ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-30332/20 от 11.01.2021 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, дом 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 09АП-67538/2020

город  Москва

22.01.2021

дело № А40-30332/20

резолютивная часть постановления оглашена 11.01.2021

полный текст постановления изготовлен  22.01.2021

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Алексеевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Р.И.М. Партнерз Нетворк» на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.10.2020

по делу № А40-30332/20

по заявлению ООО «Р.И.М. Партнерз Нетворк» (ОГРН <***>)

к ИФНС России № 15 по г. Москве (ОГРН <***>)

о признании недействительными актов;

при участии:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 16.06.2020;

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 31.12.2020;

установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.10.2020 в удовлетворении заявленных ПАО «Р.И.М. Партнерз Нетворк» требований (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ) о признании недействительными решения от 01.10.2019 № 13-08/858278924 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки; решения от 01.11.2019 № 13-08/124/2 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки; решения от 09.01.2020 № 13-08/1 о продлении сроков рассмотрения материалов налоговой проверки; письма ИФНС России № 15 по                         г. Москве от 17.01.2020 № 13-11/003569, направленного в адрес Частного учреждения «Русатом Международная сеть»; письма ИФНС России № 15 по г. Москве от 17.01.2020 № 13-11/003629, направленного в адрес ООО «Солар секьюрити»; письма ИФНС России № 15 по г. Москве от 17.01.2020 № 13-11/003640, направленного в адрес Государственной Третьяковской галереи; а также все иные, не известные обществу документы, свидетельствующие о проведении ИФНС России № 15 по г. Москве мероприятий налогового контроля за рамами периодов, указанных в справке от 23.01.2019 № 13-08/1565 и дополнении от 07.08.2019 № 13-08/124/Д для целей использования их результатов при вынесении одного из решений, предусмотренных           п. 7 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения акта от 25.03.2019 № 13-08/124; об обязании ИФНС России № 15 по г. Москве по результатам выездной проверки ООО «Р.И.М. Партнерз Нетворк», проведенной на основании решения от 31.03.2018 № 13-18/1149, вынести незамедлительно одно из решений, предусмотренных п. 7 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации, отказано.

Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.

Представители общества и налогового органа в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.

  Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в период с 31.03.2018 по 23.01.2019 налоговым органом в отношении ООО «Р.И.М. Партнерз нетворк» ИНН <***> на основании решения от 31.03.2018 № 13-08/1149 проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты всех налогов и сборов за 2015- 2017, о чем составлена справка о проведенной выездной проверки от 23.01.2019 № 13-08/1565.

