ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб-сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№09АП-25840/2020
г.Москва Дело №А40-331956/19
06 августа 2020 года
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2020 года
Постановление изготовлено в полном объеме августа 2020 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: | И.В.Бекетовой, ФИО1, |
при ведении протокола | секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале №13 апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.03.2020 по делу №А40-331956/19 (2-1943)
по заявлению ООО «Новый Особняк» (в лице К.У. ФИО2)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: | ФИО3 по дов. от 20.01.2020; |
от ответчика: | ФИО4 по дов. от 30.12.2019; |
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Новый Особняк» (далее также – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее также – ответчик, регистрирующий орган, Управление Росреестра по Москве, Управление) от 18.10.2019 №77/19-144639 об отказе в осуществлении кадастрового учета жилого здания с нежилыми помещениями, расположенного по адресу: <...> вл.7, стр.1, а также об обязании Управления Росреестра по Москве в месячный срок с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Новый Особняк» путем осуществления государственного кадастрового учета жилого здания с нежилыми помещениями, расположенного по адресу: <...> вл.7, стр.1.
Решением суда от 23.03.2020, принятым по настоящему делу, заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме. При этом суд первой инстанции исходил из отсутствия у ответчика оснований для отказа в проведении испрашиваемых регистрационных действий.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, доводы которой поддержал в полном объеме, просил решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения регистрирующего органа.
Представитель заявителя в судебном заседании, а также в отзыве на жалобу, представленном в порядке ст.262 АПК РФ, возражал против доводов и требований ответчика, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу Управления – без удовлетворения.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО «Новый особняк» (застройщик) построен жилой дом, в том числе с нежилыми помещениями, расположенный по адресу: <...> вл.7, стр.1 (далее также – объект) на основании разрешения на строительство №RU77158000-006962 от 04.06.2012.
29.10.2014 застройщиком получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию за №RU77158000-006027, выданное Мосгосстройнадзором.
Спорный объект построен в границах земельного участка с кадастровым номером 770101090 площадью 0,4га, имеющий адресные ориентиры: <...> вл.7, стр.1.
Общая характеристика здания: 5-ти этажный (плюс 2 подземных этажа) жилой дом, с двумя жилыми квартирами на 3-5 этажах (общая площадь квартир – 534,5 кв.м), с нежилыми помещениями на -1, 1, 2 этажах и подземным паркингом на 7 машино-мест, общей площадью 1 496,8 кв.м, расположенный по адресу: <...> вл.7.
Из указанного разрешения на ввод объекта в эксплуатацию следует, что жилой дом включает в себя 2 квартиры, то есть является многоквартирным (п.6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.11.2017 по делу №А40-147180/16 ООО «Новый Особняк» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден ФИО2.
В отношении помещений в указанном доме Обществом были заключены следующие договоры участия в долевом строительстве:
- заключенный с ФИО5 договор №1/3 от 20.04.2010, согласно условиям которого должник обязался построить на земельном участке по адресу: <...> вл.7, стр.1 жилой дом и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома передать ФИО5 в срок до 31.12.2015 пятикомнатную квартиру №1, расположенную на 3-м этаже, общей площадью (по проекту) 232,6 кв.м, включая лоджии и балконы, и обеспечить получение в собственность данной квартиры (п.п.1.1, 1.4, 1.6, 3.1 договора). Требование ФИО5 о передаче указанных жилых помещений ООО «Новый Особняк» установлено определением Арбитражного суда города Москвы от 14.11.2017 по делу №А40-147180/16;
- заключенный с ООО «Маркетинговые исследования и бизнес-планы» договор №2 от 28.02.2013, согласно условиям которого застройщик обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить жилой дом по строительному адресу: <...> вл.7, стр.1, расположенный на земельном участке кадастровый номер 77:01:0001090:41 площадью 0,04га, и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома передать участнику долевого строительства объекты долевого строительства – 7-комнатную квартиру, строительный №2, общей (проектной) площадью 400,3 кв.м (в том числе с площадью 5-ти балконов 69,3 кв.м), расположенная на 4-ом и 5-ом этажах жилого дома. Требование ООО «Маркетинговые исследования и бизнес-планы» о передаче указанных жилых помещений ООО «Новый Особняк» установлено определением Арбитражного суда города Москвы от 13.04.2018 по делу №А40-147180/16.
