ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва Дело № А40-312286/19-72-2222
19 января 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2021 года
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2021 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО «Регент Голд»: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Прокуратуры СЗАО г. Москвы: не явились, извещены;
рассмотрев 13 января 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО «Регент Голд»
на решение Арбитражного суда города Москвы от 05 июня 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 сентября 2020 г.
по делу № А40-312286/19-72-2222
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Регент Голд»
к Прокуратуре Северо-Западного административного округа города Москвы
о признании незаконным предписания от 04 октября 2019 г. № 7-01/2019 в части,
УСТАНОВИЛ: в период с 25 апреля 2019 г. по 23 мая 2019 г. прокуратурой Северо-Западного административного округа города Москвы (далее – Прокуратура СЗАО г. Москвы) совместно с Государственной инспекцией пробирного надзора по городу Москве и Московской области проведена проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью «Регент Голд» (далее – ООО «Регент Голд», общество, заявитель) на предмет соблюдения требования законодательства о драгоценных металлах и драгоценных камнях и о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма о драгоценных металлах и драгоценных камнях и условий им способствующих, по результатам проведения которой ООО «Регент Голд», осуществляемого деятельность по адресу: <...>, выдано представление от 04 октября 2019 г. № 7-01/2019 об устранении нарушений законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, о драгоценных металлах и драгоценных камнях (далее – представление).
Считая свои права нарушенными, ООО «Регент Голд» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Прокуратуре СЗАО г. Москвы о признании незаконным представления в части требований, обязывающих ООО «Регент Голд» внести изменения в пункт 7.3. Инструкции общества о порядке получения, хранения, расходования и учета драгоценных металлов, драгоценных камней и ювелирных изделий из них при осуществлении деятельности: оптовая и розничная торговля ювелирными изделиями, утвержденная 01 октября 2018 г.; отразить в товарных накладных и счетах-фактурах сведения о драгоценных камнях и виде металла; изменить формы учета характеристик изделий в акте инвентаризации; подписать распечатанные анкеты клиентов, которые ведутся в электронном виде, лицом, их составившим.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05 июня 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 сентября 2020 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО «Регент Голд» просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Представители лиц, участвующих в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее – Закон о драгоценных металлах и драгоценных камнях) государственное регулирование отношений в области использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется в том числе посредством установления требований к учету, хранению драгоценных металлов и драгоценных камней, а также к порядку осуществления с ними операций.
Установление порядка учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них отнесено в силу подпункта 4 статьи 11 Закон о драгоценных металлах и драгоценных камнях» к компетенции Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2000 г. № 731 утверждены Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности (далее – Правила № 731).
На основании вышеуказанного постановления Министерством финансов Российской Федерации приказом от 09 декабря 2016 г. № 231н утверждена Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении (далее – Инструкция № 231н), правила которой распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют свою деятельность в сфере использования и обращения драгоценных металлов, используют ювелирные изделия и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней.
Пунктом 4 Инструкции № 231н предусмотрена обязанность организаций разрабатывать и утверждать соответствующие инструкции, учитывающие специфику выполняемых ими операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
В соответствии с пунктом 5 Инструкции № 231н учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей) и содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней, а также в продукции из них, осуществляется организациями на всех стадиях и операциях технологических, производственных и других процессов, связанных с их использованием и обращением.
Учет драгоценных металлов и драгоценных камней должен обеспечивать:
- своевременность и точность сведений об их количестве и местонахождении;
- контроль за движением драгоценных металлов и драгоценных камней по материально ответственным лицам, структурным подразделениям и организации в целом;
- достоверность данных в составляемых формах отчетности.
Согласно пункту 11 Инструкции № 231н организация должна обеспечить контроль за движением драгоценных металлов и драгоценных камней в процессе производственно-хозяйственной деятельности посредством организации их учета. Все операции по движению драгоценных металлов и драгоценных камней должны оформляться первичными учетными документами, применяемыми в организации (на бумажном или электронном носителе), содержащими собственноручную или усиленную квалифицированную электронную подпись уполномоченных лиц.
