ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-21041/2020
г. Москва Дело № А40-295452/19
августа 2020 года
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2020 года
Постановление изготовлено в полном объеме августа 2020 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Пирожкова,
судей Н.И. Левченко, Е.Б. Расторгуева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.А. Корниенко,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ФГУП "ФТ-Центр" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02 марта 2020 года по делу № А40-295452/19 принятого по исковому заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)» (ОГРН <***>) к Публичному акционерному обществу «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ОГРН <***>), третье лицо: ФАС РФ о внесении изменений в договор о порядке использования объекта электросетевого хозяйства от 25.04.2018 №ДоПИ-510201
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: ФИО1 по доверенности от 30.12.2019
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 06.05.2020
от третьих лиц: извещено, представитель не явился
УСТАНОВИЛ:
Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)» (далее истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Публичному акционерному обществу «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее ответчик) с требованием внести изменения в договор о порядке использования объекта электросетевого хозяйства от 25.04.2018 № ДоПИ-510201 между ФГУП «ФТ-Центр» и ПАО «ФСК ЕЭС» в редакции дополнительного соглашения. Представитель истца 23.01.2020 г. уточнил предмет иска, просил внести изменения в договор в следующей части: пункт 1, подпункт 1 пункта 5 главы 3, пункта 2 6 главы 4, второй абзац пункта 8 главы 4, пункт 7 главы, пункт 13 главы 6. Таким образом Истцом заявлены требования о заключении дополнительного соглашения к договору от 25 апреля 2018 г. № ДоПИ-5102010 о порядке использования объекта электросетевого хозяйства следующего содержания:
«1. Изложить п. 1 Договора в следующей редакции: «1. По настоящему Договору ФСК в целях обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, а также единства экономического пространства в сфере обращения электрической энергии обязуется заключить с третьими лицами, устройства которых присоединены к Объекту Владельца на всех уровнях напряжения 220 кВ, 110 кВ, 10 кВ и по всем точкам присоединения, от своего имени договоры оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием принадлежащего Владельцу объекта электросетевого хозяйства, согласовывать использование (вывод из эксплуатации) указанного объекта, а также обеспечить Владельцу возврат доходов, получаемых в результате осуществления его прав, а Владелец обязуется осуществлять надлежащую эксплуатацию принадлежащего ему объекта и совершать иные действия, необходимые для обеспечения их использования при оказании услуг по передаче электрической энергии в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, воздерживаться от действий, препятствующих такому использованию, а также согласовывать с ФСК использование (вывод из эксплуатации) принадлежащего ему объекта электросетевого хозяйства.
ФСК, заключившая с третьими лицами от своего имени договоры оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием принадлежащего Владельцу объекта электросетевого хозяйства, осуществляет все права и обязанности сетевой организации, предусмотренные законодательством Российской Федерации для договоров указанного вида, и несет полную ответственность перед потребителями услуг всех уровней напряжения 220, 110, 10 кВ по передаче электрической энергии через Объект Владельца».
2. Подпункт 1) пункта 5 Договора изложить в следующей редакции: «1) заключить с третьими лицами, устройства которых присоединены к Объекту Владельца на всех уровнях напряжения 220 кВ, ПО кВ, 10 кВ и по всем точкам присоединения в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», от своего имени договоры оказания услуг по передаче электрической энергии, предусматривающие использование для оказания таких услуг Объекта, указанного в пункте 2 настоящего Договора;».
