ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-29813/20-148-150 от 14.01.2021 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва                                                       Дело № А40-29813/20-148-150

21 января 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2021 года

Полный текст постановления изготовлен 21 января 2021 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,

судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,

при участии в заседании:

от истца (заявителя) ФИО1: не явились, извещены;

от ответчика (заинтересованного лица) Московского областного УФАС России: ФИО2 (дов. № 03/5261/19 от 05.04.2019 г.);

от третьего лица АО «Мособлгаз»: ФИО3 (дов. № 12-07/1047 от 14.09.2020 г.);

рассмотрев 14 января 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу ФИО1

на решение Арбитражного суда города Москвы от 25 июня 2020 г.,

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2020 г.

по делу № А40-29813/20-148-150

по заявлению ФИО1

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской области

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 050/04/19.8.1-2782/2019 от 13 ноября 2019 г.,

третье лицо: акционерное общество «Мособлгаз»,

УСТАНОВИЛ: в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Московское областное УФАС России, антимонопольный орган) поступило заявление ФИО1 (далее – ФИО1, заявитель) с жалобой на нарушение акционерным обществом «Мособлгаз» (далее – АО «Мособлгаз», общество, третье лицо) Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 1314 (далее – Правила подключения).

По результатам рассмотрения указанного заявления Московским областным УФАС России возбуждено дело № 050/04/19.8.1-2782/2019 по признакам нарушения со стороны АО «Мособлгаз» Правил подключения.

Рассмотрев представленные материалы и сведения по заявлению ФИО1, антимонопольным органом установлено, что основным видом деятельности АО «Мособлгаз» является оказание услуг по транспортировке газа.

Таким образом, АО «Мособлгаз», осуществляя деятельность по транспортировке газа в границах присоединенных сетей газораспределения, является субъектом естественной монополии.

26 мая 2018 г. между ФИО1 (заявитель) и АО «Мособлгаз» (исполнитель) заключен договор о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сетям газораспределения № 15/210-К0361-18 (далее – договор), по условиям которого исполнитель принимает на себя обязательства по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства – жилой дом, расположенный по адресу: Московская обл., Раменский район, дп. Кратово, ул. Фаустовская, д. 16 (далее – объект капитального строительства) к сетям газораспределения, принадлежащий исполнителю на праве собственности или ином законном основании, с учетом максимальной нагрузки (часовым расходом газа, газоиспользующего оборудования, а заявитель принимает на себя обязательства по обеспечению готовности объекта капитального строительства к по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером 50:23:0020115:4613 в соответствии с условиями настоящего договора, а также оплатить услуги по подключению по подключению (технологическому присоединению) (пункт 1 договора).

Согласно пункту 2 договора подключение осуществляется в соответствии с техническими условиями на подключение по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства к сетям газораспределения по форме согласно приложению № 1 (далее – технические условия), являющимися неотъемлемой частью настоящего договора. Срок действия технических условий составляет 9 месяцев со дня заключения настоящего договора.

Пунктом 3 указанного договора (в редакции соглашения от 12 февраля 2019 г.) определено, что срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства и пуску газа устанавливается до 10 июля 2019 г.

Таким образом, АО «Мособлгаз» надлежало в срок до 10 июля 2019 г. осуществить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Московская обл., Раменский район, дп. Кратово, ул. Фаустовская, д. 16, но не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) и не ранее подписания акта о готовности.

В соответствии с Актом приемки законченного строительством объекта сети газопотребления от 04 апреля 2019 г. АО «Мособлгаз» в предусмотренный договором срок выполнило мероприятия по проектированию и строительству газопровода до границ земельного участка ФИО1

24 июня 2019 г. в адрес АО «Мособлгаз» поступило уведомление от ФИО1 о выполнении технических условий к договору и о готовности к подключению объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, дп. Кратово, ул. Фаустовская, д. 16, внутри границ земельного участка.

По результатам проведенного мониторинга выполнения ФИО1 технических условий к договору должностными лицами общества установлена неготовность газоиспользующего оборудования ФИО1 к пуску газа, о чем составлены Акты от 04 июля 2019 г. № 1 об осуществлении мониторинга выполнения заявителем технических условий в рамках договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения; от 04 июля 2019 г. визуального и измерительного контроля сварного соединения из полимерных материалов, выполненного сваркой с закладными нагревательными элементами; от 10 июля 2019 г. о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).

Так, согласно вышеуказанным актам при проведении должностными лицами АО «Мособлгаз» мониторинга исполнения заявителем технических условий выявлены недостатки, наличие которых не позволяет обществу сделать вывод о готовности газоиспользующего оборудования, принадлежащего ФИО1, к пуску газа, а именно:

- отсутствует акт приемки законченного строительством объекта сети газопотребления в эксплуатацию в соответствии с требованиями пункта 10.6.2 по форме Ж СП 62.13330.2011 «Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СПиП 42-01-2002», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 780 (далее - СП 62.13330.2011);

- отсутствует документ, подтверждающий осуществление строительного контроля (пункт 10.1.1 СП 62.13330.2011, применяется на обязательной основе);

- отсутствуют документы (сведения) об испытаниях подземного внутреннего и наземного газопроводов.

