ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-28384/18 от 26.02.2019 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

05.03.2019

                            Дело № А40-28384/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 26.02.2019

Полный текст постановления изготовлен 05.03.2019

Арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего судьи Шевченко Е. Е., 

судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,

при участии в заседании:

от заявителя по делу – Правительства Вологодской области – извещено, представитель не явился;

от Министерства финансов Российской Федерации – Мустаевой В.Я. (представителя по доверенности от 25.07.2016);

от Федерального казначейства Российской Федерации – Игашовой А.Н. (представителя по доверенности от 13.12.2018);

от Управления Федерального казначейства по Вологодской области извещено, представитель не явился;

от Федерального агентства по туризму – извещено, представитель не явился;

от Департамента культуры и туризма Вологодской области – извещено, представитель не явился;

рассмотрев 26.02.2019 в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Вологодской области

на решение от 01.08.2018 

Арбитражного суда города Москвы,

принятое судьей Ласкиной С.О.,

на постановление от 30.11.2018

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями  Свиридовым В.А., Лепихиным Д.Е., Чеботаревой И.А.,

по делу № А40-28384/2018

по заявлению Правительства Вологодской области к Министерству финансов Российской Федерации

об оспаривании приказа,

третьи лица: Федеральное казначейство Российской Федерации, Федеральное агентство по туризму, Управление Федерального казначейства по Вологодской области, Департамент культуры и туризма Вологодской области,

УСТАНОВИЛ:

Правительство Вологодской области (далее также – Правительство) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным приказа Министерства финансов Российской Федерации (далее также – Минфин России) от 10.11.2017 № 1023 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета» в части бесспорного взыскания в федеральный бюджет средств бюджета Вологодской области в размере 18 771 216 руб., об обязании возвратить в бюджет Вологодской области 18 771 216 руб.

В качестве третьих лиц в деле участвуют Федеральное казначейство Российской Федерации (далее – Федеральное казначейство), Федеральное агентство по туризму, Управление Федерального казначейства по Вологодской области (далее также – управление), Департамент культуры и туризма Вологодской области

            Решением Арбитражного суда города Москвы от 01.08.2017 по делу № А40-28384/2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2018 по тому же делу, Правительству отказано в удовлетворении заявления.

В кассационной жалобе Правительство просит данные судебные акты отменить, указывая на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, неполную оценку доказательств по делу, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.  

Правительство Вологодской области, Федеральное агентство по туризму, Управление Федерального казначейства по Вологодской области, Департамент культуры и туризма Вологодской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

            В судебном заседании представитель Минфина России возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на ее (приобщен к материалам дела), просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

            Представитель Федерального казначейства также возражал против удовлетворения кассационной жалобы.

Изучив материалы дела, выслушав представителей Минфина России и  Федерального казначейства, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения кассационной жалобы общества актов ввиду следующего.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Министерство финансов Российской Федерации вынесло приказ от 10.11.2017 № 1023 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета».

Приказом № 1023 Федеральному казначейству поручено исполнить бюджетную меру принуждения в отношении Правительства Вологодской области (Департамента культуры и туризма Вологодской области) путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Вологодской области, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Вологодской области, в сумме 21 329 343 руб., рассчитанной по состоянию на 16.10.2017, и перечислить взысканные средства в федеральный бюджет.

Поводом к изданию Минфином России приказа № 1023 послужили результаты внеплановой выездной проверки, проведенной Управлением Федерального казначейства по Вологодской области  в отношении Департамента культуры и туризма Вологодской области, оформленные актом проверки от 04.09.2017, и уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 16.10.2017 № 07-04-04/09-1907, оформленное Федеральным казначейством на основании данного акта проверки.

