ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№09АП-40342/2022
№09АП-40343/2022
г. Москва Дело № А40-282652/21
11 августа 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2022 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Чеботаревой,
судей:
С.Л. Захарова, Ж.В. Поташовой,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Э.Р Хатаевым,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале №15 апелляционные жалобы Кочеткова Алексея Ивановича и Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2022 по делу № А40-282652/21
по заявлению 1) Департамента строительства г. Москвы, 2) Департамента городского имущества г. Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
третьи лица: 1)Москомархитектура, 2)ГКУ г. Москвы «Управление подготовки территорий», 3)Московский фонд реновации жилой застройки, 4)ГУП «Московский метрополитен», 5)Кочетков А.И.. 6)Калугина Л.С.. 7)Константинова Ю.И.. 8)Кошарюк Т.В., 9)Богачева Е.А., 10)Богачева З.В., 11)Чижов А.С., 12)Захарова Л.Т., 13)Аверин А.Е., 14)Чайка С.И., 15) Калугина Д.И., 16) Калугина Е.И., 17) Буланова Л.А., 18) Невлюдов М. Х., 19) Гаврилова Е. Н., 20) Данилова Т.Д., 21) Казакова И.И., 22) Анищук Е.К., 23) Анищук Н.Ю., 24) Трошев Ю. А., 25) Перчикова Л.В., 26) Воронов А. В., 27) Ушаева И.Л., 28) Белова Е.Г., 29) Никитенко И.О., 30) Никитенко М.В., 31) Никитенко В.Р., 32) Изотин Д.В., 33) Михайловский И.А., 34) Трунова В.В., 35) Бокова И.С., 36) Ласкеева О.Б., 37) Кулебякина М.А., 38) Кулебякин А.А., 39) Савенкова А.А., 40) Сербинова Н.К, 41) Замыцкий С.Л., 42) Миронов В.А, 43) Коренькова А.Е., 44) Коренькова Г.И., 45) Спирина А.М., 46) Пашкова О.Г., 47) Прыткова В.И., 48) Глазков Р.А., 49) Смирнова Т. Е., 50) Мурашева Т.К., 51) Спирин М.А., 52) Суворова Д.Г., 53) Лутовинова Н.А., 54) Тимофеева М. Н., 55) Земская Т.А., 56) Шверин - Кашин И.Г., 57) Шверина - Кашина А.В., 58) Александрова Е.С., 59) Фанина А.А.
о признании незаконными действия
при участии:
от заявителя:
1) Ахматов А.В. по дов. 29.12.2021;
2) Чернова А.Н. по дов. от 29.12.2021
от ответчика:
1) Полухина О.А. по дов. от 01.02.2022
2) Клименко Н.А. по дов. от 17.01.2022;
от третьих лиц:
1) Савин А.С. по дов от 15.12.2020; 2) присутствовал представитель; 3) Губин М.Ю. по дов. от 29.12.2021; 4) Улюмджиев М.И. по дов. от19.04.2022; 5) Полухина О.А. по дов. от 01.02.2022 ; 6) присутствовала; 7) не явился, извещен; 8) не явился, извещен; 9) не явился, извещен; 10) не явился, извещен; 11) не явился, извещен; 12) не явился, извещен; 13) не явился, извещен; 14) не явился, извещен; 15) присутствовала; 16) присутствовала; 17) не явился, вещен; 18) не явился, извещен; 19) не явился, извещен; 20) не явился, извещен; 21) не явился, извещен; 22) не явился, извещен; 23) не явился, извещен; 24) не явился, извещен; 25) не явился, извещен; 26) не явился, извещен; 27) не явился, извещен; 28) не явился, извещен; 29-31) Никитенко М.В.; 32) не явился, извещен; 33) не явился, извещен; 34) не явился, извещен; 35) присутствовала; 36) не явился, извещен; 37) не явился, извещен; 38) не явился, извещен; 39) не явился, извещен; 40) не явился, извещен; 41) не явился, извещен; 42) не явился, извещен; 43) не явился, извещен; 44) не явился, извещен; 45) не явился, извещен; 46) присутствовала; 47) не явился, извещен; 48) не явился, извещен; 49) присутствовала; 50) присутствовала; 51) не явился, извещен; 52) присутствовала; 53) присутствовала; 54) не явился, извещен; 55) не явился, извещен; 56) не явился, извещен; 57) не явился, извещен; 58) не явился, извещен; 59) присутствовала;
У С Т А Н О В И Л:
Департамент городского имущества г. Москвы и Департамент строительства г. Москвы, (далее – Заявитель, ДГИ, Департамент) обратились в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее – заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Москве) по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 77:08:0010009:6870, а также внесения записи в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве общей долевой собственности Кочеткова Алексея Ивановича на земельный участок с кадастровым номером 77:08:0010009:6870 (запись от 04.02.2021 № 77:08:0010009:6870-77/051/2021-1); об обязании Управление Росреестра по Москве осуществить действия по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 77:08:0010009:6870 и исключения из Единого государственного реестра недвижимости записи об указанном земельном участке; об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве осуществить действия по государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности Кочеткова Алексея Ивановича на земельный участок с кадастровым номером 77:08:0010009:6870 в Едином государственном реестре недвижимости (запись от04.02.2021 №77:08:0010009:6870-77/051/2021-1).
