ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-284426/18 от 02.04.2019 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-9954/2019

г. Москва                                                                                Дело № А40-284426/18

04 апреля 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2019 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи    Кочешковой М.В.,

судей:

Марковой Т.Т., Суминой О.С.,

при ведении протокола             

секретарем судебного заседания Омаровым А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

ЗАО «Алор Инвест»

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.01.2019г. по делу № А40-284426/18

принятое судьей Кастальской М.Н.

по заявлению ЗАО «Алор Инвест»

к Центральному Банку Российской Федерации

о признании незаконным полностью и отмене Постановление Директора Департамента противодействия недобросовестным практикам ЦБ РФ Лях В.В. от 08.11.2018г. № 18-18473/3110-1 по делу об административном правонарушении № ЦА-39-ЮЛ-18-18437

в присутствии:

от заявителя:

Гояев А.З. по дов. от 11.10.2018;

от заинтересованного лица:

Семенова М.В. по дов. от 14.09.2018;

У С Т А Н О В И Л:

Закрытое акционерное общество «Алор Инвест» (далее – Заявитель, ЗАО «Алор Инвест», Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральному Банку Российской Федерации (далее – Ответчик, ЦБ РФ, Банк России, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления Директора Департамента противодействия недобросовестным практикам Центрального банка Российской Федерации Лях В.В. от 08.11.2018 № 18-18473/3110-1 по делу об административном правонарушении.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.01.2019г. в удовлетворении заявления ЗАО «Алор Инвест» отказано.

ЗАО «Алор Инвест» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Общества при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.

В судебном заседании представитель ЗАО «Алор Инвест» доводы апелляционной инстанции поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.

В судебном заседании представитель ЦБ РФ с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Отказывая Обществу в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 19.7.3. КоАП РФ, непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в Банк России отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и (или) необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, за исключением случаев, если в соответствии со страховым законодательством, законодательством Российской Федерации о кредитной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях и о ломбардах Банком России дается предписание об устранении нарушения страхового законодательства, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях и о ломбардах, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Согласно пункту 18.3 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), Банк России требует от органов и организаций, указанных в пункте 9 статьи 4 Федерального закона, а также от российских и иностранных юридических лиц, иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами, физических лиц (включая иностранных граждан), в том числе индивидуальных предпринимателей, представления документов, необходимых для осуществления проверки.

Согласно требованиям части 1 статьи 16 Федерального закона органы и организации, указанные в пункте 9 статьи 4 Федерального закона, юридические лица, их должностные лица и работники, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны по мотивированному (обоснованному) письменному требованию (запросу) Банка России представлять в срок, указанный в данном требовании (запросе), документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме, в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну (за исключением государственной и налоговой тайны), которые необходимы для предотвращения, выявления и пресечения фактов неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком. Установленный в требовании (запросе) Банка России срок должен обеспечивать возможность подготовки указанными органами, организациями, юридическими и физическими лицами документов, объяснений, информации.

Таким образом, требование Банка России является обязательным для исполнения.

В соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона лица, уклоняющиеся от выполнения требований Банка России при осуществлении им полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также представившие в Банк России заведомо ложные и (или) вводящие в заблуждение документы, объяснения, информацию, которые указаны в части 1 статьи 16 Федерального закона, либо сокрывшие такие документы, объяснения, информацию, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в связи с проведением проверки по факту возможного неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком корпоративных облигаций ООО «ТКК» серии 01 и корпоративных облигаций ООО «ТРАНСФИНАНС» серии 01 на торгах ПАО Московская Биржа в адрес Общества направлено требование Банка России о предоставлении документов от 07.09.2018г. № 015-39/6991 (далее - Требование), в соответствии с которым Общество в течение семи рабочих дней с даты получения Требования обязано было предоставить в Банк России следующие документы и сведения:

1. Записи о клиентах Общества и договорах с клиентами (далее - Клиенты), в интересах которых в период с 13.04.2015 по дату получения Требования (далее - Период) совершались сделки и проводились операции с корпоративными облигациями ООО «ТКК» (ISIN: RU000A0JWQP3) и с облигациями ООО «ТРАНСФИНАНС» (ISIN: RU000A0JVC42; далее совместно - Облигации), с указанием всей информации, предусмотренной пунктами 6.2, 6.3 и 6.4 Положения о правилах ведения внутреннего учета профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую деятельность, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами, утвержденного Банком России 31.01.2017 № 577-П (далее - Положение).

