ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва Дело № А40-31402/22-94-247
02 ноября 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2022 года
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2022 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Правительства Ставропольского края: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Министерства промышленности и торговли Российской Федерации: ФИО1 (дов. № МД-111703/14 от 17.12.2021 г.);
рассмотрев 20-27 октября 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Ставропольского края
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21 апреля 2022 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2022 г.,
по делу № А40-31402/22-94-247
по заявлению Правительства Ставропольского края
к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации
о признании незаконным решения от 08 ноября 2021 г. № БА-96625/02,
УСТАНОВИЛ: письмом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России), от 30 апреля 2021 г. № 36355/02 в соответствии с представлением Счетной палаты Российской Федерации от 03 февраля 2021 г. № ПР08-7/08-02 по итогам контрольного мероприятия «Аудит эффективности реализации мер государственной поддержки создания и развития индустриальных (промышленных) парков и технопарков, включая использование представленных на эти цели имущественных комплексов и земельных участков», проведенного в Минпромторге России запросило в правительстве Ставропольского края документы, касающиеся реализации соглашения между Минпромторгом России и Правительством Ставропольского края о реализации проекта по созданию регионального индустриального парка на территории г. Буденновска от 14 июля 2016 г. № 16412.1670154770.02.009.
Постановлением правительства Ставропольского края от 20 апреля 2016 г. № 152-п уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края на осуществление координации проекта по созданию регионального индустриального парка на территории города Буденновска и взаимодействие с Минпромторгом России в рамках реализации Соглашения определено Министерство экономического развития Ставропольского края, в связи с чем запрашиваемые документы направлены в адрес Минпромторга России письмом Министерства экономического развития Ставропольского края от 05 июля 2021 г. № МЭР-17/4107.
По результатам рассмотрения представленных документов Минпромторгом России установлены факты нарушения правительством Ставропольского края ряда положений Соглашения и Правил отбора субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 г. № 1119 «Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков» (далее – Правила № 1119).
08 ноября 2021 г. Минпромторгом России в адрес Правительства Ставропольского края направлено решение № БА-96625/02 о расторжении Соглашения и взыскании предоставленной субсидии в полном объеме и на Правительство Ставропольского края возложена обязанность по возврату в доход федерального бюджета денежных средств в размере 384 200 000 руб. (далее - решение).
Считая свои права нарушенными, Правительство Ставропольского края обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Минпромторгу России о признании указанного решения незаконным.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 апреля 2022 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2022 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Правительство Ставропольского края просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу Минпромторг России просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 20 октября 2022 г. был объявлен перерыв до 27 октября 2022 г., в связи с тем, что представитель Правительства Ставропольского края не подключился к системе онлайн-заседания.
В заседании кассационной инстанции представитель Минпромторга России с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представитель Правительства Ставропольского края в заседание кассационной инстанции не явился, к системе онлайн-заседания не подключился, о невозможности подключения не сообщил, в связи с чем суд перешел к рассмотрению кассационной жалобы в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, с учетом того, что средства связи суда воспроизводили видео- и аудиосигнал надлежащим образом, технические неполадки отсутствовали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Минпромторга России, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, руководствуясь Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение затрат по созданию инфраструктуры индустриальных парков или технопарков, за исключением технопарков в сфере высоких технологий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 2016 г. № 15 (далее – Правила № 15), пришли к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения незаконным, поскольку основания для продления сроков реализации проекта и достижения целевых показателей в рамках Соглашения отсутствуют.
Судами установлено, что 14 июля 2016 г. между Минпромторгом России и Правительством Ставропольского края заключено соглашение № 16412.1670154770.02.009 о реализации проекта по созданию регионального индустриального парка на территории г. Буденовска, предметом которого является предоставление из федерального бюджета в 2016-2017 годах бюджету Ставропольского края субсидии на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков или технопарков, за исключением технопарков в сфере высоких технологий (создание, модернизация и (или) реконструкция объектов коммунальной, технологической и транспортной инфраструктуры, а также зданий, строений и сооружений, предназначенных для резидентов индустриальных парков и технопарков, за исключением технопарков в сфере высоких технологий, государственной и (или) частной формы собственности) (пункт 1.1 Соглашения в редакции дополнительного соглашения от 28 марта 2017 г. № 2).
Согласно разделу II Соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 28 марта 2017 г. № 2) размер субсидии на 2016 год составил 200 020 738 руб. (52% от общего объема расходов бюджета Ставропольского края за 3 предшествующих года). Размер субсидии на 2017 год составил 184 179 262 рубля (48% от общего объема расходов бюджета Ставропольского края за 3 предшествующих года).
Пунктом 7.4 Соглашения определено, что Минпромторг России принимает в одностороннем порядке решение о расторжении Соглашения в случае не достижения значений показателей, указанных в подпункте «а» пункта 15 Правил № 1119 отбора субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков (далее - Правила по отбору субъектов Российской Федерации), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 г. № 1119 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2015 г. № 733).
По итогам контрольного мероприятия «Аудит эффективности реализации мер государственной поддержки создания и развития индустриальных (промышленных) парков и технопарков, включая использование представленных на эти цели имущественных комплексов и земельных участков» Счетной палатой Российской Федерации в адрес Минпромторга России было направлено представление от 03 февраля 2021 г. № ПР08-7/08-02 (далее - Представление Счетной палаты) с требованием о рассмотрении вопроса о расторжении в одностороннем порядке Соглашения в связи с не достижением планового значения показателя «Количество резидентов ИП на конец 10-го года реализации проекта (накопленным итогом)», предусмотренного подпунктом «а» пункта 15 Правил № 1119.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 20 апреля 2016 г. № 152-п Министерство экономического развития Ставропольского края определено уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края на осуществление координации проекта по созданию регионального индустриального парка на территории города Буденновска и взаимодействие с Минпромторгом России в рамках реализации Соглашения.
