ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 09АП-24244/2020
г. Москва Дело № А40-340871/19
09 июля 2020 года
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2020 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2020 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей:
Мухина С.М., ФИО1,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Омаровым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО «РОССЕТИ Тюмень»
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.03.2020г. по делу № А40-340871/19
по заявлению АО «РОССЕТИ Тюмень»
к Федеральной антимонопольной службе
о признании недействительными:
- пункт 2 предписания № ВК/87619/19 от 08.10.2019;
- пункт 2 предписания № ВК/87634/19 от 08.10.2019;
- пункт 2 предписания № ВК/87630/19 от 08.10.2019;
- пункт 2 предписания № ВК/87644/19 от 08.10.2019;
- пункт 2 предписания № ВК/87624/19 от 08.10.2019;
- пункт 2 предписания № ВК/87640/19 от 08.10.2019;
- пункт 2 предписания № ВК/87664/19 от 08.10.2019;
- пункт 2 предписания № ВК/87654/19 от 08.10.2019;
- пункт 2 предписания № ВК/87669/19 от 08.10.2019,
в присутствии:
от заявителя:
ФИО2 по дов. от 09.01.2019;
от заинтересованного лица:
ФИО3 по дов. от 05.12.2019;
У С Т А Н О В И Л:
Акционерное общество «Россети Тюмень» (далее – Заявитель, АО «Россети Тюмень», Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее – Заинтересованное лицо, ФАС России, Антимонопольный орган) с заявлением о признании недействительными пункта 2 Предписания № ВК/87619/19 от 08.10.2019г.; пункта 2 Предписания № ВК/87634/19 от 08.10.2019г.; пункта 2 Предписания № ВК/87630/19 от 08.10.2019г.; пункта 2 Предписания № ВК/87644/19 от 08.10.2019г.; пункта 2 Предписания № ВК/87624/19 от 08.10.2019г.; пункта 2 Предписания № ВК/87640/19 от 08.10.201г.; пункта 2 Предписания № ВК/87664/19 от 08.10.2019г.; пункта 2 Предписания № ВК/87654/19 от 08.10.2019г.; пункта 2 Предписания № ВК/87669/19 от 08.10.2019г..
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.03.2020г. в удовлетворении заявления АО «Россети Тюмень» отказано.
АО «Россети Тюмень» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Общества при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель АО «Россети Тюмень» доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Представитель Заинтересованного лица в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) Акционерное общество энергетики и электрификации «Тюменьэнерго» (23.12.2019г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о смене наименования Акционерного общества энергетики и электрификации «Тюменьэнерго» на новое наименование – Акционерное общество «Россети Тюмень») обратилось в Федеральную антимонопольную службу России со следующими ходатайствами:
1) Ходатайство № 6/13 – 117 от 12.08.2019г. (вх. ФАС России № 144122/19 от 15.08.2019г.) о даче согласия на совершение сделки купли - продажи голосующих обыкновенных именных акций АО «Югорская региональная электросетевая компания» (ИНН <***> (далее по тексту – АО «ЮРЭСК»)), принадлежащих АО «Югорская энергетическая компания» (ИНН <***>), в количестве – 9 779 832 020 (девять миллиардов семьсот семьдесят девять миллионов восемьсот тридцать две тысячи двадцать) штук, номинальной стоимостью 1 (один) рубль за одну акцию, что составит 99,9999999898 % общего числа голосующих обыкновенных именных акций АО «ЮРЭСК» и 99,9999999898 % от уставного капитала АО «ЮРЭСК»;
2) Ходатайство № 6/13 – 120 от 12.08.2019г. (вх. ФАС России № 144117/19 от 15.08.2019г.) о даче согласие на совершение сделки купли - продажи обыкновенных бездокументарных акций АО «Югорская территориальная энергетическая компания - Белоярский» (ИНН <***> (далее по тексту – АО «ЮТЭК-Белоярский»)), принадлежащих АО «Югорская энергетическая компания» (ИНН <***>), в количестве – 1 540 408 (один миллион пятьсот сорок тысяч четыреста восемь) штук, номинальной стоимостью 1 (один) рубль за одну акцию, что составит 51 % от общего числа обыкновенных бездокументарных акций АО «ЮТЭК-Белоярский» и 51% от уставного капитала АО «ЮТЭК-Белоярский»;
3) Ходатайство № 6/13 – 119 от 12.08.2019г. (вх. ФАС России № 144136/19 от 15.08.2019г.) о даче согласия на совершение сделки купли - продажи обыкновенных бездокументарных акций Акционерного общества «Югорская территориальная энергетическая компания - Березово» (ИНН <***> (далее по тексту – АО «ЮТЭК-Березово»), принадлежащих АО «Югорская энергетическая компания» (ИНН <***>), в количестве – 862 212 (восемьсот шестьдесят две тысячи двести двенадцать) штук, номинальной стоимостью 1 (один) рубль за одну акцию, что составит 51 % от общего числа обыкновенных бездокументарных акций АО «ЮТЭК-Березово» и 51% от уставного капитала АО «ЮТЭК-Березово»;
