ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-40983/2021-139-292 от 12.05.2022 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва                                                     Дело № А40-40983/21-139-292

19 мая 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2022 года

Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2022 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,

судей Латыповой Р.Р., Петропавловской Ю.С.,

при участии в заседании:

от истца (заявителя) ПАО «НМТП»: ФИО1 (дов. № 1110-07/294 от 30.12.2021 г.), ФИО2 (дов. от 27.12.2021 г.);

от ответчика (заинтересованного лица) Федеральной службы в сфере природопользования: ФИО3 (дов. № СР-37/30 от 30.12.2021 г.);

рассмотрев 12 мая 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу ПАО «НМТП»

на решение Арбитражного суда города Москвы от 18 октября 2021 г.,

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2022 г.,

по делу № А40-40983/21-139-292

по заявлению публичного акционерного общества «Новороссийский морской торговый порт»

к Федеральной службе в сфере природопользования

о признании незаконным предписания от 03 декабря 2020 г. № 0904-66Вн-П/021-1120 в части,

УСТАНОВИЛ: в период с 03 ноября 2020 г. по 01 декабря 2020 г. на основании распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Росприроднадзор, административный орган) от 30 октября 2020 г. № 67-р (далее - распоряжение о проведении проверки) проведена внеплановая выездная проверка в отношении публичного акционерного общества «Новороссийский морской торговый порт» (далее – ПАО «НМТП», общество, заявитель) с целью исполнения распоряжения руководителя Росприроднадзора от 27 октября 2020 г. № 56-р, изданного в соответствии с поручением заместителя председателя Правительства Российской Федерации ФИО4 от 04 сентября 2020 г. № ВА-П11-11039 о проведении внеплановых выездных проверок соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность по перегрузке и перевалке угля на морских портах в Российской Федерации.

По результатам проверки составлен акт проверки от 03 декабря 2020 г. № 0904-67Вн-А/022-1120, в котором зафиксированы выявленные нарушения.

03 декабря 2020 г. Росприроднадзором выдано предписание № 0904-66Вн-П/021-1120 (далее – предписание), в соответствии с которым ПАО «НМТП» предписано в срок до 01 марта 2021 г. устранить выявленные нарушения (всего 20 пунктов нарушений).

Считая свои права нарушенными, ПАО «НМТП» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Росприроднадзору о признании незаконным указанного предписания в части пунктов 1, 2, 5, 6, 9, 10, 12, 13, 14, 15.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 октября 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2022 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе ПАО «НМТП» просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

В отзыве на кассационную жалобу Росприроднадзор просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судом норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.

В заседании кассационной инстанции представитель ПАО «НМТП» поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Росприроднадзора против ее удовлетворения возражал.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, руководствуясь положениями Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды), Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемое предписание в оспариваемой части выдано уполномоченным органом, оно соответствует требованиям действующего законодательства и является исполнимым.

Судами дана надлежащая оценка по каждому пункту оспариваемого предписания.

В соответствии с пунктом 1 предписания - территория грузовых районов ПАО «НМТП» (объект НВОС МЛ-0123-003123-П), а именно участок территории Восточного пирса ПАО «НМТП» не оборудован сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды»

Согласно пункту 2 предписания - территория грузовых районов ПАО «НМТП» (объект НВОС МЛ-0123-003123-П), а именно участок территории Широкого пирса № 2, причал № 7Б, а также часть территории земельного участка с кадастровым номером 23:47:0206007:12 не оборудована сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Так, в ходе проверки установлено, что территория грузовых районов ПАО «НМТП» (объект НВОС МЛ-0123-003123-П), участок территории Восточного пирса ПАО «НМТП», участок территории Широкого пирса № 2, причал № 7Б, часть территории земельного участка с кадастровым номером 23:47:0206007:12, оголовок гидротехнического сооружения (Пристань № 4) (далее - ГТС), используемой обществом, а также часть территории нефтерайона «Шесхарис» ПАО «НМТП» (объект НВОС МЛ-0123-003112-П) не оборудованы сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, что свидетельствует о нарушении ПАО «НМТП» требований законодательства Российской Федерации

