ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва
05 октября 2022 года Дело № А40-34993/22
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Петропавловской Ю.С., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1, доверенность от 01.01.2022;
от заинтересованного лица: ФИО2, доверенность от 05.08.2022; ФИО3, доверенность от 05.08.2022;
рассмотрев 28 сентября 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - ДТИУ города Москвы
на решение от 22 апреля 2022 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 21 июня 2022 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу № А40-34993/22
по заявлению ООО «Газпром питание»
об оспаривании постановления
к ДТИУ города Москвы,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Газпром питание» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ДТИУ города Москвы (далее - департамент) о признании незаконным постановления от 21.12.2021 № УГК-395/21 об административном правонарушении, по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22 апреля 2022 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 июня 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ДТИУ города Москвы обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заинтересованного лица поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, постановлением департамента от 21.12.2021 № УГК-395/21 общество привлечено к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150.000 руб.
Удовлетворяя заявленные обществом требования о признании незаконным постановления департамента от 21.12.2021 № УГК-395/21, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ), организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их оборота.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ, учет объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ.
В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ, программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота этилового спирта, спиртосодержащей продукции, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции, должны обеспечивать прием и передачу информации об обороте такой продукции.
Ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены статьей 26 Федерального закона № 171-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ предусмотрено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в Единой государственной автоматизированной информационной системе.
Суды указали, что действия, связанные с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ, поскольку на момент проведения департаментом проверки прием алкогольной продукции по товарно-транспортной накладной от 26.02.2021 № 0000323183 (TTN-0447009031) осуществлялся на основании договора поставки алкоголя для производства для нужд филиала «Московское УООП» ООО «Газпром питание» от 25.08.2021 № 707-ГП/2020-МСК, по которому общество закупает алкогольную продукцию в целях ее использования в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции, а именно: коньяк и вино для изготовления кондитерских изделий.
В соответствии с абзацем 8 пункта 2 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ, оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Единую государственную автоматизированную информационную систему.
Указанное требование не распространяется на учет объема закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (подпункт 4 пункта 2.1 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ).
Таким образом, суды правомерно отметили, что Федеральным законом № 171-ФЗ не предусмотрена обязанность организации фиксировать в Единой государственной автоматизированной информационной системе сведения о закупке алкогольной продукции в целях ее использования в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции.
Судами установлено, что общество закупало алкогольную продукцию по договору поставки алкоголя для производства для нужд филиала «Московское УООП» ООО «Газпром питание» от 25.08.2021 № 707-ГП/2020-МСК как конечный потребитель, а не для последующей перепродажи, о чем прямо указано в пункте 1.1 данного договора.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 48 раздела III Правил ведения и функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета информации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о концентрации денатурирующих веществ в денатурированном этиловом спирте (денатурате), об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2466 «О ведении и функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», суды правомерно заключили, что общество также освобождено от ведения учета объема закупки данной алкогольной продукции.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что событие административного правонарушения и противоправный умысел у общества отсутствуют.
Негативные последствия для государственного учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции судами не установлены.
Доказательств обратного департаментом судам не представлено.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных обществом требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22 апреля 2022 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 июня 2022 года по делу № А40-34993/22 оставить без изменения, кассационную жалобу ДТИУ города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий-судья В.В. Кузнецов
Судьи Ю.С. Петропавловская
Е.Е. Шевченко