ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, дом 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 09АП-60320/2020
город Москва
24.11.2020 | дело № А40-292619/19 |
резолютивная часть постановления оглашена 24.11.2020
постановление изготовлено в полном объеме 24.11.2020
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.09.2020 по делу № А40-292619/19,
по заявлению АО «Сызранский нефтеперерабатывающий завод» (ОГРН <***>)
к Департаменту городского имущества г. Москвы (ОГРН <***>)
о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги;
при участии:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 22.11.2018;
от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 15.04.2020;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 01.09.2020 (с учетом уточнений заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ) признано недействительным решение Департамента городского имущества г. Москвы № 33-5-8577/19-(0)-1 от 02.08.2019 об отказе в предоставлении АО «Сызранский нефтеперерабатывающий завод» государственной услуги «предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке» и на Департамент городского имущества г. Москвы возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества в течение месяца с даты вступления в законную силу решения суда в установленном законом порядке.
Департамент не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители Департамента и общества в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела следует, что 11.07.2019 АО «Сызранский нефтеперерабатывающий завод» через портал государственных услуг г. Москвы www.pgu.mos.ru обратилось с заявлением в Департамент городского имущества г. Москвы о предоставлении государственной услуги «предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке» в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003005:85, расположенного относительно ориентира по адресу: Москва, улица Казакова, вл. 8-8А, стр. 2.
Решением от 02.08.2019 № 33-5-78577/19-(0)-1 Департаментом городского имущества г. Москвы отказано обществу в предоставлении государственной услуги в связи с тем, что объект по адресу: Москва, улица Казакова, дом 8, стр. 2 включен в Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, утвержденный постановлением Правительства г. Москвы № 819- ПП от 11.12.2013 (п. 1599 приложения 2).
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
В соответствии с абз. 9 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
В силу п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно п. 2 ст. 39.20 Кодекса в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее – неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Согласно ст. ст. 3, 4 Закона г. Москвы от 19.12.2007 № 48 «О землепользовании в г. Москве» решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности г. Москвы, принимаются Правительством г. Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти г. Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю.
Правомочия собственника земельных участков от имени г. Москвы осуществляют Правительство г. Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти г. Москвы в соответствии с установленным порядком управления и распоряжения землями г. Москвы.
Пунктом 4.2.1. раздела 2 Положения о Департаменте городского имущества г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 20.02.2013 № 99-ПП, Департаменту городского имущества г. Москвы предоставлены полномочия по предоставлению в установленном порядке в аренду земельных участков, находящихся в собственности г. Москвы и земельных участков, находящихся на территории г. Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, правообладателям расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений для целей эксплуатации объектов капитального строительства.
Из материалов дела следует, что обществу на праве собственности принадлежат нежилые помещения в здании по адресу: Москва, улица Казакова, дом 8, стр. 2, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (ЕГРН) по состоянию на 09.05.2018.
Указанные нежилые помещения общей площадью 206,8 кв.м. приобретены заявителем у ООО «Медон» по договору купли-продажи от 20.06.1995.
Из поэтажного плана с экспликацией, выданного ТБТИ г. Москвы по состоянию на 24.04.1999 после перепланировки изменилась площадь приобретенных помещений до 182,8 кв.м.: первый этаж, помещение 1, комнаты с 1 по 17 площадью 109,2 кв.м. и второй этаж, помещение 1, комнаты с 1 по 8 площадью 73,6 кв.м.
Заявитель является собственником указанных помещений и фактически владеет ими с момента купли-продажи, помещения из его владения не выбывали (вступившее в законную силу решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.11.2018 по делу №А40-131106/2017).
Здание по указанному адресу расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003005:85, площадью 1.582 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: объекты размещения коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения (1.2.7); объекты размещения складских предприятий (1.2.9); объекты размещения организаций общественного питания (1.2.5), расположенного относительно ориентира по адресу: Москва, улица Казакова, вл. 8-8А, стр. 2.
10.05.2006 между Департаментом городского имущества г. Москвы и ЗАО «Раменита» в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003005:85 заключен договор аренды земельного участка №М-01-030629 на срок с даты государственной регистрации - с 09.08.2006 до 12.01.2031.
23.03.2007 Депратемнтом городского имущества г. Москвы заключено соглашение с ОАО «Центротрансжелезобетон» о вступлении в договор аренды с множественностью лиц на стороне арендатора от 10.05.2006 № М-01-030629.
Таким образом, в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003005 заключен договор аренды со множественностью лиц на стороне арендатора, что прямо предусматривает возможность других собственников помещений в зданиях, расположенных на указанном земельном участке, присоединяться к нему.
