ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-39616/2022 от 19.09.2022 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП -4, проезд Соломенной Сторожки, дом 12

адрес веб-сайта: http://9aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 09АП-53269/2022

город Москва

22.09.2022

дело № А40-39616/22

резолютивная часть постановления оглашена 19.09.2022

постановление изготовлено в полном объеме 22.09.2022

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПАО «Россети Кубань» на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.07.2022

по делу № А40-39616/22,

по заявлению ПАО «Россети Кубань»

к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии

о признании незаконными действий;

при участии:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 04.02.2022;

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 20.01.2022, ФИО3 по доверенности от 01.02.2022;

установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.07.2022 в удовлетворении заявленных ПАО «Россети Кубань» требований о признании незаконными действий Центрального аппарата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о приостановлении кадастрового учета и государственной регистрации права согласно уведомлению ЦА Росреестра от 07.12.2021 № КУВД-001/2021-49507679/6, отказано.

ПАО «Россети Кубань», не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по мотивам, изложенным в жалобе.

Представители административного органа и общества в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.

Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что у ПАО «Россети Кубань» находится объект недвижимого имущества «Электросетевой комплекс ПС-110/35/10 кВ «Лабинск-1» с прилегающей ПС и ВЛ» с кадастровым номером 0:0:0:3134 (запись о регистрации права от 27.12.2002 № 23:18:143.2002-165, инвентарный номер 256-К), расположенный на территории Лабинского и Мостовского районов Краснодарского края и Кошехабльского района Республики Адыгея.

ПАО «Россети Кубань» принято решение о разделении данного сооружения на 4 самостоятельных объекта недвижимости.

23.11.2022 ПАО «Россети Кубань» обратилось в Росреестр с заявлениями об осуществлении учетно-регистрационных действий (№ КУВД-001/2021- 49507679/6, № КУВД-001/2021-49507680) на 4 сооружения, образованные в результате раздела Электросетевого комплекса.

Уведомлением от 07.12.2021 № КУВД-001/2021-49507679/6 Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии учетно-регистрационные действия приостановлены по основаниям, предусмотренным п. п. 7, 35 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Не согласившись с уведомлением Управления Росреестра о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, заявитель обратился в Апелляционную комиссию по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

Решением Апелляционной комиссии по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.01.2022 заявление об обжаловании решения о приостановлении отклонено.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.

Согласно Уведомлению Росреестра по г. Москве от 07.12.2021 № КУВД-001/2021-49507679/6 основанием для приостановления учетно-регистрационных действий послужили положения, предусмотренные п. 35 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, электросетевой комплекс представляет собой производственно-технологический комплекс, предназначенный для приема, преобразования, распределения и передачи электрической энергии по проводам, в состав которого входят две подстанции и две линии электропередачи.

Подстанции и линии передачи электросетевого комплекса образуют единое целое и предназначены для единого функционального назначения.

Из содержания технического паспорта на электросетевой комплекс, подготовленного по состоянию на 07.08.2002 ГУП «Крайтехинвентаризация» следует, что Электросетевой комплекс ПС-110/35/10 кВ «Лабинск-1» - это производственно-технологический комплекс, предназначенный для приема, преобразования, распределения и передачи электрической энергии по проводам; подстанции и линии, входящие в электросетевой комплекс ПС-110/35/10 кВ «Лабинск-1», образуют единое целое и предназначены для единого функционального значения.

У каждого сооружения, входящего в состав электросетевого комплекса, своя функция.

Под трансформаторной подстанцией понимается электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, распределительных устройств, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений (п. 4.2.6 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.06.2003 № 242.

Аналогичное понятие трансформаторной подстанции содержится в Правилах технической эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6.

Воздушная линия электропередачи выше 1 кВ – устройство для передачи электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изолирующих конструкций и арматуры к опорам, несущим конструкциям, кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п. (п. 2.5.2 главы 2.5 Правил).

По смыслу п. 2 Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 № 486, воздушная линия электропередачи – это линия связи, обслуживающая электрическую сеть.

Понятие электрической сети также содержится в Правилах технической эксплуатации электроустановок, согласно которым, электрическая сеть – это совокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии, состоящая из подстанций, распределительных устройств, токопроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, работающих на определенной территории.