На дату введения в отношении ООО «Новый особняк» процедуры конкурсного производства указанный жилой дом на кадастровый учет поставлен не был, государственная регистрация прав на данный объект не осуществлена, помещения участникам долевого строительства не переданы.
В связи с изложенным конкурсный управляющий обратился к кадастровому инженеру для подготовки технического плана для постановки спорного объекта на кадастровый учет.
Технический план кадастровым инженером был подготовлен.
22.07.2019 конкурсный управляющий обратился в Управление с заявлением о постановке на кадастровый учет принадлежащего ООО «Новый особняк» спорного объекта недвижимого имущества с приложением необходимого пакета документов.
Между тем уведомлением от 29.07.2019 №77-0-1-71/3129/2019-831 государственная регистрация была приостановлена (приостановление 1) по следующим основаниям: в нарушение п.34 Требования в техническом плане неверно отображен контур здания; в нарушение п.43 Требований в представленном техническом плане некорректно приведены сведения об адресе (описание местоположения) объекта недвижимости представленного к кадастровому учету; в нарушение п.52 Требований при оформлении графической части технического плана не соблюдены специальные условные знаки; выявлены противоречия в представленных с заявлением документах в части указания основной характеристики объекта недвижимости (сведения, указанные в техническом плане, не соответствуют сведениям в представленном разрешении на ввод в эксплуатацию), а именно: выявлены противоречия в части перечня комнат, указанных в техническом плане, выявлены противоречия в части сведений в поэтажных планах, между тех. планом и проектной документацией; в нарушение ч.8 ст.24 Закона о регистрации технический план подготовлен на основании разрешения на ввод в эксплуатацию; из технического плана невозможно установить, что объект имеет ограничительные строительные конструкции и является изолированным помещением; в нарушение п.66 Требований в техническом плане неверно указаны границы помещения.
В связи с указанными обстоятельствами проведение государственного кадастрового учета было приостановлено до устранения означенных причин, но не более чем до 29.10.2019.
По запросу конкурсного управляющего кадастровым инженером были внесены соответствующие корректировки в технический план объекта, изложенные выше нарушения устранены.
21.08.2019 откорректированный технический план представлен в регистрирующий орган.
Между тем согласно уведомлению от 28.08.2019 №77/19-110318 государственная регистрация вновь была приостановлена, начиная с 28.08.2019 (приостановление 2) по следующим основаниям: с заявлением обратилось ненадлежащее лицо; в нарушение ч.8 ст.24 Закона о регистрации технический план подготовлен на основании разрешения на ввод в эксплуатацию; в нарушение п.43 Требований в представленном техническом плане некорректно приведены сведения об адресе (описание местоположения) объекта недвижимости представленного к кадастровому учету; в техническом плане графическая часть помещения не соответствует сведениям, содержащимся в проектной документации; в ЕГРН содержаться сведения об обременении земельного участка, на котором расположен объект недвижимости.
В связи с указанными обстоятельствами осуществление действий по государственному кадастровому учету было приостановлено до 29.10.2019.
При этом для устранения причин приостановления регистрирующим органом рекомендовано представить технический план, оформленный в соответствии с Требованиями и Законом, как дополнительные документы к ранее принятому заявлению.
По запросу конкурсного управляющего кадастровым инженером внесены дополнительные корректировки в технический план объекта, изложенные выше нарушения устранены.
11.10.2019 откорректированный технический план, а также дополнительные пояснения в части обременений земельного участка были представлены в регистрирующий орган в качестве дополнительного пакета документов.