Управлением в период с 02.08.2017 по 04.09.2017 проведена выездная проверка за период с 01.01.2015 по 01.08.2017 соблюдения условий предоставления и использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 № 644 (далее – Программа № 644), и несвоевременного возврата из бюджета Вологодской области в федеральный бюджет средств субсидий, предоставленных из федерального бюджета, неиспользованных на дату первого отчета о расходовании субсидий, а также по вопросу неисполнения государственным органом исполнительной власти Вологодской области требования Федерального агентства по туризму о возврате неиспользованных средств субсидии в федеральный бюджет, основанного на предписании Федерального казначейства, выданного Федеральному агентству по туризму для исполнения требований бюджетного законодательства.

В результате проверки управлением в действиях Департамента культуры и туризма Вологодской области были выявлены бюджетные нарушения, ставшие следствием ненадлежащего исполнения органами исполнительной власти Вологодской области федеральной целевой Программы № 644 и требований бюджетного законодательства.

Программа № 644 разработана и утверждена в целях повышения конкурентоспособности туристского рынка Российской Федерации, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах, задачами Программы являются: развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации; повышение качества туристских услуг; продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках (паспорт Программы № 644).

Целевыми индикаторами и показателями Программы N 644, в том числе являются площадь номерного фонда коллективных средств размещения и количество койко-мест в коллективных средствах размещения.

Государственным заказчиком - координатором Программы N 644 установлено Федеральное агентство по туризму (далее - Ростуризм).

В приложении N 6 Программы N 644 утверждены Правила предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)" (далее - Правила приложения N 6 к Программе N 644).

Пунктом 2 Правил приложения N 6 к Программе N 644 установлено, что субсидии предоставляются на софинансирование строительства (реконструкции) объектов обеспечивающей инфраструктуры с длительным сроком окупаемости, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований и входящих в состав инвестиционных проектов по созданию в субъектах Российской Федерации туристско-рекреационных и автотуристских кластеров.

В целях реализации Программы N 644 положение и форму соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию Программы N 644 утверждает государственный заказчик координатор Программы (пункт 9 Правил, приложение N 6 к Программе N 644, в ред. от 08.12.2014).

Субсидии из федерального бюджета предоставляются на условиях (Правил приложения N 6 к Программе N 644): наличия проекта, инициированного субъектом Российской Федерации и прошедшего конкурсный отбор; наличия соответствующей требованиям Программы N 644 долгосрочной региональной целевой программы, направленной на создание инвестиционных площадок и условий для привлечения в туристскую отрасль внебюджетных средств на основе государственно-частного партнерства, согласованной в установленном порядке с государственным заказчиком - координатором Программы; заключения соглашения, являющегося обязательством субъекта Российской Федерации по финансированию строительства (реконструкции) объектов, а также по обеспечению соответствия значений показателей, устанавливаемых региональными (муниципальными) программами, иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, значениям показателей результативности предоставления субсидий, в соответствии с целевыми показателями результативности предоставления субсидий, утверждаемыми Правительством Российской Федерации; а также при наличии в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих расходных обязательств субъекта Российской Федерации по финансированию в соответствующем финансовом году мероприятий в размерах, предусмотренных соглашением, но не менее 5 процентов необходимого размера бюджетных инвестиций (за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации). То есть, в том числе местных бюджетов.

Помимо указанных условий Программой N 644 также предусмотрено наличие заключенных с инвесторами на основе государственно-частного партнерства соглашений между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации потенциальными инвесторами об участии в реализации проектов в объемах, необходимых для достижения установленных значений показателей результативности предоставления субсидий; наличие бюджетной заявки, поданной главному распорядителю средств федерального бюджета, о размере субсидии на очередной финансовый год, необходимой для выполнения мероприятий субъектом Российской Федерации в рамках реализации Программы.

Пунктом 12 Правил приложения N 6 к Программе N 644 предусмотрен перечень обязательных условий, подлежащих включению в содержание соглашения на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в который, в том числе входят такие условия как: значения показателей результативности предоставления субсидии по годам реализации Программы; обязательство о представлении бюджетной заявки о перечислении субсидии на очередной финансовый год по форме и в сроки, которые утверждаются главным распорядителем средств федерального бюджета; сроки и порядок представления документов и отчетов об исполнении высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации обязательств, предусмотренных соглашением, в том числе отчета о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии; ответственность сторон за нарушение условий соглашения.