Указанный факт подтверждается предоставленными в материалы дела доказательствами - фотоматериалами № 1-1, 1-2, 1-3, 1-4, 1-5, 1-6, 1-7, 1-8, 1-9, 1-10, 1-11, 1-12, 1-13, 1-14, 1-15, 2-1, 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6, 2-7, 2-8, 2-9, 2-10, 2-11, 2-12, 2-13, 2-14, 2-15, 2-16, 2-17, 8-1, 8-2, 8-3, 8-4, 8-5, 16-1, 16-2, 16-3, 16-4, 16-5, 16-6, 16-7, 16-8, 16-9, 16-10, 16-11, 16-12, 16-13, 16-14, 16-15, 16-16, 16-17, 16-18, 16-19, 16-20, 16-21, 16-22, 16-23, 16-24, 16-25, 16-26, 16-27, 16-28, 16-29, 16-30, 16-31, 16-32, 16-33, 16-34, 16-35, 16-36, 16-37, 16-38, 16-39, 16-40, 16-41, 16-42, 16-43, 16-44, 16-45, 16-46, 16-47, 16-48, 16-49, 16-50.

В отношении пункта 5 предписания судами указано следующее.

В указанном пункте установлено, что 15 мая 2020 г. при осуществлении перегрузки (перевалки) угля навалом на причалах № 6а и № 6 Восточного пирса ПАО «НМТП» наблюдалось сильное пыление, в результате чего на поверхности акватории Черного моря в районе причалов № 6, № 6а Восточного пирса ПАО «НМТП» образовались отходы (угольная пыль), что подтверждается актом обора проб отходов № 412 от 15 мая 2020 г., протоколом испытаний (измерений) отхода № 465 от 28 мая 2020 г., протоколом испытаний (измерений) биотестирования № 466 от 28 мая 2020 г., экспертным заключением от 28 мая 2020 г. Однако, в результате изучения данных учета в области обращения с отходами установлено, что образованные отходы (угольная пыль) во 2 квартале 2020 года, в результате деятельности ПАО «НМТП», не были учтены обществом в материалах учета.

В ходе проведения проверки административным органом установлено, что Черноморо-Азовским морским управлением Росприроднадзора в мае 2020 года установлен факт образования у ПАО «НМТП» отхода перегрузки угля «Угольная пыль» IV класса опасности и по данному факту общество было привлечено к административной ответственности по части 4 стать 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

При этом в рамках производства по делу об административном правонарушении Управлением установлено, что у общества образовались отходы «Угольная пыль».

Факт загрязнения обществом водного объекта отходами перегрузки угля был предметом рассмотрения Ленинского районного суда города Новороссийска по делу № 12-71/2020 от 17 августа 2020 г., постановление Межрегионального управления Росприроднадзора № 0277/03/15 8-КНД/ПР/2020 вступило в законную силу, административный штраф был оплачен заявителем. Должностным лицом ПАО «НМТП», виновным в загрязнении морской акватории отходом перегрузки угля, административный штраф оплачен.

ПАО «НМТП» также были представлены различные документы, в том числе данные учета в области обращения с отходами за 2 квартал 2020 года, однако, выявленный Межрегиональным управлением в мае 2020 года отход «Угольная пыль» в нарушение пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) в надлежащем порядке ПАО «НМТП» учтен не был.

Отклоняя доводы общества о том, что методика (ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03 «Отбор проб почв, грунтов, донных отложений, илов, осадков сточных вод, отходов производства и потребления»), примененная 15 мая 2020 г. для отбора проб отхода «угольная пыль» с поверхности акватории Черного моря, не предназначена для таких целей, была отклонена судами на основании следующего.

В методических рекомендациях «Отбор проб почв, грунтов, донных отложений, илов, осадков сточных вод, отходов производства и потребления» (ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03) указано, что отбор проб для определения токсичности выполняется в соответствии с требованиями соответствующих методик. В данном случае использована методика ПНД Ф Т 14.1:2:3:4.10-04, в которой указано, что по агрегатному состоянию различают отходы твердые (пылеобразные, порошкообразные, зернистые, шлаки, гранулированные, кусковые), пасто-, смоло- и студнеобразные и др. Кроме того, отходы могут быть гомогенными или гетерогенными. В данном случае отбор проб производился отхода, имеющего гетерогенное агрегатное состояние.

В пункте 4.5 Методических рекомендаций «Отбор проб почв, грунтов, донных отложений, илов, осадков сточных вод, отходов производства и потребления» (ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03) указано, что твердые отходы производства и потребления отбираются из специально оборудованных сооружений, предназначенных для размещения (свалки, полигоны) и накопления (контейнера, емкости, площадки и т.д.) отходов или непосредственно в местах образования отходов.