3. Изложить пункт 6 Договора в следующей редакции: «6. Цена настоящего договора определяется в соответствии с п. 5 существенных условий и состоит из:
ставки тарифа за услуги по передаче электрической энергии по электросетевому хозяйству Владельца устанавливаются ФАС России, где порядок расчета расходов Владельца, относимых на объекты электросетевого хозяйства, относящиеся к ЕНЭС, определяется следующим образом:
Уе
Ре = (Рс - Ас - НИс - НЗс) х + Ае + НИе + НЗе = Рс + НИе + НЗе,
SUMY
где:
Рс - расходы, относимые на содержание электросетевого хозяйстваВладельца, за вычетом расходов на сбыт электрической энергии, определяемые в соответствии с нормативом потерь, утвержденным Минэнерго России;
Ас - сумма амортизационных отчислений на восстановление основных производственных фондов (линий электропередачи, подстанций, трансформаторных 3 подстанций, распределительных пунктов и других объектов электросетевого хозяйства) Владельца;
НИс - налог на имущество, уплачиваемый Владельцем электросетевых объектов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;
НЗс - плата за землю, находящуюся под электросетевыми объектами, взимаемая с Владельца в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Уе - сумма условных единиц по электросетевым объектам, относимым к ЕНЭС, определяемая в соответствии с Приложением 2 к Методическим указаниям по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 21 марта 2006 г. N 56-Э/1;
SUM У - сумма условных единиц по электросетевым объектам всех уровней напряжения, определяемая в соответствии с Приложением 2 к Методическим указаниямпо расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 21 марта 2006 г. N 56-э/1;
Ае - сумма амортизационных отчислений на восстановление основных производственных фондов, относимых к ЕНЭС;
НИе - налог на имущество (основные производственные фонды), относимое к ЕНЭС;
НЗе - плата за землю, отчуждаемую под основные производственные фонды, относимые к ЕНЭС
• ставки тарифа на оплату потребителями услуги по передаче электроэнергии по ЕНЭС нормативных технологических потерь электрической энергии (мощности) в ЕНЭС, с учетом утвержденного Владельцу Объекта Минэнерго России норматива потерь.».
4. Изложить пункт 7 Договора в следующей редакции:
«7. Расчетным периодом по оплате по настоящему Договору является один календарный месяц.
В целях исполнения обязательств, установленных п. 5 настоящего Договора ФСК:
- ежемесячно в срок до 28 числа месяца, следующего за расчетным, перечисляет Владельцу в безналичном порядке на расчетный счет Владельца денежные средства в размере, определенном в порядке, установленном пунктом 8 настоящего Договора, на основании Акта об исполнении обязательств по Договору, оформленного Сторонами по форме, установленной Приложением 4 к настоящему Договору.
Стороны обязаны оформлять счет-фактуры в соответствии со ст. 168, 169 НК РФ.
Стороны ежеквартально производят сверку расчетов по настоящему Договору путем оформления Акта сверки расчетов в течение 15 дней от отчетной даты.».
5. Изложить второй абзац пункта 8 Договора в следующей редакции: • стоимости содержания Объекта, определяемой путем умножения соответствующей ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание Объекта электросетевого хозяйства, входящего в ЕНЭС, утвержденной Владельцу уполномоченным органом исполнительной власти, на величину мощности потребителей услуг по передаче электрической энергии на всех уровнях напряжения, согласованную ПАО «ФСК ЕЭС», как усредненную мощность за месяц, определяемую на основании прогнозного баланса электрической энергии, протекающей через электроустановку 220/110/10 кВ ПС «Отрадная» за период - год, предшествующий регулируемому. Результаты мощности и фиксация отпуска электрической энергии в сеть осуществляются по форме приложения № 6 к настоящему Договору и служат расчетными параметрами для следующего периода регулирования.»
6. Изложить пункт 13 Договора в следующей редакции: «13. Договор вступает в силу с момента его подписания.
Оплата по Договору начинается с момента утверждения уполномоченным органом исполнительной власти ставки тарифа на содержание Объекта, и не зависит количественных и качественных показателей и нормативов других организаций, устройства которых непосредственно присоединены к ПС 220/110/10 кВ ПС Отрадная» на всех уровнях напряжения, в связи со спецификой регулирования ставки тарифа на содержания Объекта
Стоимость услуг ПАО «ФСК ЕЭС» учитывается в выплатах ПАО «ФСК ЕЭС» за услуги сетевой организации по договору, с коэффициентом участия 10% от стоимости ставки на содержание Объекта Настоящий Договор заключается на неопределенный срок.»
Изложить приложения к Договору №4, № 5, № 6 в редакции Приложения №1, №2, №3 к настоящему дополнительному соглашению.
Настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с момента его подписания и распространяет свое действие на ранее возникшие правоотношения сторон.
Настоящее дополнительное соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из Сторон».
Исковые требования мотивированы тем, что в договоре отсутствуют существенные условия, определяющие порядок расчёта величины мощности, подлежащей оплате в пользу истца по установленным ФАС России тарифам, что приносит истцу убытки.
Решением от 02 марта 2020 года по делу А40-295452/2019 Арбитражный суд города Москвы в удовлетворении требований отказал.
Не согласившись с принятым по делу решением суда первой инстанции, представитель истца обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований истца.
Представитель истца в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика против удовлетворения доводов апелляционной жалобы возражал, решение суда считает законным и обоснованным.
Извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем публичного размещения информации по делу на официальных сайтах Девятого Арбитражного Апелляционного суда и Федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/, представители третьего лица в заседание не явились.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы апелляционной жалобы, исследовав и оценив совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, выслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не находит законных оснований для отмены или изменения оспариваемого решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25.04.2018 между ПАО «ФСК ЕЭС» и ФГУП «ФТ-Центр» заключен возмездный договор о порядке использования объекта электросетевого хозяйства от 25.04.2018 № ДоПИ-510201 в отношении Объекта ЕНЭС ПС 220/110/10 кВ «Отрадная» по оказанию услуг по передаче электрической энергии/мощности через его устройства.
Объект является федеральной собственностью и передан ФГУП «ФТ-Центр» на праве хозяйственного ведения.
Истец полагает, что в Договоре отсутствуют существенные условия, определяющие порядок расчета величины мощности, подлежащей оплате в пользу ФГУП «ФТ-Центр» по установленным ФАС России тарифам.
Отсутствие в Договоре существенных условий о порядке расчета величины мощности не позволяет достоверно определять плату за использование Объекта, подлежащую оплате ПАО «ФСК ЕЭС» в пользу ФГУП «ФТ-Центр», в связи с чем предприятие несет существенные убытки в виде некомпенсируемых расходов на эксплуатацию Объекта, в случае, если бы при заключении Договора ФГУП «ФТ-Центр» могло это разумно предвидеть, договор вообще не был бы им заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях (ст. 451 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 11 «Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации №1178 от 29.12.2011 г., для ФГУП «ФТ-Центр» был установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии (приказом ФАС РФ от 28.12.2018 № 1897/18 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой региональной (общероссийской) электрической сети, оказываемые ФГУП ТЦентр», на 2019 год установлен тариф с 01.01.2019 в размере 40 126,22 руб./МВт.мес, с 01.07.2019 в размере 155 481,61 руб/МВт.мес.) исходя из величины заявленной мощности 60,04 МВт, утвержденной ПАО «ФСК ЭС» (письмо от 19.10.2018 № М2/6/3268, приложение № 11), и стоимости эксплуатационных расходов, которые несет ФГУП «ФТ-Центр» в отношении объекта электросетевого хозяйства.
Истец пояснил, что при заключении договора ФГУП «ФТ-Центр» исходил из того, что плата по договору будет производится именно из величины мощности, равной 60,04 МВт.
После вступления Договора в силу ПАО «ФСК ЕЭС» предложило производить оплату исходя из мощности полученной потребителями по договорам энергоснабжения, в количестве 16,4 МВт/мес.
Истец указал, что указанная величина мощности не находит своего подтверждения в предоставляемых ответчиком документах.
При расчете размера оплаты исходя из вышеуказанной мощности ежемесячный платеж, составит 658 070,008 руб. за первое полугодие и 2 549 898, 40 руб. за второе полугодие, что существенно ниже суммы, на которую рассчитывало ФГУП «ФТ-Центр» при заключении Договора, при этом расчетные среднемесячные расходы по эксплуатации Объекта, утвержденные ФАС России, составляют 2 409 178, 2488 руб. в месяц за первое полугодие и 9 335 115, 8644 руб. в месяц за второе полугодие 2019 года, без учета НДС 20%.
