ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-28966/19 от 12.11.2019 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

дело № А40-28966/19

Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2019 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.

Судей Тетюка В.И., Семикиной О.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседанияАзарёнок Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ответчика на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.08.2019г. (резолютивная часть от 16.08.2019г.)

по делу № А40-28966/19, принятое судьей Киселевой Е.Н.,

по иску АО "КОМПАНИЯ ЭМК-ИНЖИНИРИНГ" (ОГРН <***>)

к АО "ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ МОСЭНЕРГО" (ОГРН <***>)

о взыскании,

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1 по доверенности от 09.11.2018,

от ответчика: не явился, извещен

У С Т А Н О В И Л:

АО "КОМПАНИЯ ЭМК-ИНЖИНИРИНГ" (Подрядчик) предъявило АО "ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ МОСЭНЕРГО" (Заказчик) иск о взыскании по договорам субподряда гарантийной суммы в размере 4 455 927 руб. 63 коп.

Решением Арбитражного суда г. Москвы, объявленным в порядке ч. 2 ст. 176 АПК РФ 16.08.2019г., изготовленным в полном объеме 23.08.2019г. исковые требования удовлетворены.

Не согласившись решением, Ответчик подал апелляционную жалобу.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Истец по требованиям и доводам жалобы возражал, неявившийся Ответчик уведомлен о времени и месте рассмотрения дела посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте суда в сети Интернет (т. 4 л.д. 93).

Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим оставлению без изменения.

Установлено, что между АО «Компания ЭМК-Инжиниринг» (Субподрядчик, Новый Подрядчик) и АО «ТЭК Мосэнерего» (Генподрядчик) были заключены договора субподряда: № 06/Т20/13-9341 от 17.06.2013, № 06/Т20/13-18473 от 26.07.2013, № 06/Т20/13-18506 от 03.09.2013, № 06Л70/13-18511 от 13.09.2013, № 06/Т20/13-18572 от 10.12.2013, № 06/Т20/15-61256 от 11.09.2015, № 06ЛГ20/14-60349 от 23.09.2014, № 06ЛГ20/14-60404 от 22.10.2014.

Объектом указанных договоров подряда является Энергоблок ПГУ-420 МВт ТЭЦ-20 - филиала ОАО «Мосэнерго» на базе парогазовой технологии установленной электрической мощностью не менее 420 МВт, тепловой мощностью не менее 220 Гкал/ч, включающий в себя, в том числе, здания, сооружения, инженерные коммуникации, основное и вспомогательное оборудование, который в результате реализации Договора подряда будет располагаться в границах земельного участка, имеющего адресные ориентиры: РФ, <...>.

Исковые требования мотивированы тем, что в рамках данных правовых отношений у Ответчика возникла задолженность перед Истцом по оплате Гарантийного платежа в общей сумме 4 455 927,63 руб.

В обоснование заявленных требований Истец указывает, что между ООО «Холдинговая компания Топфлор-инвест» и Ответчиком заключен Договор субподряда № 06/Т20/13-9341 от 17.06.2013.

Согласно п. 2.1. Договора субподряда 9341, в порядке и сроки, предусмотренные Договором, Субподрядчик обязуется по заданию Генподрядчика в соответствии с Техническим заданием и Технической документацией выполнить на Объекте земляные работы по устройству обетонировки циркводоводов в районе 14 оси Главного корпуса и передать Генподрядчику результат выполнения Работ, а Генподрядчик обязуется принять и оплатить надлежаще выполненные Работы.

Согласно п. 4.1. Договора субподряда 9341, сроки выполнения Работ указаны в Графике выполнения работ: дата начала выполнения работ - 17.06.2013, дата завершения Работ по Договору - 18.06.2013.

В соответствии с п. 3.1. Договора субподряда 9341, общая цена Договора является твердой и составляет 2 743 422, 59 руб.

Согласно п. 8.1.2. Договора субподряда 9341, 10% общей цены Договора, указанной в п. 3.1. Договора, являются гарантийной суммой и оплачиваются в следующем порядке: согласно п. 8.1.2.1., 5% общей цены Договора, указанной в п. 3.1. Договора, являющиеся Гарантийной суммой, будут оплачены Субподрядчику после подписания Акта приемки всего объема Работ по Договору, указанного в п. 9.12. Договора, в течение 30 рабочих дней с даты получения Генподрядчиком оригиналов: счета Субподрядчика с отметкой 5% - гарантийная сумма; Акта приемки всего объема Работ, подписанного Сторонами.

Согласно п. 8.1.2.2., 5% общей цены Договора, указанной в п. 3.1. Договора, являющиеся Гарантийной суммой, будут выплачены Субподрядчику после истечения Гарантийного срока на Работы, при условии отсутствия претензий и требований со стороны Генподрядчика, в течение 30 рабочих дней с даты предоставления Субподрядчиком соответствующего счета, выставленного после истечения Гарантийного срока.

Согласно п. 1.1.3. Договора субподряда 9341, Гарантийным сроком по Договору является срок гарантийной эксплуатации выполненных Работ в соответствии с требованиями настоящего Договора к полноте и качеству Работ, в течение которого выполненные Работы должны соответствовать требованиям Договора и в течение которого Субподрядчик безвозмездно устраняет недостатки (дефекты), которые явились следствием неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств Договору.

Согласно п. 10.2. Договора субподряда 9341, Гарантийный срок на выполненные Работы начинается с даты подписания Сторонами Акта о приемке всего объема Работ по Договору согласно п. 9.12. Договора и истекает по истечение 24 месяцев с Даты ввода Объекта в эксплуатацию.