- отсутствуют документы о техническом состоянии дымоходов и вентиляционных каналов в соответствии с требованиями подпункта «б» пункта 11, подпункта «а» пункта 12 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (далее – Правила пользования газом).

При проведении визуального и измерительного контроля сварного соединения обществом были выявлены также следующие недостатки:

- внешний вид сварных соединений, выполненных при помощи деталей с закладными нагревателями, не соответствует пункту 8.16 СП 42-103-2003 «Проектирование и строительство газопроводов из полиэтиленовых труб и реконструкция изношенных газопроводов» (одобрен постановлением Госстроя Российской Федерации от 26 ноября 2003 г. № 195» (далее – СП 42-103-2003): трубы за пределами соединительной детали имеют следы механической обработки (зачистки); индикаторы сварки деталей должны находиться в выдвинутом положении; по периметру детали не должно быть следов расплава полиэтилена, возникшего в процессе сварки, что не соответствует пункту 8.16 СП 42-103-2003, а также угол излома сваренных труб или трубы и соединительной детали не должен превышать 5° - не соответствует пункту 7.97 СП 42-102-2004 и пункту 8.16 СП 42-103-2003.

Выявлены также следующие дефекты: ширина и высота шва не соответствует нормативным документам, поры на поверхности швов, подрезы по периметру сварных швов, смещение кромок, брызги в околошовной зоне, непровары пункт 7.97 СП 42-102-2004, ГОСТ 16037-80 (пункт 3 табл. № 1).

Таким образом, выявленные нарушения не позволяют обеспечить безопасность при подключении внутридомового оборудования объекта к сетям газораспределения, поскольку оценка качества сварных соединений сетей газораспределения показала их непригодность для пуска газа.

Согласно заключению эксперта по оценке требований нормативных правовых актов, строительных норм и правил Российской Федерации, предъявляемых к созданию (строительству) сети газопотребления, монтажу газоиспользующего оборудования, а также документов, подтверждающих готовность сети газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) к сетям газораспределения применительно к объекту индивидуального жилищного строительства, садовому дому (далее –  заключение эксперта) от 11 ноября 2019 г., подготовленного обществом с ограниченной ответственностью «ТЕХИННОВАЦИЯ» (далее – ООО «ТЕХИННОВАЦИЯ», экспертом ФИО5, отсутствие исполнительной (технической) документации не позволит газораспределительной организации проверить и сделать заключение о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению, тем самым гарантировать безопасность в момент подключения сети газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома) и дальнейшего его использования (эксплуатации) для неопределенного круга лиц.

Непосредственно пуск газа должен осуществляться только после проверки готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению), в том числе на предмет соблюдения безопасности при использовании сети газопотребления и газоиспользующего оборудования, что невозможно сделать, если заявителем не представлена исполнительно-техническая документация, подтверждающая соответствие материалов и технологии строительства сети газопотребления, установки газоиспользующего оборудования требованиям технических регламентов, строительных норм и правил.

На основании изложенного антимонопольный орган пришел к выводу о том, что ФИО1 обязанность по оформлению исполнительно-технической документации на сети газопотребления и газоиспользующее оборудование для осуществления мероприятий по фактическому их подключению к сетям газораспределения не выполнены в установленные договором срок и об отсутствии в действиях АО «Мособлгаз» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

13 ноября 2019 г. по результатам рассмотрения материалов административного дела об административном правонарушении № 050/04/19.8.1-2782/2019, возбужденного в отношении АО «Мособлгаз», Московским областным УФАС России принято постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Считая свои права нарушенными, ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Московскому областному УФАС России о признании незаконным указанного постановления.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО «Мособлгаз».

Решением Арбитражного суда Московской области от 25 июня 2020 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2020 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе ФИО1 просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, ссылаясь на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившегося в невыполнении мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Московская обл., Раменский район, дп. Кратово, ул. Фаустовская, д. 16, к сетям газораспределения.

В отзыве на кассационную жалобу АО «Мособлгаз» просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.

Отзыв на кассационную жалобу от Московского областного УФАС России не поступил.

В заседании кассационной инстанции представитель Московского областного УФАС России и АО «Мособлгаз» с доводами кассационной жалобы не согласились.

ФИО1 в заседание кассационной инстанции не явилась.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.

В соответствии с пунктом 88 Правил подключения мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем, а мероприятия по подключению (технологическому присоединению) до границы земельного участка осуществляются исполнителем, кроме случаев, указанных во втором предложении подпункта «а» пункта 83, абзаце втором настоящего пункта и в пункте 112 настоящих Правил.

Заявитель вправе обратиться к исполнителю с просьбой осуществить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ его земельного участка. В этом случае исполнитель в течение 10 рабочих дней после дня получения письменного обращения направляет заявителю расчет размера платы за подключение (технологическое присоединение) в пределах границ земельного участка заявителя, величина которой устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Согласно подпункту «н» пункта 83 указанных правил договор о подключении содержит следующие, в том числе существенные условия: порядок осуществления исполнителем мониторинга исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения и порядок выдачи исполнителем необходимых рекомендаций в связи с осуществлением такого мониторинга.