Чистый убыток ФГУП «ФТ-Центр» при такой разнице суммы оплаты ПАО «ФСК ЕЭС» услуг ФГУП «ФТ-Центр» в 2019 году составит 51 217 954, 26 руб., без учета НДС 20%. Указанные убытки являются существенными для истца.
15.08.2019 дополнительное соглашение о внесении изменений в Договор было направлено в адрес ПАО «ФСК ЕЭС» для подписания, которое со стороны ПАО «ФСК ЕЭС» подписано не было.
13.09.2019 в адрес ПАО «ФСК ЕЭС» была направлена претензия в порядке досудебного урегулирования спора с требованием внести изменения в Договор путем подписания дополнительного соглашения к нему, вместе с тем, в согласно предоставленному ответу от 08.10.2019 № М2/1/702 ПАО «ФСК ЕЭС» сообщило, что оснований для внесения изменений в Договор не находит, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 450, 451, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации №1178 от 29.12.2011, установив, что доказательств наличия исключительного случая для внесения изменений в договор в соответствии с условиями изложенными в п.14 договора истцом не представлено, законных оснований для удовлетворения исковых требований не усмотрел.
Также суд первой инстанции правомерно не принял во внимание утверждения истца, что не заключил бы Договор, если бы знал, что оплата по Договору будет производится исходя из мощности 16,4 МВт/месс, поскольку, оплата производится в соответствии с установленным ФАС России тарифом на услуги по передаче электроэнергии и в соответствии с нормативно-правовым регулированием, что исключает возможность изменения механизма оплаты по Договору, а также истец имеет право компенсировать недополученный доход в следующем тарифном периоде, что влечет отсутствие факта несения убытков, в связи с чем, отсутствуют обстоятельства, наличие которых можно было бы квалифицировать как существенное изменение обстоятельств в смысле статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы истца со ссылкой на то, что Договор не содержит существенных условий, определяющих порядок расчёта величины мощности, подлежащей оплате в пользу ФГУП «ФТ-Центр», что не позволяет определять размер оплаты по договору с ФГУП «ФТ-Центр» и влечёт убытки истца, судом апелляционной инстанции признаются не обоснованными.
Существенные условия договора о порядке использования утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 492 «О существенных условиях и порядке разрешения разногласий о праве заключения договоров в отношении объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть».
Согласно подпункту «б» пункта 1 Существенных условий в качестве обязанности организации по управлению ЕНЭС указана обязанность обеспечивать возврат собственнику объекта доходов, получаемых в результате осуществления его прав.
Цена договора о порядке использования определяется пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и пунктом 5 Существенных условий как сумма, обеспечивающая возврат собственникам или иным законным владельцам объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, доходов, получаемых в результате осуществления их прав.
При этом плата, обеспечивающая возврат собственнику доходов, получаемых в результате осуществления его прав (включая стоимость нормативных технологических потерь электрической энергии, возникающих на объекте) и определяемых как доходы, которые он получил бы в случае самостоятельного осуществления своих прав путем оказания на возмездной договорной основе услуг по передаче электрической энергии с использованием объекта, рассчитывается исходя из установленного для собственника тарифа на услуги по передаче электрической энергии и соответствующих количественных характеристик услуг по передаче электрической энергии, оказанных организацией с использованием объекта.
Таким образом, размер платы является переменной величиной и зависит от количества фактически оказанных ПАО «ФСК ЕЭС» услуг по передаче электрической энергии с использованием рассматриваемых объектов ЕНЭС. Для оплаты по договору о порядке использования не могут применяться какие-либо иные значения мощности (количественные характеристики услуг по передаче электрической энергии), в том числе плановые, согласованные между ПАО «ФСК ЕЭС» и ФГУП «ФТ-Центр» (например, письмами, в дополнительном соглашении к договору и т. п.), отличные от количественных характеристик услуг по передаче электрической энергии, фактически оказанных потребителям услуг с использованием рассматриваемых объектов ЕНЭС.
В соответствии с пунктом 6 Договора цена Договора определяется в соответствии с пунктом 5 Существенных условий.