Между ООО «Холдинговая компания Топфлор-инвест», Истцом и Ответчиком заключено Соглашение № 6/Т20/14-60044 от 03.02.2014 о замене стороны по Договору субподряда № 06/Т20/13-9341 от 17.06.2013, согласно п. 1.3. которого, Прежний Подрядчик передает Новому Подрядчику, а Новый Подрядчик принимает на себя и соглашается выполнить все оставшиеся и подлежащие исполнению обязательств Прежнего Подрядчика перед Генподрядчиком по Договору, а также принимает все права Прежнего Подрядчика, возникшие на основании и в связи с Договором, в полном объеме, с учетом сопутствующих прав на применение мер ответственности, и на тех условиях, которые существуют к моменту заключения Соглашения. Генподрядчик, в свою очередь, обязуется выполнить все свои оставшиеся и подлежащие исполнению обязательства по Договору.

Согласно п. 2.1. Соглашения 60044, Стороны подтверждают, что на дату подписания настоящего Соглашения Прежним Подрядчиком работы выполнены по Договору в полном объеме на общую сумму 2 743 422, 59 руб., при этом, у Генподрядчика перед Прежним Подрядчиком имеется задолженность по оплате Гарантийной суммы в размере 274 342, 26 руб., которая составляет 10% от стоимости выполненных работ.

Согласно п. 3.1. Соглашения 60044, Прежний Подрядчик передает Новому Подрядчику право требования оплаты Гарантийной суммы по Договору в размере 274 342,26 руб., указанной в п. 2.4. Договора, которая подлежит оплате Генподрядчиком в пользу Нового Подрядчика на условиях и в сроки, установленные в Договоре.

Обязательства субподрядчика, предусмотренные Договором субподряда 9341, по выполнению и сдаче работ полностью исполнены, что подтверждается Актом приемки всего объема работ по договору от 22.04.2016, подписанным Ответчиком без замечаний.

В соответствии с п. 10.2. Договора субподряда 9341, датой истечения Гарантийного срока по Договору является 22.04.2018. В течение действия Гарантийного срока Ответчиком в адрес Истца претензии по выполненным Работам не направлялись, какие-либо недостатки Работ не обнаружены.

На основании вышеизложенного, у Ответчика имеется обязательство перед Истцом по оплате Гарантийной суммы, предусмотренной п. 8.1.2.1. и п. 8.1.2.2. Договора субподряда 9341, на сумму 274 342, 26 руб.

В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора 29.11.2018 Истец направил в адрес Ответчика письмо № Исх. 29/11-Т001, содержащее требование об оплате соответствующей суммы, однако требование истца было оставлено ответчиком без удовлетворения.

Также в обоснование заявленных требований истец указывает, что между ООО «Холдинговая компания Топфлор-инвест» и Ответчиком заключен Договор субподряда 06/Т20/13-18473 от 26.07.2013.

Согласно п. 2.1. Договора субподряда 18473, в порядке и сроки, предусмотренные Договором, Субподрядчик обязуется по заданию Генподрядчика в соответствии с Техническим заданием и Технической документацией выполнить на Объекте Работы по устройству фундаментов под каркас и фундаментов котлов резервной водогрейной котельной ПГУ-420Т ТЭЦ-20 - филиал ОАО «Мосэнерго» и передать Генподрядчику результат выполненных Работ, а Генподрядчик обязуется принять и оплатить надлежаще выполненные Работы.

Согласно п. 3.1. Договора субподряда 18473 в редакции Дополнительного соглашения № 9, общая цена Договора составляет 41 840 581, 07 руб.

Согласно п. 4.1. Договора субподряда 18473 в редакции Дополнительного соглашения № 8, сроки выполнения Работ указаны в Графике выполнения Работ: Дата начала выполнения Работ: 01.08.2013; Дата завершения Работ по Договору: 15.10.2015.

Согласно п. 8.1.2. Договора субподряда 18473, 10% общей цены Договора, указанной в п. 3.1. Договора, являются гарантийной суммой и оплачиваются в следующем порядке:

Согласно п. 8.1.2.1., 5% общей цены Договора, указанной в п. 3.1. Договора, являющиеся Гарантийной суммой, будут оплачены Субподрядчику после подписания Акта приемки всего объема Работ по Договору, указанного в п. 9.12. Договора, в течение 30 рабочих дней с даты получения Генподрядчиком оригиналов: счета Субподрядчика с отметкой 5% - гарантийная сумма; Акта приемки всего объема Работ, подписанного Сторонами.

Согласно п. 8.1.2.2., 5% общей цены Договора, указанной в п. 3.1. Договора, являющиеся Гарантийной суммой, будут выплачены Субподрядчику после истечения Гарантийного срока на Работы, при условии отсутствия претензий и требований со стороны Генподрядчика, в течение 30 рабочих дней с даты предоставления Субподрядчиком соответствующего счета, выставленного после истечения Гарантийного срока.

Согласно п. 1.1.3. Договора субподряда 18473, Гарантийным сроком по Договору является срок гарантийной эксплуатации выполненных Работ в соответствии с требованиями настоящего Договора к полноте и качеству Работ, в течение которого выполненные Работы должны соответствовать требованиям Договора и в течение которого Субподрядчик безвозмездно устраняет недостатки (дефекты), которые явились следствием неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств Договору.

Согласно п. 10.2. Договора субподряда 18473, Гарантийный срок на выполненные Работы начинается с даты подписания Сторонами Акта о приемке всего объема Работ по Договору согласно п. 9.12. Договора и истекает по истечение 24 месяцев с Даты ввода Объекта в эксплуатацию.

Между ООО «Холдинговая компания Топфлор-инвест», Истцом и Ответчиком заключено Соглашение № 06/Т20/14-60043 от 12.02.2014 о замене стороны по Договору субподряда № 06/Т20/13-18473 от 26.07.2013, согласно которому, Прежний Подрядчик передает Новому Подрядчику, а Новый Подрядчик принимает на себя и соглашается выполнить все оставшиеся и подлежащие исполнению обязательств Прежнего Подрядчика перед Генподрядчиком по Договору, а также принимает все права Прежнего Подрядчика, возникшие на основании и в связи с Договором, в полном объеме, с учетом сопутствующих прав на применение мер ответственности, и на тех условиях, которые существуют к моменту заключения Соглашения. Генподрядчик, в свою очередь, обязуется выполнить все свои оставшиеся и подлежащие исполнению обязательства по Договору.

