ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-303505/18 от 19.03.2019 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

21 марта 2019 года

Дело № А40-303505/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2019 года

Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2019 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Каменской О.В.,

судей Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.,

при участии в заседании:

от заявителя: не явился, извещен;

от ответчика: не явился, извещен;

рассмотрев   19 марта 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «БАЛТИК ЭКСПО»

на определение об отказе в принятии искового заявления (заявления) от 21 декабря 2018 года

Арбитражного суда города Москвы,

принятое судьей Полукаровым А.В.

на постановление от 13 февраля 2019 года

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Пронниковой Е.В., Захаровым С.Л., Москвиной Л.А.,

по делу № А40-303505/18,

по заявлению ОАО "БАЛТИК ЭКСПО"

к 1) Правительству Российской Федерации, 2) Председателю Правительства Российской Федерации ФИО1, 3) Директору Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства Российской Федерации ФИО2, 4) Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, 5) Директору Департамента ценообразования и градостроительного зонирования ФИО3

о признании незаконными действий,

УСТАНОВИЛ:

ОАО "БАЛТИК ЭКСПО" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными действий Директора Департамента ценообразования и градостроительного зонирования Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ ФИО3, выразившиеся в отказе: отменить "красные линии", проходящие по земельному участку с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. м в <...>, "Чертежа красных линий", ранее утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 05 сентября 2014 года N 1735-р "Об утверждении основной части проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45000 зрительских мест, финансирование строительства которого предусмотрено за счет средств федерального бюджета", внести изменения, соответствующие п. 1 настоящего обращения, в Распоряжение Правительства РФ от 05 сентября 2014 года N 1735-р "Об утверждении основной части проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45000 зрительских мест, финансирование строительства которого предусмотрено за счет средств федерального бюджета" и соответственно внести соответствующие изменения в "Чертеж красных линий", ранее утвержденный данным Распоряжением Правительства РФ, признании незаконными бездействий, допущенных Правительством РФ в лице Председателя Правительства РФ ФИО1 и Директора Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства Российской Федерации ФИО2, а также допущенного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Директором Департамента ценообразования и градостроительного зонирования ФИО3, выразившихся в ненадлежащем рассмотрении: обращения ОАО "БАЛТИК ЭКСПО" 10.09.2018, поданного в Правительство РФ на имя Председателя Правительства РФ ФИО1, в незаконном непринятии мер, направленных на восстановление и защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов ОАО "БАЛТИК ЭКСПО" в ответ на обращение от 10.09.2018, в том числе в непринятии следующих мер: не отменили "красные линии", проходящие по земельному участку с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. м в <...>, "Чертежа красных линий", ранее утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 05 сентября 2014 года N 1735-р "Об утверждении основной части проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45000 зрительских мест, финансирование строительства которого предусмотрено за счет средств федерального бюджета"; не внесли изменения, соответствующие п. 1 настоящего обращения, в Распоряжение Правительства РФ от 05 сентября 2014 года N 1735-р "Об утверждении основной части проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45000 зрительских мест, финансирование строительства которого предусмотрено за счет средств федерального бюджета" и соответственно внести соответствующие изменения в "Чертеж красных линий", ранее утвержденный данным Распоряжением Правительства РФ, возложении на Правительство РФ в лице Председателя Правительства РФ ФИО1 и Директора Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства Российской Федерации ФИО2, а также Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Директора Департамента ценообразования и градостроительного зонирования ФИО3 Викторовну обязанности принять меры, предусмотренные законом, а именно: принять меры, направленные на восстановление и защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов ОАО "БАЛТИК ЭКСПО" в ответ на обращение от 10.09.2018, в том числе путем возложения на вышеуказанных лиц обязанности в течение определенного судом срока совершить следующие конкретные действия: отменить "Красные линии", проходящие по земельному участку с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. м в <...>, "Чертежа красных линий", ранее утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 05 сентября 2014 года N 1735-р "Об утверждении основной части проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45000 зрительских мест, финансирование строительства которого предусмотрено за счет средств федерального бюджета", внести изменения, соответствующие п. 1 настоящего обращения, в Распоряжение Правительства РФ от 05 сентября 2014 года N 1735-р "Об утверждении основной части проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45000 зрительских мест, финансирование строительства которого предусмотрено за счет средств федерального бюджета" и соответственно внести соответствующие изменения в "Чертеж красных линий", ранее утвержденный данным Распоряжением Правительства РФ.