4) Ходатайство № 6/13 – 124 от 12.08.2019г. (вх. ФАС России № 144137/19 от 15.08.2019г.) о даче согласия на совершение сделки купли - продажи обыкновенных именные акций Акционерного общества «Югорская территориальная энергетическая компания - Когалым» (ИНН <***> (далее по тексту – АО «ЮТЭК-Когалым»)), принадлежащих Акционерному обществу «Югорская энергетическая компания», в количестве – 3 063 429 (три миллиона шестьдесят три тысячи четыреста двадцать девять) штук, номинальной стоимостью 1 (один) рубль за одну акцию, что составит 99,98 % от общего числа обыкновенных именных акций АО «Югорская территориальная энергетическая компания - Когалым» и 99,98% от уставного капитала АО «Югорская территориальная энергетическая компания - Когалым»;
5) Ходатайство № 6/13 – 122 от 12.08.2019г. (вх. ФАС России № 144142/19 от 15.08.2019г.) о даче согласия на совершение сделки купли - продажи обыкновенных именных акций Акционерного общества «Югорская территориальная энергетическая компания - Нягань» (ИНН <***> (далее по тексту – АО «ЮТЭК-Нягань»)), принадлежащих Акционерному обществу «Югорская энергетическая компания», в количестве – 1 081 966 (один миллион восемьдесят одна тысяча девятьсот шестьдесят шесть) штук, номинальной стоимостью 1 (один) рубль за одну акцию, что составит 51 % от общего числа обыкновенных именных акций АО «Югорская территориальная энергетическая компания - Нягань» и 51% от уставного капитала АО «Югорская территориальная энергетическая компания - Нягань»;
6) Ходатайство № 6/13 – 123 от 12.08.2019г. (вх. ФАС России № 144130/19 от 15.08.2019г.) о даче согласия на совершение сделки купли - продажи обыкновенных бездокументарных акций Акционерного общества «Югорская территориальная энергетическая компания - Совэнерго» (ИНН <***> (далее по тексту – АО «ЮТЭК - Совэнерго»)), принадлежащих АО «Югорская энергетическая компания» (ИНН <***>), в количестве – 1 020 000 (один миллион двадцать тысяч) штук, номинальной стоимостью 1 (один) рубль за одну акцию, что составит 51 % от общего числа обыкновенных бездокументарных акций АО «ЮТЭК - Совэнерго» и 51% от уставного капитала АО «ЮТЭК- Совэнерго»;
7) Ходатайство № 6/13 – 121 от 12.08.2019 (вх. ФАС России № 144134/19 от 15.08.2019) о даче согласия на совершение сделки купли - продажи обыкновенных именные акций Акционерного общества «Югорская территориальная энергетическая компания - Югорск» (ИНН <***> (далее по тексту – АО «ЮТЭК-Югорск»)), принадлежащих Акционерному обществу «Югорская энергетическая компания», в количестве – 1 020 000 (один миллион двадцать тысяч) штук, номинальной стоимостью 1 (один) рубль за одну акцию, что составит 51 % от общего числа обыкновенных именных акций АО «Югорская территориальная энергетическая компания - Югорск» и 51% от уставного капитала АО «Югорская территориальная энергетическая компания - Югорск»;
8) Ходатайство № 6/13 – 118 от 12.08.2019г. (вх. ФАС России № 144125/19 от 15.08.2019г.) о даче согласия на совершение сделки купли - продажи обыкновенных бездокументарных акций АО «Югорская территориальная энергетическая компания - Ханты-Мансийский район» (ИНН <***> (далее по тексту – АО «ЮТЭК-ХМР»)), принадлежащих АО «Югорская энергетическая компания» (ИНН <***>), в количестве – 1 999 999 (один миллион девятьсот девяносто девять тысяч девятьсот девяносто девять) штук, номинальной стоимостью 1 (один) рубль за одну акцию, что составит «100 % минус одна акция» от общего числа обыкновенных бездокументарных акций АО «ЮТЭК-ХМР» и «100% минус одна акция» от уставного капитала АО «ЮТЭК-ХМР»;
9) Ходатайство № 6/13 – 125 от 12.08.2019г. (вх. ФАС России № 144119/19 от 15.08.2019г.) о даче согласия на совершение сделки купли - продажи обыкновенных бездокументарных акций АО «Югорская территориальная энергетическая компания - Конда» (ИНН <***> (далее по тексту – АО «ЮТЭК-Конда»)), принадлежащих АО «Югорская энергетическая компания» (ИНН <***>), в количестве – 1 011 000 (один миллион одиннадцать тысяч) штук, номинальной стоимостью 1 (один) рубль за одну акцию, что составит 51 % от общего числа обыкновенных бездокументарных акций АО «ЮТЭК-Конда» и 51% от уставного капитала АО «ЮТЭК-Конда».