Согласно п. 2.1.1. Соглашения 60043, Стороны подтверждают, что на дату подписания настоящего Соглашения Прежним Подрядчиком выполнены работы на общую сумму в размере 25 967 678, 97 руб.

Согласно п. 2.5.2. Соглашения 60043, Стороны подтверждают, что у Генподрядчика перед Прежним Подрядчиком имеется задолженность по оплате Гарантийной суммы в размере 2 596 767, 89 руб., которая составляет 10% о стоимости выполненных работ, которая подлежит оплате Генподрядчиком в пользу Нового Подрядчика на условиях и в сроки, установленные в Договоре.

Установлено, что обязательства субподрядчика, предусмотренные Договором субподряда 18473, по выполнению и сдаче работ общей стоимостью 43 946 637, 40 руб. полностью исполнены, что подтверждается Актом приемки всего объема работ по договору от 22.04.2016, подписанным Ответчиком без замечаний.

Согласно п. 4 Акта, Стороны пришли к соглашению, что с учетом пункта 1 настоящего Акта цена Договора подлежит пересмотру и составляет 43 946 637, 40 руб. Согласно п. 5 Акта, сформированная на дату подписания настоящего Акта Гарантийная сумма составляет 4 394 663, 74 руб., что составляет 10% от стоимости выполненных работ.

В соответствии с п. 10.2. Договора субподряда 18473, датой истечения Гарантийного срока по Договору является 22.04.2018. В течение действия Гарантийного срока Ответчиком в адрес Истца претензии по выполненным Работам не направлялись, какие-либо недостатки Работ не обнаружены. В соответствии с вышесказанным, у Ответчика возникло обязательство перед Истцом по оплате Гарантийной суммы, предусмотренной п. 8.1.2.1. и п. 8.1.2.2. Договора субподряда 18473, на сумму 4 394 663, 74 руб.

Данное обязательство не исполнено Ответчиком в полном объеме, в связи с чем сумма соответствующей задолженности перед Истцом составила 5 878, 00 руб.

В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора 29.11.2018 истец направил в адрес Ответчика письмо № Исх. 29/11-Т001, содержащее требование об оплате соответствующей суммы, однако требование истца было оставлено ответчиком без удовлетворения.

Также в обоснование заявленных требований истец указал, что между ООО «Холдинговая компания Топфлор-инвест» и Ответчиком заключен Договор субподряда № 06/Т20/13-18506 от 03.09.2013.

Согласно п. 2.1. Договора субподряда 18506, в порядке и сроки, предусмотренные Договором, Субподрядчик обязуется по заданию Генподрядчика в соответствии с Техническим заданием и Технической документацией выполнить на Объекте Работы по устройству лестниц, перегородок, отделке помещений и отмостки здания Главного корпуса Объекта и передать Генподрядчику результат выполненных Работ, а Генподрядчик обязуется принять и оплатить надлежаще выполненные Работы.

Согласно п. 3.1. Договора субподряда 18506 в редакции Дополнительного соглашения № 5 (копия с приложениями прилагается), общая цена Договора является ориентировочной и составляет 33 895 881, 02 руб., включая НДС (18%) в размере 5 170 558, 12 руб.

Согласно п. 4.1. Договора субподряда 18506 в редакции Дополнительного соглашения № 5, сроки выполнения Работ указаны в Графике выполнения работ, дата начала выполнения работ 02.09.2013, дата завершения работ по договору 31.12.2015.

Согласно п. 8.1.2. Договора субподряда 18506, 10% общей цены Договора, указанной в п. 3.1. Договора, являются гарантийной суммой и оплачиваются в следующем порядке:

Согласно п. 8.1.2.1., 5% общей цены Договора, указанной в п. 3.1. Договора, являющиеся Гарантийной суммой, будут оплачены Субподрядчику после подписания Акта приемки всего объема Работ по Договору, указанного в п. 9.12. Договора, в течение 30 рабочих дней с даты получения Генподрядчиком оригиналов: счета Субподрядчика с отметкой 5% - гарантийная сумма; Акта приемки всего объема Работ, подписанного Сторонами.

Согласно п. 8.1.2.2., 5% общей цены Договора, указанной в п. 3.1. Договора, являющиеся Гарантийной суммой, будут выплачены Субподрядчику после истечения Гарантийного срока на Работы, при условии отсутствия претензий и требований со стороны Генподрядчика, в течение 30 рабочих дней с даты предоставления Субподрядчиком соответствующего счета, выставленного после истечения Гарантийного срока.

Согласно п. 1.1.3. Договора субподряда 18506, Гарантийным сроком по Договору является срок гарантийной эксплуатации выполненных Работ в соответствии с требованиями настоящего Договора к полноте и качеству Работ, в течение которого выполненные Работы должны соответствовать требованиям Договора и в течение которого Субподрядчик безвозмездно устраняет недостатки (дефекты), которые явились следствием неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств Договору.

Согласно п. 10.2. Договора субподряда 18506, Гарантийный срок на выполненные Работы начинается с даты подписания Сторонами Акта о приемке всего объема Работ по Договору согласно п. 9.12. Договора и истекает по истечение 24 месяцев с Даты ввода Объекта в эксплуатацию.