Программой N 644 также предусмотрены критерии оценки эффективности использования субсидий (п. 15 Правил приложения N 6 к Программе N 644), к которым, в том числе отнесено достижение запланированных значений показателей результативности предоставления субсидий в отчетном году, определенное путем сопоставления фактически достигнутых показателей результативности предоставления субсидий с их запланированными значениями (площадь номерного фонда коллективных средств размещения (тыс. кв. метров), количество койко-мест в коллективных средствах размещения (тыс. единиц)).

На основании оценки эффективности использования субсидий возможно принятие решения о приостановлении или пропорциональном сокращении софинансирования за счет средств федерального бюджета мероприятий Программы N 644 (п. 16 Правил приложения N 6 к Программе N 644), в частности, при низкой эффективности использования субсидий и не достижении в отчетном финансовом году значений показателей результативности предоставления субсидий, установленных соглашениями, если фактические значения показателей составляют менее 85 процентов установленных на соответствующий год значений, а также при несоблюдении органом государственной власти субъекта Российской Федерации условий предоставления субсидии, предусмотренных пунктом 10 Правил приложения N 6 к Программе N 644, за исключением случаев, когда условия предоставления субсидии были не выполнены в силу обстоятельств непреодолимой силы.

Пунктом 18 Правил приложения N 6 к Программе N 644 установлен порядок возврата в федеральный бюджет неиспользованных на 1 января очередного финансового года остатков средств субсидий, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации в предыдущем финансовом году.

Как видно из указанных Правил Программы N 644, ее положениями установлены обязательные условия о содержании соглашения на предоставление субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации, наличия в региональных программах условий о возможности инвестирования и соответствующих соглашений с инвесторами на основе государственно-частного партнерства, об ответственности получателей средств субсидии при недостижении показателей Программы N 644 в отчетном году, об обязательности представления заявок о перечислении субсидии на очередной финансовый год главному распорядителю средств федерального бюджета, а также конкретизированные виды бюджетных нарушений (пункт 16 Правил), при которых наступает сокращение софинансирования за счет средств федерального бюджета, а высвобождающиеся средства перераспределяются на те же цели между другими субъектами Российской Федерации.

При этом исключительным случаем невыполнения условий Программы N 644 допускается только наличие обстоятельств непреодолимой силы.

Во исполнение Программы N 644 между Ростуризмом и Правительством Вологодской области заключено соглашение от 21.06.2015 N 116-15-06-24-01 о предоставлении в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджету Вологодской области на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)".

В соответствии с разделом 1 Соглашения N 116-15-06-24-01 с учетом дополнительного соглашения от 13.08.2015 Ростуризм обязался предоставить в 2015 году субсидию на осуществление Программы N 644 в размере 71 097 810,00 руб., а Вологодская область обязалась принять указанную субсидию, использовать ее по целевому назначению, и на условиях софинансирования обеспечить осуществление Программы за счет средств субъекта Российской Федерации 2 575 670,00 руб., за счет средств бюджета Вологодского муниципального района в размере 3 200 000 руб., за счет средств бюджета муниципального образования "Город Вологда" в размере 2 124 090 руб., а также за счет средств внебюджетных источников в размере 190 000 000 рублей, и обеспечить выполнение условий Соглашения.

Приложением N 3 к Соглашению N 116-15-06-24-01 установлен перечень показателей результативности предоставления субсидий из федерального бюджета Вологодской области на 2015 год, которые определены следующими значениями: площадь номерного фонда коллективных средств размещения 0,8 тыс. кв. метров и количество койко-мест в коллективных средствах размещения 0,1 тыс. единиц.

