ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, дом 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ АП-36500/2020
город Москва
11.08.2020 | дело № А40-335016/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Т.Т. Маркова, судьи О.С. Сумина, Д.Е. Лепихин,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ю.И. Любимовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО «Мосэнергосбыт» на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.06.2020
по делу № А40-335016/19
по заявлению АО «Мосэнергосбыт» (ОГРН <***>)
к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору Центральное управление Ростехнадзора (ОГРН <***>)
третье лицо: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад № 77 (МДОУ «Детский сад № 77»)
о признании незаконным определения;
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 02.12.2019;
от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 02.06.2020;
от третьего лица – не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.06.2020 в удовлетворении заявленных АО «Мосэнергосбыт» требований о признании незаконным определения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Центрального управления Ростехнадзора от 03.12.2019 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад № 77 (МДОУ «Детский сад № 77»), представитель в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители общества и административного органа в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела следует, что 01.12.2008 между АО «Мосэнергосбыт» и потребителем заключен муниципальный контракт № 83409705, по условиям которого АО «Мосэнергосбыт» обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности) потребителю, а последний обязуется оплачивать поставленную электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
В соответствии с п. 6.2 контракта фактический объем поставленной (проданной) электрической энергии, определяется средствами измерений.
Ввиду выявления факта безучетного потребления электрической энергии, выявленного 03.06.2019 по адресу: Московская область, Солнечногорский район, д. Поповка, АО «Мосэнергосбыт» обратилось в ЦУ Ростехнадзора с заявлением от 24.10.2019 № ИП/160-1184/19 о привлечении виновного лица к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев заявление ЦУ Ростехнадзора отказано в возбуждении дела об административном правонарушении определением от 03.12.2019 (вх. от 11.12.2019 № СК/1-73948/19) на основании того, что в соответствии ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.19 Кодекса наступает по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев), следовательно срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу истек 15.07.2019.
Не согласившись с определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, АО «Мосэнергосбыт» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что у административного органа отсутствовали правовые основания для возбуждения дела об административном правонарушении.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении может быть возбуждено лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч. ч. 1, 1.1, 1.3 названной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 28.3 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных названным Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В силу ч. 2 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях помимо случаев, предусмотренных ч. 1 названной статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им осуществления полномочий Российской Федерации по государственному контролю и надзору на основании федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о передаче полномочий федеральных органов исполнительной власти для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с федеральными законами, либо заключенных в соответствии с федеральным законом соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий, указанные в настоящей статье.
Согласно п. 38 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный энергетический надзор, уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.19 (в отношении должностных лиц и юридических лиц в части самовольного подключения к электрическим, тепловым сетям, а также самовольного (безучетного) использования электрической, тепловой энергии), ч. 3 ст. 14.43, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. ст. 19.6, 19.7 названного Кодекса.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является органом федерального государственного энергетического надзора (пункт 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401).
В соответствии с п. 1 ст. 29.1 Федерального закона № 35-ФЗ под федеральным государственным энергетическим надзором в сфере электроэнергетики понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии требований к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики, в том числе особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики, установленных названным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области электроэнергетики, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших такие требования лиц к ответственности, и деятельность указанных уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии (абз. 1).
При этом федеральный государственный энергетический надзор не осуществляется в отношении деятельности потребителей электрической энергии, связанной с эксплуатацией энергопринимающих устройств, использующихся для бытовых нужд, а также других энергопринимающих устройств, суммарная максимальная мощность которых не превышает 150 киловатт с номинальным напряжением до 1.000 вольт и которые присоединены к одному источнику электроснабжения (абз. 2 п. 1 ст. 29.1 Закона № 35-ФЗ).
Согласно ч. 5 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п. п. 2 и 3 ч. 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Согласно ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может быть вынесено по истечении 2 месяцев со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим дальнейшее производство по делу об административном правонарушении.
Обжалуемым определением от 03.12.2019 отказано в возбуждении дела об административном правонарушении по факту самовольного подключения юридического лица к тепловым сетям в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности.
Деяние, подпадающее под признаки состава правонарушения, предусмотренного ст. 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершено МДОУ «Детский сад № 77» в период с 02.01.2019 по 15.05.2019.
Таким образом, в настоящее время срок давности привлечения МДОУ «Детский сад № 77» к административной ответственности по ст. 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истек, что является обстоятельством, исключающим производство по делу; возможность обсуждения вопросов о совершении лицом административного проступка при отказе в возбуждении дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена.
По истечении срока давности привлечения к административной ответственности вопрос о виновности либо невиновности юридического лица в совершении административного правонарушения обсуждению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.06.2020 по делу № А40-335016/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья Т.Т. Маркова
Судьи О.С. Сумина
Д.Е. Лепихин