Между ООО «Холдинговая компания Топфлор-инвест», Истцом и Ответчиком заключено Соглашение № 06/Т20/14-60054 от 12.02.2014 о замене стороны по Договору субподряда № 06/Т20/13-18506 от 03.09.2013, согласно которому, Прежний Подрядчик передает Новому Подрядчику, а Новый Подрядчик принимает на себя и соглашается выполнить все оставшиеся и подлежащие исполнению обязательств Прежнего Подрядчика перед Генподрядчиком по Договору, а также принимает все права Прежнего Подрядчика, возникшие на основании и в связи с Договором, в полном объеме, с учетом сопутствующих прав на применение мер ответственности, и на тех условиях, которые существуют к моменту заключения Соглашения. Генподрядчик, в свою очередь, обязуется выполнить все свои оставшиеся и подлежащие исполнению обязательства по Договору.

Согласно п. 2.1.1. Соглашения 60054, Стороны подтверждают, что на дату подписания настоящего Соглашения Прежним Подрядчиком выполнены работы на общую сумму в размере 2 653 810, 48 руб., при этом, у Генподрядчика перед Прежним Подрядчиком имеется задолженность по оплате Гарантийной суммы в размере 265 381, 04 руб., которая составляет 10% о стоимости выполненных работ, и подлежит оплате Генподрядчиком в пользу Нового Подрядчика на условиях и в сроки, установленные в Договоре.

Согласно п. 5.5. Соглашения 60054, с даты подписания Сторонами Соглашения: п. 5.5.1. права и обязанности Прежнего Подрядчика по Договору переходят к Новому Подрядчику.

Обязательства субподрядчика, предусмотренные Договором субподряда 18506, по выполнению и сдаче работ общей стоимостью 33 895 881,02 руб. полностью исполнены, что подтверждается Актом приемки всего объема работ по договору от 22.04.2016, подписанным Ответчиком без замечаний.

В соответствии с п. 10.2. Договора субподряда 18506, датой истечения Гарантийного срока по Договору является 22.04.2018. В течение действия Гарантийного срока Ответчиком в адрес Истца претензии по выполненным Работам не направлялись, какие-либо недостатки Работ не обнаружены.

В соответствии с вышеизложенным, у Ответчика возникло обязательство перед Истцом по оплате Гарантийной суммы, предусмотренной п. 8.1.2.1. и п. 8.1.2.2. Договора субподряда 18506, на сумму 3 389 588, 10 руб.

Обязательство не исполнено Ответчиком в полном объеме, в связи с чем, сумма задолженности перед Истцом составила 290 352, 06 руб.

В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора 29.11.2018 Истец направил в адрес Ответчика письмо № Исх. 29/11-Т001, содержащее требование об оплате соответствующей суммы, однако требование истца было оставлено ответчиком без удовлетворения.

Также в обоснование заявленных требований указывает, что между ООО «Холдинговая компания Топфлор-инвест» и Ответчиком заключен Договор субподряда № 06/Т20/13-18511 от 13.09.2013.

Согласно п. 2.1. Договора субподряда 18511, в порядке и сроки, предусмотренные Договором, Субподрядчик обязуется по заданию Генподрядчика в соответствии с Техническим заданием и Технической документацией выполнить на Объекте Работы по устройству: подземного хозяйства резервуара аварийного слива трансформаторного масла № 1; перекатки трансформаторов открытой установки трансформаторов; противопожарных перегородок Отрытой установки трансформаторов № 1,2; фундаментов трансформаторов Открытой установки трансформаторов № 1,2; подземного хозяйства компрессной установки ресиверов сжатого воздуха с изготовлением и установкой ограждения; подземной части эстакады на участие от т. 18 до т. 19; опорных конструкций токопроводов Отрытой установки трансформаторов № 1, № 2 ПГУ-420Т ТЭЦ-20 -филиал ОАО «Мосэнерго» и передать Генподрядчику результат выполненных Работ, а Генподрядчик обязуется принять и оплатить надлежаще выполненные Работы.

Согласно п. 3.1. Договора субподряда 18511 в редакции Дополнительного соглашения № 6 (копия с приложениями прилагается), общая цена Договора составляет 66 309 680, 06 руб., включая НДС (18%) в размере 10 115 035,94 руб.

Согласно п. 4.1. Договора субподряда 18511 в редакции Дополнительного соглашения № 6, сроки выполнения Работ указаны в Графике выполнения Работ: Дата начала выполнения Работ: 15.09.2013; Дата завершения Работ по Договору: 30.01.2016.

Согласно п. 8.1.3. Договора субподряда 18511, 10% общей цены Договора, указанной в п. 3.1. Договора, являются гарантийной суммой и оплачиваются в следующем порядке:

Согласно п. 8.1.3.1., 5% общей цены Договора, указанной в п. 3.1. Договора, являющиеся Гарантийной суммой, будут оплачены Субподрядчику после подписания Акта приемки всего объема Работ по Договору, указанного в п. 9.12. Договора, в течение 30 рабочих дней с даты получения Генподрядчиком оригиналов: счета Субподрядчика с отметкой 5% - гарантийная сумма; Акта приемки всего объема Работ, подписанного Сторонами.

Согласно п. 8.1.3.2., 5% общей цены Договора, указанной в п. 3.1. Договора, являющиеся Гарантийной суммой, будут выплачены Субподрядчику после истечения Гарантийного срока на Работы, при условии отсутствия претензий и требований со стороны Генподрядчика, в течение 30 рабочих дней с даты предоставления Субподрядчиком соответствующего счета, выставленного после истечения Гарантийного срока.

Согласно п. 10.2. Договора субподряда 18511, Гарантийный срок на выполненные Работы начинается с даты подписания Сторонами Акта о приемке всего объема Работ по Договору согласно п. 9.12. Договора и истекает по истечение 24 месяцев с Даты ввода Объекта в эксплуатацию.