Здание, в котором расположены принадлежащие заявителю на праве собственности нежилые помещения, указано в договоре аренды земельного участка от 10.05.2006 № М-01-030629.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Заявителем при обращении 11.07.2019 в Департамент с заявлением представлены необходимые документы, достаточные для рассмотрения заявления в силу ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без торгов», Административным регламентом предоставления государственной услуги, утвержденным постановлением Правительства г. Москвы от 15.05.2012 № 199-ПП: запрос (заявление) на предоставление государственной услуги; документ, подтверждающий полномочие представителя действовать от имени заявителя; Устав общества; решение единственного акционера о назначении генерального директора.
По полноте представленных с заявлением документов Департаментом нарушения не установлены.
В качестве основания для отказа в предоставлении государственной услуги Департаментом указано на включение объектов недвижимого имущества в утвержденный постановлением Правительства г. Москвы от 11.12.2013 №819-ПП «Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти г. Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого использования) земельных участков» Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости.
Согласно ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом или иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил является самовольной постройкой.
В материалы настоящего дела не представлены доказательства того, что помещения, принадлежащие на праве собственности заявителю отнесены к самовольным постройкам.
Кроме того, в Перечень, утвержденный постановлением Правительства г. Москвы № 819-ПП от 11.12.2013, в п. 1599 приложения 2 включено не всё здание полностью по адресу: Москва, улица Казакова, дом 8, стр. 2, а только пристройка и надстройка.
Департаментом не представлены доказательства того, что нежилые помещения первого и второго этажа, принадлежащие заявителю на праве собственности, располагаются в пристройках и надстройках здания по адресу: Москва, улица Казакова, дом 8, стр. 2.
Следовательно, включение постановлением Правительства г. Москвы от 11.12.2013 № 819-ПП пристройки и надстройки здания по адресу: Москва, улица Казакова, дом 8, стр. 2 в Перечень и наличие судебного спора по делу № А40-117365/2019 не могут рассматриваться в качестве оснований отказа в предоставлении земельного участка в аренду собственнику помещений, права на которые не оспариваются.
Ссылка Департамента на наличие акта Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы от 14.11.2018 № 9014929 о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта, в соответствии с которым на земельном участке с кадастровым номером 77:05:0003005:85 расположен объект, принадлежащий на праве собственности третьему лицу и обладающий признаками самовольного строительства, что является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении испрашиваемой государственной услуги, отклоняется, поскольку в составе самовольно возведенных помещений, выявленных Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы в акте от 14.11.2018 № 9014929, помещения, принадлежащие заявителю, не выявлены, доказательства обратного в материалы дела не представлены.
Из содержания акта Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы следует, здание по улице Казакова, дом 8, стр. 2, 1917 года постройки, в соответствии с технической документацией ГБУ г. Москвы «МосгорБТИ» по состоянию на 2001 год. имеет площадь в размере 3.739,4 кв.м.; строительные (реконструктивные) работы по увеличению площади здания на 1.559,7 кв.м. не включают помещения, принадлежащие заявителю.
Довод Департамента об избрании заявителем неверного способа защиты нарушенного права отклоняется, исходя из того, что 22.03.2019 общество обратилось через портал государственных услуг г. Москвы www.pgu.mos.ru в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением о предоставлении государственной услуги «выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка, находящегося в г. Москве». 17.04.2019 заявителем получено решение Департамента № 33-5-32572/19- (0)-1, которым отказано в государственной услуге по причине того, что земельный участок в отношении имущества - помещения площадью 182,8 кв.м. в здании по адресу: Москва, улица Казакова, дом 8, стр. 2, ранее предоставлен не был и положения ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации к заявителю неприменимы, оформление дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от 10.05.2006 № М-01-030629 в части смены стороны не представляется возможным и указано на то, что после демонтажа объекта и исключения из перечня объектов Приложения 2 к постановлению Правительства г. Москвы от 11.12.2013 № 819-ПП для оформления земельно-правовых отношений заявителю рекомендовано обратиться в Департамента городского имущества г. Москвы за предоставлением государственной услуги «предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, сооружений, расположенных на земельном участке» в целях оформления соглашения о вступлении в договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от 10.05.2006 № М-01-030629.
Принимая во внимание тот факт, что помещения заявителя не находятся в самовольных пристройках и надстройках, следуя рекомендациям Департамента от 17.04.2019 № 33-5-32572/19-(0)-1 общество 11.07.2019 обратилось с заявлением о предоставлении государственной услуги «предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке», отказ на который и обжалуется в данном деле.
С учетом изложенного, оспариваемое решение Департамента городского имущества г. Москвы об отказе в предоставлении государственной услуги нарушает права и законные интересы заявителя, создает препятствия для осуществления им предпринимательской и экономической деятельности.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.09.2020 по делу № А40-292619/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья Т.Т. Маркова
Судьи М.В. Кочешкова
О.С. Сумина