Кроме того, дополнительные документы к ранее представленному заявлению об осуществлении кадастрового учета представлены в регистрирующий орган 25.10.2019.
Между тем при сдаче указанного дополнительного пакета документов до истечения установленного срока приостановления (29.10.2019) представителю конкурсного управляющего вручено решение от 18.10.2019 №77/19-144639 об отказе в осуществлении кадастрового учета.
При этом в качестве основания для отказа регистрирующим органом указано на истечение срока приостановления государственного кадастрового учета и неустранение обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО «Новый Особняк» в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц установлен главой 24 АПК РФ.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд считает, что в настоящем случае имеется совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных ООО «Новый Особняк» требований.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее также – Закон о государственной регистрации недвижимости).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ).
Согласно абз.1 п.2 ст.15 Закона о государственной регистрации недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению представленному уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», которыми выдано разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона, - при государственном кадастровом учете созданного объекта недвижимости.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (п.4 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ).
Согласно положениям п.5 ст.18 Закона о государственной регистрации недвижимости не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст.19 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ орган государственной власти, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», уполномоченные на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения обязаны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) в отношении соответствующего объекта недвижимости посредством отправления в электронной форме.
На основании п.1 ст.21 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии со ст.27 Закона о государственной регистрации недвижимости в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
При этом Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ, в том числе и ч.1 ст.19 указанного Закона, вступил в силу с 01.01.2017 (ч.1 ст.72 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ).
В соответствии с ч.5 ст.72 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу. Настоящий Федеральный закон по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
Правоотношения между ООО «Новый особняк» и Правительством Москвы в лице Мосгосстройнадзора завершены 29.10.2014 выдачей разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №RU77158000-006027 до вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ.
Таким образом, в рассматриваемом случае не подлежат применению положения ч.1 ст.19 означенного Федерального закона, при этом следует учитывать нормы ст.20 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности», согласно которой с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности.
Общество является собственником спорного объекта недвижимости и в регистрирующий орган с заявлением о постановке объекта на кадастровый учет обратился представитель Общества, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности.
Таким образом, ООО «Новый Особняк» является надлежащим заявителем, в связи с чем Управление неправомерно приостановило государственный кадастровый учет по основанию обращения в регистрирующий орган ненадлежащего лица.
Кроме того, как установлено ст.55 Градостроительного кодекса РФ (далее также – ГрК РФ), разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства (ч.10). В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета; при этом состав таких сведений должен соответствовать составу и сведениям технического плана (ч.11).
В соответствии с п.12 ч.3, ч.10.1 ст.55 ГрК РФ обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем (застройщиком) для принятия такого решения технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Законом о государственной регистрации недвижимости.
Данные нормы ГрК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2017, предусматривали необходимость соответствия технического плана требованиям Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ, при этом данное требование было введено положениями Федерального закона от 13.07.2015 №252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», действовало с 13.07.2015, то есть до вступления в силу Закона о государственной регистрации недвижимости.
При этом ранее положения, аналогичные ч.1 ст.19 Закона о государственной регистрации недвижимости, предусматривались нормами п.9 ч.1 ст.15, ч.4.2 ст.25 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ (в ред., действовавшей до 01.01.2017), в соответствии с которыми органы государственной власти и органы местного самоуправления были обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию в порядке информационного взаимодействия.
С 01.01.2017 в силу п.1 ч.5 ст.14 Закона о государственной регистрации недвижимости постановка построенного объекта капитального строительства на государственный кадастровый учет также осуществляется на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, полученного по правилам ст.55 ГрК РФ, и приложенного к нему технического плана, соответствующего требованиям, предъявляемым к нему правовыми актами.
В соответствии с положениями п.1 ч.5 ст.14 и ч.1 ст.19 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ заявление об осуществлении государственного кадастрового учета объекта капитального строительства в орган регистрации прав направляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения, а подготовка технического плана вводимого в эксплуатацию здания, в том числе многоквартирного дома, обеспечивается застройщиком (ч.2, п.12 ч.3, ч.10.1 ст.55 ГрК РФ).