Межрегиональным управлением в рамках проведения рейдового мероприятия, а также при производстве по делу об административном правонарушении было установлено, что обществом 15 мая 2020 г. производилась выгрузка вагонов с углем на площадку причала № 6 портальным краном 11 и портовым мобильным перегружателем «Liebherr» № 009, а также наборка груза (угля) с площадки причала № 6 с применением мобильных систем пылеподавления WLP 500 и WLP 700. Плотное скопление угольной пыли (отходов) на поверхности водного объекта Черного моря наблюдалось вдоль причалов № 6 и № 6а ПАО «НМТП» общей площадью 600 м2.

Акватория морского порта Новороссийск в момент проведения отбора проб являлась местом образования отходов. Данная методика отражена в акте отбора проб от 15 мая 2020 г. № 412Т.

В ПНД Ф 16.3.55-08 «Методика определения морфологического состава твердых отходов производства и потребления гравиметрическим методом» в разделе «Назначение и область применения» указано, что к отходам производства относятся, в том числе - побочные и попутные продукты. Образующаяся при перевалке угля угольная пыль попадает под данное определение.

Подпунктом 7.2 пункта 7 «Отбор, хранение и транспортировка проб» данной методики определено - Пробу отбирают из специально оборудованных сооружений, предназначенных для размещения и накопления отходов или непосредственно в местах образования отходов. Данная методика подтверждает, что на момент обора проб акватория порта Новороссийск являлась местом образования отходов. Данная методика отражена в Акте отбора проб от 15 мая 2020 г. № 412Т и протоколе испытаний (измерений) отхода от 28 мая 2020 г. № 465.

В соответствии с пунктом 7.3.1 статьи 7.3 «Отбор образцов» ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий (Переиздание) в случае, когда лаборатория проводит отбор образцов веществ, материалов или продукции для последующих испытаний или калибровки, она должна иметь план и методы их отбора. Метод отбора образцов должен учитывать факторы, которые необходимо контролировать, чтобы обеспечить достоверность результатов последующих испытаний или калибровки. План и метод отбора образцов должны быть доступны на месте проведения отбора. Планы отбора образцов должны основываться, когда это целесообразно, на соответствующих статистических методах. Обществом такие доказательства не представлены.

Указанный ПАО «НМТП» в жалобе СП 2.1.7.1386-03 представляет собой документ, предназначенный для расчета класса опасности отхода.

Вместе с тем, экоаналитическая лаборатория ФГБУ «ЧерАзтехмордирекция» не делает определение класса опасности отхода указанным расчетным методом, в связи с чем в Акте отбора проб от 15 мая 2020 г. № 412Т обоснованно не указан документ СП2.1.7.1386-03, а ПНДФ 16.3.55-08 не регламентирует содержание воды в отходе и в настоящий момент отсутствует нормативный документ, классифицирующий содержание воды в отходах производства и потребления.

Судами также отклонены доводы общества относительно того, что в акте отбора проб от 15 мая 2020 г. № 412Т отсутствует указание (запись) о проведении отбора именно угольной пыли и о нарушении правил транспортировки отобранных проб, поскольку все отобранные пробы в соответствии с пояснениями представителей Управления транспортируются в лабораторию только в специальных сумках-холодильниках, в которых находится поверенный в центре стандартизации термометр. В данном случае доставка и транспортировка проб осуществлялась ФГБУ «ЧерАзтехмордирекция» автомашиной Renault Logan, оснащенной автохолодильником MYSTERY (термоэлектрический холодильник и нагреватель МТС-24), который оснащен термометром ТЛ-4, поверенным в ЦСМ. Температура измерялась регулярно в течении транспортировки.

Ссылки общества на то, что «Угольная пыль» не является отходом производства и потребления, поскольку данный отход не включен в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (далее - ФККО), также были отклонены судами, поскольку в соответствии с письмом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06 ноября 2020 г. № 25-50/14287-ОГ «О рассмотрении обращения» (далее - письмо Минприроды), ФККО включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме.

В соответствии с пунктом 1, пунктом 3 статьи 14 Закона № 89-ФЗ хозяйствующие субъекты, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы I-V класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, а также составить паспорта отходов I-IV класса опасности.

Согласно пункту 5.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400, в полномочия Росприроднадзора входит ведение государственного кадастра отходов, который включает в себя государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов, федеральный классификационный каталог отходов.

В соответствии с письмом Минприроды на основе информации о классификационных признаках и классах опасности конкретных видов отходов, представляемой хозяйствующими субъектами в территориальные органы Росприроднадзора при подтверждении в установленном порядке отнесения видов отходов к конкретному классу опасности, формируется ФККО и банк данных об отходах.