Пунктом 8 Договора предусмотрено, что цена Договора определяется путем сложения:
стоимости содержания объекта, определяемой путем умножения соответствующей ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание объекта, входящего в ЕНЭС, утвержденной Владельцу уполномоченным органом исполнительной власти, на величину мощности потребителей услуг по передаче электрической энергии, имеющих технологическое присоединение к сетевому хозяйству Владельца, определённую в соответствии с пунктом 15 (1) Правил;
- стоимости нормативных технологических потерь, определяемой путем умножения соответствующей ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям ЕНЭС, рассчитанной коммерческим оператором оптового рынка для расчетного периода, на объем нормативных технологических потерь за расчетный период.
К объекту ПС 220 кВ «Отрадная» присоединены объекты электросетевого хозяйства сетевых организаций на территории Новосибирской области АО «РЭС» и ООО «Энергоресурс» и энергопринимающие устройства ряда потребителей электрической энергии, в интересахкоторыхдействует АО «Новосибирскэнергосбыт».
В соответствии с пунктом 15(1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 обязательства потребителя услуг определяются в размере стоимости оказанных услуг, установленном в соответствии с указанным пунктом.
Стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется исходя из тарифа на услуги по передаче электрической энергии и объема (объемов) оказанных услуг по передаче электрической энергии.
Объем услуг по передаче электрической энергии, оказанных организацией по управлению ЕНЭС, определяется в отношении энергопринимающего устройства (в случае, если у потребителя несколько энергопринимающих устройств, имеющих между собой электрические связи через принадлежащие потребителю объекты электросетевого хозяйства (далее - совокупность энергопринимающих устройств), -в отношении совокупности энергопринимающих устройств) потребителя электрической энергии (мощности) в следующем порядке:
объем услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемых потребителем электрической энергии (мощности) по ставке, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, двухставочной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, равен произведению объема потребления электрической энергии на соответствующем уровне напряжения и норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям единой национальной (общероссийской) электрической сети, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса;
объем услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемых потребителем электрической энергии (мощности) по ставке, отражающей удельную величину расходов иа содержание электрических сетей, двухставочной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, с 1 января 2015 г. определяется в порядке, предусмотренном настоящим пунктом для определения объема услуг по передаче электрической энергии за расчетный период, оказанных прочими сетевыми организациями, а именно:
объем услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемых потребителем электрической энергии (мощности) за расчетный период по ставке, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, двухставочной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, определяется в отношении каждого уровня напряжения, по которым дифференцируется такая цена (тариф), равным среднему арифметическому значению из максимальных значений в каждые рабочие сутки расчетного периода из суммарных по всем точкам поставки на соответствующем уровне напряжения, относящимся к энергопринимающему устройству (совокупности энергопринимающих устройств) потребителя электрической энергии (мощности) почасовых объемов потребления электрической энергии в установленные системным оператором плановые часы пиковой нагрузки.
В случае если в качестве потребителя услуг по передаче электрической энергии выступает сетевая организация, объем услуг по передаче электрической энергии, оказанных другой сетевой организацией, в том числе организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, оплачиваемых потребителем услуг по ставке, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, двухставочной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, равен величине заявленной мощности, определенной в соответствии с пунктом 38 Правил.
Согласно пункту 38 Правил заявленная мощность между смежными сетевыми организациями определяется по соглашению сторон.
С учетом поступивших заявок от потребителей услуг и с тарифно-балансовыми решениями, принятыми в сводном прогнозном балансе, утвержденном ФАС России приказом от 25.12.2018 №1859/18, с потребителями услуг, присоединенными к объекту ПС 220 кВ «Отрадная», ПАО «ФСК ЕЭС» заключило договоры оказания услуг по передаче электрической энергии исходя из величины заявленной мощности по сетевым организациям, суммарно составляющей 13,992 МВт и величины планируемой к потреблению мощности по потребителям электроэнергии, составляющей 2,486 МВт - величины переменной и зависящей от фактической нагрузки.