Пунктом 13 указанной инструкции предусмотрено, что на каждую номенклатурную позицию, для каждого наименования и вида драгоценных металлов и драгоценных камней, а также их размера и назначения оформляется отдельная карточка складского учета, отдельная строка или отдельная страница в книгах, журналах и иных документах, используемых для ведения учета драгоценных металлов и драгоценных камней, которая содержит реквизиты, характеризующие учитываемые ценности, а именно:
а) по драгоценным металлам - наименование (золото, серебро, платина, родий, палладий, иридий, рутений, осмий), вид, размер (длина, ширина, толщина, диаметр), проба или процентное содержание в растворе, сплаве, масса химически чистых металлов и/или общая масса сплава, соли, кислоты или других химических соединений, содержащих драгоценные металлы, номер партии;
б) по драгоценным камням - наименование, качественные (цвет и чистота) и размерно-весовые характеристики, форма огранки и количество в штуках (для обработанных драгоценных камней), масса в каратах, а для сырья драгоценных камней (кроме алмазов) - масса в граммах;
в) для ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, а также изделий их содержащих - наименование изделия, количество, артикул, в том числе: для драгоценных металлов - дополнительно указывается наименование драгоценного металла, его масса и проба; для драгоценных камней - дополнительно указывается наименование, количество, масса, характеристики драгоценных камней на основании данных из технической документации изготовителя, а также способ обработки, изменивший качественные, цветовые и стоимостные характеристики драгоценного камня, кроме огранки.
В силу пункта 6 Правил № 731 организации и индивидуальные предприниматели обязаны вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей) и содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней.
Учет драгоценных металлов при их добыче, производстве, использовании и обращении, а также драгоценных камней при их добыче, использовании и обращении осуществляется по их наименованию, массе и качеству, а также в стоимостном выражении (пункт 7 Правил № 731).
Драгоценные металлы подлежат особому учету, учет каждой номенклатурной позиции производится согласно утвержденным реквизитам и обязательно для исполнения организацией.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения.
Права и обязанности, возложенные настоящим Федеральным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Частью 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, а также лица, указанные в статье 7.1 настоящего Федерального закона, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое представление соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов предприятия, поскольку обществом нарушен установленный действующим законодательством порядок оборота драгоценных металлов и драгоценных камней.
Судами установлено, в пункте 7.3 разработанной и утвержденной ООО «Регент Голд» Инструкция о порядке получения, хранения, расходования и учета драгоценных металлов, драгоценных камней и ювелирных изделий из них при осуществлении деятельности: оптовая и розничная торговля ювелирными изделиями» от 01 октября 2018 г. (далее – Инструкция общества) в нарушение пункта 13 Инструкции № 231н не отражены требования данного пункта, поскольку не учтена специфика выполняемых ими операций с драгоценными металлами, что позволяет сотрудникам заявителя не оформлять в процессе учета драгоценных металлов и камней вышеуказанные отчетные документы.
В нарушение пункта 34 Инструкции № 231н в акте инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них ООО «Регент Голд» от 10 января 2019 г. № И-11 не отражены количество, масса и характеристики драгоценных камней, а в товарных накладных и счетах-фактурах не отражены количество, масса и характеристики драгоценных камней и вид металла.
Отклоняя довод общества о том, что обязанность по оформлению счет-фактур возложена на поставщика, а также о том, что поставка ювелирных изделий производится сторонними организациями, которые оформляют товарные накладные в соответствии с утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25 декабря 1998 г. № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций», суды со ссылкой на пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации указали на то, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе в связи с чем они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Судами также указано на то, что в нарушение пункта 13 Инструкции № 231н в акте инвентаризации масса драгоценных металлов, содержащихся в ювелирных изделиях, представлена общей цифрой без разбивки по видам драгоценных металлов, а количество изделий без разбивки на изготовленные из золота и изделия, изготовленные из серебра, а также в общее количество изделий включены изделия, не содержащие драгоценные металлы.
В соответствии с уведомлением о включении в реестр специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями и картой постановки на специальный учет в государственной инспекции пробирного надзора от 11 декабря 2015 г. № ЮЛ7801400101 ООО «Регент Голд» осуществляет розничную торговлю ювелирными изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней по адресу: 125363, ул. Сходненская, д. 37, часть пом. VIIIa.
Таким образом, в соответствии со статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ на общество распространяются требования и обязанности, установленные указанным законом по принятию мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Согласно пункту 4.16 Правил внутреннего контроля ООО «Регент Голд», утвержденных Управляющим ООО «Регент Голд» - индивидуальным предпринимателем ФИО1. 15 апреля 2019 г., анкета (досье) клиента, заполненная в электронном виде, при переносе на бумажный носитель заверяется подписью лица, составившего анкету, в то время как установлен порядок, которым указано на необходимость подписания распечатанных анкет клиентов, которые ведутся в электронном виде, лицом, их составившим.
Установив указанные обстоятельства, а также приняв во внимание, что на ООО «Регент Голд» распространяются требования и обязанности, установленные Федеральным законом № 115-ФЗ по принятию мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, суды пришли к выводу об обоснованности выдачи оспариваемого предписания.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05 июня 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 сентября 2020 г. по делу № А40-312286/19-72-2222 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «Регент Голд» – без удовлетворения.
Председательствующий-судья Е.А.Ананьина
Судьи В.В.Кузнецов
Р.Р.Латыпова