Решением суда от 28.04.2022 требования заявителей удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление Росреестра по Москве и Кочетков А.И. обратились с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявители считают, что пропущен срок для обращения в суд с соответствующим заявлением; судом нарушены норпмы ГК РФ, ЗК РФ, ЖК РФ. Управление также ссылается на п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».
В судебном заседании представители Управления доводы своей апелляционной жалобы поддержали в полном объеме. Поддержали апелляционную жалобу Кочеткова А.И.
Представитель Кочеткова А.И. доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объеме. Поддержал апелляционную жалобу Управления.
Представители заявителей возражали против удовлетворения апелляционных жалоб, представили отзыв на апелляционные жалобы.
Представители Департамента городского имущества г. Москвы, ГУП «Московский метрополитен», Московского фонда реновации жилой застройки, Москомархитектуры поддержали решение суда первой инстанции, возражали против удовлетворения апелляционных жалоб.
Иные третьи лица (физические лица) поддержали апелляционные жалобы Кочеткова А.И. и Управления Росреестра по Москве, просили отменить решение суда первой инстанции и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционных жалоб, отзывов на апелляционные жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 07.08.2014 № 11884 утвержден проект межевания территории квартала района Хорошево-Мневники, ограниченного проспектом Маршала Жукова, улицей Народного Ополчения, улицей Маршала Тухачевского, улицей Демьяна Бедного. Согласно указанному проекту межевания территории для эксплуатации многоквартирного жилого дома по адресу: г. Москва, ул. Демьяна Бедного, д. 17, к. 1 определен участок № 15 (на плане межевания) общей площадью 11 140 кв.м.
В соответствии с проектом межевания территории, утвержденным распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 07.08.2014 № 11884, сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 13.01.2021 земельный участок с кадастровым номером 77:08:0010009:6870 площадью 11 170 кв.м с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Демьяна Бедного.
Согласно представленной выписке ЕГРН от 09.12.2021 № КУВИ-002/2021-164692775, на земельный участок с кадастровым номером 77:08:0010009:6870 зарегистрировано право общей долевой собственности Кочеткова Алексея Ивановича (запись от 04.02.2021 № 77:08:0010009:6870-77/051/2021-1).
Согласно проекту планировки территории линейного объекта - участок проектируемой Рублево-Архангельской линии метрополитена от станции «Шелепиха» до проектируемой станции «Липовая Роща», утвержденному постановлением Правительства Москвы от 22.06.2021 № 907-11П, часть рассматриваемого земельного участка предусмотрена под постоянное занятие в связи со строительством объекта метрополитена. Строительство вышеуказанного объекта метрополитена предусмотрено Адресной инвестиционной программой города Москвы на 2021-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 12.10.2021 № 1591-ПП (строка 29). Главным распределителем бюджетных средств по объекту Адресной инвестиционной программой города Москвы на 2021-2024 годы «Рублево-Архангельская линия метрополитена, ст. метро «Шелепиха» - ст. метро «Липовая Роща» определен Департамент строительства города Москвы.Процедура финансирования строительства объектов московского метрополитена осуществляется в соответствии с Порядком осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности города Москвы, утвержденного постановлением 11равительства Москвы от 28.01.2014 № 28-ПП (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 14 Порядка субсидии предоставляются органом власти путем формирования и заключения соглашения о предоставлении субсидии.