Определением суда от 21 декабря 2018 года в принятии заявления ОАО "БАЛТИК ЭКСПО", оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 февраля 2019 года отказано.

Отказывая в принятии заявления, суды исходили из того, что согласно п. 1 ч. 1 ст. 127.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление не подлежат рассмотрению и разрешению в арбитражном суде.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Московского округа с настоящей кассационной жалобой. Просит судебные акты отменить и рассмотреть по существу вопрос о принятии заявления к рассмотрению арбитражного суда города Москвы.

Кассационная жалоба мотивирована тем, что судами нарушены нормы материального и процессуального права.

Отзыв не представлен.

Представители лиц, участвующих в деле в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства, что в соответствии частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые определение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Кассационная коллегия соглашается с выводами судов, сделанными на основании следующего.

В силу статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по
экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением
предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды
разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций,являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскуюдеятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуальногопредпринимателя, приобретенный в установленном порядке.

Принимая во внимание заявленные обществом в рамках настоящего дела требования, суды пришли к правильному выводу о том, что фактически требования заявителя направлены на пересмотр обстоятельств, установленных Решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 июля 2015 года N АКПИ15-735.

Как установлено судами, в рамках означенного судебного акта было рассмотрено заявление ОАО "БАЛТИК ЭКСПО" и "CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a.s." об оспаривании (в части) Распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2014 года N 1735-р, и в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.

Апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2015 года N АПЛ15-442 указанное решение оставлено без изменения.

Таким образом, судами сделан обоснованный вывод, что заявляя самостоятельные требования в рамках настоящего дела, общество фактически имеет целью пересмотр обстоятельств дела, установленных Решением Верховного Суда РФ от 24 июля 2015 года N АКПИ15-735.

Также судами верно отклонен довод общества о том, что в заявлении ОАО "БАЛТИК ЭКСПО" не оспаривает Распоряжение Правительства РФ от 14 сентября 2014 года N 1735-р, ранее принятое Правительством РФ, а оспаривает по совершенно новым и иным основаниям незаконные действия (бездействия) Правительства РФ, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и их должностных лиц, поскольку, как усматривается из просительной части заявления ОАО "БАЛТИК ЭКСПО", заявитель просит отменить "Красные линии", проходящие по земельному участку с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. м в <...>, "Чертежа красных линий", которые утверждены Распоряжением Правительства РФ от 05 сентября 2014 года N 1735-р, а также внести изменения в указанное Распоряжение Правительства РФ.

Таким образом, судами верно отмечено, что по сути заявленные ОАО "БАЛТИК ЭКСПО" требования направлены на внесение изменений в Распоряжение Правительства РФ от 14 сентября 2014 года N 1735-р, законность которого являлась предметом рассмотрения в Верховном Суде РФ, и по результатам рассмотрения в удовлетворении требований заявителя было отказано.

Кроме того, судами установлено, что в рамках настоящего заявления общество оспаривает действия и бездействие заинтересованных лиц в части отмены "Красных линий", установленных действующим Распоряжением Правительства РФ от 14 сентября 2014 года N 1735-р, законность которого подтверждена Решением Верховного Суда РФ от 24 июля 2015 года N АКПИ15-735.

Также судами сделан правильный вывод о том, что действующим законодательством не предусмотрена возможность пересмотра принятого судебного акта под видом самостоятельного обжалования действий, связанных с рассмотрением конкретного дела, отдельно от производства по данному делу.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.

Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм, указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.

Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции, нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.

Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда города Москвы  от 21 декабря 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 февраля 2019 года по делу №А40-303505/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий-судья

 ФИО4

Судьи

 Е.А. Ананьина

 Р.Р. Латыпова