ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-38462/2022
г. Москва Дело № А40-41511/22
19 августа 2022 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Захарова С.Л.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу
ТСЖ «Курчатовское»
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25.05.2022 по делу №А40-41511/22 (2-213)
по заявлению ТСЖ «Курчатовское»
к ОАТИ г. Москвы
о признании незаконным постановления,
без вызова сторон
У С Т А Н О В И Л:
ТСЖ «Курчатовское» (далее – заявитель, ТСЖ) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления ОАТИ г. Москвы (далее также – ответчик, ОАТИ) № 22- 51-У01-22482/01 от 22.02.2022 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.10 КоАП г. Москвы.
Решением суда от 25.05.2022 в удовлетворении заявленных требований, отказано.
ТСЖ, не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по мотивам, изложенным в жалобе.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением ОАТИ г. Москвы № 22-51-У01-22482/01 от 22.02.2022, заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.10 КоАП города Москвы, обществу назначено административное наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В связи с многочисленными жалобами, поступившими на портал Правительства Москвы «Наш город», ОАТИ было проведено визуальное обследование объекта благоустройства по адресу: <...> д. 1,3,5,7 и др..
В ходе обследования выявлено нарушение требований п. 10.14, 10.2 "Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г.Москве" утв. ППМ от 09.11.1999 № 1018, а именно: выявлен факт невыполнения работ по уборке снежных масс, образовавшихся после очистки скатных кровель жилых строений от снега и наледи.
Договор с балансодержателем территории на выполнение уборочных работ и вывоза снежных масс не оформлялся, о чем имеется обращение ГБУ г.Москвы «Жилищник района Щукино».
Ответственная организация - ТСЖ "Курчатовское".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 06 июля 2016 г. N 387-ПП «О систематическом наблюдении (мониторинге) и контроле в области благоустройства в городе Москве» ОАТИ осуществляет систематическое наблюдение (мониторинг) за состоянием объектов благоустройства в городе Москве их соответствие обязательным требованиям путем проведения, в том числе, в форме визуального обследования объектов (элементов объектов) благоустройства с выходом на территорию, в том числе с использованием средств фото- и киносъемки, видеозаписи, планшетных компьютеров и беспилотных летательных аппаратов с установленным на них специализированным программно-аппаратным комплексом.
В ходе мониторинга выявляются и фиксируются факты нарушений обязательных требований.
При проведении мониторинга не требуется взаимодействие должностных лиц Объединения с собственниками, иными правообладателями объектов (элементов объектов) благоустройства, лицами, ответственными за содержание объектов (элементов объектов) благоустройства, и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований уполномоченных должностных лиц Объединения.
Уполномоченными должностными лицами Объединения, осуществившими мониторинг, составляется рапорт о проведенном визуальном обследовании объектов (элементов объектов) благоустройства с выходом на территорию с указанием в нем выявленных нарушений обязательных требований.
Нарушение обязательных требований фиксируется средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, планшетными компьютерами, иными устройствами с установленным на них специализированным программно-аппаратным комплексом, указанными в утвержденном Объединением перечне средств фото- и киносъемки, видеозаписи, планшетных компьютеров и беспилотных летательных аппаратов с установленным на них специализированным программно-аппаратным комплексом, используемых уполномоченными должностными лицами Объединения при осуществлении мониторинга в форме визуального обследования объектов (элементов объектов) благоустройства с выходом на территорию.
Уполномоченным должностным лицом Объединения, зафиксировавшим нарушение обязательных требований, устанавливается лицо, допустившее нарушение обязательных требований.
При обнаружении по результатам мониторинга в форме визуального обследования объектов (элементов объектов) благоустройства с выходом на территорию с использованием средств фото- и киносъемки, видеозаписи, планшетных компьютеров и беспилотных летательных аппаратов с установленным на них специализированным программно-аппаратным комплексом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в области благоустройства, предусмотренного Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, уполномоченное должностное лицо Объединения уведомляет собственника (правообладателя) объекта (элемента объекта) благоустройства, допустившего нарушение обязательных требований, о выявлении административного правонарушения и вызывает его для дачи объяснений, составления протокола об административном правонарушении и выдачи предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований с указанием срока выполнения такого предписания. 03.02.2022 в отношении ТСЖ «Курчатовское» был составлен протокол № 22- 51-У01-00482/01.
