ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-305427/19 от 01.03.2021 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

05 марта 2021 года

                    Дело № А40-305427/2019     

Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2021 года.

Арбитражный суд Московского округа

в составе: председательствующего-судьи Каменской О.В.,

судей Гречишкина А.А., Крекотнева С.Н.,

при участии в заседании:

от заявителя: Кощеев С.А. по дов. от 25.12.2020;

от ответчика: Сосновский А.М. по дов. от 06.05.2020;

от третьего лица: Никитин К.А. по дов. от 12.01.2021;

рассмотрев 01 марта 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу

ЗАО «ТЗК ШЕРЕМЕТЬЕВО»

на решение от 11 июля 2020 года

Арбитражного суда г. Москвы,

на постановление от 08 октября 2020 года

Девятого арбитражного апелляционного суда,

по заявлению ЗАО «ТЗК ШЕРЕМЕТЬЕВО»

к Межрайонной ИФНС России № 13 по Московской области

третье лицо: МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1

об обязании,

УСТАНОВИЛ:

ЗАО «ТЗК ШЕРЕМЕТЬЕВО» (далее также - заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 13 по Московской области (с учетом замены ответчика в порядке ст. 46 АПК РФ) с уточненными в порядке ст. 49 АПК РФ требованиями об обязании возвратить сумму излишне взысканных процентов в размере 2 338 340, 42 руб., с уплатой процентов в размере 283 177, 61 руб.

Решением суда от 11 июля 2020 года, принятым по настоящему делу, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано в полном объеме.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 октября 2020 года решение Арбитражного суда г. Москвы от 11 июля 2020 года оставлено без изменения.

Не согласившись с вынесенными судебными актами суда первой и апелляционной инстанций, ЗАО «ТЗК ШЕРЕМЕТЬЕВО» обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции полностью и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

До начала судебного разбирательства Межрайонной ИФНС России № 13 по Московской области и  МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 представлены отзывы на кассационную жалобу. Отзывы приобщены к материалам дела.

Определением Арбитражного суда Московского округа от 01 февраля 2021 года судебное разбирательство по рассмотрению кассационной жалобы ЗАО «ТЗК ШЕРЕМЕТЬЕВО» было отложено на 01 марта 2021 года.

В судебном заседании кассационного суда представитель кассатора поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представитель ответчика и третьего лица поддержали принятые судебные акты судов нижестоящих инстанций.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание представителей лиц участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов и направлению дела в Арбитражный суд города Москвы.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, Общество, состоявшее до 2019 года на учете в МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 (ранее в Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области), представило в указанный налоговый орган по месту учета первичную налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2017 года с суммой налога к возмещению в размере 150 536 276 руб., а также заявление о применении заявительного порядка возмещения налога в размере 67 550 000 руб. в соответствии со ст. 176.1 НК РФ на основании полученной банковской гарантии от 24.10.2017 № 29528.

Рассмотрев указанное заявление, Инспекция вынесла решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке от 01.11.2017 № 08-30/101 (далее также - решение о возмещении), на основании которого 09.11.2017 денежные средства в размере банковской гарантии в сумме 67 550 000 руб. перечислены налогоплательщику.

После получения возмещения и до окончания камеральной проверки первичной декларации налогоплательщик 25.01.2018 представил уточненную налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2017 года (корректировка № 1) с суммой налога к возмещению в размере 150 492 786 руб., что на 43 900 руб. меньше, чем было заявлено к возмещению в первичной декларации.

В соответствии с требованиями п. 9.1 ст. 88 НК РФ Инспекция прекратила камеральную проверку первичной декларации и на основании п. 17 и п. 24 ст. 176.1 НК РФ вынесла решение от 26.01.2018 № 08-30/10 об отмене решения о возмещении от 01.11.2017 № 08-30/101 (далее также - решение об отмене), на основании которого направила налогоплательщику требование от 29.01.2018 № 8 о возврате в бюджет излишне полученных Обществом сумм налога (процентов) (далее также - требование), с включением в него суммы подлежащего возврату НДС в размере 67 550 000 руб. и начисленных на эту сумму процентов за период с даты получения денежных средств в виде НДС по заявительному порядку и до даты выставления требования в размере 2 338 340, 42 руб.

Налог и проценты по требованию и решению об отмене были уплачены налогоплательщиком в полном объеме платежными поручениями от 31.01.2018.

