ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-297906/19 от 09.07.2020 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 09АП-26495/2020

г. Москва                                                                                Дело № А40-297906/19

09 июля 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2020 года

Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2020 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи    Кочешковой М.В.,

судей:

Мухина С.М., ФИО1,

при ведении протокола             

секретарем судебного заседания Омаровым А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

ООО «ИНТЕРКАРГО»

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.03.2020г. по делу №  А40-297906/19

по заявлению ООО «ИНТЕРКАРГО»

к 1. Южному таможенному управлению; 2. Федеральной таможенной службе; Новороссийской таможне;

с требованиями: 1. Признать незаконным решение Новороссийской таможни о возврате заявления о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов, формализованное в письме № 13 23/35847 от 02.11.2018 (вх. № 257 от 15.11.2018), 2. Признать незаконным решение Новороссийской таможни об отказе во внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ № 10317100/051115/0015892, формализованное в письме исх. № 13 23/38892 от 30.11.2018 (вх. № 351 от 13.12.2018), 3. Признать незаконным решение Южного таможенного управления от 07.05.2019 № 13.2-15-36 об отказе в удовлетворении двух жалоб ООО «ИНТЕРКАРГО» без даты без номера, 4. Признать незаконным решение Федеральной таможенной службы России от 05.08.2019 № 15-67/847 об отказе в удовлетворении жалобы ООО «ИНТЕРКАРГО» от 11.06.2019 исх. № 02/20/19/664.

в присутствии:

от заявителя:

ФИО2, по дов. от 23.12.2019;

от заинтересованных лиц:

1. ФИО3 по дов. от 13.01.2020; 2. ФИО4 по дов. от 19.12.2019;

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «ИНТЕРКАРГО» (далее – Заявитель, ООО «ИНТЕРКАРГО», Общество) обратилось в арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной таможенной службе России (далее – Заинтересованное лицо-1, ФТС); Южному таможенному управлению (далее – Заинтересованное лицо-2, ЮТУ, Управление); Новороссийской таможне (далее – Заинтересованное лицо-3, НТ, Таможня, таможенный орган) о признании незаконными решения Новороссийской таможни о возврате заявления о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов, формализованное в письме № 13 23/35847 от 02.11.2018г. (вх. № 257 от 15.11.2018г.); решения Новороссийской таможни об отказе во внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ № 10317100/051115/0015892, формализованное в письме исх. № 13 23/38892 от 30.11.2018г. (вх. № 351 от 13.12.2018г.); решения Южного таможенного управления от 07.05.2019г. № 13.2-15-36 об отказе в удовлетворении двух жалоб ООО «ИНТЕРКАРГО» без даты без номера; решения Федеральной таможенной службы России от 05.08.2019г. № 15-67/847 об отказе в удовлетворении жалобы ООО «ИНТЕРКАРГО» от 11.06.2019г. исх. № 02/20/19/664.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.03.2020г. в удовлетворении заявления ООО «ИНТЕРКАРГО» отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, ООО «ИНТЕРКАРГО» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.

В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представители ФТС, Управления и НТ возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Судом первой инстанции установлено, что 25.10.2018г. ООО «ИНТЕРКАРГО» на основании поручения компании FUGRO SUBSEA SERVICES LIMITED, Соединенное Королевство (вх. № 178   от   16.10.2018г.)   направило   на   Новороссийский   центральный   таможенный   пост Новороссийской таможни обращение исх. № 02/10/18 977 от 25.10.2018г. (вх. № 28913 от 30.10.2018г.) (далее - Обращение) с просьбой внести изменения (дополнения) в сведения, заявленные в ДТ № 10317100/051115/0015892.

Учитывая то обстоятельство, что Обращение Общества содержало весь объем сведений, необходимых в соответствии с таможенным законодательством для возврата (зачета) излишне уплаченных таможенных платежей, в соответствии с пунктом 13 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013г. № 289 «О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии» (далее – Порядок внесения изменений), оно подлежало рассмотрению таможенным органом также в качестве заявления на возврат (зачет).

В ответ на Обращение, Обществом было получено два решения Новороссийской таможни: о возвращении без рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов, формализованное в письме Таможни исх. № 13 23/35847 от 02.11.2018г. (вх. № 257 от 15.11.2018г.) (далее - Решение от 02.11.2018г.) и об отказе во внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ № 10317100/051115/0015892, формализованное в письме Таможни исх. № 13 23/38892 от 30.11.2018г. (вх. № 351 от 13.12.2018г.) (далее - Решение от 30.11.2018г.).

