ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва
17 февраля 2021 года Дело № А40-285928/19
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Романова Д.С., доверенность от 08.10.2020;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: от Департамента городского имущества города Москвы: Дампилов А.У., доверенность от 29.12.2020; от Министерства обороны Российской Федерации, ПАО «Газпром»: представители не явились, извещены;
рассмотрев 10 февраля 2021 года в судебном заседании кассационные жалобы
заинтересованного лица - Управления Росреестра по Москве и третьего лица - Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 03 июля 2020 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 15 октября 2020 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу № А40-285928/19
по заявлению ТУ Росимущества в городе Москве
об оспаривании решения
к Управлению Росреестра по Москве,
третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации, ПАО «Газпром», Департамент городского имущества города Москвы,
УСТАНОВИЛ:
ТУ Росимущества в городе Москве (далее - Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - регистрирующий орган) о признании незаконным решения от 22.08.2019 № 77/017/215/2019-792 об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020441:11 и об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020441:11.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации, ПАО «Газпром» и Департамент городского имущества города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03 июля 2020 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 октября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Росреестра по Москве и Департамент городского имущества города Москвы обратились с кассационными жалобами, в которых Управление Росреестра по Москве просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, Департамент городского имущества города Москвы просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявители жалоб считают судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо и третьи лица - Министерство обороны Российской Федерации и ПАО «Газпром», извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационных жалоб, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель третьего лица - Департамента городского имущества города Москвы поддержал доводы своей кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационных жалоб.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Территориальное управление 22.05.2019 обратилось в регистрирующий орган с заявлением № 77/017/215/2019-792 об осуществлении действий по государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020441:11.
22.08.2019 регистрирующим органом в адрес Территориального управления направлено уведомление № 77/017/215/2019-792 об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 14.04.2016 № 307 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 г. № 404», согласно которому, в случае если основанием для регистрации собственности Российской Федерации на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого участка, принадлежащего Российской Федерации, необходимо представить правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и документы, подтверждающие нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке; документы, подтверждающие расположение зданий, строений, сооружений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, на земельном участке с кадастровым номером 50:27:0020441:11 Территориальным управлением не представлены, и отсутствуют документы, подтверждающие предоставление земельного участка органом государственной власти Российской Федерации, казенному предприятию, государственному унитарному предприятию либо коммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации.
Суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований, исходя из того, что представленные Территориальным управлением регистрирующему органу документы содержат признаки, позволяющие идентифицировать объект с правоустанавливающими документами, правовых оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на спорный объект у регистрирующего органа не имелось. При этом суды правомерно руководствовались следующим
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В компетенцию регистрирующего органа входит проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» полномочия собственника по управлению и распоряжению федеральным имуществом делегированы Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Территориальное управление действует на основании Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве, утвержденного приказом Росимущества от 05.03.2009 № 67 «О реорганизации территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом» (далее - Положение).
Согласно пункту 4.1.1 Положения, Территориальное управление осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации.
В соответствии с частью 12 статьи 29 Федерального закона № 218-ФЗ, отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Федеральным законом № 218-ФЗ случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Федеральным законом № 218-ФЗ порядке.
Суды установили, что согласно заявлению и представленным материалам, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок, расположенный относительно адресного ориентира: г. Москва, поселение Рязанское, вблизи с. Остафьево, с кадастровым номером 50:27:0020441:11 используется под аэродром.
В целях разграничения государственной собственности на землю пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 137-ФЗ) к федеральной собственности отнесены земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 10.08.2007 № 1034-р «Об утверждении перечня аэродромов совместного базирования Российской Федерации», аэродром Остафьево включен в перечень аэродромов совместного базирования, является государственным и находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 раздела IV постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», предприятия и объекты воздушного транспорта должны относиться к федеральной собственности.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, права по владению, пользованию и распоряжению имуществом принадлежит собственнику такого имущества.
Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, то есть являющимися федеральной собственностью.
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации к федеральной собственности отнесены земельные участки:
которые признаны таковыми федеральными законами;
право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Такие же основания предусмотрены и в отношении земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации (статья 18 Земельного кодекса Российской Федерации).
Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности установлены пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона № 137-ФЗ.
Статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определены положения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, которая осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот участок.
Суды установили, что в рассматриваемом случае отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020441:11 не соответствует положениям Федерального закона № 218-ФЗ и нарушает права и законные интересы Территориального управления, поскольку при обращении в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности Территориальным управлением представлен необходимый пакет документов, достаточный для осуществления регистрации права на заявленный объект.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований и в порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на регистрирующий орган правомерно возложили обязанность устранить допущенные нарушениях прав и законных интересов Территориального управления путем осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020441:11 в установленном законом порядке и сроки.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационных жалоб о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационных жалобах доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационные жалобы не содержат, а приведенные в жалобах доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационных жалоб сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 03 июля 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 октября 2020 года по делу № А40-285928/19 оставить без изменения, кассационные жалобы Управления Росреестра по Москве и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий-судья В.В. Кузнецов
Судьи Е.А. Ананьина
Е.Е. Шевченко