Таким образом, с учетом понятия «электрическая сеть», трансформаторные подстанции создаются посредством функциональной и технологической связи с другими линейными сооружениями (линиями электропередачи), образуя с ними единое целое, и являются неотъемлемой частью линейного сооружения. Линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейнокабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ).

Согласно, технического паспорта на электросетевой комплекс, установление составляющих электросетевого комплекса ПС-110/35/10 кВ «Лабинск-1» (сложной вещи) произведено филиалом ОАО «Кубаньэнерго» Лабинские электрические сети на основании проектной документации на строительство и исполнительной учетно-технической документации, обосновывающей неразрывность составляющих частей электросетевого комплекса (сложной вещи).

Таким образом, в техническом паспорте, содержащемся в реестровом деле, а также являющимся приложением к представленному для осуществления учетно- регистрационных действий на образованные объекты техническому плану от 17.11.2021, имеется прямое указание на то, что электросетевой комплекс ПС-110/35/10 кВ «Лабинск-1» является «сложной вещью».

Исходя из положений ст. 134 Гражданского кодекса Российской Федерации, если различные вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь).

Учитывая изложенное, образованные объекты являясь составной частью электросетевого комплекса, в отрыве друг от друга не могут быть самостоятельными объектами недвижимости без изменения их назначения, и соответственно без проведения соответствующих работ по реконструкции.

В Техническим паспорте, содержится в том числе графическая часть (схемы ВЛ и ПС), указывающие на взаимосвязь и неразрывность составляющих частей электросетевого комплекса.

При этом документов, подтверждающих что ПС и ВЛ изначально создавались в качестве самостоятельных объектов и имеют самостоятельное функциональное назначение заявителем не представлено.

Таким образом, образованные ВЛ и ПС в соответствии с техническим паспортом взаимосвязаны и представляют собой один (неразрывный) объект, предназначенный для единого функционального назначения.

При создании электросетевого комплекса образованные объекты являлись составной частью электросетевого комплекса; не предполагались и не вводились в оборот как отдельные объекты права; не предусматривались к самостоятельному использованию в отрыве от исходного объекта.

Документы, подтверждающие, что объекты, образованные в результате раздела электросетевого комплекса, будут иметь тот же класс, категорию, первоначально установленные показатели функционирования сооружения, что и преобразуемое линейное сооружение (электросетевой комплекс), и являться объектами недвижимости того же вида, что и исходное сооружение, смогут эксплуатироваться независимо друг от друга и способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных (самостоятельных) объектов гражданских прав в отрыве от электросетевого комплекса в орган регистрации прав заявителем не представлены.

В рассматриваемом случае, электросетевой комплекс не может быть разделен без проведения соответствующих работ по его реконструкции с проведением соответствующих процедур, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности (архитектурно-строительное проектирование, получение разрешения на строительство, ввод (приемка) его в эксплуатацию).

В силу положений п. 5 ч. 8, ч. 10 ст. 41, п. 7.3 ч. 2 ст. 14 названного Закона, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты, образуемые путем раздела объекта недвижимости, находящегося в собственности одного лица, является заявление, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, а также технический план, требования к подготовке которого и составу содержащихся в нем сведений, утверждены приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953.

Сведения о сооружении, за исключением сведений о местоположении такого сооружения на земельном участке и его площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство сооружения (в случае, если для строительства такого сооружения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности требуется получение такого разрешения), проектной документации такого объекта недвижимости (ч. 8 ст. 24 Закона, п. 20 Требований).

Разрешение Минстроя России на ввод образованных сооружений в результате раздела электросетевого комплекса не выдавалось.

Факт того, что раздел электросетевого комплекса произведен без получения необходимых документов, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности, также подтверждается разделом «Заключение кадастрового инженера» технического плана.

Технический план подготовлен на основании технического паспорта (который не является в рассматриваемом случае документом-основанием для его подготовки, поскольку подготовлен на электросетевой комплекс), сведения о проектной документации и разрешении на строительство, которые являются документами - основаниями и должны быть использованы при подготовки технического плана отсутствуют.