По результатам рассмотрения вышеуказанных ходатайств, в соответствии со статьями 28, 33 Закона о защите конкуренции ФАС России было принято решение об удовлетворении представленных ходатайств с выдачей в отношении АО «Россети Тюмень» предписаний:
- Решение ФАС России № ВК/87618/19 от 08.10.201г. и Предписание № ВК/87619/19 от 08.10.2019г. (на ходатайство АО «Россети Тюмень» № 6/13 – 117 от 12.08.2019г.);
- Решение ФАС России № ВК/87632/19 от 08.10.2019г. и Предписание № ВК/87634/19 от 08.10.2019г. (на ходатайство АО «Россети Тюмень» № 6/13 – 120 от 12.08.2019г.);
- Решение ФАС России № ВК/87629/19 от 08.10.2019г. и Предписание № ВК/87630/19 от 08.10.2019г. (на ходатайство АО «Россети Тюмень» № 6/13 – 119 от 12.08.2019г.);
- Решение ФАС России № ВК/87641/19 от 08.10.2019г. и Предписание № ВК/87644/19 от 08.10.2019г. (на ходатайство АО «Россети Тюмень» № 6/13 – 121 от 12.08.2019г.;
- Решение ФАС России № ВК/87622/19 от 08.10.2019г. и Предписание № ВК/87624/19 от 08.10.201г. (на ходатайство АО «Россети Тюмень» № 6/13 – 125 от 12.08.2019г.);
- Решение ФАС России № ВК/87638/19 от 08.10.2019г. и Предписание № ВК/87640/19 от 08.10.2019г. (на ходатайство АО «Россети Тюмень» № 6/13 – 122 от 12.08.2019г.);
- Решение ФАС России № ВК/87659/19 от 08.10.2019г. и Предписание № ВК/87664/19 от 08.10.2019г. (на ходатайство АО «Россети Тюмень» № 6/13 – 124 от 12.08.201г.);
- Решение ФАС России № ВК/87649/19 от 08.10.2019г. и Предписание № ВК/87654/19 от 08.10.2019г. (на ходатайство АО «Россети Тюмень» № 6/13 – 123 от 12.08.2019г.);
- Решение ФАС России № ВК/87667/19 от 08.10.2019г. и Предписание № ВК/87669/19 от 08.10.2019г. (на ходатайство АО «Россети Тюмень» № 6/13 – 118 от 12.08.2019г.).
Предписания ФАС России мотивированы тем, что поскольку АО «Россети Тюмень» входит в группу лиц ПАО «Россети», в которую также входят компании, осуществляющие деятельность по купле-продаже электрической энергии в границах первой ценовой зоны оптового рынка электроэнергии и мощности (ОАО «Псковэнергосбыт», ОАО «Екатеринбурэнергсбыт», ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания», ОАО «Калмэнергосбыт», ОАО «Карачаево-Черкескэнерго», ОАО «Каббалкэнерго», ОАО «Севкавказэнерго»), в границах второй ценовой зоны оптового рынка электроэнергии и мощности АО «Тываэнергосбыт», что свидетельствует о несоблюдении группой лиц ПАО «Россети» статьи 6 Федерального закона от 26.04.2003г. № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закона № 36-ФЗ), в части запрета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно – диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производства и купле-продаже электрической энергии.
На основании чего, ФАС России обязало АО «Россети Тюмень»:
1) уведомить административный орган о совершении вышеуказанных сделках в срок не более 10 дней после получения соответствующих прав;
2) в течение одного года с момента совершения таких сделок, совершить действия, направленные на соблюдение требований статьи 6 Федерального закона № 36-ФЗ по недопущению совмещения деятельности по передаче электроэнергии с деятельностью по купле-продаже электрической энергии.
