ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-296806/18 от 24.06.2019 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва Дело № А40-296806/18

01 июля 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2019 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,

судей Веклича Б.С., Поповой Г.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Петровым Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации

на решение Арбитражного суда города Москвы

от 09 апреля 2019 года по делу № А40-296806/18,

принятое судьей Масловым С.В.

по иску Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края

(ИНН 2719001504, ОГРН 1022700848356)

к ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление»

Министерства обороны РФ (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889)

о признании соглашения недействительным

в судебное заседание не явились стороны, извещены

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Ульчского муниципального района Хабаровского края обратилась в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ о признании заключенных между администрацией Ульчского муниципального района Хабаровского края и Министерством обороны Российской Федерации соглашений от 03.12.2018г. № 19-17тэ, от 01.02.2018г. № 16-18тэ недействительными, применении последствий недействительности сделок в отношении указанных соглашений, о взыскании с ответчика денежных средств в размере 359 129руб. 94коп., в соответствии со ст. 168 ГК РФ.

Решением суда от 09.04.2019 иск удовлетворен полностью.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда отменить, в иске отказать.

В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

В судебное заседание апелляционного суда представители сторон явку представителей не обеспечили, дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствии указанных лиц.

Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом по правилам, предусмотренным главой 34 АПК РФ.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Администрацией Ульчского муниципального района (главный распорядитель средств бюджета района) и ФГБУ «Центральное жилищноэксплуатационное управление» Министерства обороны Российской Федерации (получатель) заключены соглашения о предоставлении из бюджета Ульчского муниципального района субсидии юридическому лицу (за исключением муниципального учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу – производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг от 03.12.2017г. № 19-17тэ и от 01.01.2018г. № 16-18тэ, предметом которых является предоставление из бюджета района в 2017, 2018 г.г. субсидии в целях возмещения затрат получателя, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.

Разделом 2.2 соглашения определен размер предоставляемой субсидии в

соответствии с Порядком предоставления субсидии юридическим лицам для
возмещения убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на
тепловую энергию поставляемую населению, утвержденным постановлением
администрации Ульчского муниципального района от03 февраля 2017 г. № 160-па и постановлением Правительства Хабаровского края от 01 февраля 2008 г. № 35-пр «О возмещении убытков организациям от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, и предоставлении местным бюджетам субвенций из Краевого бюджета для возмещения организациями убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению».

Истец в целях исполнения соглашения перечислил денежные средства в сумме 359 124,94 руб., что подтверждается платежными поручениями: № 633409 от 21.03.2018 г. на сумму 87741,80 коп., № 633410 от 21.03.2018 г. на сумму 73328,72 руб., № 831643 от 04.04.2018 г. на сумму 198054,42 руб.).

Соглашения заключены на основании Постановления Администрации Ульчского района Хабаровского края от 03.02.2017г. № 160-па, которым утвержден порядок предоставления субсидий юридическим лицам для возмещения убытков, связанных с применением регулируемых цен 2 (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению.

Целями предоставления субсидий является возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляющему населению Ульчского муниципального района, в соответствии с Законом Хабаровского края от 24.11.2004г. № 222 «О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению», Законом Хабаровского края от 31.10.2007г. № 150 «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных в применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию поставляемую населению».

Как указал истец, согласно письма Министерства финансов России, компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготного тарифа на тепловую энергию (мощность) в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации не может осуществляться путем представления указанному учреждению целевой субсидии из бюджета Хабаровского края.

Письмом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края «О разъяснениях Минфина РФ» до глав муниципальных образований края доведено, что согласно письму Минфина РФ от 01.06.2018г. № 06-05-16/38116 по вопросу предоставления субсидий федеральным бюджетным учреждениям и казенным учреждениям на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых (цен) тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению данные субсидии предоставляться не могут, однако, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края поддерживает данное письмо в части предоставления субсидий казенным учреждениям.

Полагая, что соглашения не соответствует требованиям бюджетного законодательства РФ, и как следствие является недействительной сделкой, истецобратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их доказанности и обоснованности. В соответствии с пунктом 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Основанием для признания соглашения о предоставлении субсидий недействительным явилось нарушение положений статей 28, 38, 69, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пп. 55 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184- ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Согласно ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями БК РФ.

В силу ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в п.п. 6 - 8 указанной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статьей 78.1 БК РФ предусмотрен механизм предоставления субсидий (кроме субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями.

Согласно п. 1 ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

По смыслу п. 1 ст. 78.1 БК РФ следует, что целевая субсидия предоставляется учреждению органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя данного учреждения, из бюджета публично-правового образования, создавшего это учреждение.

Статьей 3 Закона Хабаровского края от 24.11.2004г. № 222 «О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению» определено, что возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, является расходным обязательством края. Финансирование расходов на возмещение убытков производится в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете.

В силу ст. 1 Закона Хабаровского края от 31.10.2007г. № 150 «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению» государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, наделяются органы местного самоуправления, в том числе Ульчского муниципального района.

Ответчик не представил доказательств, подтверждающих утверждение Правительством Хабаровского края порядка определения объема и условий предоставления субсидий по возмещению федеральным государственным бюджетным учреждениям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению.

Согласно п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка недействительна с момента ее совершения. Это правило распространяется и на признанную недействительной оспоримую сделку.

Пунктом 2 ст. 167 ГК РФ установлено, что при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что поскольку Ульчский муниципальный район не является учредителем ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации договоров аренды, требование о признании заключенных между администрацией Ульчского муниципального района Хабаровского края и Министерством обороны Российской Федерации соглашений от 03.12.2018г. № 19-17, от 01.02.2018г. № 16-18 недействительными является обоснованным.

Суд первой инстанции правомерно применил последствия недействительности соглашений от 03.12.2018г. № 19-17тэ, от 01.02.2018г. № 16-18тэ в форме возврата в бюджет Ульчского муниципального района денежных средств на общую сумму 359 129 руб. 94коп.

В соответствии со ст.ст.309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Согласно ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Доводы заявителя апелляционной жалобы ответчика рассмотрены, признаются несостоятельными.

Предоставление субсидий оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетного кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами действующего законодательства Российской Федерации. Кроме того, к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетного кодекса Российской Федерации. Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, действующее законодательство не предусматривает. Таким образом, в данном случае правоотношения по предоставлению бюджетных денежных средств являются гражданско-правовыми, к которым подлежат применению нормы гражданского законодательства, регулирующие недействительность сделок.

Законодатель не ставит вопрос о возможности признания сделки недействительной по основаниям, предусмотренным статьями 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, в зависимость от факта исполнения сторонами обязательств по такой сделке. Признание сделки, не соответствующей закону и иным правовым актам, недействительной (ничтожной) возможно и в случае ее исполнения.

Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что ответчик не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы.

С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.

В соответствии со статьями 266-271 АПК РФ, апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 09 апреля 2019 года по делу № А40-296806/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья: Т.Ю. Левина

Судьи: Б.С. Веклич

Г.Н. Попова