Между ООО «Холдинговая компания Топфлор-инвест», Истцом и Ответчиком заключено Соглашение № 06/Т20/14-60045 от 12.02.2014 о замене стороны по Договору субподряда №06/Т20/13-18511 от 13.09.2013, согласно которому, Прежний Подрядчик передает Новому Подрядчику, а Новый Подрядчик принимает на себя и соглашается выполнить все оставшиеся и подлежащие исполнению обязательств Прежнего Подрядчика перед Генподрядчиком по Договору, а также принимает все права Прежнего Подрядчика, возникшие на основании и в связи с Договором, в полном объеме, с учетом сопутствующих прав на применение мер ответственности, и на тех условиях, которые существуют к моменту заключения Соглашения. Генподрядчик, в свою очередь, обязуется выполнить все свои оставшиеся и подлежащие исполнению обязательства по Договору.

Согласно п. 2.1.1. Соглашения 60045, Стороны подтверждают, что на дату подписания настоящего Соглашения Прежним Подрядчиком выполнены работы на общую сумму в размере 23 536 234, 52 руб.

Согласно п. 2.5.2. Соглашения 60045, Стороны подтверждают, что у Генподрядчика перед Прежним Подрядчиком имеется задолженность по оплате Гарантийной суммы в размере 2 353 623, 46 руб., которая составляет 10% о стоимости выполненных работ и подлежит оплате Генподрядчиком в пользу Нового Подрядчика на условиях и в сроки, установленные в Договоре.

Обязательства субподрядчика, предусмотренные Договором субподряда 18511, по выполнению и сдаче работ общей стоимостью 66 001 930, 89 руб. полностью исполнены, что подтверждается Актом приемки всего объема работ по договору от 22.04.2016, подписанным Ответчиком без замечаний.

Так, согласно п. 4 Акта, стороны пришли к соглашению, что с учетом пункта 1 настоящего Акта цена Договора подлежит пересмотру и составляет 66 001 930, 89 руб.

Согласно п. 5 Акта, сформированная на дату подписания настоящего Акта Гарантийная сумма составляет 6 600 193, 10 руб., что составляет 10% от стоимости выполненных работ.

В соответствии с п. 10.2. Договора субподряда 18511, датой истечения Гарантийного срока по Договору является 22.04.2018. В течение действия Гарантийного срока Ответчиком в адрес Истца претензии по выполненным Работам не направлялись, какие-либо недостатки Работ не обнаружены.

В соответствии с вышеизложенным, у Ответчика возникло обязательство перед Истцом по оплате Гарантийной суммы, предусмотренной п. 8.1.2.1. и п. 8.1.2.2. Договора субподряда 18511, на сумму 6 600 193, 10 руб. В свою очередь, данное обязательство не исполнено Ответчиком в полном объеме, в связи с чем, сумма задолженности перед Истцом составила 13 829,15 руб.

В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора 29.11.2018 Истец направил в адрес Ответчика письмо № Исх. 29/11-ТОО 1, содержащее требование об оплате соответствующей суммы, однако требование истца было оставлено ответчиком без удовлетворения.

Также в обоснование заявленных требований истец указал, что между ООО «Холдинговая компания Топфлор-инвест» и Ответчиком заключен Договор субподряда № 06/Т20/13-18572 от 10.12.2013.

Согласно п. 2.1. Договора субподряда 18572, в порядке и сроки, предусмотренные Договором, Субподрядчик обязуется по заданию Генподрядчика в соответствии с Техническим заданием и Технической документацией выполнить на Объекте Работы по устройству полов в здании Главного корпуса для нужд строительства" энергоблока ПГУ-420Мвт на ТЭЦ-20 - филиал ОАО «Мосэнерго» и передать Генподрядчику результат выполненных Работ, а Генподрядчик обязуется принять и оплатить надлежаще выполненные Работы.

Согласно п. 2.2. Договора субподряда 18572, объем и перечень выполняемых Работ и их описание указаны в Техническом задании. Стоимость выполняемых Работ определена в Ведомости договорной цены. Последовательность и сроки выполнения Работ указаны в Графике выполнения работ.

Согласно п. 3.1. Договора субподряда 18572 в редакции Дополнительного соглашения № 5 (копия с приложениями прилагается), общая цена Договора составляет 47 369 869, 31 руб., включая НДС (18%) в размере 7 225 912,27 руб.

Согласно п. 4.1. Договора субподряда 18572 в редакции Дополнительного соглашения № 6, сроки выполнения Работ указаны в Графике выполнения Работ: Дата начала выполнения Работ: 10.01.2014; Дата завершения Работ по Договору: 30.11.2015. Согласно п. 8.1.3. Договора субподряда 18572, 10% общей цены Договора, указанной в п. 3.1. Договора, являются гарантийной суммой и оплачиваются в следующем порядке:

Согласно п. 8.1.3.1., 5% общей цены Договора, указанной в п. 3.1. Договора, являющиеся Гарантийной суммой, будут оплачены Субподрядчику после подписания Акта приемки всего объема Работ по Договору, указанного в п. 9.12. Договора, в течение 30 рабочих дней с даты получения Генподрядчиком оригиналов: счета Субподрядчика с отметкой 5% - гарантийная сумма; Акта приемки всего объема Работ, подписанного Сторонами.

Согласно п. 8.1.3.2., 5% общей цены Договора, указанной в п. 3.1. Договора, являющиеся Гарантийной суммой, будут выплачены Субподрядчику после истечения Гарантийного срока на Работы, при условии отсутствия претензий и требований со стороны Генподрядчика, в течение 30 рабочих дней с даты предоставления Субподрядчиком соответствующего счета, выставленного после истечения Гарантийного срока.

Согласно п. 1.1.3. Договора субподряда 18572, Гарантийным сроком по Договору является срок гарантийной эксплуатации выполненных Работ в соответствии с требованиями настоящего Договора к полноте и качеству Работ, в течение которого выполненные Работы должны соответствовать требованиям Договора и в течение которого Субподрядчик безвозмездно устраняет недостатки (дефекты), которые явились следствием неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств Договору.

