ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-336599/19-120-2508 от 11.08.2020 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва                                                    Дело № А40-336599/19-120-2508

14 августа 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2020 года

Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2020 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,

судей Григорьевой И.Ю., Латыповой Р.Р.,

при участии в заседании:

от истца (заявителя) ООО «АЛЬТА КВАЛИТА МСК»: ФИО1, ФИО2 (дов. от 16.01.2020 г.);

от ответчика (заинтересованного лица) Московской таможни: ФИО3 (дов. № 04-14/139 от 31.12.2019 г.);

рассмотрев 11 августа 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО «АЛЬТА КВАЛИТА МСК»

на решение Арбитражного суда города Москвы от 10 марта 2020 г.,

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2020 г.,

по делу № А40-336599/19-120-2508

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «АЛЬТА КВАЛИТА МСК»

к Московской таможне

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 10129000-3087/2019 от 12 декабря 2019 г.,

УСТАНОВИЛ: 22 мая 2019 г. сотрудниками Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям (далее – Управление Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям) проведена проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью «АЛЬТА КВАЛИТА МСК» (далее – ООО «АЛЬТА КВАЛИТА МСК», общество, заявитель), расположенного по адресу: <...>, 1-ый этаж, помещение 22, в целях исполнения федерального законодательства, в частности требований Указа Президента Российской Федерации от 06 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях безопасности Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 07 августа 2014 г. № 778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации 06 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».

В ходе проведения проверки установлено, что ООО «АЛЬТА КВАЛИТА МСК» на основании договора аренды нежилого помещения от 01 января 2019 г. № 45С.119.СК используется помещение (склад) № 22, общей площадью 269,9 кв.м, расположенное по адресу: <...>, 1-ый этаж, в котором обнаружены сельскохозяйственные товары стран происхождения Европейского Союза, свободная реализация которых запрещена (ограничена) на территории Российской Федерации, а именно:

код ТН ВЭД ЕАЭС 0406 – сыры Grana Padano (Италия) весом 826,532 кг, Taleggio DOP (Италия) весом 4,004 кг, Taleggio DOP (Италия) весом 2,028 кг, Taleggio DOP (Италия) весом 3,998 кг, Cabre Piccante (Италия) весом 18,980 кг, Latteria Sociale Mantova (Италия) весом 2,458 кг, Formaggio Italiano Sbiancato (Италия) весом 4,830 кг, Latteria Sociale Mantova (Италия) весом 27,516 кг, Pecorino Romano DOP, Sovrano (Италия) весом 50,560 кг, Taleggio DOP (Италия) весом 4,072 кг, Cabre Piccante (Италия) весом 9,98 кг, Taleggio DOP (Италия) весом 10,496 кг, Shevrette (Нидерланды) весом 52,439 кг, Pecorino Toscano DOP (Италия) весом 10,313 кг, Boschetto Al Tartufo (Италия) весом 4,312 кг, Pecorino Toscano DOP (Италия) весом 4,530 кг, Formaggio Caprabon al pepperoncino (Италия) весом 10,0 кг, Ubriacone (Италия) весом 26,6 кг, Formaggio Montacio DOP (Италия) весом 10,300 кг, Malgadoc (Италия) весом 1,640 кг, Formaggio Cappricio Nero (Италия) весом 22,200 кг, Formaggio della Famiglia Busti (Италия) весом 15,840 кг, Formaggio Caprmo da Tavola (Италия) весом 9,914 кг, Pecorino ого antico (Италия) весом 5,014 кг, Formaggio di latte di pecora con noci (Италия) весом 43,342 кг, Fontina (Италия) весом 8,580 кг, Fontina (Италия) весом 4.25 кг, Mimolette Vielle affinage naturel (Франция) весом 2,0 кг, Brillo Pecorino Divino (Италия) весом 7,217 кг, Caprino Bianco Formaggio di Capra (Нидерланды) весом 27,0 кг, Formaggio al tartufo Gildo (Италия) весом 6,16 кг, Stracco di CapraA (Италия) весом 2,048 кг, Formaggio Caciocavallo stagionato (Италия) весом 18,5 Л кг, Gorgonzola Dop Piccante (Италия) весом 30,2 кг, Goronzola Alpi Crema Gildo О (Италия) весом 19,56 кг, Formaggio di Capra Caprinera (Италия).жееом 3,4 кг, Formaggio da Latte di pecora con e pistacchio (Италия) весом 15,95 кг, Formaoggio da Latte Biopek pastorizzato, olive farcite al peperone (Италия) весом 78,100 кг, Formaggio pecorino Semigtagionato (Италия) весом 26,404 кг, Pecorino Romano DOP (Италия) весом 133,59 кг, Formaggio Pecorino Stagionato (Италия) весом 22,5 кг, Pecorino al tartufo Bianchetto (Италия) весом 2,019 кг, Pecorino Toscano DOP Stagionato (Италия) весом 8,259 кг, Formaggio Misto olive Farcite (Италия) весом 5,206 кг, Formaggio di Capra Caprador (Италия) весом 10,4 кг;