Заявитель полагает, что одно из решений, предусмотренных п. 7 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения акта налоговой проверки от 25.03.2019 № 13-08/124, других материалов налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля проведенных на основании решения от 17.06.2019 № 13-08/1149/1, должно быть принято руководителем (заместителем руководителя) ИФНС России № 15 по г. Москве не позднее 18.09.2019.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает на бездействие ИФНС России № 15 по г. Москве, выразившимся в неисполнении обязанности, предусмотренной п. 1, п. 6.1, п. 7 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации; решения ИФНС России № 15 по г. Москве об отложении рассмотрения материалов проверки в связи с неявкой лица, участие которого необходимо для их рассмотрения от 02.12.2019 № 13-08/19, от 10.02.2020 № 13-08/4 и от 10.03.2020 № 13-08/5, по мнению общества, не соответствуют пп. 5 п. 3, абз. 4 п. 2 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не связаны с необходимостью обеспечения явки лица, участие которого необходимо для рассмотрения материалов налоговой проверки; решения ИФНС России № 15 по г. Москве о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки от 01.10.2019 № 13-08/858278924, от 01.11.2019 № 13-08/124/2 и от 09.01.2020 № 13-08/1 не соответствуют п. 1 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку указанной нормой налоговым органам предоставлено право продлять срок рассмотрения материалов налоговой проверки лишь на месяц, тогда как суммарный срок продления рассмотрения материалов выездной проверки на основании данных решений превысил три месяца; решения инспекции о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки от 01.10.2019 № 13-08/858278924, от 01.11.2019 № 13-08/124/2, от 09.01.2020 № 13-08/1 составлены налоговым органом по форме, утвержденной Приложением № 3 к приказу ФНС России от 07.05.2007 № ММ-3-06/281@. Вместе с этим в соответствии с п. 1 приказа ФНС России от 15.01.2019               № ММВ-7-2/11@ приказ ФНС России от 07.05.2007 № ММ-3-06/281@ признан утратившим силу; письма ИФНС России № 15 по г. Москве от 17.01.2020 № 13- 11/003569, от 17.01.2020 № 13-11/003629 и от 17.01.2020 № 13-11/003640, направленные в адрес Частного учреждения «Русатом Международная сеть»,                   ООО «Солар секьюрити» и Государственной Третьяковской галереи, по мнению общества, не соответствуют п. п. 1, 2 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушают требования п. 2 ст. 102 Кодекса, поскольку направлены вне установленных Налоговым кодексом Российской Федерации процедур, регламентирующих порядок истребования документов и информации о проверяемом налогоплательщике, а также распространяют в отношении него сведения, составляющие налоговую тайну; указанными ненормативными актами, ИФНС России № 15 по г. Москве нарушены общие принципы недопустимости избыточного и не ограниченного по продолжительности применения мер налогового контроля в отношении налогоплательщика, сформулированные в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 16.07.2004 № 14-П, постановлении Президиума Высшего Арбитражного Российской Федерации от 18.03.2008 № 130084/07 и в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2018 № 305-КГ17-19973 по делу № А40-230080/2016; оспариваемые обществом ненормативные акты ИФНС России № 15 по г. Москве, по его мнению наносят вред деловой репутации общества; ограничивают права общества, установленные пп. 12 п. 1 ст. 21 и ст. 137 Налогового кодекса Российской Федерации, на обжалование оконченной выездной налоговой проверки.

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения акта налоговой проверки, других материалов налоговой проверки, в ходе которых выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленных проверяемым лицом (его представителем) письменных возражений по указанному акту руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 Кодекса, принимает одно из решений, предусмотренных п. 7 настоящей статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В случае принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения должны быть также рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6.1 настоящей статьи, принимается одно из решений, предусмотренных п. 7 настоящей статьи (абз. 2 п. 1 ст. 101 НК РФ).

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений п. п. 6, 6.1 ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговый орган обязан обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления. Ознакомление с такими материалами осуществляется путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий. По окончании ознакомления составляется протокол в соответствии со ст. 99 Налогового кодекса Российской Федерации (абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ).

Согласно п. 6 ст. 101 Кодекса в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения.

В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со ст. ст. 93, 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

В силу п. 6.1 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, указанного в соответствующем решении налогового органа, вправе представить в этот налоговый орган письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или в части. При этом налогоплательщик вправе представить к письменным возражениям документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Согласно п. 38 постановления № 57, поскольку ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрены порядок и сроки направления лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка, материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, а также не установлен срок для направления данным лицом возражений на такие материалы, судам необходимо исходить из того, что применительно к положениям п. п. 5, 6 ст. 100 Кодекса налоговым органом направляются такому лицу (его представителю) эти материалы, а лицо (его представитель) вправе представить налоговому органу свои возражения.

В случае не направления налоговым органом лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка, материалов дополнительных мероприятий налогового контроля суд с учетом положений п. 14 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации оценивает существенность данного нарушения.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из соответствия действий органа налогового контроля, связанных с проверочными мероприятиями налогового контроля, что не привело к нарушению прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности и                     не относится к нарушениям существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, влекущим безусловную отмену решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции исходя из доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены судебного акта, по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что на основании решения от 31.03.2018 № 13-08/1149 о проведении выездной налоговой проверки инспекцией в период с 31.03.2018 по 23.01.2019 (с учетом приостановлений проведения выездной налоговой проверки) проведена выездная налоговая проверка общества по всем налогам и сборам за период с 01.01.2015 по 31.12.2017, по страховым взносам за период с 01.01.2017 по 31.12.2017.

По результатам проведения выездной налоговой проверки составлен акт налоговой проверки от 25.03.2019 № 13-08/124, полученный генеральным директором общества 29.03.2019, что подтверждается письмом от 08.04.2019.

Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 28.03.2019 № 13-08/17 (назначено на 14.05.2019) получено заявителем 29.04.2019.

25.04.2019 обществом представлены в инспекцию возражения на акт налоговой проверки.

Инспекцией в связи с представленными возражениями и необходимостью проведения их оценки принято решение от 14.05.2019 № 13-08/1149/1 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки до 14.06.2019.

Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 14.05.2019 № 13-08/17/1 (назначено на 14.06.2019) направлено заявителю по ТКС 14.05.2019.

По результатам рассмотрения материалов проверки 14.06.2019 инспекцией принято решение от 17.06.2019 № 13-08/1149/1 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в срок до 17.07.2019, которое получено обществом по ТКС 18.06.2019.

По результатам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля инспекцией составлены дополнения к акту проверки от 07.08.2019 № 13- 08/124/Д, полученные с извещением о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 07.08.2019 № 13-08/745 (назначено на 06.09.2019), представителем заявителя 14.08.2019.

03.09.2019 обществом представлены возражения на дополнения к акту проверки от 07.08.2019.

06.09.2019 на рассмотрении материалов налоговой проверки в связи с полученными дополнительными результатами обществу вручены дополнения к акту проверки от 05.09.2019 № 13-08/124/Д/2).

В связи с представленными возражениями, а также составлением и вручением дополнения к акту проверки от 05.09.2019, представлением обществу возможности ознакомления с дополнениями и представлением возражений, инспекцией принято решение от 06.09.2019 № 13-08/124/1 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки до 01.10.2019, направленное с извещением о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 06.09.2019 № 13-08/746 (назначено на 01.10.2019), заявителю по ТКС 13.09.2019.

27.09.2019 обществом представлены возражения на дополнение к акту проверки от 05.09.2019.

В связи с представленными возражениями на дополнения к акту проверки от 05.09.2019 инспекцией принято решение от 01.10.2019 № 13-08/858278924 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки до 01.11.2019, получено заявителем с извещением от 01.10.2019 № 13-08/750 о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, назначенном на 01.11.2019, по ТКС 03.10.2019.

18.10.2019 и 31.10.2019 заявителем представлены дополнительные возражения на акт проверки и заявление о приобщении документов к материалам проверки.

В связи с представленными дополнительными возражениями инспекцией принято решение от 01.11.2019 № 13-08/124/2 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки до 02.12.2019, направленное заявителю с извещением от 01.11.2019 № 13-08/881355767 о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки (назначено на 02.12.2019), по ТКС 01.11.2019.

29.11.2019 обществом представлены дополнительные возражения на акт проверки и результаты дополнительных мероприятий налогового контроля.

Инспекцией принято решение от 02.12.2019 № 13-08/19 об отложении рассмотрении материалов налоговой проверки на 09.01.2020 в связи с неявкой лица, участие которого необходимо для их рассмотрения, получено заявителем с извещением от 02.12.2019 № 13-08/8987 о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки (назначено на 09.01.2020) по ТКС 03.12.2019.

В связи с получением множества возражений на акт проверки и дополнениям к акту проверки с приложением документов, подтверждающих обоснованность возражений, в значительном объеме и (или) при наличии иных объективных обстоятельств, затрудняющих их немедленную оценку, а также проверки представленных доводов инспекцией принято решение от 09.01.2020 № 13-08/1 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки до 10.02.2020, получено заявителем с извещением от 09.01.2020 № 13-08/7 о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки (назначено на 10.02.2020) по ТКС 10.01.2020.

Однако представитель общества на рассмотрение материалов в указанный день не явился.

Инспекцией принято решение № 13-08/4 от 10.02.2020 об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки на 10.03.2020 в связи с неявкой лица, участие которого необходимо для их рассмотрения, полученное с извещением о времени и месте рассмотрения материалов проверки от 10.02.2020 № 13-08/929 по ТКС 11.02.2020.

