ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-3685/2019
г. Москва Дело № А40-293810/18
13 марта 2019 года
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей:
И.В. Бекетовой, ФИО1,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания А.М. Бегзи,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Правительства Оренбургской области
на определение Арбитражного суда г. Москвы от 11.12.2018 по делу № А40-293810/18
об отказе в принятии обеспечительных мер,
принятое судьей Г.Н. Папелишвили,
по заявлению Правительства Оренбургской области
к ФАС России
третье лицо: ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург»
о признании незаконным приказа от 28.11.2018 № 1652/18
при участии:
от заявителя: ФИО2 по дов. от 11.01.2019;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен;
У С Т А Н О В И Л:
Правительство Оренбургской области (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным приказа Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС России, антимонопольный орган) от 28.11.2018 № 1652/18.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Оренбург».
Правительство Оренбургской области обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия приказа от 28.11.2018 № 1652/18 до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 11.12.2018 в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер отказано.
Не согласившись с указанным определением, Правительство Оренбургской области обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное определение отменить, принять по делу обеспечительные меры.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена судом на основании статей 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого определения проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения определения Арбитражного суда города Москвы от 11.12.2018 не имеется.
В соответствии с частью 3 статьи 199 АПК РФ, арбитражный суд при рассмотрении заявления о признании недействительным ненормативного акта может по ходатайству заявителя приостановить его действие. Данное приостановление является по своей сути обеспечительной мерой, применяемой арбитражными судами по данной категории дел. В связи с чем при рассмотрении заявлений о приостановлении действия ненормативных актов суд исходит из положений главы 8 АПК РФ.
Согласно части 2 статьи 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
При этом обеспечительные меры должны соответствовать предмету спора, то есть быть непосредственно связанными с предметом спора, необходимыми и достаточными для обеспечения исполнения судебного акта или предотвращения ущерба. При разрешении вопроса о необходимости принятия обеспечительных мер суд самостоятельно оценивает фактические обстоятельства дела и доводы, содержащиеся в ходатайстве об обеспечении иска.
В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений между сторонами.
Из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, данных в пункте 10 постановления от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер», следует, что критериями оценки доводов заявителя о принятии обеспечительных мер являются: разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон, а также оценка того обстоятельства, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 Кодекса.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер», заявитель должен обосновать, то есть аргументировать, и доказать соразмерность обеспечительных мер заявленному требованию.
Доказывание наличия обстоятельств, указанных в части 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возложено на заявителя, который должен обосновать причины обращения с заявлением об обеспечения требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и представить доказательства, подтверждающие его доводы.
В силу требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований или возражений.
Статьей 93 АПК РФ предусмотрено, что в обеспечении иска может быть отказано, если отсутствуют предусмотренные статьей 90 названного Кодекса основания для принятия мер по обеспечению иска.
При этом в абзаце 2 пункта 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъясняется, что арбитражные суды не должны принимать обеспечительные меры, если заявитель не обосновал причины обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер и не представил доказательства, подтверждающие его доводы.
Помимо представления доказательств, свидетельствующих о значительности ущерба, который может быть причинен заявителю, в соответствии с позицией, изложенной Президиумом ВАС РФ в пунктах 3, 6 Информационного письма от 13.08.2004 № 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 АПК РФ», заявителем должны быть представлены доказательства того, что приостановление действия оспариваемого решения не нарушит баланс интересов заявителя и интересов третьих лиц, публичных интересов, а также не повлечет за собой утрату возможности исполнения оспариваемого акта, при отказе в удовлетворении требования заявителя по существу спора.
Из материалов дела усматривается, что заявление Правительства Оренбургской области мотивировано тем, что оспариваемый приказ ФАС России от 28.11.2018 № 1652/18 отменяет с 01.12.2018 Постановление Правительства Оренбургской области от 25.06.2018 № 370-п, которым установлены розничные цены на природный газ, реализуемый населению Оренбургской области и предписывает Правительству Оренбургской области в срок до 01.12.2018 установить и ввести в действие новые розничные цены на природный газ, реализуемый населению.
Заявитель указывает, что нормативный правовой акт, устанавливающий новые розничные цены на газ напрямую затрагивает интересы населения области потребителей природного газа и самого субъекта РФ — Оренбургской области, поскольку расчёт цен на газ согласно приказу ФАС России приведёт к росту цен на природный газ, реализуемый населению Оренбургской области. В зависимости от вида потребления цена на газ для населения увеличится от 4% — 10%, что подразумевает удорожание в сфере ЖКХ, возложение дополнительной финансовой нагрузки на население и бюджет области. Исполнение приказа ФАС России от 28.11.2018 № 1652/18 предполагает выставление населению ежемесячных квитанций по оплате за газ по новым ценам.
При этом, как указывает заявитель, в случае признания судом приказа ФАС России от 28.11.2018№ 1652/18 незаконным розничные цены на газ для населения снова должны быть пересчитаны. В ежемесячные счета-квитанции по оплате за газ жителей области будут вноситься изменения, а бюджет области понесёт убытки и должен будет предпринимать действия по возврату необоснованно выплаченной ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» компенсации.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Изучив доводы Правительства Оренбургской области, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обращаясь с заявлением об обеспечении заявленных требований, заявитель не обосновал и не подтвердил какими-либо неопровержимыми доказательствами довод о необходимости принятия обеспечительных мер, а именно не доказал, каким образом непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, каким образам и в каком объеме причинит значительный ущерб именно заявителю.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для их переоценки. При отсутствии достаточных доказательств необходимости принятия обеспечительных мер, требование истца обоснованно не удовлетворено судом первой инстанции.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Правительства Оренбургской области, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
С учетом изложенного арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266–269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
определение Арбитражного суда г.Москвы от 11.12.2018 по делу № А40-293810/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: Т.Б.Краснова
Судьи: И.В. Бекетова
ФИО1