Таким образом, первоначальным источником формирования информации по перечню отходов ФККО является хозяйствующий субъект, в деятельности которого образуются те или иные отходы.

Факт отнесения выявленного 15 мая 2020 г. Межрегиональным управлением отхода «Угольная пыль» к IV классу опасности подтверждается письменными доказательствами, в том числе протоколом испытаний (измерений) отхода от 28 мая 2020 г. № 465, протоколом испытаний (измерений) биотестирования от 28 мая 2020 г. № 466 и экспертным заключением от 28 мая 2020 г. ФГБУ «ЧерАзтехмордирекция».

Отсутствие в ФККО отхода «Угольная пыль», образующегося при производстве погрузочно-разгрузочной деятельности ПАО «НМТП», связано с нарушением ПАО «НМТП» порядка паспортизации указанного отхода, а также порядка учета в области обращения с отходами.

Относительно довода заявителя о том, что отход «Угольная пыль» учтен в составе отхода «Смет с территории предприятия малоопасный» (код ФККО 7 33 390 01 71 4), судами со ссылкой по положение Закона № 89-ФЗ указано на то, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом № 89-ФЗ.

Условия образования указанных видов отходов отличны друг от друга. Отход «Угольная пыль» образуется в процессе погрузочно-разгрузочных работ угля, а отход «Смет с территории предприятия малоопасный» образуется в процессе уборки территории предприятия. «Угольная пыль» не учтена обществом в составе отхода «Смет с территории предприятия малоопасный», что подтверждается паспортом отхода, действующим на дату проведения проверки, а в составе «Смета» значится угольная крошка, а не угольная пыль.

Кроме того, судами установлено, что в материалах дела об административном правонарушении имеются доказательства, свидетельствующие о загрязнении морской акватории порта Новороссийск отходом, образованным 15 мая 2020 г. в результате производства работ по порузке-разгрузке угля.

Доказательства, свидетельствующие о загрязнении морской акватории 15 февраля 2020 г. отходом, образованным в результате уборки территории ПАО «НМТП», отсутствуют.

По пункту 6 предписания судами установлено, что на поверхности участка акватории Черного моря у причалов № 4, № 5, № 6 Восточного пирса ПАО «НМТП» накапливались отходы (мусор). Общая площадь загрязнения составила 14 м2. (у причала № 4 пятно загрязнения Змх2м, у причала № 5 пятно загрязнения 1мх2м, у причала № 6 пятно загрязнения 2мхЗм).

На момент осмотра порывы ветра достигали более 6 м/с. В результате данных погодных условий с территории Восточного пирса ПАО «НМТП» в сторону Черного моря сдувало образующиеся в процессе осуществления хозяйственной деятельности отходы производства и потребления, в результате чего произошло загрязнение акватории. Поступление иных отходов (плавающего мусора) со стороны водной акватории к вышеназванным причалам не установлено.

Указанный факт подтверждается предоставленными в материалы дела доказательствами - фотоматериалами № 6-1, 6-2, 6-3, 6-4, 6-5, 6-6.

Таким образом, при осуществлении хозяйственной деятельности ПАО «НМТП» как оператором морского терминала не организованы должным образом мероприятия по охране окружающей среды, в результате чего произошло накопление отходов (мусора) на поверхности участка акватории Черного моря в районе причалов у причалов № 4, № 5, № 6 Восточного пирса ПАО «НМТП», тем самым было допущено загрязнение водного объекта.

Безопасные для окружающей среды условия и способы осуществления хозяйственной деятельности надлежащим образом не обеспечены в полном объеме.

В отношении пунктов 9 и 10 предписания судами установлено следующее.

Согласно пункту 9 предписания «ПАО «НМТП» на территории «Грузовых районов» принимает и на основании лицензии № (23)-23-00206-СТБ/П от 25 сентября 2020 г. обезвреживает (сжигает) отходы, образованные на иностранных судах без соответствующей лицензии.

Бытовые отходы, образующиеся на иностранных судах, а именно, мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров (код отхода по ФККО - 7 33 151 01 72 4), не включены в перечень отходов, с которыми «ПАО «НМТП» разрешается осуществлять деятельность на основании имеющейся у него лицензии № (23)-23-00206-СТБ/П от 25 сентября 2020 г.

Согласно пункту 10 предписания «ПАО «НМТП» на территории «Грузовых районов» принимает и на основании лицензии № (23)-23-00206-СТБ/П от 25.09.2020 обезвреживает (сжигает) отходы, образованные на иностранных судах, при этом паспортизация фактически образующегося и накапливаемого отхода на открытой территории Восточного района порта ПАО «НМТП» не проведена.