Следует отметить, что в соответствии с позицией, изложенной в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9.06.2009 № ВАС-6921/09, нарушение сроков проведения выездной налоговой проверки не является безусловным основанием, влекущим отмену решения по ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

В случае если судом не установлены нарушения процедуры проведения налоговой проверки и вынесения решения, являющихся в соответствии со ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения налогового органа, то нарушение срока проведения налоговой проверки                  не отнесено Налоговым кодексом Российской Федерации к существенным условиям, нарушение которых является основанием для отмены судом решения налогового органа.

Доводы общества судом отклоняются, поскольку приведенные обстоятельства не могут рассматриваться в качестве нарушающих права налогоплательщика.

Из материалов следует, что общество ознакомлено с материалами выездной налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля, заявителю предоставлена возможность на представление соответствующих возражений по результатам проведенных мероприятий налогового контроля, в том числе, дополнительных.

Кроме того, заявитель надлежащим образом извещен о датах рассмотрения материалов налоговой проверки и результатах их рассмотрения и дополнительных мероприятий налогового контроля и результатах их рассмотрения на основании извещений о вызове.

Налоговым органом соблюдены права общества в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Действия инспекции направлены на обеспечение возможности участия налогоплательщика в рассмотрении материалов проверки, дачи объяснений по составленным дополнениям к акту проверки и вынесения объективного решения с учетом проверки всех доводов налогоплательщика, изложенных в письменных возражениях по акту и дополнениям к акту.

Доводы налогоплательщика об уклонении налогового органа от исполнения своих прямых обязанностей по рассмотрению материалов выездной налоговой проверки общества по существу и вынесению по результатам указанного рассмотрения решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, отклоняются, поскольку опровергаются материалами дела.

Процедура рассмотрения материалов налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля проведена в соответствии со ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

В части довода налогоплательщика о неправомерности действий должностных лиц налогового органа, а также их противоречие действующему законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах подтверждается составленными решениями о продлении сроков рассмотрения материалов налоговой проверки следует отметить, что использование формы решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки, утверждённой приложением № 3 к приказу ФНС России от 07.05.2007 № ММ-3-06/281 @, утратившим силу, не является существенным нарушением и в соответствии со ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации                 не нарушает права и законные интересы налогоплательщика на участие в назначенных рассмотрениях и не может являться основанием для отмены решений от 14.05.2019, 06.09.2019, 01.10.2019, 01.11.2019, 09.01.2020, а также результатов налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля.

При этом, суть и содержание основных положений решений о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки по форме Приложения № 3 к приказу ФНС России от 07.05.2007 № ММ-3-06/281@ и по актуальной форме Приложения № 8 к письму ФНС России от 15.01.2019 N ЕД-4-2/356@ существенно не отличается и одинаково информирует налогоплательщика о факте продления срока рассмотрения и его основаниях.

Кроме того, до подачи налогоплательщиком жалобы от 29.01.2020 у общества  не возникало вопросов, жалоб и предложений в части использования указанной формы.

Указанная жалоба решениями № 21-10/053259 от 18.03.2020 УФНС по г. Москве оставлена без удовлетворения, ФНС России № КЧ-4-9/9493 от 09.06.2020 оставлена без удовлетворения.

Доводы заявителя о незаконности вынесения решений о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки более чем на 1 месяц, отклоняются, поскольку как указано выше нарушение срока рассмотрения материалов проверки                 не является основанием для признания оспариваемых решений недействительными,           не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем сроки совершения указанных действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

Доводы налогоплательщика о превышении сотрудниками ИФНС России № 15 по г. Москве, предоставленных им должностных полномочий, отклоняются, исходя из положений ст. ст. 11, 32, 82, 90 Налогового кодекса Российской Федерации.

Проведение допросов свидетелей вне рамок налоговой проверки, но в соответствии со ст. 90 Налогового кодекса Российской Федерации является правомерным.

Доказательств того, что действиями налогового органа по проведению налоговой проверки каким-либо образом нарушены права и законные интересы налогоплательщика, в материалы дела не представлено.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со            ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

  Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

            Решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.10.2020 по делу № А40-30332/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья                                                      Т.Т. Маркова

Судьи                                                                                               М.В. Кочешкова

                                                                                                                      О.С. Сумина