.10.2018г. (исх. от 25.10.2018г. № СП/86140/18).

Копия определения о продлении срока и об отложении рассмотрения дела № 4-14.32-505/00-22-18 об административном правонарушении от 08.10.2018г. (исх. от 25.10.2018г. № СП/86140/18) направлялась Заявителю заказным письмом с уведомлением, что подтверждается распечаткой из электронной системы документооборота ФАС России (почтовый идентификатор 12571928047514) и было получено Заявителем 13.11.2018г., что подтверждается распечаткой с официального сайта ФГУП «Почта России».

Кроме того, извещение о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении ФАС России направило Обществу 25.10.2018г. посредством телеграммы (т.1 л.д. 68), которая не была получена Обществом ввиду отсутствия адресата по месту нахождения, о чем ФГУП «Почта России» известило антимонопольный орган 29.10.2018г.

На момент принятия Постановления ФАС России срок давности привлечения Общества к административной ответственности не истек.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение антимонопольного законодательства не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Учитывая вышеизложенное, оспариваемое постановление, порядок его принятия соответствуют закону.

Вина Общества подтверждается материалами дела и представленными в дело доказательствами. Приведенные доводы об отсутствии доказательств уведомления о рассмотрении дела опровергаются телеграммой от 25.10.2018г.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемое Заявителем постановление ФАС России от 01.11.2018г. по делу № 4-14.32-505/00-22-18 является законным и обоснованным.

Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.

Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда города Москвы от 08.02.2019 по делу № А40-279069/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить ООО «ПромМедЗакупка» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1.500 (одна тысяча пятьсот) руб. по апелляционной жалобе, как излишне уплаченную.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья: М.В. Кочешкова

Судьи: Д.Е. Лепихин

О.С. Сумина

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.