Пунктом 97 Правил подключения установлено, что мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя: а) разработку исполнителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении; б) разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; в) выполнение заявителем и исполнителем технических условий; г) мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий; д) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении).

В пункте 98 Правил подключения установлены обязанности исполнителя, согласно которым исполнитель обязан:

а) осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения;

б) осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. № 713 «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения»;

в) осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности, указанного в подпункте «б» настоящего пункта), если эта обязанность в соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя;

г) по запросу заявителя не позднее 10 дней со дня получения запроса направить заявителю информацию о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению);

д) не позднее 20 рабочих дней до даты подключения (технологического присоединения), определенной в договоре о подключении, уведомить заявителя об окончании срока действия договора о подключении.

Обязанности заявителя установлены пунктом 100 Правил подключения, которым установлено, что заявитель обязан:

а) выполнить установленные в договоре о подключении условия подготовки сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению;

б) при мониторинге исполнителем выполнения заявителем технических условий о присоединении в соответствии с подпунктом «б» пункта 98 настоящих Правил представить исполнителю раздел утвержденной в установленном порядке проектной документации (1 экземпляр), включающий в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации);

в) в случае внесения изменений в проектную документацию, влекущих изменение указанной в договоре о подключении максимального часового расхода газа, в срок, оговоренный в договоре о подключении, направить исполнителю предложение о внесении соответствующих изменений в договор о подключении. Изменение заявленного максимального часового расхода газа не может превышать величины, указанной в технических условиях;

г) обеспечить доступ к объектам капитального строительства исполнителя для мониторинга выполнения заявителем технических условий;

д) внести плату за технологическое присоединение в размере и сроки, которые установлены договором о подключении.

Согласно пункту 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. № 549 (далее – Правила № 549), внутридомовое газовое оборудование в домовладениях - это находящиеся в пределах земельного участка, на котором расположено домовладение, газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до газоиспользующего оборудования, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в одно домовладение, индивидуальные баллонные установки сжиженных углеводородных газов, газоиспользующее оборудование, технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений и приборы учета газа.

Пунктом 14 Правил № 549 предусмотрено, что в случае если первая фактическая подача газа абоненту-гражданину имела место до оформления договора, такой договор считается заключенным с момента первого фактического подключения внутридомового газового оборудования в установленном порядке к газораспределительной (присоединенной) сети.

В соответствии с пунктом 7 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. № 870, «сеть газопотребления» - это единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные и внутренние газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, газоиспользующее оборудование, размещенный на одной производственной площадке и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления, до отключающего устройства перед газоиспользующим оборудованием.

Действия, связанные с нарушением субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о законности оспариваемого постановления, поскольку в действиях АО «Мособлгаз» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

При этом судами установлено, что выявленные должностными лицами в ходе проведенного мониторинга нарушения не позволяли обеспечить безопасность при подключении внутридомового газового оборудования объекта к сетям газораспределения ввиду неготовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению сторонами в связи с не подписанием акта о готовности объекта и, соответственно, АО «Мособлгаз» не имело право согласно требованиям Правил подключения осуществить фактическое присоединение объекта к сети газораспределения.

Отклоняя довод ФИО1 о незаконности требований общества по предоставлению документов, указанных в письме от 09 июля 2019 г. № 521 (представление договора внутридомового газового оборудования и акта обследования дымовых вентиляционных каналов), суды указали на то, что заключение Договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования является обязательным условием при газоснабжении домовладения.

При этом в силу действующих Правил подключения отсутствие такого договора не может являться основанием для отказа в завершении технологического присоединения.

Так, 10 сентября 2019 г. ФИО1 в рамках исполнения договора о подключении от 26 мая 2018 г. № 15/210-К0361-18 представлены документы, а именно: Договор на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования от 01 августа 2019 г., Акт оборудования дымовых и вентиляционных каналов от 01 сентября 2019 г. и копии паспортов и сертификатов на газоиспользующее оборудование и материалы.

Документы, подтверждающие устранение недостатков по сварным соединениям сетей газопотребления, проверке их герметичности заявителем АО «Мособлгаз» представлены не были, а в представленных документах были выявлены замечания, которые были доведены до сведения ФИО1 письмом от 09 октября 2019 г. № 2857-ОГ/Р.

Судами также принято во внимание на то, что требуемые АО «Мособлгаз» документы были представлены ФИО1 за пределами срока подключения объекта к сети газораспределения, указанного в договоре.

Следовательно, в действиях АО «Мособлгаз» отсутствуют нарушения Правил подключения, выразившееся в невыполнении мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства к сетям газораспределения и действовало в соответствии с требованиями Правил подключения.

Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.

Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств по делу, в связи с чем в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.

Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 25 июня 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2020 г. по делу № А40-29813/20-148-150 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий-судья                                                 Е.ФИО6

Судьи                                                                                                         Р.Р.Латыпова

                                                                                                          Е.Е.Шевченко