код ТН ВЭД ЕАЭС 0406, сыры - Fromage au lait pasteurize Fol Epi (Франция) весом 18,96 кг, Pecorino al tartufo Bianchetto (Италия) весом 8,2 кг, Formaggio di Capra Deliziola Taglio 1/8 (Италия) весом 8,812 кг, Formaggio Parmigiano reggiano DOP (Италия) весом 4,68 кг, Formaggio Parmigiano reggiano DOP (Италия) весом 6,52 кг, Formaggio Parmigiano reggiano DOP (Италия) весом 30,8 кг, Formaggio Pecorino al tartufo (Италия) весом 36,200 кг, Cacei ficio dolce Latte (Италия) весом 5,085 кг, Formaggio pecorino stagionato de tartufo (Италия) весом 36,1 кг, Asiago formaggio (Италия) весом 11,42 кг, Formaggio DOP Mezzano (Италия) весом 2,14 кг.;

код ТН ВЭД ЕАЭС 160100, колбасы - Salame Milano (Италия) весом 57,3 кг 4 - 17,3 кг, Salumi Ficio (Италия) весом 13,4 кг, Mortadella (Италия) весом 22,75 кг, Calli Remo Salumificio (Италия) весом 53,04 кг, Salame Piccante (Италия) весом 22,08 кг, Puten Salame Ditocchino (Италия) весом 3,43 кг +1,1 кг, Galli Remo Saluhificio (Италия) весом 17,03 кг, Salame Felino igpetic Bianca (Италия) весом 43,07 кг, Колбаса ЧоризоВела 1013 (Испания) весом 3,57 кг, Galli Remo Di puro зшпо (Италия) весом 3,01 кг, 2112 Jamon Serrano Reservo (Италия) весом 86,4 кг, Salsiccio di cinghiale stagionato (Италия) весом 3,3 кг, Salsiccilio Piccante (Италия) весом 1,180 кг, Serrano Salami (Испания) весом 10,8 кг, Chorizo De la Sierra (Испания) весом 21,84 кг, Gran Speck Di Montagna (Италия) весом 59,82 кг, Salane di Cinghiale (Италия) весом 6,82 кг, Late jamon de Cebo iBerico (Испания) весом 16,44 кг, Proscivtto Di Parma (Италия) весом 7,338 кг, San Daniele (Испания) весом 15,03 кг, Proscivtto dLParma (Италия) весом 7,7 кг, San daniele Disossato (Италия) весом 8,04 кг, Prosciuttifici Picaron (Италия) весом 12,05 кг, Solo Came Di suino (Италия) весом 4,42 кг, IL Murano (Италия) весом 19,4 кг, 4 - 6,4 кг, Jamon Serano Reservo (Испания) весом 27,7 кг, 4 - 12,4 кг.

Вышеуказанная продукция была изъята из оборота Управлением Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям, о чем составлен акт (протокол) о факте изъятия запрещенной к ввозу продукции от 22 мая 2019 г. № 30-И/03 с последующим ее уничтожением (акт об уничтожении запрещенной к возу продукции от 23 мая 2019 г. № 30-У/03).

На основании полученных данных 15 ноября 2019 г. Московской таможней в отношении ООО «АЛЬТА КВАЛИТА МСК» составлен протокол об административном правонарушении № 10129000-3087/2019.

12 декабря 2019 г. Московской таможней вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 10129000-3087/2019, которым ООО «АЛЬТА КВАЛИТА МСК» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ½ стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, что составляет 1 746 198,46 руб.

Считая указанное постановление незаконным, ООО «АЛЬТА КВАЛИТА МСК» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской таможне о его отмене.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 10 марта 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2020 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе ООО «АЛЬТА КВАЛИТА МСК» просит об изменении обжалуемых судебных актов в части назначения административного наказания и назначении ему наказания в виде предупреждения в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая также на неверное исчисление таможенным органом размера административного штрафа, поскольку стоимость товара не была подтверждена.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

В заседании кассационной инстанции представитель ООО «АЛЬТА КВАЛИТА МСК» поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Московской таможни против ее удовлетворения возражал.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Таможенного кодека Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Согласно пункту 10 статьи 2 ТК ЕАЭС запреты и ограничения представляют собой меры нетарифного регулирования, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении товаров военного назначения, и радиационные требования, установленное в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств - членов.