Не согласившись с вышеуказанными Решениями, Общество обжаловало их в Южное таможенное управление (далее - Управление).

В ходе рассмотрения жалоб Общества, Управление пришло к выводу о возможности их объединения и принятия по результатам их рассмотрения одного решения.

Решением от 07.05.2019г. № 13.2-15/36 (далее - Решение от 07.05.2019г.) Решения Таможни были признаны правомерными, а в удовлетворении двух жалоб Общества было отказано.

Общество, считая, что Решением от 07.05.2019г. были нарушены его права и законные интересы, обратилось в ФТС с жалобой от 11.06.2019г. исх. № 02/20/19/664.

Решением ФТС от 05.08.2019г. № 15-67/847 (вх. №145 от 14.08.2019г.) (далее - Решение от 05.08.2019г.) в удовлетворении жалобы Общества от 11.06.2019г. исх. № 02/20/19/664 было отказано.

Суд первой инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении заявления, обоснованно руководствовался следующим.

Судом первой инстанции установлено, что 05 ноября 2015 года ООО «ИНТЕРКАРГО», действующее в интересах компании FUGRO SUBSEA SERVICES LTD (Соединённое Королевство) на основании договора оказания услуг таможенного представителя от 26 октября 2015 года № 0053/03-15-023, в целях таможенного декларирования морского судна ATLANTIS DWELLER, оснащённого оборудованием для сюрвейерских работ, ввезённого для осуществления сюрвейя на российском участке газопровода «Голубой поток», и его помещения под таможенную процедуру временного ввоза, во исполнение внешнеторгового контракта от 13 июля 2015 г. № BSPC/015/2015, заключённого с компанией BLUE STREAM PIPELINE COMPANY BV (Нидерланды), на Новороссийский центральный таможенный пост Новороссийской таможни подана ДТ№ 10317100/051115/0015892. .

06          ноября 2015 года Новороссийским центральным таможенным постом Новороссийской таможни осуществлён условный выпуск указанного транспортного средства с его помещением под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) в срок до 30 ноября 2015 года с частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов без предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей.

30 октября 2018 года в Новороссийскую таможню поступило заявление ООО «ИНТЕРКАРГО» от 25 октября 2018 года № 02/10/18977 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10317100/051115/0015892, а также о возврате (зачёте) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств в размере 32 982 523,56 руб.

В обращении Общество указало на наличие оснований, предусмотренных пунктом 9 Перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, утверждённого Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 331 (далее - Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов), для предоставления компании FUGRO SUBSEA SERVICES LTD полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении морского судна ATLANTIS DWELLER, ИМО 9429742.

Письмом Новороссийской таможни от 2 ноября 2018 года № 13-23/35847 указанное заявление в части возврата (зачёта) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств возвращено ООО «ИНТЕРКАРГО» без рассмотрения.

Письмом Новороссийской таможни от 30 ноября 2018 года № 13-23/38892 ООО «ИНТЕРКАРГО» отказано во внесении изменений в ДТ№ 10317100/051115/0015892.

Не согласившись с указанными решениями, Общество обратилось в ЮТУ с жалобами, по результатам рассмотрения которых, принято решение от 7 мая 2019 года № 13.2-15/36 о признании обжалуемых решений правомерными и отказе в удовлетворении жалоб ООО «ИНТЕРКАРГО».

05 июля 2019 года из ЮТУ в порядке, предусмотренном статьёй 288 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 289-ФЗ) в ФТС России поступила жалоба ООО «ИНТЕРКАРГО» от 11 июня 2019 года № 02/20/19/664 на решения Новороссийской таможни, формализованные в письмах от 2 ноября 2018 года № 13-23/35847, от 30 ноября 2018 года № 13-23/38892, решение ЮТУ от 7 мая 2019 года № 13.2-15/36 по жалобам Общества.

Решением ФТС России от 5 августа 2019 года № 15-67/847 решение Новороссийской таможни об оставлении без рассмотрения заявления ООО «ИНТЕРКАРГО» от 25 октября 2018 года № 02/10/18977 о возврате (зачёте) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, формализованное в письме от 2 ноября 2018 года № 13-23/35847, а также решение Новороссийской таможни об отказе во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10317100/051115/0015892, формализованное в письме от 30 ноября 2018 года № 13-23/38892, признаны правомерными, в удовлетворении жалобы ООО «ИНТЕРКАРГО» от 11 июня 2019 года № 02/20/19/664 отказано.

Не согласившись с решением ФТС России от 5 августа 2019 года № 15-67/847 по жалобе Общество обжалует его и решения Новороссийской таможни, а также ЮТУ в судебном порядке.