2. Копии всех договоров с Клиентами, на основании которых Обществом в интересах Клиентов в Период совершались сделки и проводились операции с Облигациями, включая все приложения к ним и дополнительные соглашения (за исключением правил/условий/регламентов Общества), в том числе все договоры, соглашения и иные документы в отношении исполнения услуги по размещению облигаций ООО «ТКК» со всеми приложениями и дополнительными соглашениями.

3. Копии документов, на основании которых проводились перечисления денежных средств по итогам размещения облигаций ООО «ТКК», с приложением платежных поручений с отметкой об исполнении, а также выписки из журнала регистрации соответствующих поручений.

4. Копии выданных Клиентами доверенностей на совершение действий по указанным в пункте 2 Требования договорам, копии доверенностей, выданных Клиентам иными лицами, заключившими с Обществом договоры на обслуживание на рынке ценных бумаг, копии документов, подтверждающих назначение оператора и/или попечителя счетов/разделов счетов депо Клиентов.

5. Копии всех документов, содержащих сведения о создании и регистрации Клиентов - юридических лиц, об аффилированных лицах, структуре и составе органов управления, лицах, в интересах которых осуществляется владение долями (бенефициарах) Клиентов, предоставленных Обществу и актуальных в Период.

6. Справку, содержащую все имеющиеся сведения о лицах, в чьих интересах Клиенты совершали сделки и проводили операции (здесь и далее -на биржевом и внебиржевом рынке, если не оговорено иное) с Облигациями в Период. Представляемая информация должна включать для каждого юридического лица: полное наименование, регистрационные данные (регистрационный номер, дату и место регистрации), ИНН, адрес места нахождения, почтовый и фактический адреса, контактные данные (номера телефонов, адреса электронной почты); для каждого физического лица: фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес места жительства и регистрации, контактные данные (номера телефонов, в том числе мобильных, адреса электронной почты).

7. Копии документов, составленных Обществом в целях идентификации Клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, а также лиц, указанных в пункте 4 Требования, в рамках реализации требований Федерального закона от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», актуальных в Период.

8. Записи внутреннего учета о сделках Клиентов с Облигациями за Период с указанием всей информации, предусмотренной пунктами 2.4 и 3.7 Положения.

9. Записи внутреннего учета по счету внутреннего учета денежных средств Клиентов за Период с указанием всей информации, предусмотренной пунктом 3.13 Положения.

10. Записи внутреннего учета по счетам внутреннего учета Клиентов по Облигациям за Период с указанием всей информации, предусмотренной пунктом 3.13 Положения.

11. Выписки из всех учетных регистров депозитария Общества, отражающие операции с Облигациями по счетам депо Клиентов за Период.

12. Записи в журнале регистрации поручений (требований) Клиентов по Облигациям за Период с указанием всей информации, предусмотренной пунктом 7.2 Положения.

13. Копии документов, явившихся основаниями совершения сделок и проведения операций Клиентов с Облигациями (за исключением сводных депозитарных поручений), за Период в рамках договоров, указанных в пункте 2 настоящего требования.

В случае если Клиентами в Период при подаче поручений (требований) на сделки с Облигациями осуществлялся обмен электронными сообщениями (текстовыми сообщениями) с Обществом информацию о параметрах каждого электронного сообщения, поступившего от Клиентов, с обязательным указанием в отношении каждого сообщения заголовка, описанного в пункте 2.2 «Header Fields» «Internet Message Format» RFC2822.

В случае подачи поручений (требований), направленных средствами телефонной связи, переданных в виде голосовой информации или видеосообщений - записи таких переговоров между Обществом и Клиентами, подтверждающих подачу указанных поручений, с приложением справки, содержащей дату, точное время начала и окончания переговоров и(или) принятия сообщений, сведения о номерах телефонов или идентификаторах (логинах) и наименовании программного обеспечения, с которых подавалось каждое поручение.

14. Копии документов, явившихся основаниями отмены поручений Клиентов на совершение сделок и проведение операций с Облигациями за Период. 15. Копии распорядительных записок, составленных Обществом в отношении операций с Облигациями за Период.

16. Справку, содержащую полные реквизиты всех счетов, открытых в кредитных организациях, с которых поступали денежные средства/на которые выводились денежные средства Клиентов за Период.

17. Справку, содержащую информацию о способе, месте и времени (по московскому времени) получения Клиентами имен пользователя, паролей и специальных программных средств, включая электронные цифровые подписи и сертификаты ключей подписей, для запроса котировок и подачи торговых поручений в Общество через программный комплекс, предназначенный для передачи информации о поручениях, сделках, текущих остатках денежных средств и ценных бумаг и передачи электронных документов (далее Программный комплекс), с указанием уникальных идентификационных номеров (UID), присвоенных Клиентам в Программном комплексе.

