ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-28625/19 от 14.10.2019 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

16 октября 2019 года                                                                       Дело № А40-28625/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2019 года

Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2019 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Петровой В.В.,

судей Кольцовой Н.Н., Крекотнева С.Н.,

при участии в заседании:

от истца: общества с ограниченной ответственностью «Магнетом-М» (ООО «Магнетом-М») – Чимбирева А.А. по дов. от 04.02.2019 г. б/н;

от ответчика: Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) – Попова О.В. по дов. от 07.08.2019 г. № 17-С;

рассмотрев 14 октября 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу Минстроя России

на решение от 12 апреля 2019 года

Арбитражного суда города Москвы,

принятое судьей Березовой О.А.,

и на постановление от 05 июля 2019 года

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Елоевым А.М., Юрковой Н.В., Яремчук Л.А.,

по иску ООО «Магнетом-М»

к Минстрою России

о взыскании денежных средств, признании уведомления об одностороннем отказе от контракта недействительным,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Магнетом-М» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Минстрою России о взыскании 779 934 руб. 89 коп. в оплату услуг, оказанных по государственному контракту от 30.10.2018 г. № 0195100000518000019-0453946-01 на оказание услуг по проведению диспансеризации федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности в Минстрое России (далее – государственный контракт от 30.10.2018 г.), и признании недействительным уведомления Минстроя России от 24.12.2018 г. № 51434-РА/01 об одностороннем отказе от указанного государственного контракта.

ООО «Магнетом-М», обращаясь в суд с настоящим иском, в обоснование заявленных исковых требований указал, что услуги по государственному контракту им оказаны, в адрес государственного заказчика – Минстроя России направлено уведомление о необходимости принять результат оказанных услуг, однако, от подписания акта сдачи-приемки услуг заказчик отказался, в претензиях от 11.12.2018 г № 49434-РА/01 и от 17.12.2018 г. № 50232-РА/01 уведомил истца о нарушениях при оказании услуг по диспансеризации, сославшись на акты от 10.12.2018 г. и от 13.12.2018г., уведомлением от 24.12.2018 г. № 51434-РА/01 в одностороннем порядке отказался от исполнения государственного контракта.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.04.2019 г. по делу № А40-28625/2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2019 г., заявленные исковые требования удовлетворены.

По делу № А40-28625/2019 поступила кассационная жалоба от Минстроя России, в которой заявитель просит отменить решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции, направить дело на новое рассмотрение.

В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.

Отводов суду заявлено не было, через канцелярию не поступило.

До рассмотрения кассационной жалобы по существу, суд кассационной инстанции разъяснил представителям сторон их права и обязанности, предусмотренные ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, сообщил, что от ООО «Магнетом-М» поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором он возражает против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенных судами первой и апелляционной инстанций судебных актов – решения и постановления.

Отзыв приобщен к материалам дела, поскольку подан с соблюдением требований ст. 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд кассационной инстанции установил порядок рассмотрения кассационной жалобы.

Представитель Минстроя России поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представитель ООО «Магнетом-М» по доводам кассационной жалобы возражал, поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении суда первой инстанции, постановлении суда апелляционной инстанции, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены указанных судебных актов исходя из следующего.

Из материалов дела усматривается, судами первой и апелляционной инстанций установлено, что между Минстроем России (государственный заказчик) и ООО «Магнетом-М» (исполнитель) заключен государственный контракт от 30.10.2018 г., согласно которому исполнитель обязуется оказать услуги по проведению диспансеризации федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности в Минстрое России, в соответствии с техническим заданием (приложение № 2 к государственному контракту) и ведомостью оказания услуг (приложение № 3 к государственному контракту), а государственный заказчик обязуется принять и оплатить услуги в пределах цены контракта.

В силу ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Положениями ст. 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, определен порядок отказа от договора (исполнения договора), осуществления прав по договору.

В силу ч. 1 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.

Следует отметить, что положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлен принцип распределения бремени доказывания. Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена обязанность представления доказательств в обоснование приводимых доводов, которая возложена на всех лиц, участвующих в деле.

В силу принципа состязательности арбитражного процесса каждое лицо, участвующее в деле, обязано доказать обстоятельства, на которые оно ссылается.

Согласно ч. 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Исследовав, оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства, в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями действующего законодательства, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили правовую природу спорных правоотношений с достаточной полнотой выяснили имеющие значение для дела обстоятельства и пришли к выводу о наличии совокупности обстоятельств для удовлетворения исковых требований.

Проанализировав условия государственного контракта в соответствии с требованиями ст. ст. 421, 431 Гражданского кодекса Российской Федерации (в том числе положения регулирующие последовательность действий и сроки их совершения в рамках правоотношений, связанных с оказанием государственной услуги, порядком сдачи и приемки оказанных услуг), суды, установили, что ООО «Магнетом-М», в соответствии с положениями ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, были представлены доказательства подтверждающие исполнение своих обязательств по заключенному между сторонами договору (единичные нарушения, которые допускал истец при исполнении государственного контракта, им устранены, фактически диспансеризация государственных гражданских служащих проведена), а Минстроем России в нарушение данной нормы не были представлены доказательства оплаты оказанных услуг; проверив расчет задолженности, пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Согласно ч. 4 ст. 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций согласно ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Из решения суда первой инстанции, постановления суда апелляционной инстанции усматривается, что все представленные в материалы дела доказательства были исследованы и оценены в порядке главы 7 (глава 7 «Доказательства и доказывание»: ст. ст. 64-89) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, что по ним судом были сделаны соответствующие выводы. При том, что оценка какого-либо доказательства, сделанная судом не в пользу стороны, представившей это доказательство, не свидетельствует об отсутствии как таковой оценки доказательства со стороны суда.

Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Доводы заявителя кассационной жалобы - Минстроя России не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на ином толковании норм права, направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений ст. ст. 273-291 главы 35 (глава 35 «Производство в суде кассационной инстанции») Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Довод заявителя кассационной жалобы - Минстроя России о том, что судами дана неправильная оценка доказательствам, представленным в материалы дела, подлежит отклонению, как основанный на ошибочном толковании норм права и обстоятельств дела с учетом предмета и оснований заявленных исковых требований по настоящему делу.

Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной ст. ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении от 17.02.2015 г. № 274-О, ст. ст. 286-288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.

Поскольку иных доводов кассационная жалоба Минстроя России не содержит, то суд кассационной инстанции в силу правил ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ограничивается рассмотрением названных доводов заявителя кассационной жалобы и правомерность других выводов судов первой и апелляционной инстанций не проверяет.

Учитывая изложенное, принимая во внимание положения ст. ст. 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы Минстроя России, а принятые по делу решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции считает законными и обоснованными. Кроме того, оснований, предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе нарушений норм процессуального права, которые в любом случае являются основанием к отмене обжалуемых решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции), для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.

Руководствуясь ст. ст. 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 12 апреля 2019 года Арбитражного суда города Москвы, постановление от 05 июля 2019 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу № А40-28625/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий – судья                                                          В.В. Петрова

Судьи:                                                                                             Н.Н. Кольцова

С.Н. Крекотнев