Согласно п. 10.2. Договора субподряда 18572, Гарантийный срок на выполненные Работы начинается с даты подписания Сторонами Акта о приемке всего объема Работ по Договору согласно п. 9.12. Договора и истекает по истечение 24 месяцев с Даты ввода Объекта в эксплуатацию.

Также истец указал, что между ООО «Холдинговая компания Топфлор-инвест», Истцом и Ответчиком заключено Соглашение № 06/Т20/14-60037 от 03.02.2014 о замене стороны по Договору субподряда № 06/Т20/13-18572 от 10.12.2013.

Согласно п. 1.3. Соглашения 60037, Прежний Подрядчик передает Новому Подрядчику, а Новый Подрядчик принимает на себя и соглашается выполнить все оставшиеся и подлежащие исполнению обязательств Прежнего Подрядчика перед Генподрядчиком по Договору, а также принимает все права Прежнего Подрядчика, возникшие на основании и в связи с Договором, в полном объеме, с учетом сопутствующих прав на применение мер ответственности, и на тех условиях, которые существуют к моменту заключения Соглашения. Генподрядчик, в свою очередь, обязуется выполнить все свои оставшиеся и подлежащие исполнению обязательства по Договору.

Согласно п. 2.1.1. Соглашения 60037, Стороны подтверждают, что на дату подписания настоящего Соглашения Прежним Подрядчиком выполнены работы на общую сумму в размере 234 732, 92 руб.

Согласно п. 2.5.2. Соглашения 60037, Стороны подтверждают, что у Генподрядчика перед Прежним Подрядчиком имеется задолженность по оплате Гарантийной суммы в размере 23 473, 29 руб., которая составляет 10% о стоимости выполненных работ. Согласно п. 3.1.2. Соглашения 60037, Прежний Подрядчик передает Новому Подрядчику право требования оплаты Гарантийной суммы по Договору в размере 23 473, 29 руб., указанной в п. 2.5.2. Договора.

Согласно п. 3.2.2. Соглашения 60037, Гарантийная сумма в размере 23 473, 29 руб. подлежит оплате Генподрядчиком в пользу Нового Подрядчика на условиях и в сроки, установленные в Договоре. Согласно п. 5.5. Соглашения 60037, с даты подписания Сторонами Соглашения: Согласно п. 5.5.1., права и обязанности Прежнего Подрядчика по Договору переходят к Новому Подрядчику; Согласно п. 5.5.2., субподрядчиком по Договору становится Новый Подрядчик.

Обязательства субподрядчика, предусмотренные Договором субподряда 18572, по выполнению и сдаче работ общей стоимостью 47 369 869, 31 руб. полностью исполнены, что подтверждается Актом приемки всего объема работ по договору от 22.04.2016, подписанным Ответчиком без замечаний.

В соответствии с п. 10.2. Договора субподряда 18572, датой истечения Гарантийного срока по Договору является 22.04.2018. В течение действия Гарантийного срока Ответчиком в адрес Истца претензии по выполненным Работам не направлялись, какие-либо недостатки Работ не обнаружены.

В соответствии с вышеизложенным, у Ответчика возникло обязательство перед Истцом по оплате Гарантийной суммы, предусмотренной п. 8.1.2.1. и п. 8.1.2.2. Договора субподряда 18572, на сумму 4 736 986, 93 руб. В свою очередь, данное обязательство не исполнено Ответчиком в полном объеме, в связи с чем сумма соответствующей задолженности перед Истцом составила 3 591 986, 92 руб.

В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора 29.11.2018 Истец направил в адрес Ответчика письмо № Исх. 29/11-Т001, содержащее требование об оплате соответствующей суммы, однако требование истца было оставлено ответчиком без удовлетворения.

Также в обоснование заявленных требований Истец указал, что между Истцом и Ответчиком заключен Договор субподряда № 06/Т20/15-61256 от 11.09.2015.

Согласно п. 2.1. Договора субподряда 61256, в порядке и сроки, предусмотренные Договором, Субподрядчик обязуется по заданию Генподрядчика в соответствии с Техническим заданием и Технической документацией выполнить на Объекте Работы по устройству ограждений лестниц и площадок из нержавеющей полированной стали в главном корпусе и передать Генподрядчику результат выполненных Работ, а Генподрядчик обязуется принять и оплатить надлежаще выполненные Работы.

Согласно п. 2.2. Договора субподряда 61256, объем и перечень выполняемых Работ и их описание указаны в Техническом задании. Стоимость выполняемых Работ определена в Ведомости договорной цены. Последовательность и сроки выполнения Работ указаны в Графике выполнения работ.

Согласно п. 3.1. Договора субподряда 61256 в редакции Дополнительного соглашения № 1 (копия с приложениями прилагается), общая цена Договора составляет 1 714 596, 10 руб. Согласно п. 4.1. Договора субподряда 61256 в редакции Дополнительного соглашения № 1, сроки выполнения Работ указаны в Графике выполнения Работ: Дата начала выполнения Работ: 15.09.2015; Дата завершения Работ по Договору: 15.12.2015.

Согласно п. 8.1.3. Договора субподряда 61256, при оплате выполненных Работ Генподрядчик удерживает в счет Гарантийной суммы денежные средства из сумм соответствующих платежей, в размере 10% от суммы платежей за выполненные Работы.

Согласно п. 8.1.3.1., 50% сформированной Гарантийной суммы будут оплачены Субподрядчику после подписания Акта приемки всего объема Работ по Договору, указанного в п. 9.12. Договора, в течение 30-ти Рабочих дней с даты получения Генподрядчиком оригиналов: счета Субподрядчика с отметкой 5% - гарантийная сумма; Акта приемки всего объема Работ, подписанного Сторонами.