После уплаты налога и процентов заявитель 02.02.2018 представил уточненную декларацию по НДС за 3 квартал 2017 года (корректировка № 2) с суммой налога к возмещению в размере 140 214 332 руб., что на 10 321 944 руб. меньше суммы, изначально заявленной к возмещению в первичной декларации.

В результате камеральной проверки указанной уточненной декларации (корректировка № 2) Инспекцией в соответствии со ст. 176 НК РФ вынесено решение от 15.05.2018 № 08-30/38 о возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению, на основании которого Обществу возвращена сумма налога по уточненной декларации в размере 140 214 332 руб.

Не согласившись с взысканием процентов на основании решения об отмене и требования в размере 2 338 340, 42 руб., Общество обратилось за возвратом указанных процентов по заявлению от 21.05.2018.

Письмом от 09.07.2018 № 07-34/000336 в возврате перечисленных процентов Обществу было отказано.

Жалобы Общества на требование и действия по отказу в возврате процентов решением УФНС России по Московской области от 10.12.2018 № 07-12/125548 и решением ФНС России от 24.09.2019 № СА-4-9/8319 оставлены без удовлетворения.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с требованиями к Межрайонной ИФНС России № 13 по Московской области (налоговый орган по новому месту учета с 2019 года) о возврате излишне взысканных процентов.

Суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований ввиду установления п.п. 17, 24 ст. 176.1 НК РФ обязанности налогоплательщика возврата в бюджет излишне полученных им (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм, а также уплате процентов, начисленных на подлежащие возврату суммы налога со дня фактического получения денежных средств (принятого решения о зачете) до даты выставления требования, исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период пользования бюджетными средствами.

В то же время, судами не учтено следующее.

Наряду с общим порядком возмещения НДС, установленным статьей 176 Налогового кодекса и предусматривающим возможность вынесения налоговым органом решения о возмещении налога только по результатам проведения камеральной налоговой проверки представленной налогоплательщиком налоговой декларации, действующее налоговое законодательство установило специальный порядок возмещения НДС в заявительном порядке.

Заявительный порядок возмещения налога согласно пункту 1 статьи 176.1 Налогового кодекса представляет собой осуществление зачета (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой в соответствии со статьей 88 настоящего Кодекса на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки.

Реализуя данное право, налогоплательщики, которым пунктом 2 статьи 176.1 Налогового кодекса предоставлена возможность применения заявительного порядка возмещения налога, подают в налоговый орган соответствующее заявление, в котором принимают на себя обязательство вернуть в бюджет излишне полученные в заявительном порядке суммы, а также уплатить начисленные на указанные суммы проценты в порядке, установленном пунктом 17 настоящей статьи, в случае, если решение о возмещении суммы налога будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных настоящей статьей.

Статья 176.1 Налогового кодекса содержит два основания для отмены решения налогового органа о возмещении налога в заявительном порядке: по результатам камеральной налоговой проверки (пункт 15) и в случае подачи уточненной налоговой декларации (пункт 24).

Пунктом 15 статьи 176.1 Налогового кодекса установлено, что в случае, если сумма налога, возмещенная налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей, превышает сумму налога, подлежащую возмещению по результатам камеральной налоговой проверки, налоговый орган одновременно с принятием соответствующего решения, предусмотренного пунктом 14 настоящей статьи, принимает решение об отмене решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, а также решения о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и (или) решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в части суммы налога, не подлежащей возмещению по результатам камеральной налоговой проверки.

Одновременно с сообщением о принятии решения, указанного в пункте 15 настоящей статьи, налогоплательщику направляется требование о возврате в бюджет излишне полученных им (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм (включая проценты, предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи (в случае их уплаты)), в размере, пропорциональном доле излишне возмещенной суммы налога в общей сумме налога, возмещенной в заявительном порядке. На подлежащие возврату налогоплательщиком суммы начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период пользования бюджетными средствами.

Согласно пункту 24 статьи 176.1 Налогового кодекса если уточненная налоговая декларация подана налогоплательщиком после принятия налоговым органом решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, но до завершения камеральной налоговой проверки, то указанное решение по ранее поданной налоговой декларации отменяется не позднее дня, следующего за днем подачи уточненной налоговой декларации. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения об отмене решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, налоговый орган уведомляет налогоплательщика о принятии данного решения. Суммы, полученные налогоплательщиком (зачтенные налогоплательщику) в заявительном порядке, должны быть возвращены им с учетом процентов, предусмотренных пунктом 17 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном пунктами 17 - 23 статьи 176.1 Налогового кодекса.