Таким образом, отсутствуют документы - основания как для подготовки технического плана образованных объектов, так и для осуществления учетно-регистрационных действий в отношении таких объектов.

В соответствии с ч. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома. Перечень случаев, при которых для осуществления строительства (реконструкции) объектов не требуется получение разрешения на строительство установлен ч. 17 ст. 51 названного Кодекса.

При этом в силу п. 5 ч. 17 ст. 51 Кодекса законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности также могут быть установлены дополнительные случаи, когда получение разрешения на строительство не требуется.

Соответственно, в иных не указанных в Градостроительном кодексе и в законодательстве субъектов Российской Федерации случаях требуется выдача разрешения на строительство.

Образованные объекты не относятся к таким объектам, для строительства которых в силу положений ст. ст. 48, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется подготовка проектной документации и получение разрешения на строительство.

Судом правомерно установлено, что положения ст. 41 Закона, которой установлены особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при образовании объекта недвижимости носят императивный характер.

При этом письма органов исполнительной власти, в том числе письма, на которые ссылается заявитель, носят разъяснительный характер и не являются обязательными предписаниями.

Общество с ограниченной ответственностью «Южный кадастровый центр», сотрудником которого является кадастровый инженер, подготовивший технический план, выдавшее заключения главного инженера проекта от 18.03.2021 № 259, не является органом, уполномоченным на выдачу документов, подтверждающих наличие или отсутствие необходимости проведения реконструкции Электросетевого комплекса в связи с его разделом в области градостроительной деятельности.

В соответствии с п. 3 Требований технический план состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы, обязательные для включения в состав технического плана, и разделы, включение которых в состав технического плана зависит от видов кадастровых работ.

Согласно подп. 2 п. 12 Требований, в состав технического плана, подготавливаемого в результате кадастровых работ в связи с созданием, образованием или изменением сведений об объекте недвижимости (кроме случая подготовки технического плана в отношении единого недвижимого комплекса), наряду с разделами, указанными в п. 11 Требований, включается описание местоположения объекта недвижимости (в состав технического плана машино-места включается в случаях, предусмотренных п. 7 Требований).

Правила заполнения раздела «Описание местоположения объекта недвижимости» технического плана, предусматривающие указание сведений о контуре сооружения определены п. п. 34 - 40 Требований, согласно которым, в частности: в технический план включаются координаты характерных точек контура сооружения, который представляет замкнутую линию, образуемую проекцией внешних границ ограждающих конструкций такого сооружения на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания такого сооружения к поверхности земли. Местоположение характерных точек контура определяется кадастровым инженером (абз. 2 п. 34).

В случае если сооружение имеет наземные, надземные и (или) подземные конструктивные элементы, контур такого сооружения на земельном участке определяется как совокупность контуров, образованных проекцией внешних границ наземных, надземных и (или) подземных ограждающих конструкций (в том числе колонн, арок (проездов), галерей, консолей, балконов и т.п.) такого сооружения на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания такого сооружения к поверхности земли (абзац 3 п. 34), проекции наземных, надземных, подземных конструктивных элементов сооружения, а также местоположение характерных точек контуров таких конструктивных элементов определяются кадастровым инженером и отображаются на чертеже контура объекта недвижимости (части объекта недвижимости, схеме расположения объекта недвижимости (части объекта недвижимости) на земельном участке специальными условными знаками (абз. 5 п. 34).

В случае если контур сооружения представляет собой совокупность отдельных контуров, в графе «1» реквизитов «1» и «2» раздела «Сведения о выполненных измерениях и расчетах», а также в графе «1» реквизитов «1.1» и «1.3» раздела «Описание местоположения объекта недвижимости» приводится номер каждого контура такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в соответствии с его обозначением на Чертеже (п. 35), в графе 7 реквизита 1.1 раздела «Описание местоположения объекта недвижимости» указывается тип контура - наземный, надземный или подземный в случаях, когда сооружение имеет наземные, надземные и (или) подземные конструктивные элементы (абзац 2 п. 40).