В заявлении (вх. ФТС России от 18.11.2019г. № 60510) Общество указало, что решения таможенных органов являются незаконными, необоснованным и подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 32 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 года) (далее - Договор) в ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с ТК ЕАЭС, который вступил в силу 1 января 2018 года, регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, а также в соответствии с положениями Договора.

Согласно статье 101 Договора до вступления в силу ТК ЕАЭС таможенное регулирование в ЕАЭС осуществлялось в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. и иными международными договорами государств - членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства и входящими в соответствии со статьей 99 Договора в право ЕАЭС.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2014 года № 112 «О внесении изменений в решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года. № 54» установлено, что для целей применения решений Комиссии Таможенного союза, решений и рекомендаций Евразийской экономической комиссии, принятых до вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., под используемым в них понятием «Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза» понимается «Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза».

В соответствии с положениями пунктов 1-3 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), действовавшего на дату подачи ДТ, товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по ТН ВЭД ЕАЭС. Таможенные органы осуществляют проверку правильности заявленного декларантом кода товара по ТН ВЭД ЕАЭС и в случае выявления неверной классификации товаров осуществляют ее самостоятельно и принимают соответствующее решение по форме, определенной законодательством государств - членов ЕАЭС.

Положениями статьи 51 ТК ТС предусмотрено, что ТН ВЭД ЕАЭС утверждается Комиссией Таможенного союза и основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.

ТН ВЭД ЕАЭС и ставки Единого таможенного тарифа ЕАЭС утверждены решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года № 54.

Международной основой ТН ВЭД ЕАЭС является Гармонизированная система описания и кодирования товаров (далее - ГС).

Гармонизированная система является приложением к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, заключенной в г. Брюсселе 14 июня 1983 года (далее - Конвенция о ГС), участницей которой в том числе является Российская Федерация.

Исходя из обязательств, приведенных в статье 3 Конвенции о ГС, Договаривающаяся Сторона обязуется по отношению к своим таможенно-тарифным и статистическим номенклатурам применять Основные правила интерпретации ГС (далее - ОПИ), а также все примечания к разделам, группам, товарным позициям и субпозициям ГС, не изменять содержание разделов, групп, товарных позиций и субпозиций ГС и соблюдать порядок кодирования, принятый в ГС.

В соответствии с доводами Заявителя таможенными органами необоснованно сделан вывод о несоблюдении компанией FUGRO SUBSEA SERVICES LTD. всех условий для временного ввоза судна «ATLANTIS DWELLER» с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов;

Также Заявитель полагает несоответствующим требованиям таможенного законодательства вывод таможенных органов о том, что таможенный представитель ООО «ИНТЕРКАРГО» не является лицом, которому может осуществляться возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов;

Согласно позиции Общества обращение ООО «ИНРТЕРКАРГО» от 25 октября 2018 года № 02/10/18977 содержало все сведения, необходимые для возврата (зачета) излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных, иных платежей, в то время как требования к форме обращения таможенным законодательством не установлены. По мнению ООО «ИНТЕРКАРГО» совместно с заявлением на возврат излишне уплаченных таможенных платежей им представлены все документы, подтверждающие факт излишней уплаты сумм таможенных пошлин, налогов.

Исходя из положений пункта 2 статьи 1 ТК ЕАЭС, вступившего в силу 1 января 2018 года, таможенное регулирование в ЕАЭС осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая ТК ЕАЭС, и актами, составляющими право ЕАЭС, а также в соответствии с Договором.

В соответствии с пунктом 1 статьи 444 «Общие переходные положения» ТК ЕАЭС применяется к отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу.

На момент возникновения рассматриваемых правоотношений ТК ЕАЭС ещё не вступил в силу, поэтому применению подлежали нормы ТК ТС, при этом под используемым в международных договорах понятием «Таможенный союз» понимается «Евразийский экономический союз».

Согласно позиции Общества, компанией FUGRO SUBSEA SERVICES LTD. соблюдены все условия для временного ввоза судна «ATLANTIS DWELLER» с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.

В тоже время, согласно договору бербоут-чартера от 1 декабря 2013 года владельцем   морского  судна ATLANTIS  DWELLER  является  компания FUGRO SUBSEA AS (местонахождение - Норвегия), в то время, как компания FUGRO SUBSEA SERVICES LTD. (местонахождение - Соединённое Королевство) является фрахтователем судна.

Контракт от 13 июля 2015 года № BSPC/015/2015 на выполнение сюрвейерных работ трубопровода «Голубой поток» заключён между компанией BLUE STREAM PIPELINE COMPANY BV и компанией FUGRO SUBSEA SERVICES LTD., являющейся декларантом судна.