Не согласившись с пунктами 2 указанных Предписаний Антимонопольного органа, посчитав их незаконными, необоснованными и нарушающим права и законные интересы АО «Россети Тюмень» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 5.3.3.2 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. № 331, ФАС России осуществляет согласование сделок с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций и правами в отношении коммерческих организаций.
Как было указано ранее, АО «Тюменьэнерго» в предусмотренном главой 7 Закона о защите конкуренции порядке обратилось в ФАС России с ходатайствами о даче предварительного согласия на осуществление следующих сделок:
- по приобретению 51 % голосующих акций АО «Югорская территориальная энергетическая компания - Совэнерго» (вх. от 15.08.2019г. № 144119/19), по итогам рассмотрения которого приняты решение ФАС России от 08.10.2019г. № ВК/87622/19 об удовлетворении поданного ходатайства и предписание ФАС России от 08.10.2019г. №ВК/87624/19;
- по приобретению 99,98 % голосующих акций АО «Югорская территориальная энергетическая компания - Когалым» (вх. от 15.08.2019г. № 144137/19), по итогам рассмотрения которого приняты решение ФАС России от 08.10.2019г. № ВК/87659/19 об удовлетворении поданного ходатайства и предписание ФАС России от 08.10.2019г. №ВК/87664/19;
- по приобретению 51 % голосующих акций АО «Югорская территориальная энергетическая компания - Конда» (вх. от 15.08.2019г. № 144130/19), по итогам рассмотрения которого приняты решение ФАС России от 08.10.2019г. № ВК/87649/19 об удовлетворении поданного ходатайства и предписание ФАС России от 08.10.2019г. №ВК/87654/19;
- по приобретению 51 % голосующих акций АО «Югорская территориальная энергетическая компания - Нягань» (вх. от 15.08.2019г. № 144142/19), по итогам рассмотрения которого приняты решение ФАС России от 08.10.2019г. № ВК/87638/19 об удовлетворении поданного ходатайства и предписание ФАС России от 08.10.2019г. №ВК/87640/19;
- по приобретению 51 % голосующих акций АО «Югорская территориальная энергетическая компания - Югорск» (вх. от 15.08.2019 № 144134/19), по итогам рассмотрения которого приняты решение ФАС России от 08.10.2019г. № ВК/87641/19 об удовлетворении поданного ходатайства и предписание ФАС России от 08.10.2019г. №ВК/87644/19;
- по приобретению 51 % голосующих акций АО «Югорская территориальная энергетическая компания - Белоярский» (вх. от 15.08.2019г. № 144117/19), по итогам рассмотрения которого приняты решение ФАС России от 08.10.2019г. № ВК/87632/19 об удовлетворении поданного ходатайства и предписание ФАС России от 08.10.2019г. №ВК/87634/19;
- по приобретению 51 % голосующих акций АО «Югорская территориальная энергетическая компания - Березово» (вх. от 15.08.2019г. № 144136/19), по итогам рассмотрения которого приняты решение ФАС России от 08.10.2019г. № ВК/87629/19 об удовлетворении поданного ходатайства и предписание ФАС России от 08.10.2019г. № ВК/87630/19;
- по приобретению 100 % минус одна акция от голосующих акций АО «Югорская территориальная энергетическая компания - Ханты-Мансийский район» (вх. от 15.08.2019г. № 144125/19), по итогам рассмотрения которого приняты решение ФАС России от 08.10.2019г. № ВК/87667/19 об удовлетворении поданного ходатайства и предписание ФАС России от 08.10.2019г. № ВК/87669/19;
- по приобретению 99,9999999898 % голосующих акций АО «Югорская региональная электросетевая компания» (вх. от 15.08.2019г. № 144122/19), по итогам рассмотрения которого приняты решение ФАС России от 08.10.2019г. № ВК/87618/19 об удовлетворении поданного ходатайства и предписание ФАС России от 08.10.2019г. №ВК/87619/19.
Статьей 6 Закона № 36-ФЗ установлен запрет юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
В целях обеспечения реализации указанных требований юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается иметь одновременно на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
В рамках рассмотрения поданных АО «Тюменьэнерго» ходатайств ФАС России установлено, что Общество входит в группу лиц ПАО «Россети» и осуществляет деятельность по передаче электрической энергии в границах первой ценовой зоны оптового рынка и мощности.