Согласно п. 8.1.3.2., оставшиеся 50% сформированной Гарантийной суммы будут оплачены Субподрядчику после истечения Гарантийного срока на Работы, при условии отсутствия претензий и требований со стороны Генподрядчика (и/или Заказчика), в течение 30 дней с даты предоставления Субподрядчиком соответствующего счета, выставленного после истечения Гарантийного срока.

Согласно п. 1.1.3. Договора субподряда 61256, Гарантийным сроком по Договору является срок гарантийной эксплуатации выполненных Работ в соответствии с требованиями настоящего Договора к полноте и качеству Работ, в течение которого выполненные Работы должны соответствовать требованиям Договора и в течение которого Субподрядчик безвозмездно устраняет недостатки (дефекты), которые явились следствием неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств Договору.

Согласно п. 10.2. Договора субподряда 61256, Гарантийный срок на выполненные Работы начинается с даты подписания Сторонами Акта о приемке всего объема Работ по Договору согласно п. 9.12. Договора и истекает по истечение 24 месяцев с Даты ввода Объекта в эксплуатацию.

Обязательства субподрядчика, предусмотренные Договором субподряда 61256, по выполнению и сдаче работ общей стоимостью 1 714 596, 10 руб. полностью исполнены, что подтверждается Актом приемки всего объема работ по договору от 22.04.2016, подписанным Ответчиком без замечаний.

В соответствии с п. 10.2. Договора субподряда 61256, датой истечения Гарантийного срока по Договору является 22.04.2018. В течение действия Гарантийного срока Ответчиком в адрес Истца претензии по выполненным Работам не направлялись, какие-либо недостатки Работ не обнаружены.

В соответствии с вышеизложенным, у Ответчика возникло обязательство перед Истцом по оплате Гарантийной суммы, предусмотренной п. 8.1.3.1. и п. 8.1.3.2. Договора субподряда 61256, на сумму 171 459, 62 руб. В свою очередь, данное обязательство Ответчиком не исполнено, в связи с чем, сумма задолженности перед Истцом составила 171 459, 62 руб.

В целях соблюдения досудебного порядка 29.11.2018 Истец направил в адрес Ответчика письмо № Исх. 29Д11-Т001, содержащее требование об оплате соответствующей суммы, однако требование истца было оставлено ответчиком без удовлетворения.

Также в обоснование заявленных требований Истец указал, что между Истцом и Ответчиком заключен Договор субподряда № 06/Т20/14-60349 от 23.09.2014.

Согласно п. 2.1. Договора субподряда 60349, в порядке и сроки, предусмотренные Договором, Субподрядчик обязуется по заданию Генподрядчика в соответствии с Техническим заданием и Технической документацией выполнить на Объекте Работы по подливке оборудования главного корпуса ПГУ-420Т ТЭЦ-20 - филиала ОАО «Мосэнерго» и передать Генподрядчику результат выполненных Работ, а Генподрядчик обязуется принять и оплатить надлежаще выполненные Работы.

Согласно п. 3.1. Договора субподряда 60349, общая цена Договора является приблизительной и составляет 896 459, 40 руб., включая НДС (18%) в размере 136 748, 04 руб.

Согласно п. 4.1. Договора субподряда 60349, сроки выполнения Работ указаны в Графике выполнения работ: дата начала выполнения работ: 04.03.2014; Дата завершения работ по Договору: 30.09.2014. Согласно п. 8.1.2. Договора субподряда 60349, при оплате выполненных Работ Генподрядчик удерживает в счет Гарантийной суммы денежные средства из сумм соответствующих платежей, в размере 10% от суммы платежей за выполненные Работы.

Согласно п. 8.1.2.1., 50% сформированной Гарантийной суммы будут оплачены Субподрядчику после подписания Акта приемки всего объема Работ по Договору, указанного в п. 9.12. Договора, в течение 30-ти Рабочих дней с даты получения Генподрядчиком оригиналов: счета Субподрядчика с отметкой 5% - гарантийная сумма; Акта приемки всего объема Работ, подписанного Сторонами.

Согласно п. 8.1.2.2., оставшиеся 50% сформированной Гарантийной суммы будут оплачены Субподрядчику после истечения Гарантийного срока на Работы, при условии отсутствия претензий и требований со стороны Генподрядчика (и/или Заказчика), в течение 30 дней с даты предоставления Субподрядчиком соответствующего счета, выставленного после истечения Гарантийного срока.

Согласно п. 10.2. Договора субподряда 60349, Гарантийный срок на выполненные Работы начинается с даты подписания Сторонами Акта о приемке всего объема Работ по Договору согласно п. 9.12. Договора и истекает по истечение 24 месяцев с Даты ввода Объекта в эксплуатацию.

Обязательства субподрядчика, предусмотренные Договором субподряда 60349, по выполнению и сдаче работ общей стоимостью 896 459, 40 руб. полностью исполнены, что подтверждается Актом приемки всего объема работ по договору от 22.04.2016, подписанным Ответчиком без замечаний.

В соответствии с п. 10.2. Договора субподряда 60349, датой истечения Гарантийного срока по Договору является 22.04.2018. В течение действия Гарантийного срока Ответчиком в адрес Истца претензии по выполненным Работам не направлялись, какие-либо недостатки Работ не обнаружены.

В соответствии с вышеизложенным, у Ответчика возникло обязательство перед Истцом по оплате Гарантийной суммы, предусмотренной п. 8.1.2.1. и п. 8.1.2.2. Договора субподряда 60349, на сумму 89 645, 94 руб. В свою очередь, данное обязательство Ответчиком не исполнено, в связи с чем, сумма задолженности перед Истцом составила 89 645, 94 руб.

В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора 29.11.2018 Истец направил в адрес Ответчика письмо № Исх. 29/11-Т001, содержащее требование об оплате соответствующей суммы, однако требование истца было оставлено ответчиком без удовлетворения.

Также в обоснование заявленных требований Истец указал, что между Истцом и Ответчиком заключен Договор субподряда № 06/Т20/14-60404 от 22.10.2014.