Порядок начисления процентов и их взыскания, установленный пунктом 17 статьи 176.1 Налогового кодекса, предусматривает, что проценты начисляются только на суммы излишне возмещенного налога и данное обстоятельство устанавливается по итогам проведения камеральной налоговой проверки и принятия решения, указанного в пункте 15 настоящей статьи.

В случае представления уточненной налоговой декларации (пункт 24 статьи 176.1 Налогового кодекса) налоговым органом также проводится камеральная налоговая проверка в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса, по итогам которой принимается решение о возмещении (отказе в возмещении) налога.

Следовательно, предусмотренный пунктом 17 статьи 176.1 Налогового кодекса механизм начисления процентов, на который ссылается налоговый орган, не устанавливает основания начисления процентов, минуя процедуру камеральной налоговой проверки.

В этой связи выводы судов о наличии у инспекции безусловного права на начисление процентов на всю сумму возмещенного в заявительном порядке налога в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации суд округа считает необоснованным.

Отмена решения налогового органа о возмещении налога в заявительном порядке в связи с представлением уточненной налоговой декларации, и возложении в силу данного обстоятельства на налогоплательщика обязанности по возврату полученного им в заявительном порядке налога в бюджет, само по себе не свидетельствует о противоправности действий налогоплательщика, до окончания камеральной налоговой проверки представленной им уточненной декларации. Только по итогам проверки налоговый орган в решении устанавливает факт наличия или отсутствия излишнего возмещения налогоплательщиком налога и принимает решение о взыскании процентов, начисляемых на сумму излишне возмещенного НДС.

Судами двух инстанций по настоящему делу установлено, что уточненная налоговая декларация (корректировка № 2) представлена обществом с корректировкой к возмещению НДС в большем размере по сравнению с ранее заявленной в заявительном порядке суммой налога.

Суды установили, что в результате камеральной проверки указанной уточненной декларации (корректировка № 2) Инспекцией в соответствии со ст. 176 НК РФ вынесено решение от 15.05.2018 № 08-30/38 о возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению, на основании которого Обществу возвращена сумма налога по уточненной декларации в размере 140 214 332 руб.

Таким образом, по итогам камеральной налоговой проверки инспекция подтвердила право налогоплательщика на возмещение НДС в полном объеме, включая и сумму налога, представленную к возмещению дополнительно.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации действия налогоплательщика по применению заявительного порядка возмещения налога не носили противоправного характера, не привели к потерям бюджета, что исключало возможность применения к обществу повышенной меры ответственности в виде взыскания процентов  и выставления требований об их уплате.

Данный вывод суда округа соответствует судебной практике - правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформированной в постановлениях от 20.11.2012 N 9334/12, 19.02.2013 N 13366/12, правовой позицией, отраженной в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016, Определению Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2016 г. N 303-КГ16-657 по делу А37-424/2015.

В то же время, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды  не проверили в целом расчет процентов, начисленных заявителем на сумму процентов 2 338 340 руб. 42 коп. - (п.2 требования заявления по делу) с указанием правового основания начисления – п.5 ст. 79 НК РФ, наличие оснований к предъявлению данного требования с учетом положений п.5 ст. 79 НК РФ, его правомерность.

Поскольку судами первой и апелляционной инстанций вопреки требованиям процессуального законодательства не установлены все фактические обстоятельства дела и не дана надлежащая правовая оценка представленным доказательствам и всем доводам сторон, следует признать, что выводы судов сделаны при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.

Ввиду того, что для принятия законного и обоснованного решения требуется установление обстоятельств, исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, предусмотренные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, принятые судами по данному делу решение и постановление подлежат отмене, а дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.

При новом рассмотрении суду в соответствии со статьей 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует оценить все доводы лиц, участвующих в деле, имеющиеся в деле доказательства, установить все имеющие значение для дела обстоятельства, правильно применить нормы процессуального и материального права, принять законный и обоснованный судебный акт.

Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 11 июля 2020 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 октября 2020 года по делу № А40-305427/2019 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.

Председательствующий-судья

О.В. Каменская

Судьи           

А.А. Гречишкин

С.Н. Крекотнев