18. Списки сетевых адресов (диапазоны IP-адресов), с которых совершались соединения Программных комплексов Клиентов с программно-техническими комплексами Общества, а также с которых Клиентами осуществлялись соединения при использовании иных электронных сервисов, предоставляемых Обществом (в том числе личного кабинета/кабинета клиента), за Период, с указанием точного времени начала и завершения сессий, IP-адреса и МАС-адреса рабочей станции, иных доступных Обществу идентификаторов устройства, а также внешнего IP-адреса на стороне Общества, с которым осуществлялось соединение.

19. Полные лог-файлы соединений, указанных в пункте 18 Требования (файлы «*.sta» при использовании Клиентами ИТС QUIK), в формате MS Excel или текстовом формате, поддерживаемом MS Excel.

20. Копии всех обращений/писем/сообщений в отношении операций с Облигациями, направленных Обществом в Период в адрес Клиентов с использованием любых способов передачи таких обращений/писем/сообщений.

21. Копии всех обращений/писем/сообщений в отношении операций с Облигациями, полученных Обществом в Период от Клиентов с использованием любых способов передачи таких обращений/писем/ сообщений.

22. Копии всех актуальных в Период внебиржевых договоров в отношении Облигаций со всеми приложениями и дополнительными соглашениями, имеющихся в распоряжении Общества, заключенных Обществом в интересах Клиентов, а также заключенных Клиентами без участия Общества.

23. Копии всех документов, имеющихся в распоряжении Общества, подтверждающих факты исполнения сторонами условий договоров, указанных в пункте 22 Требования.

24. Все сообщения и иные документы Общества, составленные уполномоченными сотрудниками Общества в отношении операций Клиентов с Облигациями при осуществлении внутреннего контроля, в том числе специального внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также контроля в целях противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком в Период.

25. Документы, содержащие мотивированное суждение об отнесении операций Клиентов, указанных в пункте 24 Требования, к подозрительным/необычным/подлежащим обязательному контролю, иным нестандартным операциям со всеми приложениями.

26. Справку о датах направления либо о причинах ненаправления сведений в отношении каждой из операций, указанных в пункте 24 Требования, в уполномоченные органы.

27. Справку, содержащую подробные сведения о причинах, целях и обстоятельствах проведения операции по переводу 400 000 облигаций ООО «ТКК» со счета ПАО «ТАТФОНДБАНК» в НРД на счет в Обществе, совершенной 09.12.2016г., и последующей обратной операции, совершенной 24.07.2017г., в том числе с приложением всех документов, составленных в рамках проведения данных операций, а также сообщений и иных документов Общества, составленных уполномоченными сотрудниками Общества в отношении данных операций при осуществлении внутреннего контроля.

В случае технической невозможности представить сведения по пунктам 8, 9, 10, 12 Требования с указанием всей предусмотренной Положением информации за период, соответствующий периоду действия Порядка ведения внутреннего учета сделок, включая срочные сделки, и операций с ценными бумагами профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами, утвержденного постановлением ФКЦБ России и Минфина России от 11.12.2001г. №32/108н (далее - Порядок), необходимо было предоставить сведения по пунктам 8, 9, 10, 12 Требования за такой период с указанием всей информации, предусмотренной пунктами 39, 46, 51 и 22 Порядка.

Документы, указанные в пунктах 2 - 7, 13 - 17, 20 - 27 Требования, необходимо было представить в виде сканированных копий оригиналов документов с подписями и печатями в формате «pdf» на оптическом носителе.

Документы, указанные в пунктах 1, 8 - 12, 18 Требования, необходимо было представить в электронном виде в формате MS Excel на оптическом носителе.

Указанные в Требовании документы должны были быть представлены с разбивкой по каждому из Клиентов. В случае отсутствия каких-либо затребованных документов необходимо было представить письменные объяснения причин непредставления указанных в Требовании документов.

Данное Требование было направлено в адрес Общества посредством Почты России (идентификатор почтового отправления № 10701627012915).

Требование получено Обществом 17.09.2018г., что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 10701627012915, размещенном на сайте Почты России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://www.pochta.ru/TRACKING# 10701627012915).

Следовательно, отчет об исполнении Требования с приложением запрошенных документов либо письменные объяснения причин непредставления указанных в Требовании документов должны были поступить в Банк России не позднее 26.09.2018г..

Общество не исполнило в установленный срок Требование, что является нарушением части 1 статьи 16 Федерального закона.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена статьей 19.7.3 КоАП РФ.

По факту выявленного правонарушения 30.10.2018г. года должностным лицом Банка был составлен протокол об административном правонарушении № ЦА-39-ЮЛ18-18473/1020-1 о привлечении ЗАО «Алор Инвест» к административной ответственности по статье 19.7.3 КоАП РФ.