Протокол составлен в отсутствии представителя ТСЖ «Курчатовское», уведомленного надлежащим образом. 22.02.2022 состоялось рассмотрение дела об административном правонарушении в присутствии представителя заявителя - ФИО1 (доверенность от 14.02.2022 № Т-21-049).
По результатам рассмотрения материалов дела, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, должностным лицом ОАТИ было вынесено постановление № 22-51-У01-00482/01 о привлечении ТСЖ «Курчатовское» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.10 КоАП города Москвы.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения 25.1, 28.2, 28.4, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10, судом не установлено.
Факт совершения Обществом вмененного правонарушения, установлен и подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами: актом осмотра, протоколом об административном правонарушении, приложенными к протоколу фотоматериалами.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с п. 10.2 Правил, на территории города не допускается сброс бытового и строительного мусора, отходов производства, тары, спила деревьев, листвы, снега.
В соответствии с п. 10.14 Правил, 10.14. Очистка крыш зданий от снега, наледеобразований, со сбросом его на тротуары, допускается только в светлое время суток с поверхности ската кровли, обращенного в сторону улицы. Сброс снега с остальных скатов кровли, а также плоских кровель должен производиться на внутренние дворовые территории. Перед сбросом снега необходимо провести охранные мероприятия, обеспечивающие безопасность прохода жителей и движения пешеходов. Сброшенный с кровель зданий снег и ледяные сосульки немедленно убираются на проезжую часть и размещаются вдоль лотка для последующего вывоза (по договору) организацией, убирающей проезжую часть улицы.
В управлении ТСЖ «Курчатовское» находится 3 многоквартирных дома со скатными кровлями, подлежащими очистке от снега и наледи в зимний период времени, в том числе дома по адресу: ул.Маршала Новикова, д.1 и д.3. В соответствии с Правилами и регламентом зимней уборки, снег счищаемый с кровель многоквартирных домов подлежит уборке, вывозу и утилизации.
В связи с неосуществлением ТСЖ «КУРЧАТОВСКОЕ» своевременной уборки и вывоза снега, очищаемого с кровель многоквартирных жилых домов на различные городские порталы поступают многочисленные жалобы жителей. Обследованием от 19.01.2022 установлено, что снежные массы, образовавшиеся после очистки скатных кровель не вывезены и локализованы (сложены) в районе домов 1, 3 и др. по улице Маршала Новикова.
По информации ГБУ «Жилищник района Щукино» договор на уборку, вывоз и утилизацию снега, счищаемого с кровель многоквартирных домов, находящихся под управлением ТСЖ «КУРЧАТОВСКОЕ» - отсутствует.
Таким образом, вопреки утверждению в апелляционной жалобе об обратном, ТСЖ «Курчатовское» является субъектом данного правонарушения. При этом обязанность собственника по надлежащему содержанию прилегающей к многоквартирному дому территории следует из ст. 36 ЖК РФ и вышеуказанных Правил.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч.1 ст.8.10 КоАП г.Москвы.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.10 КоАП Москвы, нарушение установленных Правительством Москвы правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, за исключением случаев, предусмотренных статьями 4.8 и 8.16 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с п.4.1.1 КоАП РФ наказание в виде штрафа было заменено на предупреждение.
При вынесении решения должностным лицом принято во внимание, что ТСЖ «Курчатовское» привлекается к административной ответственности впервые, причинение вреда или угроза причинения вреда отсутствует, ТСЖ «Курчатовское» добровольно исполнило предписание до вынесения постановления по делу.
Как разъяснено в п. 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.
При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Доказательств, подтверждающих факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений до даты обнаружения выявленных административных правонарушений, в материалы дела не представлено, в связи с чем, суд пришел к выводу о наличии вины учреждения в совершении вменяемого административного правонарушения.
Согласно ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Ответчик представил доказательства законности и обоснованности привлечения общества к административной ответственности.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о законности постановления ОАТИ г. Москвы № 22-51-У01-22482/01 от 22.02.2022.
Оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст. ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.05.2022 по делу №А40-41511/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья С.Л. Захаров