Согласно пункту 1 статьи 282 ТК ТС перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая его предельные сроки, определяются в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) решениями Комиссии Таможенного союза.

Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 331.

В соответствии с пунктом 9 Перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов профессиональное оборудование (за исключением оборудования, используемого для промышленного производства, упаковки товаров или для эксплуатации природных ресурсов, выполнения земляных работ, строительства и ремонта зданий, строений, сооружений и производства других подобных работ) и инструменты (в том числе вспомогательные аппараты и принадлежности) может временно ввозиться с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии, что временно ввезенное профессиональное оборудование и инструменты остаются в собственности иностранного лица, ввозятся им и необходимы ему для выполнения конкретной работы на территории Таможенного союза.

Таким образом, в настоящем случае, не соблюдены все требования пункта 9 Перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Как следует из положений Порядка внесения изменений по результатам рассмотрения обращения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, таможенный орган принимает решение об отказе во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, в случаях, предусмотренных пунктом 18 Порядка внесения изменений, или о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ.

Пунктом 18 Порядка внесения изменений определены следующие случаи, когда таможенный орган отказывает во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ:

 а)обращение или документы, представленные в соответствии с абзацем третьим пункта 12 Порядка внесения изменений, поступили в таможенный орган после истечения срока, предусмотренного статьей 99 ТК ТС;

б)не выполнены требования, предусмотренные пунктами 3, 4, 11-15 Порядка внесения изменений;

в)при проведении таможенного контроля после выпуска товаров таможенный орган выявил иные сведения, чем представленные декларантом для внесения в ДТ и указанные в обращении или в документах, представленных в соответствии с абзацем третьим пункта 12 Порядка внесения изменений.

Таможенный орган в письменной форме информирует декларанта об отказе во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ.

Учитывая, что ввоз морского судна ATLANTIS DWELLER на территорию ЕАЭС в Российскую Федерацию и соответствующие работы осуществлены иностранным лицом, не являющимся собственником данного судна, принимая во внимание приведённые нормы, Новороссийской таможней вынесено обоснованное решение об отказе во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10317100/051115/0015892.

Относительно довода Заявителя о том, что таможенный представитель ООО «ИНТЕРКАРГО» является лицом, которому может осуществляться возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, суд первой инстанции правильно указал следующее.

В соответствии со статьёй 66 ТК ЕАЭС излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с ТК ЕАЭС и (или) законодательством государств - членов.

Порядок возврата (зачёта) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов в Российской Федерации регламентирован главой 11 Федерального закона № 289-ФЗ.

В соответствии с частью 8 статьи 398 Федерального закона № 289-ФЗ положения статьи 67 Федерального закона № 289-ФЗ применяются со дня вступления в силу международного договора Российской Федерации, предусматривающего внесение изменений в приложения № 5 и № 8 к Договору. Следовательно, до внесения указанных изменений применению подлежат соответствующие положения Федерального закона о таможенном регулировании №311-Ф3.

Исходя из положений части 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон № 311-ФЗ), излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).

Согласно статье 50 ТК ЕАЭС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Пунктом 1 статьи 225 ТК ЕАЭС предусмотрено, что обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом декларации на товары.

Согласно статье 405 ТК ЕАЭС, в случае совершения таможенных операций таможенным представителем от имени декларанта таможенный представитель несёт с таким декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в полном размере подлежащей исполнению обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и при наступлении предусмотренных в соответствии с ТК ЕАЭС обстоятельств, при которых обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин подлежит исполнению, такая обязанность исполняется таможенным представителем солидарно с представляемым им лицом.

В соответствии с ТК ЕАЭС понятие «плательщик» не является равнозначным понятию «лицо, которое несёт с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов».

Учитывая вышеизложенное, таможенный представитель ООО«ИНТЕРКАРГО» не является лицом, которому может осуществляться возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов.

Обращение ООО «ИНРТЕРКАРГО» от 25 октября 2018 года № 02/10/18977 подано с несоблюдением установленной формы.

Так, согласно части 15 статьи 147 Закона № 311-ФЗ форма заявления плательщика о возврате (зачёте) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов и форма решения таможенного органа о возврате (зачёте) излишне уплаченных или излишне взысканных   таможенных   пошлин,   налогов   утверждаются   федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Форма заявления плательщика о возврате (зачёте) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств утверждена приказом ФТС России от 22.12.2010г. № 2520 «Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачёте) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачёте) денежного залога» (зарегистрирован в Минюсте России 1502.2011г. № 19839) (далее - приказ ФТС России от 22.12.2010г. № 2520).