Между Департаментом строительства города Москвы и ГУЛ «Московский метрополитен» 11.02.2013 заключено Соглашение о предоставлении субсидий на осуществление ГУП «Московский метрополитен» капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности города Москвы.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 191 -ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов но организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями, в т.ч. по обеспечению результативности использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Статьей 10.9 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» особенности осуществления градостроительной деятельности в целях реновации жилищного фонда в соответствии с федеральным законом устанавливаются таким федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Указанные особенности установлены Законом Российской Федерации от 15.04.1993 № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» с учетом внесенных в него изменений на основании статьи 1 Федерального закона от 01.07.2017 № 141-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве».
Согласно абзацу 3 статьи 7.2 Закона Российской Федерации от 15.04.1993 № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» для реализации решений о реновации подготовка документации по планировке территории осуществляется без учета ранее утвержденной документации по планировке территории.
С даты утверждения новой документации но планировке территории ранее утвержденная документация но планировке территории признается утратившей силу.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что с даты принятия постановлений Правительства Москвы об утверждении проектов планировок территорий, разработанных в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве, ранее утвержденные проекты межевания территорий признаются утратившими силу в силу закона.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 15.04.1993 № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации», Законом города Москвы от 25.06.2008 № 28 «Градостроительный кодекс города Москвы», постановлениями Правительства Москвы от 28.03.2017 № 120-ПП «Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы», от 10.04.2018 № 282-ПП «Об утверждении Положения о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки территории в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве», в целях реализации постановления Правительства Москвы от 01.08.2017 № 497-ПП «0 О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве» выпущено постановление Правительства Москвы от 03.08.2020 № 1169-ПП «Об утверждении проекта планировки территории микрорайонов 74, 77, 80, 81 района Хорошево-Мневники города Москвы».
Проектируемые и строящиеся на указанных земельных участках многоквартирные дома являются объектами капитального строительства регионального значения города Москвы (п. 1.1 указанного постановления Правительства Москвы от 26.09.2017 №708-ПП).
Таким образом проект межевания территории, утвержденный распоряжением Департамента от 07.08.2014 № 11884, утратил силу согласно положений ч. 3 ст. 7.2 Закона Российской Федерации от 15.04.1993 № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» в связи с выпуском постановления Правительства Москвы от 03.08.2020 № 1169-ПП «Об утверждении проекта планировки территории микрорайонов 74, 77, 80, 81 района Хорошево-Мневники города Москвы».
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления, за исключением установленных Законом 218-ФЗ случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом 218-ФЗ порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета, в том числе, являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 1 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ).
При осуществлении действий по постановке земельного участка с кадастровым номером 77:08:0010009:6870 на кадастровый учет регистрирующим органом не было учтено, что на момент формирования данного земельного участка и постановки его на кадастровый учет проект межевания квартала, являющийся в данном случае основанием для государственного кадастрового учета, утратил силу.
Границы утвержденных проектов планировок территорий размещены в открытом доступе в разделе «Карта» Интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы (ИАИС ОГД).
Управление Росреестра по Москве в нарушение требований Закона № 218-ФЗ осуществило незаконное действие по государственному кадастровому учету земельного участка. При установлении границ земельного участка Управлением Росреестра не установило, что проект межевания территории, утвержденный распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 07.08.2014 № 11884, утратил силу согласно положений ч. 3 ст. 7.2 Закона Российской Федерации от 15.04.1993 № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» в связи с выпуском постановления Правительства Москвы от 03.08.2020 № 1169-ПП «Об утверждении проекта планировки территории микрорайонов 74, 77, 80, 81 района Хорошево-Мневники города Москвы».
В результате незаконной постановки земельного участка на кадастровый учет и регистрации права собственности собственников помещений многоквартирногодома на данный участок, реализация планировочных решении, предусмотренных Адресной инвестиционной программой (утв. Постановлением Правительства Москвы от 12.10.2021 № 1591-ПП) потребовала необоснованного расходования дополнительных бюджетных средств.