Банком России вынесено Постановление от 08.11.2018г. № 18-18473/3110-1 о признании Общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.7.3 КоАП РФ, выразившегося в непредставлении в Банк России информации в соответствии с требованием Банка России о представлении документов от 07.09.2018г. № 015-39/6991, и назначении ЗАО «Алор Инвест» наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 (пятисот тысяч) рублей.

Банком России в адрес Общества (107078, г. Москва, улица Новая Басманная, дом 9, строение 6, помещение IV, комната 4, этаж 1), указанный в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на 24.10.2018г., направлена телеграмма от 24.10.2018г. № 39-3-1/1587 с вызовом Общества для составления протокола об административном правонарушении.

Данная телеграмма была возвращена с отметкой ПАО «Центральный телеграф»: «доставлена не вручена такого учреждения нет».

В соответствии с частью 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника.

В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно частям 1, 3 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Согласно части 3 статьи 25.15 КоАП РФ место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.

В силу подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц, в том числе содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013г. № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ (часть 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, верно счёл суд первой инстанции, на дату составления протокола об административном правонарушении имелись сведения о надлежащем извещении Общества о времени и месте его составления, в связи, с чем протокол об административном правонарушении был составлен без участия Общества.

Банком России определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, о вызове лиц, участвующих в производстве по делу, от 01.11.2018г. рассмотрение дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении ЗАО «Алор Инвест», было назначено на 08.11.2018г.

В адрес Общества (107078, г. Москва, улица Новая Басманная, дом 9, строение 6, помещение IV, комната 4, этаж 1), указанный в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на 01.11.2018г., направлена телеграмма от 01.11.2018г. № 39-3-1/1642 с вызовом. Данная телеграмма была возвращена с отметкой ПАО «Центральный телеграф» «не вручена, зарегистрирован юридический адрес, местонахождение организации неизвестно».

В соответствии с абзацем вторым пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу.

Таким образом, на дату рассмотрения административного дела имелись сведения о надлежащем извещении Общества о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем дело об административном правонарушении было рассмотрено без участия лица, в отношении которого ведется производство.

Какие-либо объяснения, содержащие уважительные причины неисполнения Требования, заявления, ходатайства о продлении срока исполнения Требования в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что  процедура привлечения Общества к ответственности административным органом не нарушена.

Требования статей 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ Ответчиком соблюдены.

Процессуальных нарушений, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело о привлечении заявителя к административной ответственности, не имеется.

Довод Общества о невозможности ответа на Требование в связи с отсутствием Генерального директора Общества, правильно признано судом первой инстанции несостоятельным по следующим основаниям.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Даниловского ОСП УФССП по Москве Подловкиной С.В. от 04.05.2018г. по исполнительному производству № 286359/18/77005-ИП установлен запрет на внесение в ЕГРЮЛ изменений в сведения о генеральном директоре (лице, имеющем право без доверенности действовать от имени организации).

Вместе с тем, решением единоличного акционера Общества от 23.07.2018г. № 2 в связи с освобождением от должности Генерального директора Общества Садовой Е.Н. на должность Генерального директора Общества назначен Митр В.Е.

Таким образом, у Общества был единоличный исполнительный орган. Запрет на внесение в ЕГРЮЛ изменений в сведения о генеральном директоре не препятствует исполнению им своих функций.

Общество имело возможность исполнить Требование Банка России, но им не были приняты все зависящие от него меры по его исполнению.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с частью 1 статьи 1.6. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу пункта 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.

Согласно пункту 16.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП формы вины (статья 2.2 КоАП) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП).

Доказательств, подтверждающих факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений до даты обнаружения выявленных административных правонарушений, в материалы дела не представлено, в связи с чем, суд пришел к выводу о наличии вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения.

Доказательств того, что допущенное Обществом нарушение вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля Общества, Заявителем не представлено, а, следовательно, Общество должно было соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения публично-правовой обязанности.

Общество имело возможность для исполнения запроса Банка России в полном объеме в установленный срок, но им не были приняты все зависящие от него меры по его исполнению.

Размер административного наказания определен Банком России верно.

Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не имелось.

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемое Заявителем постановление от 08.11.2018 № 18-18473/3110-1 по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным.

Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.

Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л :

            решение Арбитражного суда города Москвы от 29.01.2019 по делу № А40-284426/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

  Председательствующий судья:                                                                    М.В. Кочешкова       

  Судьи:                                                                                                                 Т.Т. Маркова

                     О.С. Сумина

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.