Росприроднадзором установлено, что в соответствии с паспортом отхода у ПАО «НМТП» в результате обезвреживания (сжигания) вышеуказанных отходов образуется следующий вид отхода: золы и шлаки от инсинераторов и установок термической обработки отходов (код по ФККО - 7 47 981 99 20 4), состоящий из компонентного состава: нефтепродукты - 0,29%, диоксид кремния - 87,09%, соединения алюминия - 1,19% соединения железа - 1,33%, вода - 10,1%.

20 ноября 2020 г. специалистами Экоаналитической лаборатории Новороссийского отдела Сочинского филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» в присутствии представителя по доверенности ПАО «НМТП» были отобраны пробы вышеуказанных отходов в целях определения морфологического состава и степени токсичности.

20 ноября 2020 г. специалистами Экоаналитической лаборатории Новороссийского отдела Сочинского филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» в присутствии представителя по доверенности ПАО «НМТП» в целях определения морфологического состава и степени токсичности отобраны пробы отходов, образованные в результате обезвреживания (сжигания) отходов в инсинераторной установке.

Составлен протокол отбора проб отходов № 51 О от 20 ноября 2020 г.

По результатам исследований (протокол компонентного состава проб отхода № 2960 от 25 ноября 2020 г., протокол биотестирования проб отхода № 297Б от 25 ноября 2020 г., экспертное заключение от 30 ноября 2020 № 145) установлено, что компонентный состав вышеуказанного отхода состоит из: зола от сжигания - 71,60%, стекло - 6,8%, металл черный (жесть) - 12,75%, металл цветной (аллюминий) - 4,30%, керамика - 4,55%, массовая доля нефтепродуктов - 2,27% >, массовая доля влаги < 0,05%. Наименование отхода - зола от сжигания отходов потребления на производстве, подобных коммунальным. Отход соответствует 4 классу опасности.

На основании вышеизложенного установлено, что морфологический состав фактически образуемого отхода не соответствует морфологическому составу, отраженному в утвержденном паспорте.

Таким образом, паспортизация фактически накапливаемого отхода на открытой территории Восточного района порта ПАО «НМТП» не проведена.

Материалы по отнесению вышеперечисленных отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения, а также соответствующие паспорта, не относящиеся к V классу опасности, предусмотренные статьей 14 Закона № 89-ФЗ, у общества отсутствовали.

Указанный факт подтверждается предоставленными в материалы дела доказательствами - фотоматериалами № 10-1, 10-2, 10-3, 10-4, 10-5, 10-6, 10-7, 10-8.

Пунктом 12 предписания установлено, что в результате хозяйственной деятельности ПАО «НМТП» образуются отходы, в том числе угольная пыль, что подтверждается результатами отбора проб. Однако паспортизация фактически образованных отходов на открытой территории Восточного района порта ПАО «НМТП» не проведена. Материалы по отнесению вышеперечисленных отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения, а также соответствующие паспорта, не относящиеся к V классу опасности, предусмотренные статьи 14 Закона об отходах производства и потребления у общества отсутствовали.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона об отходах производства и потребления на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

В ходе проверки установлено в результате хозяйственной деятельности ПАО «НМТП» образуются отходы, в том числе угольная пыль, что подтверждается результатами отбора проб.

Однако паспортизация фактически образованных отходов на открытой территории Восточного района порта ПАО «НМТП» не проведена. Материалы по отнесению вышеперечисленных отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения, а также соответствующие паспорта, не относящиеся к V классу опасности, предусмотренные статьи 14 Закона об отходах производства и потребления у общества отсутствовали.

Указанный факт подтверждается предоставленными в материалы дела доказательствами - фотоматериалами № 12-1, 12-2, 12-3, 12-4.

Относительно пунктов 13, 14 предписания судами установлено, что в соответствии с пунктом 13 предписания работы по устройству ливнеотвода на территории Широкого пирса № 1 осуществляются в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Из пункта 14 предписания следует, что работы по устройству ливнеотвода на территории Восточного пирса ПАО «НМТП» осуществлены в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В ходе проверки установлено, что приказом Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 04 июня 2018 г. № 80-О утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Устройство локальных очистных сооружений на территории Широкого пирса № 1, Широкого пирса № 2, Морского вокзала, Нефтерайона «Шесхарис».