Статьями 2 и 3 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах» (далее – Закон № 281-ФЗ) установлено, что для обеспечения интересов и безопасности Российской Федерации и их устранения: для минимизации угрозы нарушений прав и свобод ее граждан могут примениться специальные экономические меры. Указанные меры обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также для находящихся под юрисдикцией Российской Федерации организаций и физических лиц.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено ТКЕАЭС.

Пунктом 1 статьи 135 ТК ЕАЭС предусмотрены условия помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, которыми являются: 1) уплата ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии с ТК ЕАЭС; 2) уплата специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с ТК ЕАЭС; 3) соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС; 4) соблюдение мер защиты внутреннего рынка, установленных в ином виде, чем специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) установленные в соответствии со статьей 50 Договора о Союзе иные пошлины.

Указом Президента Российской Федерации от 06 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях безопасности Российской Федерации» запрещено либо ограничено осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.

Сроки действия указанных отдельных специальных экономических мер в целях безопасности Российской Федерации неоднократно продлевались на основании Указов Президента Российской Федерации от 24 июня 2015 г. № 320, от 29 июня 2016 г. № 305, от 30 июня 2017 г. № 293, от 12 июля 2018 г. № 420 (продлено до 31 декабря 2019 г.), от 24 июня 2019 г. № 293 (продлено до 31 декабря 2020 г.).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 августа 2014 г. № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560, от 24 июня 2015 г. № 320, от 29 июня 2016 г. № 305, от 30 июня 2017 г. № 293 и от 12 июля 2018 г. № 420, от 24 июня 2019 г. № 293», молочная продукция - сыры с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 0406, колбасы и аналогичные продукты из мяса - код ТН ВЭД ЕАЭС 1601 00, включены в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, республика Албания, Черногория, республика Исландия, Княжество Лихтенштейн и которые по 31 декабря 2019 года запрещены к ввозу в Российскую Федерацию.

Ввоз вышеуказанного товара на территорию Российской Федерации запрещен. Факт наличия на территории Российской Федерации товара, запрещенного к ввозу, свидетельствует о незаконности его ввоза.

Под незаконным перемещением товаров через таможенную границу согласно пункта 25 статьи 2 ТК ЕАЭС понимается перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 ТК ЕАЭС должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

Действия, связанные с пользованием товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения, либо товарами, выпущенными, в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которыми, передача которых во владение или в пользование либо распоряжение которыми иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, а также приобретение, хранение либо транспортировка таких товаров, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.21 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискации предметов административного правонарушения.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о наличии в действиях ООО «АЛЬТА КВАЛИТА МСК» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.21 КоАП РФ, выразившееся в хранении обществом товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.

Вина ООО «АЛЬТА КВАЛИТА МСК» в совершении административного правонарушения установлена.

Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.

Размер штрафа соответствует санкции статьи 16.21 КоАП РФ.

Отклоняя доводы общества о неверном исчислении таможенным органом размера штрафа, суды указали на то, что стоимость товара была рассчитана таможней с учетом Справки эксперта от 06 августа 2019 г. № 12403002/0028859 (том 1, л.д. 50), при этом обществом контрсчет представлен не был.

Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.

Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Приведенный в кассационной жалобе довод со ссылкой на возможность применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного административного штрафа на предупреждение был предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонен на основании следующего.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 этой статьи.

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Таким образом, с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности следующих обстоятельств: отнесения лица, совершившего административное правонарушение, к субъектам малого и среднего предпринимательства; совершения административного правонарушения впервые; отсутствия причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также иным объектам, перечисленным в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.

В рассматриваемом случае с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ суды первой и апелляционной инстанции не усмотрели оснований для применения в конкретном случае положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку из материалов дела не следует наличие условий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, при этом правомерно учли характер допущенного правонарушения.

Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.

Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.

При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 10 марта 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2020 г. по делу № А40-336599/19-120-2508 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «АЛЬТА КВАЛИТА МСК» – без удовлетворения.

Председательствующий-судья                                                 Е.ФИО5

Судьи                                                                                                         И.Ю.Григорьева

                                                                                                          Р.Р.Латыпова