Заявление и прилагаемые к нему документы, перечень которых указан в статье 147 Закона № 311-ФЗ, подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, не позднее трёх лет со дня их уплаты либо взыскания.

В соответствии с частью 4 статьи 147 Закона № 311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган.

Пунктом 13 Порядка внесения изменений устанавливается возможность в случае, если обращение декларанта о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров содержит сведения, необходимые в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС для возврата (зачёта) излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных, иных платежей, рассматривать обращение в качестве заявления на возврат (зачёт), если в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС возврат (зачёт) излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных, иных платежей производится по заявлению плательщика.

В настоящее время перечень сведений, указываемых в обращении о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, не содержит сведения, необходимые для возврата (зачёта) излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных, иных платежей.

Учитывая, что форма заявления ООО «ИНТЕРКАРГО» не соответствует форме, установленной приказом ФТС России от 22.12.2010г. № 2520, суд первой инстанции правильно указал, что оно не может рассматриваться в качестве заявления о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов и иных платежей.

Довод ООО «ИНТЕРКАРГО» о представлении совместно с заявлением на возврат излишне уплаченных таможенных платежей документов, подтверждающих факт излишней уплаты, также правильно отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 67 ТК ЕАЭС возврат (зачёт) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом при условии внесения в установленном порядке изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларации на товары, либо корректировки в установленном порядке сведений об исчисленных таможенных платежах в таможенном приходном ордере либо ином таможенном документе, определённом Комиссией ЕАЭС в соответствии с пунктом 24 статьи 266 ТК ЕАЭС, или в таможенных документах, указанных в пункте 4 статьи 52 и абзаце втором пункта 4 статьи 277 ТК ЕАЭС, и при соблюдении иных условий для возврата (зачёта) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, устанавливаемых законодательством государства - члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов.

Пунктом 3 статьи 112 ТК ЕАЭС предусмотрено, что после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС и (или) определяемых Комиссией ЕАЭС, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.

Положениями пункта 2 Порядка внесения изменений предусмотрено, что при внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, используется корректировка декларации на товары (далее - КДТ).

В соответствии с пунктами 4, 6 статьи 67 ТК ЕАЭС возврат (зачёт) сумм ввозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государства - члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таких ввозных таможенных пошлин.

Согласно части 2 статьи 147 Закона № 311-ФЗ к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться, в том числе документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, и документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с пунктом 12 Порядка внесения изменений для внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров декларантом представляются обращение, надлежащим образом заполненная КДТ, её электронный вид, документы, подтверждающие изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в ДТ.

Исходя из положений пункта 19 Порядка внесения изменений при отсутствии оснований для отказа во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, таможенный орган разрешает внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, и в пределах сроков, установленных абзацами вторым - четвёртым пункта 16 Порядка внесения изменений, регистрирует КДТ путём присвоения ей регистрационного номера, при этом должностное лицо производит соответствующие записи (проставляет отметки) в ДТ и КДТ.

Вместе с тем, на момент обращения ООО «ИНТЕРКАРГО» с заявлением от 25 октября 2018 года № 02/10/18977 о возврате (зачёте) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, соответствующие изменения в ДТ № 10317100/051115/0015892 внесены не были, документы, подтверждающие факт излишней уплаты сумм таможенных пошлин, налогов в распоряжение таможенного органа не предоставлены.

Частью 4 статьи 147 Закона № 311-ФЗ установлено, что при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган.

Поскольку одновременно с заявлением ООО «ИНТЕРКАРГО» о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов КДТ представлена не была, указанное заявление с комплектом документов в соответствии с частью 4 статьи 147 Закона № 311-ФЗ подлежало возвращению без рассмотрения в пределах установленных сроков.

С учетом изложенного, решения Новороссийской таможни, формализованные в письмах от 2 ноября 2018 года № 13-23/35847, от 30 ноября 2018 года № 13-23/38892, решения ЮТУ от 7 мая 2019 года № 13.2-15/36 об отказе в удовлетворении двух жалоб, решение ФТС России от 5 августа 2019 года № 15-67/847 по жалобе Общества являются законными и обоснованными.

Учитывая изложенное, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления ООО «ИНТЕРКАРГО». 

Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда города Москвы от 16.03.2020 по делу № А40-297906/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

  Председательствующий судья:                                                                  М.В. Кочешкова

Судьи:                                                                                                              С.М. Мухин

ФИО1

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.