Для обеспечения очистки ливневых стоков до качества нормативных требований природоохранных организаций по отводу стоков в Черное море проектными решениями ПАО «НМТП» предусмотрено:

на II очереди строительства на территории Широкого пирса № 1 на первом этапе осуществляется установка фильтр-патронов в количестве 84 шт. в реконструируемые дождеприемные колодцы, размещаемые на месте существующих, с подключением к существующей сети ливневой канализации.

На втором этапе дополнительно устанавливаются фильтр-патроны в количестве 81 шт. в проектируемые дождеприемные колодцы, что достаточно для обработки всей заявленной заказчиком площади водосбора в 21,2 га.

Однако на территории Широкого пирса № 1 осуществлялись работы по реконструкции существующей сети ливневой канализации в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Кроме того, с учетом функционального назначения ливневой канализации, реализация технических решений по проекту «Строительство локальных очистных сооружений Восточного пирса, с устройством ливневой канализации», предусматривает осуществление деятельности на портовом гидротехническом сооружении (причале), расположенном на территории морского порта, взаимодействующем с водной средой, относящейся к внутренним морским водам, и сопряжена с осуществлением деятельности, предусмотренной пунктом 7 статьи 11 Закона № 174-ФЗ.

Указанный факт подтверждается предоставленными в материалы дела доказательствами - фотоматериалами № Фото ММ 13-1,13-2,14-1,14-2.

Согласно пункту 15 предписания «ПАО «НМТП» разработана и утверждена инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и источников. Данная методика разработана с использованием методик расчета выбросов, отраженных в техническом отчете по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, (список использованной литературы), представленных юридическим лицом. Установлено, что ПАО «НМТП» при определении величин выбросов загрязняющих веществ и установлении нормативов выбросов продолжается использование методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не включенных в Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (за исключением пп. 12, 21, 25 Списка использованной литературы).

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферных воздух и их источников.

Статьей 22 Закона № 96-ФЗ закреплена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по проведению инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), а также по документированию и хранению полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведений.

Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 10 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденного приказом Минприроды России от 07 августа 2018 г. № 352 (далее - Порядок), установлено, что перечень выбрасываемых загрязняющих веществ для каждого стационарного источника выбросов составляется на основе анализа данных о технологических процессах, в результате которых образуются выбросы, включая документацию хозяйствующих субъектов, регламентирующую порядок проведения технологических операций и процессов на объекте ОНВ, проектную (конструкторскую) документацию оборудования, материальный баланс применяемых технологических процессов, информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям, разработанные и опубликованные в соответствии с пунктами 6, 7 и 9 статьи 28.1 Закона от об охране окружающей среды и методики расчета выбросов, включенные в перечень методик расчета выбросов ЗВ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 15 Правил разработки и утверждения Расчетных методик, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. № 422 (далее - Правила), применение Расчетной методики допускается после ее включения в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, формируемый Минприроды России.

Таким образом, у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты негативного воздействия на окружающую среду, применяющих для определения величин выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников методики (методы) измерений, имеется обязанность применения расчетных методик, внесенных в открытый перечень.

В ходе проверки установлено, что ПАО «НМТП» при определении величин выбросов загрязняющих веществ и установлении нормативов выбросов продолжается использование методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не включенных в Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (за исключением пунктов 12, 21, 25 Списка использованной литературы).

Следовательно, ПАО «НМТП» нарушены требования статьи 22 Закона № 96-ФЗ и пункта 10 Порядка.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2021 г. № 109 внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 г. № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах», согласно которым до 01 июля 2021 г. при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также корректировки ее данных в целях подготовки материалов для комплексных экологических разрешений, разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, деклараций о воздействии на окружающую среду допускается применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без включения таких методик в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, формирование и ведение которого осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Таким образом, действия ПАО «НМТП» по использованию при определении величин выбросов загрязняющих веществ и установлении нормативов выбросов методик, не включенных в Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, образующие объективную сторону вмененного обществу правонарушения, Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2021 г. ошибочны.

Ссылки общества на неисполнимость предписания были отклонены судами с указанием на то, что в предписании указаны конкретные причины и условия, законные и обоснованные меры для их устранения.

Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.

При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в оспариваемой части.

Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую оценку. Оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется.

Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене принятых судебных актов.

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 18 октября 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2022 г. по делу № А40-40983/21-139-292 оставить без изменения, кассационную жалобу ПАО «НМТП» – без удовлетворения.

Председательствующий-судья                                            Е.А.Ананьина

Судьи                                                                                                     Р.Р.Латыпова

                                                                                                     Ю.С.Петропавловская