При проведении камеральных мероприятий в целях реализации Адресной инвестиционной программы (утв. 12.10.2021), Департамент строительства города Москвы выявил рассматриваемое нарушение законодательства при формировании и постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 77:08:0010009:6870, в связи с чем письмом от 20.10.2021 № ДС-11-39074/21 обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с просьбой об организации совещания с участием представителей Москомархитектуры, Департамента городского имущества города Москвы, Департамента строительства города Москвы и Государственного казенного учреждения города Москвы «Управление подготовки территории» по вопросу снятия земельного участка с государственного кадастрового учета либо выработке иного механизма исключения земельного участка с кадастровым номером № 77:08:0010009:6870 из границ строительства объекта московского метрополитена без процедуры изъятия.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве письмом от 15.11.2021 № 11-9823/2021 по результатам рассмотрения вышеуказанного письма Департамента строительства города Москвы и проведения рабочего совещания с заинтересованными сторонами уведомило Департамент строительства города Москвы о том, что исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 77:08:0010009:6870, а также прекратить право общей долевой собственности Кочеткова А.И. будет возможным либо в рамках процедуры изъятия объекта недвижимого имущества для государственных нужд либо на основании процессуального акта, содержащего соответствующее предписание Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
Вместе с тем изъятие с выплатой компенсации части земельного участка, сформированного и поставленного на кадастровый учет в нарушение действующего законодательства, представляется необоснованным и нарушает права и законные интересы Заявителей — органов исполнительной власти города Москвы в их установленной сфере деятельности.
Проект межевания территории от 07.08.2014 № 11884 утратил силу в соответствии с положениями ч. 3 ст. 7.2 Закона Российской Федерации от 15.04.1993 № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации», в связи с выпуском постановления Правительства Москвы от 03.08.2020 № 1169-ПП «Об утверждении проекта планировки территории микрорайонов 74, 77, 80, 81 района Хорошево-Мневники города Москвы».
Согласно проекту планировки территории линейного объекта - участок проектируемой Рублево-Архангельской линии метрополитена от станции «Шелепиха» до проектируемой станции «Липовая Роща», утвержденному постановлением Правительства Москвы от 22.06.2021 № 907-ПП, часть рассматриваемого земельного участка предусмотрена под постоянное занятие в связи со строительством объекта метрополитена.
Согласно п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон. (Определение Верховного суда РФ от 11 мая 2018 года № 307-КГ18-5230).
Вместе с тем земельный участок с кадастровым номером 77:08:0010009:6870 в нарушение указанных требований поставлен на кадастровый учет с пересечением границ трех территориальных зон, которые были ранее установлены в соответствии с проектом планировки территории (Постановление Правительства Москвы 03.08.2020 №1169-1111).
Таким образом, постановка Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве земельного участка с кадастровым номером 77:08:0010009:6870 на государственный кадастровый учет, внесение записи в Единый государственный реестр недвижимости права общей долевой собственности на него за Кочетковым А.И. не соответствуют требованиям Закона № 218-ФЗ с учетом того, что проект межевания территории, утвержденный распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 07.08.2014 № 11884, утратил силу, а также нарушает права Департамента строительства города Москвы как главного распорядителя бюджетных средств по объекту Адресной инвестиционной программы города Москвы «Рублево-Архангельская линия метрополитена, ст. метро «Шелепиха» -ст. метро «Липовая Роща» в связи с невозможностью реализации ГУП «Московский метрополитен» как получателя субсидии для строительства объекта московского метрополитена планировочных решений, предусмотренных проектом планировки территории (утв. постановлением Правительства Москвы от 22.06.2021 № 907-ПП), а также нарушает права и законные интересы Департамента городского имущества города Москвы как органа исполнительной власти, уполномоченного на распоряжение земельными участками города Москвы.
В соответствии с пунктом 7.15 Положения о Департаменте строительства города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 05.03.2011 № 59-ПП, Департамент строительства города Москвы осуществляет защиту интересов городаМосквы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, третейских судах, федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контроль (надзор), представляет в установленном порядке Правительство Москвы в иных государственных органах, организациях.
В соответствии с п. 6.10 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 № 99-ПП, Департамент городского имущества города Москвы осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, третейских судах, федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контроль (надзор), представляет в установленном порядке Правительство Москвы в иных государственных органах, организациях.
В соответствии с п. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии со статьями 5.1 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В соответствии с п. 8 ст. 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, утверждаемый нормативными правовыми актами органов государственной власти города федерального значения Москвы и устанавливающий территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Управлением Росреестра по Москве при постановке земельного участка на кадастровый учет не было учтено, что Постановлением Правительства Москвы от 20.07.2020 № 1025-ПП были внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28.03.2017 № 120-1111, устанавливающее правила землепользования и застройки города Москвы. В частности, были внесены изменения в карту градостроительного зонирования территории, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером 77:08:0010009:6870.