Кроме того, в группу лиц ПАО «Россети» входят также следующие компании, осуществляющие деятельность по купле-продаже электрической энергии в границах первой ценовой зоны оптового рынка электроэнергии и мощности:
- ОАО «Псковэнергосбыт»;
- ОАО «Екатеринбургэнергосбыт»;
- ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания»;
- ОАО «Калмэнергосбыт»;
- ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго»;
- ОАО «Каббалкэнерго»;
- ОАО «Севкавказэнерго».
В границах второй ценовой зоны оптового рынка электроэнергии и мощности деятельность по купле-продаже электрической энергии осуществляет АО «Тываэнергосбыт» (100% дочернее общество ПАО «Россети», являющееся региональной сбытовой компанией).
Таким образом, ФАС России было установлено, что в состав группы лиц ПАО «Россети» входят юридические лица, осуществляющие как деятельность по передаче электрической энергии, так и деятельность по купле-продаже электрической энергии, что свидетельствует о несоблюдении группой лиц ПАО «Россети» установленного статьей 6 Закона № 36-ФЗ запрета.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 33 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки антимонопольный орган принимает решение об удовлетворении ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, и об одновременной выдаче заявителю, и (или) лицам, входящим в его группу лиц, предписания, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в случае осуществления указанными лицами заявленных в ходатайстве сделки, иного действия.
Учитывая изложенное, согласно пунктам 2 оспариваемых Предписаний ФАС России в течение года с момента совершения сделки, указанной в пункте 1 Предписаний ФАС России (то есть сделки, заявленной в соответствующем ходатайстве), АО «Тюменьэнерго» или иным лицам, входящим в группу лиц ПАО «Россети», необходимо совершить действия, направленные на соблюдение требований статьи 6 Закона № 36-ФЗ по недопущению совмещения деятельности по передачи электрической энергии с деятельностью по купле-продаже электрической энергии.
Заявление Общества мотивировано тем, что в качестве лица, обязанного совершить предписанные действия, должно быть указано не АО «Россети Тюмень», а ПАО «Россети», которое является собственником акций сбытовых компаний.
Однако данный довод, как правильно указал суд первой инстанции, прямо противоречит содержанию Предписаний ФАС России, поскольку указанные в нем действия необходимо совершить АО «Тюменьэнерго» или иным лицам, входящим в группу лиц ПАО «Россети», а также положениям пункта 4 части 2 статьи 33 Закона о защите конкуренции, непосредственно предусматривающим возможность выдачи предписания заявителю, и (или) лицам, входящим в его группу лиц.
Довод Общества о том, что предписанные к осуществлению действия непосредственно не связаны с заявленными в ходатайствах сделках, противоречит фактическим обстоятельства дела.
Довод Заявителя о неисполнимости Предписания ФАС России также правильно отклонен судом первой инстанции в силу следующего.
В результате принятия решения об удовлетворении ходатайства о даче предварительного согласия на осуществление сделки антимонопольный орган полномочен выдавать предписание, содержащее поведенческие условия. Указанные полномочия антимонопольного органа прямо предусмотрены пунктом 4 частью 1 статьи 33 Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 33 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки антимонопольный орган вправе принять решение об удовлетворении ходатайства о даче согласия на осуществление сделки и об одновременной выдаче заявителю, и (или) лицам, входящим в его группу лиц, предписания, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в случае осуществления указанными лицами заявленной в ходатайстве сделки.
Перечень действий, направленных на обеспечение конкуренции, не может быть ограничен содержанием подпункта «н» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, но должен включать в свой состав любые действия, направленные на обеспечение конкуренции.
Данный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике (Определение Верховного Суда РФ от 28.04.2018г. № 305-АД18-721 по делу № А40-40228/2017, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2019г. № 09АП-30916/2019 по делу № А40-213330/2018).
Суд первой инстанции верно согласился с позицией Антимонопольного органа о том, что в случае приобретения АО «Россети Тюмень» голосующих акций указанных в ходатайствах юридических лиц, последние также войдут в состав группы лиц ПАО «Россети» и в понимании части 2 статьи 9 Закона о защите конкуренции будут рассматриваться как единый хозяйствующий субъект, применительно к которому распространяет свое действие установленный статьей 6 Закона № 36-ФЗ запрет.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что выводы ФАС России, содержащееся в пунктах 2 Предписаний ФАС России требование о соблюдении установленного статьей 6 Закона № 36-ФЗ запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и деятельности по купле-продаже электрической энергии, являются законными и обоснованными, принятыми в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и представленным в дело доказательствам соответствуют.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления АО «Россети Тюмень».
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.03.2020 по делу № А40-340871/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья: М.В. Кочешкова
Судьи: С.М. Мухин
ФИО1
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.