Кроме того, в качестве установленной законом гарантии осуществления государственной регистрации прав собственности участников долевого строительства на объекты долевого строительства с 01.01.2017 пунктом 1 части 11 статьи 48 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ установлено, что в случае, если органом регистрации прав не получено в порядке, предусмотренном ч.1 ст.19 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, застройщик по собственной инициативе вправе передать в орган регистрации прав разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, или нотариально удостоверенную копию этого разрешения не позднее чем через десять рабочих дней после получения этого разрешения.
Указанная позиция соответствует разъяснениям, изложенным в письме от 22.06.2017 №ОГ-Д23-7304 Министерством экономического развития Российской Федерации, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности.
Общество, являясь в рассматриваемом случае застройщиком спорного объекта, правомерно по собственной инициативе обратилось в орган регистрации прав для осуществления кадастрового учета с представлением документов, являющихся основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, - разрешения на ввод объекта в эксплуатацию многоквартирного дома, а также технического плана объекта, подготовленного кадастровым инженером ФИО6, который включен в реестр членов Ассоциации СРО «Балтийское объединение кадастровых инженеров» на основании протокола Совета Ассоциации СРО «БОКИ» №03-СА/КИ/12-16 от 06.12.2016, что подтверждается свидетельством о членстве в саморегулируемой организации в сфере кадастровой деятельности №1913.01-352500853804-КИ-005 от 06.12.2016, номер регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность: 24307, страховой номер индивидуального счета кадастрового инженера: 078-382-763 12. Договор на выполнение кадастровых работ №191 от 21.05.2019.
Технический план подготовлен на основании проектной документации здания в соответствии с ч.8 ст.24 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ (ред. от 02.08.2019), а также на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в связи с созданием многоквартирного дома, расположенного по адресу: РФ, г.Москва, внутригородская территория муниципальный округ Мещанский, пер. Головин Б, д.7, и 6 помещений в нем, в том числе 2 жилых и 4 нежилых помещения.
На момент принятия решения о вводе объекта в эксплуатацию для принятия указанного решения законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности не предусматривалось представление технического плана объекта недвижимости.
Таким образом, сведения о здании (за исключением сведений о местоположении здания на земельном участке и о его площади) указаны в техническом плане на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №RU77158000-006027 от 29.10.2014 и проектной документации здания (Проект ТОМ 2 часть 2. Архитектурные решения №51-П2/07НК).
Основная характеристика объекта – общая площадь здания приведена на 2 листе разрешения на ввод объекта в эксплуатацию «Общая площадь». Общая площадь здания составляет 1 496, 8 кв.м. Количество этажей здания составляет 6-7 этажей, из них: 4-5 этажа (1-5 этаж) надземная часть и 2 этажа (-2 и -1 этажи) – подземная часть. Материалами наружных стен здания являются: монолитные стены и кирпич (2 страница в Разрешении на ввод объекта в эксплуатацию). Наименование здания («Жилой дом») указано в соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию №RU77158000-006027 от 29.10.2014. Год ввода объекта в эксплуатацию – 2014г. Графическая часть технического плана подготовлена с использованием проектной документации здания - Проект ТОМ 2 часть 2. Архитектурные решения №51-П2/07НК.
Адрес здания внесен в структурированном виде в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС) на основании сведений, предоставленных оператором информационной адресной системы, осуществляющим ведение государственного адресного реестра: Российская Федерация, Москва г, внутригородская территория муниципальный округ Мещанский, ФИО7 пер, дом 7.
В состав технического плана включена информационная выписка из Государственного адресного реестра об адресе объекта адресации от 10.06.2019, согласно которой зданию присвоен уникальный регистрационный номер адреса в государственном адресном реестре: 32e7d7f9-ff68-47ba-96c5-a0aa9a6be722, что также подтверждается сведениями, содержащимися в полученном отказе Департамента городского имущества города Москвы от 12.12.2018 № 33-5-138092/18~(0)-1. Сведения об адресе соответствуют заключению для присвоения адреса объекту недвижимости от 14.02.2014 рег.№204-06-6/4-(0)-1.