В соответствии с Представлением Счетной палаты письмами Министерства от 30 апреля 2021 г. № 36355/02 и от 02 июля 2021 г. № 55571/02 у Министерства экономического развития Ставропольского края были запрошены следующие документы: реестр резидентов или потенциальных резидентов индустриального парка на территории г. Буденновска; отчет о достижении плановых значений сводных показателей проекта по созданию регионального индустриального парка на территории г. Буденновска по состоянию на 01 января 2020 г., предусмотренный Соглашением.
Запрошенные документы представлены письмом Министерства экономического развития Ставропольского края от 05 июля 2021 г. № МЭР-17/4107.
В результате рассмотрения вышеуказанных документов Минпромторгом России установлено следующее: - в нарушение пункта 4.3.2 Соглашения и приложения № 3 к Соглашению не обеспечено достижение следующих сводных показателей проекта индустриального парка: «Площадь застройки индустриального парка или технопарка» (фактическое достижение - 12,85 га (16,30%) от планового значения - 78,8 га), «Выручка резидентов» (фактическое достижение - 2801,65 млн. руб. (7,47%) от планового значения - 37471,26 млн. руб.), «Количество созданных высокопроизводительных рабочих мест» (фактическое достижение - 75 ед. (4,95%) от планового значения -1515 ед.); - в нарушение пункта 4.3.2 Соглашения не обеспечено достижение значений показателей, указанных в подпункте «а» пункта 15 Правил № 1119, а именно: показателя «количество высокопроизводительных рабочих мест на конец 10-го года реализации проекта (не менее 1500)»; показателя «количество резидентов индустриального парка на конец 10-го года реализации проекта накопленным итогом (не менее 10)».
Пунктом 7.5 Соглашения установлено, что расторжение Соглашения Минпромторгом России в одностороннем порядке влечет возврат предоставленной субсидии в полном объеме на момент получения уведомления Министерства о расторжении Соглашения в федеральный бюджет не позднее 10 календарных дней после получения соответствующего уведомления.
В этой связи, на основании пунктов 7.4 и 7.5 Соглашения, а также постановления Правительства Ставропольского края от 20 апреля 2016 г. № 152-п, Минпромторг России направил по единой межведомственной системе электронного документооборота в адрес министерства экономического развития Ставропольского края уведомление от 26 августа 2021 г. № 72565/02 о расторжении Соглашения и о возврате предоставленной субсидии в полном объеме, а именно в размере 384 200 000 рублей.
В письме от 05 октября 2021 г. № МЭР-17/6229 Министерство экономического развития Ставропольского края сообщило, что у него отсутствуют полномочия по принятию решения о возврате представленной субсидии в доход федерального бюджета.
Письмом Минпромторга России от 08 ноября 2021 г. № БА-96625/02 в адрес Правительства Ставропольского края направлена копия уведомления от 26 августа 2021 г. № 72565/02.
В письме от 25 ноября 2021 г. № МЭР-17/7431 Министерство экономического развития Ставропольского края просило рассмотреть возможность корректировки условий Соглашения, в части переноса срока реализации проекта по созданию регионального индустриального парка на территории г. Буденовска.
В ответ на вышеуказанное письмо Минпромторг России, письмом от 20 декабря 2021 г. № 112271/02 дополнительно уведомил Министерство экономического развития Ставропольского края об отсутствии оснований для продления сроков реализации проекта и достижения целевых показателей на 2022 год по следующим причинам: согласно пункту 26 Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. № 2257), в отношении соглашений, заключенных в соответствии с Правилами № 15 до 01 марта 2020 г., сроки исполнения обязательств по которым оканчиваются после 01 марта 2020 г., в случае невозможности достижения показателей результативности в сроки, установленные в соглашениях на 2020 год, по независящим от субъекта Российской Федерации обстоятельствам в связи с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации допускается продление таких сроков до 12 месяцев без применения взыскания иных межбюджетных трансфертов в полном объеме в доход федерального бюджета в отношении субъекта Российской Федерации - получателя иных межбюджетных трансфертов в соответствии с Правилами на основании заявления с приложением документов, подтверждающих наступление таких обстоятельств, поступившего от субъекта Российской Федерации - получателя иных межбюджетных трансфертов в письменной форме до 01 февраля 2021 г.; срок исполнения обязательств по Соглашению с Правительством Ставропольского края окончен в 2019 году.
Таким образом, основания для продления сроков реализации проекта и достижения целевых показателей в рамках Соглашения отсутствуют.
Судами также сделаны выводы о пропуске заявителем срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на обращение в арбитражный суд.
Доказательств уважительности причин пропуска срока заявителем не представлено.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе Правительство Ставропольского края указывает на неправильное применение судами положений части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку заявитель реально узнал о нарушении своих прав со дня принятия Минпромторгом России письма от 20 декабря 2021 г. № 112271/02.
Указанный довод подлежит отклонению, поскольку из представленных в материалы дела документов следует, что заявитель располагал необходимыми сведениями для обращения в арбитражный суд с соблюдением процессуального срока, однако правом на судебную защиту в установленные сроки не воспользовалось.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене принятых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21 апреля 2022 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2022 г. по делу № А40-31402/22-94-247 оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Ставропольского края – без удовлетворения.
Председательствующий-судья Е.ФИО2
Судьи В.В.Кузнецов
Е.Е.Шевченко