ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва Дело № А40-289032/21-121-1548
19 сентября 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2022 года
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2022 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АНО «Университет Сантэм»: ФИО1 – директора (реш. № 1/21 от 16.12.2020 г.), ФИО2 (дов. от 11.02.2022 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Госинспекции по недвижимости: ФИО3 (дов. № ГИН-Д-58087/21 от 29.12.2021 г.);
рассмотрев 14 сентября 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу АНО «Университет Сантэм»
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09 марта 2022 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 июня 2022 г.,
по делу № А40-289032/21-121-1548
по заявлению автономной некоммерческой организации содействия развитию йоги «Университет Сантэм»
к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы
о признании незаконными и отмене постановлений по делам об административных правонарушениях от 26 августа 2021 г. № 829-НФ/9066532-21 и от 15 декабря 2021 г. № 1218-НФ/9069566-21,
УСТАНОВИЛ: 28 июня 2021 г. на основании поручения начальника управления Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости, административный орган) от 22 июня 2021 г. № 9066532 должностными лицами Госинспекции по недвижимости проведен осмотр объекта нежилого фонда, расположенного по адресу: <...>.
В ходе проведения осмотра вышеуказанного объекта нежилого фонда установлено, что автономная некоммерческая организация содействия развитию йоги «Университет Сантэм» (далее – АНО «Университет Сантэм», организация, заявитель) на основании заключенного с Комитетом по управлению имуществом города Москвы договору аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности Москвы от 29 января 1998 г. № 07-00088/98 (№ 7-88/98), занимает и использует нежилое помещение на втором этаже многоквартирного дома по адресу: <...> (помещение 1 - комнаты 18, с 20 по 24; помещение I - комната 22а) (далее - нежилое помещение) для использования под редакцию издательства научной и учебной литературы института (договор действующий).
Нежилое помещение поставлено на государственный кадастровый учет, кадастровый номер 77:06:0006001:11353, с указанием площади 91,7 кв.м и оформлено в собственность города Москвы (запись в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) 24 мая 2007 г. № 77-77-06/042/2007-509).
В соответствии с разделом 1 договора характеристики помещения указаны в выписке из технического паспорта БТИ от 03 апреля 1997 г. № 06-2719, являющейся неотъемлемой частью договора.
Между тем, в предоставленном АНО «Университет Сантэм» помещении площадью 90,9 кв.м допущено переустройство (перепланировка) объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, без оформления разрешительных документов на переустройство (перепланировку) объекта нежилого фонда, а именно: этаж 2, помещение 1 - установлены дополнительные санитарно-технические приборы с прокладкой дополнительных подводящих сетей: комната 21 - унитаз, душ; комната 22 - унитаз; комната 22а - раковина; комната 20 - раковина.
Разрешительная документация на производство работ по переустройству (перепланировке) в виде «Решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме» и «Акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме на ранее выполненные работы без решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме» в органе, специально уполномоченном Правительством Москвы, не получена.
По результатам проверки был составлен акт осмотра нежилого помещения (здания), принадлежащего на праве собственности городу Москве от 28 июня 2021 г. № 9066532/6/21, фототаблица и рапорт об обнаружении административного правонарушения от 28 июня 2021 г. № 9066532.
На основании полученных данных 02 августа 2021 г. Госинспекцией по недвижимости в отношении АНО «Университет Сантэм» составлен протокол об административном правонарушении № 9066532, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
26 августа 2021 г. Госинспекцией по недвижимости вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 829-НФ/9066532-21, которым АНО «Университет Сантэм» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.8 КоАП города Москвы, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Указанное постановление не было обжаловано обществом и вступило в законную силу (28 сентября 2021 г).
При проведении повторного осмотра объекта нежилого фонда, расположенного по адресу: <...>, установлено, что ранее выявленное нарушение не устранено, помещение не приведено в соответствие с технической документацией и разрешительная документация на производство работ на переустройство (перепланировку, переоборудование) не получена.
По результатам проверки был составлен акт осмотра нежилого помещения (здания), принадлежащего на праве собственности городу Москве от 25 ноября 2021 г. № 9069566/11/21, фототаблица и рапорт об обнаружении административного правонарушения от 25 ноября 2021 г. № 9069566.