Типы контуров сооружения указываются на Чертеже соответствующими условными знаками (п. 53 Требований).

Понятие воздушной линии электропередачи содержится в Правилах устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 20.05.2003 № 187.

Воздушная линия (ВЛ) электропередачи напряжением до 1 кВ - устройство для передачи и распределения электроэнергии по изолированным или неизолированным проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным линейной арматурой к опорам, изоляторам или кронштейнам, к стенам зданий и к инженерным сооружениям (п. 2.4.2 главы 2.4 Правил).

Воздушная линия электропередачи выше 1 кВ - устройство для передачи электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изолирующих конструкций и арматуры к опорам, несущим конструкциям, кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п. (п. 2.5.2 главы 2.5 Правил).

В соответствии с п. 2 Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 № 486, воздушная линия электропередачи (линия связи, обслуживающая электрическую сеть) размещается на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий.

Принимая во внимание тот факт, что опоры являются конструктивными элементами воздушной линии электропередачи, проекции данных конструктивных элементов должны быть включены в контур такого объекта недвижимости, а также отражены в графической части технического плана сооружения.

Однако, технический план содержит различные сведения о контуре сооружений с наименованием «ВЛ-110 кВ «Ходзь-Мостовская» и ВЛ-110 кВ «Лабинск-1 – Ходзь», а именно: в элементе «SpatialElement Underground» указано значение «0», что соответствует признаку наземного контура; в графической части технического плана (файлы: ВЛ-110 кВ Лабинск-1- Ходзь.pdf; ВЛ-110 кВ Ходзь-Мостовская.pdf; схема расположения.pdf) контур сооружений отображен полностью как надземный (штрихпунктирной красной линией).

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Согласно п. 43 Требований в раздел «Характеристики объекта недвижимости» технического плана включаются в том числе сведения о кадастровом номере земельного участка (земельных участков), на котором (которых, под которым, которыми) расположено сооружение; в случае подготовки технического плана линейного сооружения указываются сведения в отношении всего линейного сооружения (номер кадастрового округа, кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в пределах которого (которых) расположено линейное сооружение.

В силу п. 8 ч. 4 ст. 8 Закона в кадастр недвижимости в качестве основных сведений вносятся кадастровые номера иных объектов недвижимости, в границах которых расположен объект недвижимости (кадастровый номер земельного участка, в границах которого расположено сооружение, если объектом недвижимости является сооружение).

При разделе электросетевого комплекса образуются новые объекты, каждый из которых имеет индивидуальные характеристики (наименование, протяженность, местоположение и т.д.), отличные от электросетевого комплекса, сведения о котором содержатся в ЕГРН.

В этой связи, в раздел «Характеристики объекта недвижимости» технического плана должны быть включены сведения о кадастровых номерах всех земельных участках, в границах которых расположены образованные объекты.

Вместе с тем, в нарушение указанных положений в техническом плане не указаны кадастровые номера земельных участков, на которых согласно представленным кадастровым инженером координатам расположены сооружения ВЛ110 кВ «Лабинск-1 – Ходзь», ВЛ-110 кВ «Ходзь-Мостовская».

На основании п. 9 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от 01.06.2021 № П/0241, федеральная государственная информационная система ведения Единого государственного реестра недвижимости обеспечивает в том числе взаимосвязь разделов ЕГРН, содержащих сведения об объектах недвижимого имущества (зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства), прочно связанных с земельным участком, и раздела ЕГРН, содержащего сведения о таком земельном участке.

В отсутствие в техническом плане информации о всех земельных участках, по которым проходят сооружения указанная взаимосвязь установлена не будет, и, как следствие, в ЕГРН будет отсутствовать информация о том, что в границах указанных земельных участков расположена высоковольтная линия электропередач; линии электропередач расположены в границах указанных земельных участков. Следовательно, представленный в регистрирующий орган технический план по содержанию не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. При изложенных обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются в полном объеме, судом первой инстанции исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана надлежащая правовая оценка с учетом действующего законодательства, фактических обстоятельств дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.07.2022 по делу № А40-39616/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья Т.Т. Маркова

Судьи М.В. Кочешкова

О.С. Сумина