Согласно п. 2.1. Договора субподряда 60404, в порядке и сроки, предусмотренные Договором, Субподрядчик обязуется по заданию Генподрядчика в соответствии с Техническим заданием и Технической документацией выполнить на Объекте Работы по устройству эпоксидного покрытия под фальшполами главного корпуса ПГУ-420Т ТЭЦ-20 - филиала ОАО «Мосэнерго» и передать Генподрядчику результат выполненных Работ, а Генподрядчик обязуется принять и оплатить надлежаще выполненные Работы.

Согласно п. 3.1. Договора субподряда 60404, общая цена Договора является приблизительной и составляет 312 435, 37 руб.

Согласно п. 4.1. Договора субподряда 60404, сроки выполнения Работ указаны в Графике выполнения работ: дата начала выполнения работ: 01.10.2014; дата завершения работ по Договору: 11.11.2014.

Согласно п. 8.1.2. Договора субподряда 60404, при оплате выполненных Работ Генподрядчик удерживает в счет Гарантийной суммы денежные средства из сумм соответствующих платежей, в размере 10% от суммы платежей за выполненные Работы.

Согласно п. 8.1.2.1., 50% сформированной Гарантийной суммы будут оплачены Субподрядчику после подписания Акта приемки всего объема Работ по Договору, указанного в п. 9.12. Договора, в течение 30-ти Рабочих дней с даты получения Генподрядчиком оригиналов: счета Субподрядчика с отметкой 5% - гарантийная сумма; Акта приемки всего объема Работ, подписанного Сторонами.

Согласно п. 8.1.2.2., оставшиеся 50% сформированной Гарантийной суммы будут оплачены Субподрядчику после истечения Гарантийного срока на Работы, при условии отсутствия претензий и требований со стороны Генподрядчика (и/или Заказчика), в течение 30 дней с даты предоставления Субподрядчиком соответствующего счета, выставленного после истечения Гарантийного срока.

Согласно п. 10.2. Договора субподряда 60404, Гарантийный срок на выполненные Работы начинается с даты подписания Сторонами Акта о приемке всего объема Работ по Договору согласно п. 9.12. Договора и истекает по истечение 24 месяцев с Даты ввода Объекта в эксплуатацию.

Обязательства субподрядчика, предусмотренные Договором субподряда 60404, по выполнению и сдаче работ общей стоимостью 312 435, 37 руб. полностью исполнены, что подтверждается Актом приемки всего объема работ по договору от 16.03.2016, подписанным Ответчиком без замечаний.

В соответствии с п. 10.2. Договора субподряда 60404, датой истечения Гарантийного срока по Договору является 16.03.2018. В течение действия Гарантийного срока Ответчиком в адрес Истца претензий по выполненным Работам не направлялось, какие-либо недостатки Работ не обнаружены.

В соответствии с вышеизложенным, у Ответчика возникло обязательство перед Истцом по оплате Гарантийной суммы, предусмотренной п. 8.1.2.1. и п. 8.1.2.2. Договора субподряда 60349, на сумму 31 243, 54 руб. В свою очередь, данное обязательство не исполнено Ответчиком в полном объеме, в связи с чем сумма соответствующей задолженности перед Истцом составила 18 433, 68 руб.

В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора 29.11.2018 Истец направил в адрес Ответчика письмо № Исх. 29/11-Т001, содержащее требование об оплате соответствующей суммы, однако требование истца было оставлено ответчиком без удовлетворения.

Учитывая, что материалами дела подтверждается подписание между сторонами актов выполненных работ и актов о приемке всего объема работ, предусмотренного п. 9.12 договоров, оснований для удержания 5% гарантийного платежа у Ответчика не имеется.

Доказательств погашения задолженности в добровольном порядке ответчик не представил.

Поскольку требование истца об уплате основного долга, ответчиком добровольно не удовлетворено, задолженность в размере 4 455 927 руб. 63 коп. подлежит присуждению ко взысканию с него на основании ст.ст. 309, 310, 702, 711 ГК РФ в судебном порядке.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что отсутствуют основания для выплаты гарантийных сумм по договорам субподряда, поскольку отсутствует информация о вводе объекта в эксплуатацию, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, на основании следующего.

В рассматриваемом споре сторонами в п. 10.2 договоров согласовано условие, которое зависит от действий третьих лиц (ввод объекта в эксплуатацию), что исключает его неизбежный характер.

Вместе с тем свобода условий договора может изменять правила поведения сторон гражданского оборота, предусмотренные диспозитивными положениями действующего законодательства, при этом не может изменять обязательные правила поведения, императивно установленные законом.

Ни общие нормы ГК РФ, ни специальные нормы ГК РФ о подряде не предоставляют Ответчику право на неисполнение обязательства по оплате выполненных и принятых работ.

Кроме того, Ответчиком в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности ввода в эксплуатацию объектов ввиду ненадлежащего исполнения Истцом обязательств по договорам.

Таким образом, доказательств, свидетельствующих об отсутствии оснований для возврата гарантийного удержания, Ответчиком не представлено.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что у ответчика отсутствуют сведения о подписании Актов приемки всего объема работ по договорам, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, как необоснованный, поскольку по каждому из восьми договоров сторонами были подписаны Акты приемки всего объема работ от 22.04.2016г. (т. 1 л.д. 55, 87, 150, т.2 л.д. 98, т. 3 л.д. 1, 45, 75), от 16.03.2016г. (т. 3 л.д. 106).

Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на несогласии заявителя с выводами суда первой инстанции, основанными на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка. Несогласие заявителя с оценкой судом доказательств и иное толкование им норм закона, не означает судебной ошибки (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.08.2019г. (резолютивная часть от 16.08.2019г.) по делу № А40-28966/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья Е.Е. Кузнецова

Судьи О.Н. Семикина

В.И. Тетюк

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.