Площадь здания, помещения определены в соответствии с требованиями к определению площади здания, сооружения или помещения, машино-места, установленными на основании ч.13 ст.24 Закона о государственной регистрации недвижимости.
Согласно Требованиям к определению площади здания, сооружения и помещения, утв. приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 №90 (далее также – Требования) (ранее действовал Приказ Минэкономразвития РФ от 30.09.2011 №531 «Об утверждении Требований к определению площади здания, помещения»), площадь, занимаемая стенами и перегородками, учитывается в площади этажа здания, и соответственно, площадь этажа и площадь здания не может быть равной суммам площади помещений, расположенных соответственно на этаже или в здании, в связи с этим в представленном техническом плане сумма помещений в здании не равна общей площади здания.
В техническом плане указаны кадастровые номера земельных участков, на которых, под которыми расположено здание.
В ходе кадастровых работ кадастровым инженером установлено, что наземная часть здания располагается на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0001090:41, проекция подземной части также попадает на земельный участке с кадастровым номером 77:01:0001090:99, проекция надземной части (балконы) расположена на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0001090:93.
Здание представляет собой совокупность шести контуров: 1/6-3/6 – надземные, 4/6-5/6 – подземные, 6/6 – контур здания на уровне 1 этажа (наземный).
В состав многоквартирного жилого дома входит 6 помещений, в том числе 2 (квартиры) жилых и 4 нежилых помещения (из них 3 помещения, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома).
Полнота сведений, содержащихся в техническом плане здания, соответствует требованиям, предъявленным к подготовке технического плана здания согласно Приказу Министерства экономического развития РФ от 18.12.2015 №953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений».
В связи с изменением нормативных правовых актов, устанавливающих форму и требования к подготовке технического плана, технический план подготовлен в орган регистрации прав в виде XML-документа с использованием действующих (размещенных в настоящее время на официальном сайте Росреестра) XML-схем.
При этом сведения, предусмотренные Требованиями, но отсутствующие в соответствующих элементах XML-схемы указаны в разделе «Заключение кадастрового инженера», а также приложены листы печатного документа, содержащие данные сведения, в формате PDF. В связи с невозможностью привязать планы этажей в формате JPEG, документ подготовлен в виде файла в формате PDF и включен в состав приложения.
Учитывая положения ст.ст.131, 289, 290 ГК РФ, ст.36 Жилищного кодекса РФ, ст.ст.4, 17, 18 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», а также разъяснения, изложенные в п.66 и п.67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», п.26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 №73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», земельный участок, сформированный и поставленный на кадастровый учет, находится у собственников помещений на праве общей долевой собственности с момента государственной регистрации права участниками долевого строительства на объект долевого строительства.
При этом пункт 2 статьи 23 Закона о государственной регистрации прав содержит правило о проведении одновременной государственной регистрации права на помещение в многоквартирном доме и неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в обеспечение исполнения обязательств застройщика (залогодателя) по договору с момента государственной регистрации договора у участников долевого строительства (залогодержателей) считаются находящимися в залоге предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в составе которых будут находиться объекты долевого строительства, земельный участок, принадлежащий застройщику на праве собственности, или право аренды, право субаренды на указанный земельный участок и строящиеся (создаваемые) на этом земельном участке многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости.
В соответствии с положениями ч.9 ст.13 указанного Федерального закона к отношениям, вытекающим из залога, возникающего на основании настоящего Федерального закона, применяются положения Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 16.07.1998 №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее также – Закон об ипотеке) с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Залог права аренды земельного участка прекращается с момента передачи в установленном законом порядке всех объектов долевого строительства в многоквартирном доме, построенном на данном земельном участке (ч.8.1 ст.13 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ).