На основании измененного постановления Правительства Москвы от 28.03.2017 № 120-ПП и в соответствии с градостроительным законодательством было принято постановление Правительства Москвы от 03.08.2020 № 1169-1111 «Об утверждении проекта планировки территории микрорайонов 74,77,80,81 района Хорошево-Мневники города Москвы» (постановление Правительства Москвы № 1169-1111), которым в том числе была установлена планировочная организация территории, на которой расположен рассматриваемый земельных участок, с границами зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
На чертеже планировочной организации территории (лист 8) видно, что часть земельного участка с кадастровым номером 77:08:0010009:6870 была включена в границы зоны планируемого размещения объекта капитального строительства, а именно объекта метрополитена - станционного комплекса «Карамышевская». Также проектом планировки территории линейного объекта - участок проектируемой Рублево - Архангельской линии метрополитена от станции «Шелепиха» до проектируемой станции «Липовая Роща», утвержденным постановлением Правительства Москвы от 22.06.2021 № 907-1111, установлено, что часть земельного участка с кадастровым номером 77:08:0010009:6870 попадает в границы строительства объекта метрополитена - станционного комплекса «Карамышевская». Строительство объекта метрополитена предусмотрено Адресной инвестиционной программой города Москвы на 2021-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 12.10.2021 № 1591-1111.
Кроме того, в соответствии с абз. 3 ст. 7.2 Закон РФ от 15.04.1993 № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» для реализации решений о реновации подготовка документации по планировке территории осуществляется без учета ранее утвержденной документации по планировке территории. С даты утверждения новой документации по планировке территории ранее утвержденная документация по планировке территории признается утратившей силу. Постановление Правительства Москвы № 1169-1111 было принято в целях реализации постановления Правительства Москвы от 1 августа 2017 г. № 497-ПП «О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве».
Таким образом, с принятием Постановления Правительства Москвы № 1169-ПП проект межевания территории квартала Хорошево-Мневники, ограниченного проспектом Маршала Жукова, улицей Народного Ополчения, улицей Маршала Тухачевского, улицей Демьяна Бедного, утвержденный ранее Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 07.08.2014 № 11884 утратил силу.
Управлением Росреестра по Москве 13.01.2021 был поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 77:08:0010009:6870 на основании проекта межевания рассматриваемой территории, утвержденного Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 07.08.2014 № 11884.
Таким образом, оспариваемые действия Управления Росреестра по Москве по внесению в ЕГРН записей о праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 77:08:0010009:6870 незаконны и противоречат ст. 11.3 ЗК РФ, ч.ч. 1,2 ст. 14, п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования заявителей подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Ссылка в жалобе Управления на п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» о недопустимости оспаривания зарегистрированного права на недвижимое имущество путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ, несостоятельна, в силу следующего.
В силу ст. 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» переход земельного участка под многоквартирным домом в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связывается с моментом проведения государственного кадастрового учета данного земельного участка.
Заявленные в рамках настоящего дела требования направлены именно на оспаривание незаконных действий Управления Росреестра по Москве по постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, от которых производно внесение в ЕГРН записи о праве общей долевой собственности на земельный участок. Таким образом, предметом настоящего спора является именно оспаривание незаконных действий Управления Росреестра по Москве, а не оспаривание зарегистрированного права как такового, ввиду чего Управление Росреестра по Москве является надлежащим лицом, к которому предъявлено соответствующее требование - государственным органом, совершившим оспариваемое действие.
Вопреки доводам апелляционных жалоб, срок подачи заявления об оспаривании действий (решений) органов, осуществляющих публичные полномочия, не пропущен.
Факт постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного под многоквартирным домом по адресу: г. Москва, ул. Демьяна Бедного, вл. 17, корп. 2, установлен Департаментом строительства города Москвы 12.10.2021 года в связи с утверждением Адресной программы.
Заявление же об оспаривании решения Управления Росреестра по Москве подано в Арбитражный суд города Москвы 23.12.2021, то есть в пределах срока, предоставленного на подачу соответствующего заявления в соответствии с АПК РФ, в течение трех месяцев с момента, когда заявители узнали о нарушении их прав и законных интересов.
Доводы, приведенные в апелляционных жалобах, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.04.2022 по делу №А40-282652/21 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья: И.А. Чеботарева
Судьи: С.Л. Захаров
Ж.В. Поташова
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.