09 декабря 2021 г. Госинспекцией по недвижимости в отношении АНО «Университет Сантэм» составлен протокол об административном правонарушении № 9069566, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
15 декабря 2021 г. Госинспекцией по недвижимости вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 1219-НФ/9069566/1-21, которым АНО «Университет Сантэм» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 9.8 КоАП города Москвы, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Считая свои права нарушенными, АНО «Университет Сантэм» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Госинспекции по недвижимости о признании незаконными и отмене постановлений по делам об административных правонарушениях от 26 августа 2021 г. № 829-НФ/9066532-21 и от 15 декабря 2021 г. № 1218-НФ/9069566-21,
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09 марта 2022 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 июня 2022 г., постановления Госинспекции по недвижимости по делам об административных правонарушениях от 26 августа 2021 г. № 829-НФ/9066532-21 и от 15 декабря 2021 г. № 1218-НФ/9069566-2 о привлечении АНО «Университет Сантэм» к административной ответственности по частям 1 и 3 статьи 9.8 КоАП города Москвы изменены в части назначенного административного наказания, заменив его на предупреждение.
В кассационной жалобе АНО «Университет Сантэм» просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 3 статьи 9.8 КоАП города Москвы, поскольку обществом предпринимались все необходимые меры к получению разрешительной документации на производство работ по переустройству нежилого помещения.
Отзыв на кассационную жалобу от Госинспекции по недвижимости не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель АНО «Университет Сантэм» поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Госинспекции по недвижимости против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Законом города Москвы «О государственном контроле за использованием объектов недвижимости в городе Москве» от 03 июня 2009 г. № 17 (далее - Закон № 17) регулируются отношения, связанные с организацией и осуществлением государственного контроля за использованием объектов недвижимости в городе Москве уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, устанавливаются меры по пресечению правонарушений в области объектов недвижимости.
Пункт 2 статьи 2 Закона № 17 определяет понятие «проверки использования объекта недвижимости», под которым понимается совокупность действий должностных лиц уполномоченного органа по рассмотрению документов юридического, физического лица и обследованию объекта недвижимости для оценки соблюдения юридическим, физическим лицом обязательных правовых, организационных, технических и иных требований по владению, пользованию и распоряжению объектом недвижимости, установленных федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, правоустанавливающими и разрешительными документами, проектной и иной документацией.
В соответствии со статьей 3 Закона № 17 к основным задачам по контролю за использованием объектов недвижимости относится, в частности, обеспечение соблюдения юридическими и физическими лицами требований по использованию объектов недвижимости.
В силу пункта 1 Постановления Правительства Москвы от 25 апреля 2012 г. № 184-ПП «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы» Госинспекция по недвижимости является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим региональный государственный контроль за использованием объектов нежилого фонда на территории города Москвы и за пределами, находящихся в собственности города Москвы.
Требования к проведению переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме установлены постановлением Правительства Москвы от 25 октября 2011 г. № 508-ПП «Об организации переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирных домах» (далее - Требования).
Действия, связанные с переустройством (перепланировка, переоборудование) объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, без оформления разрешительных документов на переустройство (перепланировку, переоборудование) объекта нежилого фонда, а также возведение пристроек (надстроек) без постановки на учет и оформления прав владения, если эти действия не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.8 КоАП города Москвы и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Неустранение ранее выявленного административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи, в течение 40 дней с момента вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания за данное правонарушение, а равно повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей частью, при условии, что с момента вступления в законную силу последнего постановления о назначении административного наказания за правонарушение, предусмотренное настоящей частью, прошло не менее 40 дней, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 9.8 КоАП города Москвы и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях АНО «Университет Сантэм» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 1 и 3 статьи 9.8 КоАП города Москвы, выразившегося в переустройстве объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, без оформления разрешительных документов на переустройство и в неисполнении законных требований уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы по контролю за использованием объектов недвижимости об устранении нарушения.
При этом суды пришли к выводу о возможности изменения постановлений административного органа в части административного наказания, применив положения статьи 4.1.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения, сочли возможным заменить назначенное наказание в виде штрафа на предупреждение.
Порядок привлечения заявителя к административной ответственности административным органом соблюден.
Вина АНО «Университет Сантэм» в совершении административного правонарушения установлена.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Постановления по делам об административном правонарушении в отношении общества вынесены в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе АНО «Университет Сантэм» указывает на отсутствие в его действиях вменяемого состава административного правонарушения и на нарушение административным органом порядка привлечения к административной ответственности.
Приведенные доводы были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Судами дана оценка представленным доказательствам.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, рассмотрены судом кассационной инстанции, однако они не свидетельствуют о наличии оснований для отмены судебных актов, поскольку повторяют позицию заявителя по рассматриваемому спору.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09 марта 2022 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 июня 2022 г. по делу № А40-289032/21-121-1548 оставить без изменения, кассационную жалобуАНО «Университет Сантэм» – без удовлетворения.
Председательствующий-судья Е.ФИО4
Судьи В.В.Кузнецов
Р.Р.Латыпова