Согласно имеющимся подходам в правоприменительной практике, в отсутствии иных данных и согласования со стороны потребителей услуг (территориальных сетевых организаций) размера величины заявленной мощности используется величина, учтенная в сводном прогнозном балансе.
Таким образом, у ПАО «ФСК ЕЭС» отсутствуют основания для применения в отношениях с потребителями услуг, услуги которым оказываются с использованием объектов ПС 220 кВ «Отрадная», иных величин заявленной мощности (количественных характеристик услуг по передаче электрической энергии).
Кроме того, следует учитывать, что в отношениях с АО «Новосибирскэнергосбыт» расчеты по передаче электрической энергии осуществляются согласно Правилам исходя из величины среднеарифметической фактической мощности, которая в среднем составляет примерно 2 МВт.
Соответственно, у ПАО «ФСК ЕЭС» отсутствует обязанность по возврату ФГУП «ФТ-Центр» доходов больше, чем стоимость фактически оказанных потребителям услуг ФГУП «ФТ-Центр» услуг по передаче электрической энергии. Применение при расчете возмещаемых ФГУП «ФТ-Центр» доходов величины мощности 60.04 МВт не обоснованно, будет являться нарушением норм права и приведет к возникновению у ПАО «ФСК ЕЭС» необоснованных расходов и возникновению у ФГУП «ФТ-Центр» неосновательного обогащения.
При этом, как верно отметил суд первой инстанции, ФГУП «ФТ-Центр» не лишен права компенсации недополученного дохода в тарифе на услуги по передаче электрической энергии в следующем тарифном периоде исходя из следующего.
ПАО «ФСК ЕЭС» заключает договоры на оказание услуг по передаче электроэнергии по ЕНЭС с учетом сводного прогнозного баланса, утверждаемого приказом ФАС России. Иные условия заключаемых договоров на оказание услуг по передаче электроэнергии по ЕНЭС (иной порядок определения количественных характеристик услуг) противоречили бы Правилам. Приказ ФАС России от 25.12.2018 №1859/18, приказ ФАС России от 28.12.2018 №1897/18 в установленном законом порядке не оспаривались.
Соответственно, Договор не может содержать условий, которые приведут к заключению договоров на оказание услуг по передаче электроэнергии по ЕНЭС в нарушение Правил, т.е. на основании большей заявленной мощности, чем указано в сводном прогнозном балансе (превышающей количественные характеристики услуг, определенные в соответствии с Правилами), равно как и ПАО «ФСК ЕЭС» не может передавать ФГУП «ФТ-Центр» денежные средства, не полученные в процессе оказания услуги по передаче электроэнергии.
Согласно п. 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации №1178 от 29.12.2011 в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).
Кроме того, согласование организацией по управлению ЕНЭС величины заявленной мощности в указанном случае не предусмотрено Законом об электроэнергетике и Существенными условиями договора о порядке использования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 492. Таким образом, в соответствии с указанными актами такое согласование не предусмотрено и не является обязательным, не используется в расчётах по Договору и ему правовое значение не придаётся.
ПАО «ФСК ЕЭС» в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике лишь обеспечивает возврат ФГУП «ФТ-Центр» тех доходов, которые ФГУП «ФТ-Центр» получило бы, если бы самостоятельно оказывало услуги по передаче электрической энергии и не было бы ограничено в своем праве в соответствии с законодательством. При этом при оказании услуг по передаче электрической энергии самостоятельно, ФГУП «ФТ-Центр» также использовало бы величины мощности, определяемые в соответствии с Правилами, с учетом сводного прогнозного баланса, как ПАО «ФСК ЕЭС» в настоящее время.
Иная оценка заявителем жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Доводы апелляционной жалобы истца не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения, кроме того, данные доводы, были предметом рассмотрения судом первой инстанции и суд оценив их в совокупности на основании статей 67 - 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал им надлежащую оценку.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для изменения или отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 02 марта 2020 года по делу
№ А40-295452/19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья: Д.В. Пирожков
Судьи: Н.И. Левченко
Е.Б. Расторгуев
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.