Пунктом 2.5 Соглашения N 116-15-06-24-01 установлено, что не использованные на 1 января текущего финансового года остатки средств подлежат возврату в федеральный бюджет исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за которыми в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации закреплены источники доходов бюджета субъекта Российской Федерации по возврату остатков субсидий, в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

При наличии потребности в неиспользованном остатке субсидий указанный остаток в соответствии с решением Ростуризма может быть использован Субъектом Российской Федерации в очередном финансовом году на те же цели.

Согласно пункту 3.1.12 Соглашения N 116-15-04-09-01 субъект Российской Федерации обязался обеспечить в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации, возврат в доход федерального бюджета неиспользованных субсидий в установленном порядке.

При этом пунктом 3.1.6 Соглашения N 116-15-06-24-01 субъект Российской Федерации обязался обеспечить достижение значение показателей результативности предоставления Субсидии, установленных в Приложении N 3 к Соглашению, и соответствие им значений показателей, устанавливаемых региональными (муниципальными) целевыми программами, иными нормативными правовыми актами Субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Пунктом 3.1.8 – обязался обеспечить соблюдение графиков выполнения Мероприятий Программы, финансирования Мероприятий Программы, в том числе за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников.

Между тем Вологодская область в лице соответствующих органов исполнительной власти указанные обязательства, а также обязательства по достижению показателей, установленных Соглашением N 116-15-06-24-01, при использовании средств субсидии в 2015 году не выполнила, а неиспользованные средства субсидий в порядке, установленном БК РФ, в федеральный бюджет (главному распорядителю - Ростуризм) не вернула.

Неиспользованные остатки субсидии образовались вследствие недостижения показателей результативности предоставления субсидии из федерального бюджета, то есть средства субсидии не были использованы в текущем финансовом году в объемах, предусмотренных Соглашением N 116-15-06-24-01, а также вследствие не соблюдения графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) или приобретению объектов капитального строительства.

Сумма данного бюджетного нарушения составила 21 329 343,00 руб., с учетом уменьшения суммы, подлежащей взысканию, до 30 процентов.

Правительство Вологодской области, считая, что Приказ Минфина России № 1023  нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, не соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» оспорил его в судебном порядке в части бесспорного взыскания в федеральный бюджет средств бюджета Вологодской области в размере 18 771 216 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов вправе обратиться граждане, организации и иные лица, полагающие, что ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 198, 201 АПК РФ, статьями 31, 78.2, 132, 166, 242, 306.1, 306.2, 306.3, 306.4, 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приняв во внимание условия Программы № 644, Соглашения № 116-15-06-24-01, Правила предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы), признав подтвержденными указанные бюджетные нарушения, нашедшие отражение в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения от 16.10.2017 № 07-04-04/09-19.07, оформленном Федеральным казначейством и направленном в Минфин России в целях издания приказа о применении бюджетных мер принуждения, и указанную сумму бюджетных нарушений, рассчитанную в соответствии с уведомлением и предъявляемыми требованиями, указали, что Правительством Вологодской области не выполнены обязательств, соблюдению графика выполнения мероприятий и не достигнуты значения показателей результативности предоставления в 2015 году средств федерального бюджета (субсидии) предоставленных бюджету Вологодской области, а также своевременно не возвращены в федеральный бюджет неиспользованные средства названной субсидии, в связи с чем признали упомянутый приказ Минфина России соответствующим требованиям действующего законодательства, вынесенным уполномоченным органом в пределах представленной компетенции.

Доводы кассационной жалобы Правительства Вологодской области не свидетельствуют о нарушении судами норм права, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции.

Судами первой и апелляционной инстанций на основании изучения содержащихся в материалах дела документов, установлены имеющие значение для дела обстоятельства, исследованы доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и положений статей 65, 71 АПК РФ, и сделаны выводы, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права.

Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены либо изменения обжалуемых по делу судебных актов не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 01.08.2018 и  постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от30.11.2018 по делу № А40-28384/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий судья                                                              Е.Е. Шевченко

Судьи                                                                                                                      Е.А. Ананьина

В.В. Кузнецов