На основании п.4 ст.29 Закона о государственной регистрации недвижимости регистрационная запись об ипотеке погашается по основаниям, предусмотренным Законом об ипотеке.
Согласно правовой позиции, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2014 №2-О, правовое регулирование, установленное ст.13 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ, позволяет обеспечивать исполнение обязательств застройщика перед участником долевого строительства непосредственно за счет имущества, которое является предметом договора участия в долевом строительстве, заключенного с этим лицом, и направлено на соблюдение баланса интересов всех участников долевого строительства.
Пунктом 1.1 статьи 25 Закона об ипотеке установлен порядок погашения регистрационной записи об ипотеке, возникшей в силу закона об участии в долевом строительстве, в соответствии с которым регистрационная запись погашается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на основании заявления застройщика и предъявления им всех перечисленных в этой норме документов, подтверждающих окончание строительства и передачу квартир по заключенным договорам либо решению суда.
Согласно уведомлению от 28.08.2019 №77/19-110318 о приостановлении действий по государственному кадастровому учету в ЕГРН содержатся сведения об обременении земельного участка, на котором расположен объект недвижимости.
Между тем согласно полученным конкурсным управляющим сведениям из ЕГРН в отношении указанного земельного участка №77:01:0001090:41, на котором расположен дом, зарегистрированы ограничения в распоряжении правом только в виде ипотеки в силу закона по регистрации договоров долевого участия и аренды в пользу ООО «Новый Особняк», что не является препятствием для постановки на кадастровый учет расположенного на земельном участке объекта недвижимости.
Поскольку объекты долевого строительства в многоквартирном доме по указанному адресу, построенном на земельном участке с кадастровым номером №77:01:0001090:41, в настоящее время участникам долевого строительства не переданы, то основания для снятия имеющихся обременений отсутствуют.
Вместе с тем имеющиеся обременения постановке объекта на кадастровый учет не препятствуют, в том числе в целях соблюдения прав участников долевого строительства многоквартирного дома.
Более того, без осуществления постановки дома на кадастровый учет невозможно оформление прав собственности участников долевого строительства на принадлежащие им помещения и последующее прекращение обременения в виде ипотеки в силу закона.
Соответствующие пояснения были представлены заявителем в регистрирующий орган вместе дополнительным пакетом документов.
Учитывая изложенное, у регистрирующего органа отсутствовали основания для приостановления государственного кадастрового учета в связи с наличием в ЕГРН сведений об обременении земельного участка, на котором расположен спорный объект недвижимости.
Такое приостановление нарушает права не только заявителя, но и участников долевого строительства, поскольку препятствует осуществлению прав собственников помещений.
В настоящем случае на момент вынесения ответчиком оспариваемого решения недостатки технического плана, послужившие основанием для приостановления государственного кадастрового учета, были устранены, откорректированный план был представлен в регистрирующий орган, что подтверждается соответствующими описями документов, принятых для оказания государственных услуг №77-0-1-71/3129/2019-1481 от 11.10.2019, №77-0-1-71/3129/2019-1574 от 25.10.2019.
Иные основания для отказа в государственной регистрации отсутствуют.
На момент вынесения оспариваемого решения срок приостановления не истек.
Учитывая все вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета спорного объекта недвижимости.
При таких данных оспариваемое в рамках настоящего дела решение Управления Росреестра по Москве от 18.10.2019 №77/19-144639 об отказе в осуществлении кадастрового учета не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Обществом требований, обязав Управление в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственного кадастрового учета жилого здания с нежилыми помещениями, расположенного по адресу: <...> вл.7, стр.1.
Все доводы, изложенные в обоснование оспариваемого решения регистрирующего органа и позиции ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в обжалуемом судебном акте, подробно исследованы судом и им дана правильная оценка.
Доводы Управления, приведенные в апелляционной жалобе, также не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23.03.2020 по делу №А40-331956/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: Е.В.Пронникова
Судьи: И.В.Бекетова
ФИО1
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.